Перспективы развития расходов бюджетов в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать расходную часть бюджета.
Исходя из поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
определяется сущность расходов бюджета;
выявляется состав его расходной части;
приводится классификация бюджетных расходов;
указывается ряд факторов, оказывающих воздействие на объем расходной части бюджета.
производится анализ динамики величин расходов бюджета Алтайского края за последние пять лет;
рассматриваются все статьи и разделы бюджета, а также выявляются причины изменения их доли в структуре расходов;
демонстрируются проблемы связанные с расходами бюджета;
представляется вниманию ряд решений сложившейся ситуации в перспективе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………........…..……..…..3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА И ИХ СОСТАВ……………………………………………..…….………………..……....5
1.1.Структура расходов бюджета и их состав…………...………..….…..….5
1.2.Классификация расходов бюджета……………………………..………..7
1.3.Особенности расходов бюджетов как экономической категории………11
ГЛАВА 2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………...…....14
2.1. Анализ динамики расходов федерального бюджета РФ с 2008 по 2010гг…………………………………………………………………….…….…..…..14
2.2. Анализ структуры расходов федерального бюджета РФ……..……….19
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………...……………..........................................….28
3.1. Основные задачи бюджетной политики на 2008–2010 гг……………28
3.2. Основные подходы к формированию расходов федерального бюджета на 2012-2014 годы…………………………………………………………………31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………….…39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Работа содержит 1 файл

Расходы бюджета. 1.doc

— 662.00 Кб (Скачать)

       Кроме того, размер материнского (семейного) капитала, предусмотренного Федеральным  законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в 2008 году был увеличен с 267 500,0 рублей до 271 250,0 рублей [3].

       Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции в соответствующей сфере деятельности, направили в установленном порядке бюджетные ассигнования в уставный капитал открытого акционерного общества «Сангтудинская ГЭС-1» вместо планируемых в 2008 году  2 500 000,0 тыс. рублей, сумму 5 000 000,0 тыс. рублей в целях завершения строительства гидроэлектростанции.

       Размер  бюджетных кредитов бюджетам РФ, предоставляемых  из федерального бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на эти  цели, был увеличен с 10 000 000,0 тыс. руб. до 20 000 000,0 тыс. рублей, для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, и осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий.

         Согласно закону «О федеральном бюджете на 2009г. и на плановый период 2010г. и 2011г.», принятом Государственной думой 31 октября 2008г. и одобренный Советом Федерации 12 ноября 2008г, расходы федерального бюджета РФ запланированы в объеме 9 трлн. 24,7 млрд. руб. (17,5% ВВП) [4]. Однако плановые расходы федерального бюджета были скорректированы на законодательном уровне Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»[6]. Закон был подготовлен в целях финансового обеспечения расходных обязательств РФ, возникших в данном финансовом году, а также с целью осуществления дополнительной капитализации банковских кредитных организаций. Расходы федерального бюджета на 2009г. были утверждены в сумме 9 трлн. 845 млрд. 217,6 млн. руб. (или 24,2% ВВП). Увеличение объема расходов федерального бюджета на 2009г. обеспечивалось за счет аналогичного увеличения объема дефицита федерального бюджета. Дефицит федерального бюджета на 2009г. составил 3 трлн. 131 млрд. 396,6 млн. руб. (или 7,7% ВВП).

       Изменение общей суммы расходов федерального бюджета было связано с учетом в законе планируемых операций по дополнительной капитализации банковского сектора посредством обмена облигаций федерального займа в сумме до 150 млрд. руб. на привилегированные акции банковских кредитных организаций.

       Остальные внесенные изменения в закон  о бюджете были связаны с предложениями по перераспределению бюджетных ассигнований в пределах общего объема расходов. Реализация закона позволила увеличить расходы федерального бюджета в 2009г. Также был профинансирован ряд приоритетных направлений за счет ожидаемой экономии бюджетных ассигнований в размере 141 млрд. 776,6 млн. руб. Указанные средства предлагалось направить на реализацию публичных нормативных обязательств Российской Федерации в сумме 10 млрд. 360,7 млн. руб. На поддержку реального сектора экономики было направлено 70 млрд. 882,8 млн. руб. и др.

