Пенсионный фонд РФ, его роль в осуществлении пенсионной реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

При написании курсовой работы была поставлена цель: «Изучить основные этапы реформирования пенсионной системы РФ и рассмотреть порядок исчисления размера трудовой пенсии».

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1) изучить литературу по заданной теме работы;

2) рассмотреть основные этапы пенсионной реформы в РФ и ее влияние на трудовую пенсию;

3) рассмотреть как производятся расчеты размера трудовой пенсии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Реформирование пенсионной системы РФ…………………………..5

1.1. Пенсионный фонд РФ………………………………………………….5

1.2. Пенсионная реформа в РФ………………………………………….....8

1.3. Трудовая пенсия ………………………………………………………15

ГЛАВА 2. Порядок исчисления размера трудовой пенсии…………………….20

2.1. Расчет размера трудовой пенсии по старости……………………....20

2.2. Расчет размера трудовой пенсии по инвалидности………………...25

2.3. Расчет размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца…..29

Заключение………………………………………………………………………..33

Список литературы……………………………………………………………….36

Приложение……………………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСЫ.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

       Для работающих пенсионеров предусмотрено  улучшение их благосостояния. С  1 января 2002 года они получают  пенсию в полном объеме. Для  людей предпенсионного возраста реформа эквивалентно учитывает пенсионные права, которые граждане приобрели в старой и новой пенсионных системах. Потому для этой категории населения произведен специальный перерасчет их условных накоплений с использованием сведений  о совокупном трудовом стаже. Ряд категорий пенсионеров этой группы также получают надбавки к пенсии за выслугу лет. Это относится к работникам сферы образования, здравоохранения и культуры.

        Согласно новой пенсионной модели  взносы в ПФР, которые составляют  в совокупности 28 %, разделены на три части: 14 % направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии (гарантированный минимум сейчас составляет 450 рублей), 8-12 % от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в ПФР (вместе с базовой частью она должна составлять не менее 600 рублей, но не превышать 50 % средней заработной платы за все время трудовой деятельности) и от 2 до 6 % направляются  в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии». Накопительная составляющая будет формироваться за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопленных на индивидуальном счете гражданина средств [1, с. 15].

        В накопительной системе с начала пенсионной реформы не участвовали мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше, то есть те, кто должен выйти на пенсию в течение десяти лет после начала реформы. А граждане, родившиеся раньше 1967 года, до 1 января 2005 года, как предполагается, участвуют в ней в ограниченном объеме – их накопительные поступления составляют пока 2 % от размера легальной заработной платы, а с января 2005 этот платеж возвращен в страховую часть. Сами же средства, перечисленные на специальную (накопительную) часть их лицевых счетов останутся в их распоряжении до достижения ими пенсионного возраста.

        Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

        Система начисления пенсий, основанная  на накопительной составляющей, достаточно широко распространена  в мире. Ее избрали Швеция, Италия, Латвия, Польша. Одним из факторов, говорящих в пользу выбора данной системы,  является необходимость преодоления возможных негативных демографических аспектов для пенсионных систем, когда перераспределение средств от двух – трех работающих к одному пенсионеру становится невозможным – пенсионной системе приходится выполнять обязательства перед каждым пенсионером индивидуально.

        Пенсионная реформа положительно  скажется и на состоянии экономики  в целом, а также позволит  привлечь значительные капиталы  на финансовые рынки страны.

        Как сказано в Законе «Об  обязательном пенсионном страховании», страхователем может выступать  не только государственный Пенсионный  фонд, но и частные финансовые  институты. Начиная с 2004 года, в пенсионной реформе принимают  участие негосударственные пенсионные фонды – туда можно переводить накопления из ПФР.

        Одна из основных задач, которую  должна решить реформа, - обеспечить  прозрачность пенсионной системы.  Каждый работник ежегодно должен  получать отчет о состоянии  заработанных им пенсионных прав: общий объем перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала. Уже начиная с 1 января 2002 года реально запущен механизм персонифицированного учета уплаченных взносов и каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного страхования, будет получать официальные уведомления о состоянии собственного пенсионного счета. Первые его результаты россияне смогли оценить уже в 2003 году. Год от года застрахованные смогут отслеживать и результаты накопительного финансирования пенсий – точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы.

       Размер базовой и страховой части пенсии предполагается индексировать ежегодно с учетом темпов инфляции.

        Для обеспечения финансовой устойчивости  системы обязательно пенсионного страхования предусматривается создание Пенсионным фондом России резерва, который должен обеспечить безусловное выполнение обязательств по выплате пенсий перед нынешними пенсионерами. По Закону «Об обязательном пенсионном страховании» государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России, и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами. 

