Особенности взаимодействия с национальными финансовыми системами

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение мировых финансов, а именно особенностей взаимодействия с национальными финансовыми системами. На основе полученных данных планируется выявить основные особенности взаимодействия национальных финансовых систем с мировыми финансами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные понятия и роль мировой финансовой системы…………………………………………………………………………….4
Мировые финансы и их роль в мировой финансовой системе…...4
Структура мировой финансовой системы и особенности взаимодействия с национальными финансовыми системами………………….9
Глава 2. Анализ мировой финансовой системы……………………….23
2.1. Современное состояние и анализ развития основных звеньев мировой финансовой системы в России…………….23
2.2. Экономическая база финансового лидерства США в условиях глобализации……………………………………30
Глава 3. Проблемы и пути их решения………………………………...38
3.1. Проблемы мировой финансовой системы и пути их решения…………………………………………………………………………..38
3.2. Реформирование мировой системы финансов……………………46
Заключение………………………………………………………………54
Список используемой литературы……………………………………...56

Работа содержит 1 файл

Tema_7._Mirovie_finansi.docx

— 114.88 Кб (Скачать)

Это, как считает  директор департамента международных  финансовых отношений госдолга и  государственных финансовых активов  Минфина РФ Сергей Колотухин, «умеренный уровень по сравнению с развитыми  странами». Однако российская экономика, полагают в Минфине, больше подвержена рискам, чем экономики развитых стран, а потому безопасный уровень долга  должен быть гораздо ниже.

Правительством  Российской Федерации одобрена государственная  политика в сфере государственного долга на 2003-2005 гг. и комплекс мер  по ее реализации.  Политика правительства  в сфере государственного долга  на 2003-2005 гг. будет основываться на следующих  положениях:

  1. Проблема государственного финансирования (помощи) развивающимся странам

Международные политические и экономические условия  для оказания государственной помощи развивающимся странам за последние  два десятилетия ухудшились. Многие страны-доноры стараются сократить  государственные программы помощи развивающимся странам до минимума, объясняя это тем, что они не только не эффективны, но во многих случаях  даже тормозят экономическое развитие. За этими заявлениями скрывается представление о том, что частный  сектор более эффективно подбирает  подходящих реципиентов финансовых средств и что использование  частных источников связано с  преимуществами, которые дают предпринимательские  инновации при разработке новых  форм финансирования. Поэтому сокращение вмешательства государств-доноров  в их собственное народное хозяйство  сопровождалось урезанием финансовой поддержки развивающихся стран. Даже страны, сохранившие свои программы  помощи, требуют теперь соблюдения определенных стандартов, мониторинга  и иных мер, которые представляют собой рыночный тест эффективности  такого финансирования.

Опыт последних  десяти лет, однако, вызывает серьезные  сомнения в способности международных  рынков капитала обеспечить финансирование развития, состоящего в наращивании производственного, социального и человеческого капитала.

Поскольку создание такой инфраструктуры необходимо для  привлечения продуктивного частного капитала и мобилизации собственных  финансовых ресурсов, государственная  помощь развивающимся странам сохраняет  решающее значение для обеспечения  соответствующего уровня структурных  преобразований и создания благоприятной  обстановки. Поскольку государственное финансирование может быть более устойчивым, чем чисто рыночные частные инвестиции, они играют решающую роль для бедных стран, которые в наименьшей степени способны скомпенсировать колебания при финансировании своего развития.

  1. Пути решения проблем в области государственного финансирования (помощи) развивающимся странам.

Учитывая  важную роль государственной помощи развивающимся странам, необходимо переломить тенденцию к ее сокращению и, наоборот, существенно увеличить  ее долю. При этом следует обеспечить лучшее распределение этих средств  и повысить их эффективность.

В настоящее  время имеются данные о том, что  преимущества государственной помощи развивающимся странам могут  быть сведены на нет издержками, связанными с условиями и процедурами, которыми доноры обставляют предоставление помощи, включая привязку к номенклатуре товаров, на которые выдаются ввозные  лицензии.

Поэтому есть возможность улучшить качество помощи и тем самым повысить ее эффективность. По некоторым оценкам, выигрыш может  составить 25 процентов, которые могут  быть использованы в качестве дополнительной помощи. Наряду со списанием государственного долга этот выигрыш может способствовать мобилизации ресурсов, необходимых  бедным странам для развития своей  материальной и кадровой базы.

Государственное финансирование могло бы сыграть роль катализатора при мобилизации частного капитала для бедных стран. Даже если большинство стран-доноров не готово к тому, чтобы выполнить заложенные в их бюджетах цифры по оказанию помощи развивающимся странам, они могли бы взять на себя обязательства по инновативным мерам, направленным на стимулирование частного сектора, который заполнил бы пробелы в финансировании - например, через кооперацию государства и частного сектора, создание совместных предприятий, налоговые льготы, гарантии и т.п.

