Особенности организации финансов предприятий торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:12, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования — Особенности организации финансов предприятия ООО «Нордфиш».
Цель работы — теоретический анализ сущности финансов предприятия, выявление их отличительных особенностей и выявление направлений совершенствования организации финансов предприятия торговли ООО «Нордфиш».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ



1 Финансы предприятий торговли – сущность, отличительные особенности



1.1 Роль торговли в современной экономике

1.2 Организационно-правовые основы деятельности предприятий торговли

1.3 Особенности формирования и использования финансовых ресурсов предприятий торговли

1.4 Особенности формирования и использования финансовых результатов деятельности предприятий торговли

1.5 Особенности налогообложения деятельности предприятий торговли



2 Анализ организации финансов предприятий торговли (на примере предприятия ООО «Нордфиш»)



2.1 Краткая экономическая характеристика исследуемого предприятия

2.2 Анализ финансового состояния ООО «Нордфиш»



3 Направления совершенствования организации финансов предприятий торговли



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

ВКР.doc

— 693.00 Кб (Скачать)

Предприятия торговли способствуют такому кругообороту средств: осуществляя реализацию товаров и услуг, они из суммы выручки денежных средств возмещают покупную стоимость товаров, издержки обращения и получают доходы. В дальнейшем при использовании доходов предприятия формируют денежные фонды для оплаты текущих расходов, финансирования капитальных вложений, производят обязательные отчисления во внебюджетные фонды и платежи в бюджет в виде налогов и финансовых санкций. Таким образом, вся деятельность предприятий торговли осуществляется при помощи реального потока денежных средств. Финансовые ресурсы предприятий торговли предназначены для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат и экономического стимулирования персонала. Они выступают материальными носителями финансовых отношений предприятий.

По экономическому назначению различают финансовые ресурсы, обеспечивающие следующие направления деятельности предприятия: основную хозяйственную деятельность, воспроизводство основных фондов, материальное поощрение персонала, социальное развитие предприятия.

Роль и значение финансовых ресурсов предопределяются необходимостью организации на предприятиях торговли современных систем управления финансами и разработки финансовой политики. Основной их целью является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение оптимальных уровней затрат и прибыли, а также повышения рентабельности ресурсов.

Источниками формирования финансовых ресурсов торгового предприятия в организационно-экономическом отношении являются: собственные и приравненные к ним средства; средства, мобилизуемые на финансовом рынке; поступление средств в порядке перераспределения (рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 -  Формирование финансовых ресурсов предприятия торговли

 

Собственные средства предприятия торговли — это финансовые ресурсы, принадлежащие ему на правах собственности и являющиеся экономической основой торгово-хозяйственной деятельности. Они направляются на обеспечение потребности в основных и оборотных средствах предприятия.

Собственный капитал предприятия торговли формируется за счет следующих источников денежных средств: первоначального капитала, предоставленного собственником; прочих взносов юридических и физических лиц; резервов, накопленных предприятием (рисунок 2).

 

 

Рисунок 2 -  Структура собственного капитала предприятия торговли

 

Механизм образования устойчивых пассивов обусловлен разрывом во времени между начислением и выплатой задолженности по их отдельным элементам. Они по своему содержанию представляют внутренние источники формирования заемных средств. Внешними источниками привлечения заемных средств финансовых ресурсов торгового предприятия являются: финансовый (банковский) кредит и товарный (коммерческий) кредит.

Финансовые ресурсы предприятия торговли, сформированные за счет различных источников средств, имеют целевой характер их использования по следующим направлениям:

1) платежи — бюджету, банкам, налоговым органам, возврат ссуд, страховые платежи;

2) инвестирование средств — производственные и финансовые инвестиции;

3) образование поощрительных и социальных фондов предприятия (рисунок 3).

Основные фонды создают необходимые условия для производства и обращения товаров, но сами непосредственно в оборот не вступают. Они участвуют в технологическом процессе целиком и многократно, сохраняя при этом свою потребительную стоимость.

 

 

Рисунок 3 -  Использование финансовых ресурсов предприятия торговли

 

Оборотные фонды — это часть производственных фондов, целиком потребляемая в технологическом процессе в одном цикле и полностью переносящая свою стоимость на стоимость готовой продукции. Они изменяют свою натурально-вещественную форму. Затраты по их обращению относятся на издержки производства и обращения. Оборотные фонды используются как в процессе эксплуатации основных фондов, так и для подготовки товаров к продаже покупателям. Вещественным носителем оборотных производственных фондов являются так называемые прочие активы: запасы топлива, материалов для хозяйственных нужд, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП) со сроком службы менее года независимо от их стоимости. Подавляющая часть производственных фондов — это товарные запасы в виде фондов обращения.