Основные  различия между старой пенсионной системой и новой:

- в новой  модели расчета пенсий заработная  плата работника будет учитываться  в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной – между группами с различным уровнем дохода;

- новая  пенсионная модель в большей  мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы;

- новая  модель, так же как и старая, основана на принципе солидарности  поколений. Но в отличие от  старой она основана на персонифицированном  учете обязательств государства  перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан будут накапливаться не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих будут поступать в Пенсионный фонд России и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, будут направляться на выплаты пенсий нынешним пенсионерам;

- новым  пенсионным законодательством установлены  и новые нормы по трудовому  стажу. Минимальный стаж для  получения базовой пенсии составляет 5 лет. В старой модели отработанными  годами определялось, какой процент  от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели основным показателем, который будет определять размер пенсии, является сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта будет во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия;

- в новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее – прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР [19, с. 31]. 

Структура пенсионной системы

1) Государственное  пенсионное обеспечение - часть  пенсионной системы, обеспечивающая  за счет сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовой пенсии.

2) Обязательное  пенсионное страхование – часть  пенсионной системы, обеспечивающая  за счет обязательных страховых  взносов предоставление страховой  и накопительной части трудовой  пенсии.

3) Дополнительное  пенсионное страхование и обеспечение  – часть пенсионной системы,  обеспечивающая в дополнение  к государственному пенсионному  обеспечению и обязательному  пенсионному страхованию предоставление  пенсий за счет накопительных  добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц 

Законодательная база пенсионной реформы 

        В период с 2001 по 2005 годы в  Российской Федерации была проведена  реформа пенсионной системы путем  принятия ряда законодательных  и подзаконных актов.

- Закон РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. « О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

        В законе определены понятие,  виды и структура трудовой  пенсии, круг лиц, имеющих право  на пенсию, и источники финансирования  пенсий. Определены условия назначения  трудовых пенсий, установлены периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж, порядок его подтверждения, а так же нормы, определяющие порядок перерасчета и индексации размера пенсии. Сформулированы переходные положения, связанные с сохранением и преобразованием в расчетный пенсионный капитал ранее приобретенных пенсионных прав в отношении, как пенсионеров, так и работающих граждан;

- Закон РФ №  166-ФЗ от 15.12.2001 г.  « О государственном  пенсионном обеспечении  в Российской Федерации».

        Закон направлен на регулирование отношений, связанных с условиями, нормами и порядком назначения пенсий лицам, проходившим военную службу по призыву; лицам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф; нетрудоспособным гражданам, которые не приобрели по различным причинам право на трудовую пенсию; также лицам, замещавшим государственные должности, должности федеральной государственной службы;

- Закон РФ № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. № Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

        Данным законом  устанавливаются  организационные, правовые и финансовые  основы обязательного пенсионного  страхования в Российской Федерации,  а также определяются правовое  положение субъектов пенсионного  страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования. Устанавливается круг страхователей, застрахованных лиц, а также определяются виды страхового обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования, определяется страховщик в сфере обязательного пенсионного страхования – Пенсионный фонд Российской Федерации.

        С 1 января 2002 г. нормативно –  правовыми актами введена трехуровневая  пенсия, соответственно, и средства, перечисляемые работодателями на пенсионное обеспечение работников, распределяются на 3 потока:

        - базовая часть - финансируется из средств, направляемых из федерального бюджета (фиксированная часть), 14% от единого социального налога;

        - страховая часть – дифференцированная часть, отражается на индивидуальном счете в форме расчетного пенсионного капитала от 8 до 12 % от страховых взносов;

        - накопительная часть – выплачивается в пределах сумм, отраженных на индивидуальном лицевом счете, от 2 до 6 % от страховых взносов.

- Закон РФ №  27-ФЗ от 01.04.1996 г.  «Об индивидуальном (персонифицированном)  учете в системе  государственного  пенсионного страхования» (ФЗ  от 31.12.2002 г. № 198-ФЗ  «О внесении дополнений  и изменений в  Федеральный Закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»).

        Настоящий Федеральный закон  устанавливает правовую основу  и принципы организации индивидуального  (персонифицированного) учета сведений  о гражданах, на которых распространяется действие законодательства РФ о государственном пенсионном обеспечении (в части трудовых пенсий). Закон предусматривает учет на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица суммы уплаченных за него страховых взносов в Пенсионный фонд вместо суммы начисленных данному лицу страховых взносов за каждый месяц страхового стажа, как было предусмотрено ранее. В настоящее время порядок определения размера пенсии зависит от объема перечисленных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. 

1.3. Трудовая пенсия 

        В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального Закона от17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях  в РФ» трудовые пенсии подразделяются  на три вида:

        1. Трудовая пенсия по старости  назначается мужчинам по достижении возраста 60 лат, женщинам – по достижении возраста 55 лет при наличии страхового стажа не менее 5 лет, т.е. периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (до 1991 года – в Фонд социального страхования). Трудовая пенсия по старости устанавливается пожизненно.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ, его роль в осуществлении пенсионной реформы