В частности, в промышленно развитых странах, в которых государственная помощь сильно отстает от согласованного уровня в 0,7% ВНП, эта цель, возможно, могла  бы быть достигнута благодаря сочетанию  государственных и привлеченных с помощью государства частных  инвестиций.

Целесообразно дать оценку перспективам развития мировой  финансовой системы в области  реформирования.

 

3.2. Реформирование мировой системы финансов

Несмотря  на драматические перемены в мировой  системе, нельзя забывать о том, что  многие учреждения, составляющие международную  валютно-финансовую и торговую систему, были созданы в результате государственных  решений и подлежат ревизии и  реформированию.

Учитывая  взаимозависимость торговли и финансовой сферы, приходится констатировать, что реформа мировой системы торговли, которая предоставила бы развивающимся странам более широкий доступ на рынки ресурсо- и трудоемких промышленных товаров, в существенной мере способствовала бы преодолению пропасти между потребностью во внешнем финансировании развития и наличием такого финансирования.

Не менее  важна реформа мировой финансовой системы. Для того, чтобы рассмотреть основные тенденции реформирования мировой финансовой системы определимся с понятием кризисов.

Еще одним  настораживающим результатом глобализации стали участившиеся за последние  годы мировые финансовые кризисы: в Мексике (1995 год), юго-западной Азии (1997 год), России (1998 год) и Бразилии (1999 год); масштабы и периодичность которых вызывают у мирового сообщества серьезную озабоченность, так как финансовые кризисы наносят вред сотням миллионов невинных свидетелей происходящего, не имеющих никакого отношения к финансовым операциям, но, тем не менее, страдающих при «лопании мыльных пузырей».

Существующая  финансовая система явно не в состоянии  защитить этих людей от чрезвычайных событий.

Дело в  том, что с начала 80-х годов  наблюдается все более явственный переход от регулируемой государствами  экономической системы, заложенной Бреттон-вудскими соглашениями 1944г., к  системе, управляемой рынками капиталов, в которых главенствуют ТНК и  ТНБ (транснациональные корпорации и банки).

Американский  экономист Р. Аллен, исследуя роль глобализации в сложившейся мировой экономической  системе, приходит к выводу, что стихийные  рыночные процессы не укладываются в  существующие концепции рыночного  регулирования, прежде всего в концепцию  монетаризма, которая исходит из того, что зависимость между денежной массой, находящейся в обращении, и динамикой номинального ВВП  является стабильной и предсказуемой. Воздействуя на объем этой массы, правительство получает в свои руки инструментарий для обеспечения  устойчивого не инфляционного роста  экономики.

Глобализация  же финансового рынка, установил  Р. Аллен, привела к нарушению  указанной стабильности и предсказуемости, что является первопричиной для  возникновения финансовых кризисов.

Кризис в  Таиланде является хорошим примером для демонстрации механизма современных  финансовых потрясений.

Потоки иностранного капитала в эту страну росли быстрыми темпами на протяжении 90-х годов, достигнув максимума в 25,5 миллиардов долларов в 1995 году. Около 75 % составляли банковские займы; остальное – инвестиции в акции и облигации, а также  прямые инвестиции компаний. К началу 1997 года многие эти инвестиции начали становиться нерентабельными, в  то время как банковская система  Таиланда испытывала трудности с  растущим числом займов, которые не могли быть оплачены. Иностранные  банки покинули страну, обратив приток 1,9 млрд. долл. в первом квартале 1997 года в отток 6,2 млрд. долл. во втором –  перемещение  более чем 8 млрд. долл. в течение трех месяцев. Эти оттоки капитала оказали сильное давление на национальную валюту бат, который  был обесценен в следующем  июле. Иностранные банки продолжали изымать деньги быстрыми темпами  на протяжении конца 1997-го и в 1998 году, спровоцировав крупный кризис ликвидности, который, в конечном счете, породил  серьезную рецессию. Вдобавок к этому, 2,5 млрд. долл. таиландского капитала покинули страну.

Пять азиатских  кризисных стран (Таиланд, Малайзия, Южная Корея, Индонезия и Филиппины) получили 47,8 млрд. долл. иностранных  банковских займов в 1996. Этот приток капитала превратился в отток 29,9 млрд. долл. в 1997 году – разворот почти восьмидесяти миллиардов долларов.

Такое непостоянство  в иностранном банковском заимствовании  широко распространено по всему миру. Волатильность (volatility) потоков, связанных с банковским заимствованием за 1990-е года – квадратическое отклонение потоков, деленное на средний размер этих потоков на протяжении всего периода – составляет 82 процента. Для сравнения, волатильность портфельных инвестиций за этот же период составила 50 процентов.