       На  социальное обеспечение отдельных категорий граждан предусматривалось 29 млрд. 439,8 млн. руб., резерв на покрытие возможного в 2009г. дефицита Фонда социального страхования РФ по обязательному страхованию в случае превышения бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом фонда на 2009г. на выплату пособий по обязательному социальному страхованию составил 14 млрд. 707,6 млн. руб., бюджетные инвестиции предусматривались в сумме 8 млрд. 001,6 млн. руб., а также другие мероприятия в сумме 8 млрд. 384,1 млн. руб.

       Расходы федерального бюджета на 2010г., по плановым показателям, установленным Федеральным законом № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», равны 9 886 920 940  ,1 тыс. рублей [5]. Но уже в июне 2010г. Правительство РФ одобрило поправки в федеральный бюджет на 2010г.

       Законопроектом  предусматривалось увеличение общего объем расходов федерального бюджета  на 325,5 млрд. руб. до 10212,4 млрд. руб., однако, доля расходов по отношению к ВВП  снижается на 0,2% и составит 22,7% к  уточненному объему ВВП.

       Одобренные  поправки в закон «О федеральном бюджете на 2010г.» предусматривают увеличение на 150 млрд. руб. расходов на покрытие дефицита бюджета ПФР и выделение 13,1 млрд. руб. на финансирование региональной и федеральной доплат к пенсиям.

       Поправками предусматривалось выделение 82,3 млрд. руб. на обеспечение жильем ветеранов ВОВ, 42,9 млрд. руб. – на жилье для военнослужащих, увольняемых из Вооруженных сил, 10 млрд. руб. – на жилье для граждан, уволенных с военной службы и состоящих на учете в органах местного самоуправления.

       Также дополнительно выделили 10 млрд. руб. на программу утилизации подержанных автомобилей, 7,8 млрд. руб. – на создание системы безопасности на транспорте, 16 млрд. руб. – на строительство новых городских дорог, 5 млрд. руб. – на дотации на сбалансированность бюджетов. Кроме того, дополнительные средства выделили и на реализацию ряда инвестиционных проектов.

       В 2008 году было реализовано принятое Правительством Российской Федерации в конце 2007 года решение о переходе федеральных бюджетных учреждений на новые системы оплаты труда с соответствующим финансовым обеспечением этого решения за счёт средств федерального бюджета. С 1января 2009г. решения об увеличении минимального размера оплаты труда до 4330 рублей.

       Таким образом, в 2009 году средний размер социальной пенсии достиг величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии по старости – превысив прожиточный минимум пенсионера более чем в 1,3 раза.

       Федеральным законом «О федеральном бюджете  на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» был предусмотрен существенный рост бюджетных расходов на реализацию приоритетных направлений государственной политики.

       Для полноценного использования преимуществ 3-летнего бюджета следует минимизировать внесение поправок в утверждённый бюджет, что позволит не только эффективно использовать уже запланированные бюджетные ассигнования, но и сохранить ресурсы для принятия в очередном бюджетном цикле новых расходных обязательств[2]. Безусловное исполнение действующих расходных обязательств, реализация уже принятых решений – базовый принцип ответственной бюджетной политики  

2.2. Анализ структуры расходов федерального бюджета РФ

       Исходя  из изменений, представленных в таблице 1, относительно расходной части бюджета на 2009 год по сравнению с бюджетами на 2 предыдущих года, в разрезе крупных статей расходов в целом оказалось всего 5 статей.

                                                                                                                       Таблица 1

            Структура расходов бюджета с 2007 по 2009гг. (млрд. руб.)             

Структура расходов федерального бюджета 2007 2008 2009
Общегосударственные вопросы 815,7 839,4 829,4
Национальная  оборона 831,9 1041 1188
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 667 835,6 1005
Национальная  экономика 692,6 1025 1651
Жилищно-коммунальное хозяйство 294,9 129,5 151,6
Охрана  окружающей среды 8,2 10,2 13
Образование 294,6 355 418
Культура, кинематография, средства массовой информации 71 88,9 111,7
Здравоохранение, физическая культура и спорт 196,5 278,2 352,3
Социальная  политика 214 293,6 323,5
Межбюджетные  трансферты 1900 2675 3594
Условно утвержденные расходы 0 0 0

       «Источник: официальный сайт Минфина РФ» 

       Такими статья являются межбюджетные трансферты (37,3%), национальная экономика (17,1%), национальная оборона (12,3%), национальная безопасность и правоохранительная деятельность (10,4%) и общегосударственные вопросы (8,6%) [Приложение 3]. В то же время все остальные виды расходов оказались с меньшими показателями: образование (4,3%), физическая культура и спорт (3,6%), социальная политика (3,3%), жилищно-коммунальное хозяйство (1,6%), культура, кинематография, СМИ (1,2%), охрана окружающей среды (0,1%) [Приложение 3].

