Перспективы развития расходов бюджетов в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать расходную часть бюджета.
Исходя из поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
определяется сущность расходов бюджета;
выявляется состав его расходной части;
приводится классификация бюджетных расходов;
указывается ряд факторов, оказывающих воздействие на объем расходной части бюджета.
производится анализ динамики величин расходов бюджета Алтайского края за последние пять лет;
рассматриваются все статьи и разделы бюджета, а также выявляются причины изменения их доли в структуре расходов;
демонстрируются проблемы связанные с расходами бюджета;
представляется вниманию ряд решений сложившейся ситуации в перспективе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………........…..……..…..3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА И ИХ СОСТАВ……………………………………………..…….………………..……....5
1.1.Структура расходов бюджета и их состав…………...………..….…..….5
1.2.Классификация расходов бюджета……………………………..………..7
1.3.Особенности расходов бюджетов как экономической категории………11
ГЛАВА 2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………...…....14
2.1. Анализ динамики расходов федерального бюджета РФ с 2008 по 2010гг…………………………………………………………………….…….…..…..14
2.2. Анализ структуры расходов федерального бюджета РФ……..……….19
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………...……………..........................................….28
3.1. Основные задачи бюджетной политики на 2008–2010 гг……………28
3.2. Основные подходы к формированию расходов федерального бюджета на 2012-2014 годы…………………………………………………………………31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………….…39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Работа содержит 1 файл

Расходы бюджета. 1.doc

— 662.00 Кб (Скачать)
tify">       Классификация расходов бюджета представлена на рисунке 1:

Рис.1: Классификация расходов государственного бюджета РФ

       Функциональная  классификация  - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. [7,с.77]. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

         Первый уровень - разделы, которые определяют расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Этот уровень включает следующие разделы: государственное управление и местное самоуправление; судебная власть; международная деятельность; национальная оборона; правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; промышленность, энергетика и строительство; сельское хозяйство, рыболовство и др.

       Второй уровень - подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

         Классификация целевых статей расходов федерального бюджета – это третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ, отражающий финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

       Классификация видов расходов бюджета – это  четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ, детализирующий направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям [7,с.78].

       Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами[6,с.78]. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

       Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. Капитальные  расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и  инвестиционную деятельность.

       В свою очередь, разделы делятся на подразделы и включают виды расходов, которые делятся на статьи затрат.

       Классификация источников финансирования дефицитов  бюджетов РФ является группировкой заемных  средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

       Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

       Первым  уровнем этой классификации является перечень прямых получателей средств  из федерального бюджета (министерства, ведомства, организации, каждому из которых присвоен код).

       Второй  уровень – это классификация  целевых статей расходов федерального бюджета. Она отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

       Третий  уровень – классификация видов расходов федерального бюджета, определяющая направления финансирования по целевым статьям детально.

       Ведомственная структура расходов федерального бюджета, устанавливающая расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

       Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов РФ, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

       Ведомственная классификация расходов местных бюджетов является группировкой расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

     Распределение расходных полномочий между различными уровнями бюджетной системы представлено в Приложении 2.

       Бюджетные расходы покрываются за счет сбора  налогов, неналоговых поступлений, займов и выпуска денежных знаков[7, с.76]. 

1.3.Особенности  расходов бюджетов  как экономической  категории

       С экономической точки зрения расходы  выражают совокупность экономических  отношений, на основе которых происходит процесс использования средств  бюджетного фонда по различным направлениям[15]. Эти отношения возникают между государством, как плательщиком средств, и юридическими и физическими лицами как получателями средств.

       Для того чтобы понять существенные особенности  расходов бюджетов в экономическом  аспекте, следует рассмотреть их зависимость от определенного круга факторов.

       Прежде  всего, величина бюджетных расходов определяется объемом валового внутреннего  продукта страны; величиной доходов  государства, которая, в свою очередь, зависит от уровня налогообложения, собираемости налогов, неналоговых поступлений в бюджет; предпочтениями общества в пользу перераспределительных программ и рядом других факторов[15]. Для государственных расходов в целом характерна тенденция к опережающему росту по отношению к ВВП. Остановимся  более подробно на факторах, определяющих динамику расходов:

       Экономическое развитие страны. Если страна находится на этапе экономического подъема, доходы бюджета растут и, как следствие, расширяются возможности по осуществлению бюджетных расходов. Политические силы, представляющие интересы различных общественных кругов (малообеспеченных слоев населения, предпринимателей, получающих государственные заказы и т.п.) оказывают давление на правительство с требованиями увеличить определенные расходные статьи.