Эта нестабильность отражает современную природу международного банковского дела. Сегодня международное  банковское кредитование часто принимает форму краткосрочных межбанковских займов. На конец 1997 года, после того как кризис уже начался, больше чем 55 процентов иностранных банковских займов по всему миру были краткосрочными со сроками истечения меньше года. Более чем одна треть из них были межбанковские займы, которые потом применялись для различных целей, включая финансирование предоставления долгосрочных займов внутри страны. Эти пропорции еще выше для рынков многих развивающихся стран. В Таиланде две трети иностранных займов имели сроки истечения менее года. Подавляющее большинство этих займов было предназначено для Таиландских банков и финансовых компаний, затем использовавших их для обеспечения долгосрочных займов.

В хорошие  времена иностранные банки могут  пролонгировать большинство краткосрочных  займов по их истечении, зачастую неограниченно. Это стало настолько обыденным  явлением, что многие банки и финансовые компании развивающихся стран опрометчиво  начали полагаться на эти деньги при  финансировании новых долгосрочных займов. Но когда на горизонте появились  неприятности, иностранные банки  отказались от пролонгации и потребовали  возврата денег, тем самым ускоряя  кризис и заставляя капитал поспешно покидать эти страны.

Причина столь  высокой волатильности заключается  в следующем. В течение 1990-х годов  размеры прибылей от традиционного  банковского кредитования уменьшились. В результате многие банки оказались  под давлением своих акционеров, настаивающих на увеличении доходов  путем кредитования рынков развивающихся  стран, которые предлагают большие  проценты и сильный экономический  рост. Также требования по капиталу Банка для международных расчетов неумышленно потворствуют этой тенденции, делая более дешевым для банков кредитование банков развивающихся  стран, а не крупнейших, наиболее стабильных корпораций. Но, однажды войдя на эти рынки, банки стремятся забрать  займы быстро в случае затруднений. Таким образом, уникальная комбинация давления и различных стимулов служит причиной того, что банковские институты направляют «горячие» деньги на мировые развивающиеся рынки. Тот факт, что все банки действуют исходя из одинаковых соображений, а также стремятся действовать одновременно, усиливает волатильность рынка.

Также на волатильность  оказывают свое действие используемые банками технологии управления рисками. При выдаче банковского займа  сам банк и его акционеры, владельцы  принимают на себя весь риск потерь. Как показал долговой кризис 1980-х, потери банка от предоставления иностранных  займов могут быть огромными. Citibank, например, потерял во время этих событий 3,5 млрд. долл. Для того, чтобы избежать таких неудач, банки разработали изощренные методы управления риском. Одним из проявлений таких методов, является отказ от пролонгирования краткосрочных займов, также они деноминируют подавляющее большинство займов на рынках развивающихся стран в американских долларах, тем самым исключая валютный риск. В Таиланде, например, 75 процентов иностранных займов были в американских долларах, несмотря на то, что большинство из них было предоставлено Японскими и Европейскими банками. Такие предосторожности благоприятны для банков, но увеличивают риск  для заемщиков.

По иронии судьбы наиболее проблемные банки имели  наибольшие причины для кредитования рынков развивающихся стран. Столкнувшись с горой безнадежных долгов у  себя на родине и только частичной  прибылью на инвестированный капитал, японские банки стали крупнейшими  кредиторами для Таиланда и Юго-Восточной  Азии до наступления кризиса. К июню 1997 года  они предоставили в этот регион кредитов на сумму 97,2 млрд. долл., в то время как американские банки  предоставили только 23,8 млрд. долл. Крупные  французские и немецкие банки, подталкиваемые застоявшимися домашними рынками  и давлением конкурентов, также  стали значительными кредиторами  региона. Некоторое время это  кредитование было выгодным. Японские банки могли платить один процент  по депозитам и затем кредитовать таиландские или южно-корейские банки под четыре или пять процентов. Но их домашние трудности сделали их высокочувствительными к потенциальным потерям, что способствовало массовому изъятию кредитов в начале кризиса. Из 17,5 млрд. долларового снижения в кредитовании юго-восточной Азии  за период с июня по декабрь 1997 года, 10,5 млрд. долл. пришлись на долю японских банков. Они просто не имели достаточных финансовых сил для продолжения кредитования заемщиков из юго-восточной Азии в трудные времена.

В наши дни  транснациональный капитал по характеру  поведения, свободе межотраслевого и территориального передвижения и  степени неконтролируемости напоминает свою первоначальную фазу, повторяя определенные черты еще свободного национального  капитала, естественно, со спецификой, присущей новой стадии развития технологий, мировой экономики и общества. Он вновь стал стимулировать кризисы, но уже в глобальном масштабе.16

Информация о работе Особенности взаимодействия с национальными финансовыми системами