       Рассмотрим  статью межбюджетные трансферты как  одну из самых значительных в совокупности расходов федерального бюджета РФ. С 2007 по 2009гг. расходы по данной статье возросли в 1,9 раза, однако динамика её компонентов ещё более драматична. Особое положение по разделу расходов занимают «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов». Важной составляющей межбюджетных трансфертов являются трансферты Пенсионному фонду.

       Бюджетные ассигнования федерального бюджета на выплату  базовой части трудовой пенсии для перечисления Пенсионному фонду Российской Федерации составили:

       на 2007 год -  590 млрд. рублей;

       на 2008 год  –707,7 млрд. рублей, что на 26,4% больше, чем в 2007 году;

       на 2009 год – 876,6 млрд. рублей, что на 23,9% больше, чем в 2008 году [19].

       Общая сумма ежемесячных денежных выплат предусмотрена для направления   в полном объеме в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих размерах:

       в 2007 году – 242,2 млрд. рублей;

       в 2008 году – 251,7 млрд. рублей, что на 3,8% больше, чем в 2007 году;

       в 2009 году – 266,5 млрд. рублей, что на 5,9% больше, чем в 2008 году[20].

       Кроме того, в целях обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации были учтены расходы федерального бюджета на покрытие дефицита Фонда на 2007 год в сумме 110,08 млрд. руб., на 2008 год в сумме 184,6 млрд. рублей, на 2009 год – 149,1 млрд. рублей [20].

       Также в проекте федерального бюджета  на 2008 год и на период до 2010 года были заложены дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2008 год в объеме 328,6 млрд. рублей, на 2009 год – 351,0 млрд. рублей, на 2010 год – 373,8 млрд. рублей [2].

       Фонду социального страхования Российской Федерации перечислились средства в размере 9,07 млрд. рублей в 2007г., 9 млрд. рублей в 2008г., 9,7 млрд. рублей  в 2009г [19]. Рост расходов  позволил обеспечить выдачу инвалидам технических средств реабилитации в соответствии с расширенным Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным  распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005г. № 2347-р.

       В пределах 18 млрд. рублей с 2007 по 2009гг. предусматривались  средства на выплату пособий по уходу  за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, и гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий. Объемы трансфертов, переданных ФФОМС, составил в 2007 году  85,8 млрд. рублей, в 2008 году  - 45,7 млрд. рублей и в 2009 году – 31,4 млрд. рублей [20].

       В части дотаций бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований с точки зрения  обеспечения функции государства  по выравниванию бюджетной обеспеченности регионов и недопущения увеличения дифференциации в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в 2008,так и в 2009 году было предусмотрено увеличение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации по сравнению с 2007 годом более высокими темпами, чем прогнозные показатели динамики инфляции.

       Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ составили на 2007 год  – 260,4 млрд. рублей, на 2008 год – 328,6 млрд. рублей, на 2009 год – 374,0 млрд. рублей [20].

       Однако  налицо снижение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, с 32,7 млрд. рублей в 2007г. до 27 млрд. рублей в 2009г [20].

       Относительно  дотаций на поощрение достижений наилучших показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, следует сказать о том, что их величина находилась в период 2007-2009гг. в пределах 2 млрд. рублей [20].

       Говоря  о субсидиях бюджетам субъектов  Российской Федерации  и муниципальных  образований следует сделать  вывод о том, что их величина имеет тенденцию к увеличению до 530,1 млрд. рублей в 2009г. Подобная ситуация наблюдается по отношению к субвенциям бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: данная величина составила 284, 4 млрд. рублей в 2009г. [20].

Информация о работе Перспективы развития расходов бюджетов в РФ