       Сокращать расходы на этапе экономического спада значительно сложнее, чем  увеличивать при благоприятной  ситуации в экономике. Стимулы к  их росту более сильны и понятны  обществу. В этом проявляется асимметрия интересов по отношению к росту  государственных расходов. Выгоды от роста расходов очевидны, они проявляются достаточно быстро и их легче прогнозировать. (Например, положительный эффект социальных расходов заключается в повышении уровня доходов пенсионеров, инвалидов, семей с детьми). Напротив, выигрыш от экономии государственных средств не столь очевиден и проявляется в более длительной перспективе. Сокращение расходов, особенно в части финансирования социальных программ, – это непопулярная мера[15]. Поскольку программы ограничения расходов имеют сильную оппозицию, их успешная реализация возможна только при наличии политической воли, решительности правительства, а также дополнительной общественной поддержке.

       Человеческое  развитие. Вложения в развитие человека – важная задача государства. Эти вложения нацелены не столько на получение краткосрочного результата, сколько на создание потенциала для устойчивого развития общества в будущем. Они связаны с развитием системы образования, здравоохранения, культуры и искусства и имеют значимый удельный вес в бюджетах развитых стран. По плану на 2011 год в структуре федерального бюджета России расходы на образование должны составить 4,7% от общего объема расходов; на здравоохранение и физическую культуру – 4,3%; на социальную политику – 29,5%; на культуру, искусство и кинематографию – 0,72%[22].

       Величина  расходов определяется двумя факторами  – контингентом получателей и нормами расходов, которые рассчитываются на душу населения и закрепляются в законодательстве, инструкциях и методиках. Если число получателей увеличивается, объем расходов также должен возрастать.

       Научно-технический  прогресс. Развитие техники и технологии ведет к появлению новых видов общественных благ и провалов рынка, а значит и новых сфер государственного регулирования. Например, бурное внедрение новых видов носителей информации в XX веке привело к резкому снижению затрат на копирование информационных продуктов. В результате перед производителями остро встала проблема защиты их авторских прав, которую должно обеспечивать государство[15].

       За  счет государственного бюджета финансируются такие проекты, которые не приносят коммерческого эффекта, но являются фактором национального престижа страны. Соответственно велик и удельный вес данных расходных статей в структуре бюджета.

       Институциональные и политические факторы. Государственные расходы закрепляются в законах, долгосрочных программах, соглашениях с международными организациями. Для их пересмотра в закон о бюджете необходимо вносить поправки, что ограничивает возможности по оперативному изменению расходов государства[15].

       Находящиеся у власти политические силы также могут отстаивать повышение государственных расходов. Наиболее ощутимо это проявляется в период предвыборной кампании, когда действующее руководство может использовать расширение расходов для привлечения избирателей в поддержку своих кандидатов.

       Внешние обстоятельства. При возникновении чрезвычайных ситуаций, таких войны или природные катаклизмы, роль государства в регулировании экономики существенно возрастает[15]. Увеличиваются и государственные расходы, которые в дальнейшем с трудом поддаются сокращению. 

ГЛАВА 2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА  ОРГАНИЗАЦИИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

2.1.Анализ динамики расходов федерального бюджета РФ с 2008 по 2010гг.

       Для того чтобы произвести подробный  анализ федерального бюджета,  остановимся на динамике его расходной части, именно с 2008 по 2010гг. Это можно объяснить тем, что в 2007 году был впервые сформирован так называемый «трехлетний» бюджет на 2008 — 2010 гг., который содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.

       Сделать полноценный анализ позволяют данные, представленные Минфином РФ.

        Рис. 3. Динамика расходов федерального бюджета [20].

       Это также видно из таблицы в Приложении 2. Из рисунка 3 следует, что расходы федерального бюджета в 2008г. в процентном отношении к ВВП расходная часть бюджета представлена 18,3%. В 2009г. объем расходов федерального бюджета в отношении к ВВП составило 24,7%. В 2010г. равно 22,7%. Чтобы проанализировать представленные данные, детально рассмотрим фактические и плановые расходы бюджета на 2008, 2009 и 2010гг.

       24 июля 2007 года был подписан Федеральный  закон № 198-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый  период 2009 и 2010 годов. Был утвержден общий объем расходов на 2008г. федерального бюджета в сумме 6 трлн. 570 297 744,0 тыс. рублей [2]. Исходя из отчета об исполнении бюджета в 2008г. расходы  составили 7570,9 млрд. руб. или 18,3% ВВП. Таким образом, увеличение плановых расходов по сравнению с фактическими составило 1000,6 млрд. руб. Это можно объяснить следующими причинами.

       Во-первых, увеличились в установленном  порядке бюджетные ассигнования на сумму средств, поступивших в  доход федерального бюджета,  и  направились на проведение мероприятий, связанных с реформированием  Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, правоохранительных и иных органов, на цели жилищного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц, на социальную защиту военнослужащих и приравненных к ним лиц, членов их семей, а также лиц, уволенных с военной и приравненной к ней службы.

       По разделу «Образование», были включены ассигнования на внедрение инновационных образовательных программ в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования субъектов Российской Федерации. По разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт», была добавлена дополнительная статья ассигнований, предполагающая финансовое обеспечение мероприятий по развитию службы крови.

Информация о работе Перспективы развития расходов бюджетов в РФ