Фонды обращения — это совокупность материальных ресурсов и денежных средств: запасы товаров, готовой продукции на производственных предприятиях, денежные средства и средства в расчетах (дебиторская задолженность). Предприятиям необходимо иметь определенный запас наличных денег для осуществления товарных и нетоварных платежей: в кассах предприятия, на расчетном счете в банке и в пути, а также денежные документы. Все эти фонды обращения в денежной форме постоянно пребывают в обороте, обновляются, заменяются новыми. Особенностью их является то, что в торгово-технологическом процессе происходит их полное потребление. Расходы по обороту этих фондов отражаются на издержках обращения.

В торговле активы представлены в основном оборотными активами (75-80% всех активов). В составе оборотных активов преобладают товарные запасы. В большинстве торговых организаций на их долю приходится более 80% всех оборотных активов. Для их формирования требуется соответствующий объем оборотного капитала.

В связи с недостаточностью собственного капитала торго­вые организации вынуждены привлекать в больших объемах заемный капитал в форме краткосрочных банковских креди­тов, финансовых заимствований у других коммерческих ор­ганизаций, а также в форме коммерческого (товарного) кре­дита — кредиторской задолженности перед поставщиками товаров. В структуре капитала российских торговых органи­заций доля заемного капитала составляет по отрасли в целом более 90%. При этом заемный капитал почти полностью пред­ставлен краткосрочными обязательствами.

 

1.4 Особенности формирования и использования финансовых результатов деятельности предприятий торговли

 

Торговля - одна из основных отраслей народного хозяйства страны. Она - прямое продолжение процесса производства в сфере обращения, поскольку производство считается завершенным лишь после доведения товара до потребителя. Это производство не ради производства товара, а ради потребления. Поэтому торговое предприятие выступает важным звеном экономики и от эффективности его работы зависит и общая экономическая ситуация в стране.

Основным показателем эффективности торговой организации является прибыль. Это связано с тем, что в прибыли концентрируется эффект всей хозяйственной деятельности торгового предприятия. Кроме того, прибыль является основным собственным внутренним финансовым источником, обеспечивающим развитие торгового предприятия на принципах самофинансирования. Но отличие от производственной де­ятельности, где калькулируется себестоимость продукции, в торговле такого показателя нет.

Прибыль торговых предприятий определяется как разница между валовым доходом, скорректированным на внереализационные доходы и расходы, и издержками обращения. В настоящее время торговые предприятия самостоятельно распределяют прибыль, остающуюся в их распоряжении после уплаты налогов и обязательных платежей. За счет прибыли финансируются расходы на научно-исследовательские работы, модернизацию оборудования, строительство новых объектов, прирост оборотных средств, уплату процентов по ссудам, расходы на подготовку кадров. Прибыль направляется на финансирование перечисленных затрат непосредственно или через формирование соответствующих фондов, например, фонда социальной сферы предприятия.

Распределение прибыли предприятия осуществляется в соответствии со специально разработанной политикой, формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач торгового менеджмента. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии развития торгового предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы владельцев и персонала. При этом в процессе формирования политики распределения прибыли необходимо учитывать две противоположные мотивации владельцев предприятия (вкладчиков, акционеров) - получение высоких текущих доходов или значительное увеличение их размеров в перспективном периоде.

Основной целью планирования распределения прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями с учетом реализации стратегии его развития и обеспечения роста его рыночной стоимости. В рамках этих основных пропорций в процессе планирования обеспечивается формирование различных целевых фондов.

В процессе оптимизации пропорций между капитализируемой и потребляемой частями прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия, и планированием конкретных направлений ее использования необходимо учитывать значительное количество факторов, основными из которых являются:

а) стадия жизненного цикла предприятия (на ранних стадиях жизненного цикла торговое предприятие вынуждено больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая размеры выплаты доходов владельцам имущества);

б) необходимость расширения предприятием своих инвестиционных программ (в периоды региональной диверсификации торговой деятельности, перехода на новые торговые технологии, обновления состава основных фондов и т.п. потребность в капитализации прибыли возрастает);

в) степень готовности к реализации отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные инвестиционные проекты для обеспечения высокой эффективности требуют ускоренной реализации);

г) возможности формирования финансовых ресурсов за счет альтернативных источников (доступность и стоимость привлечения заемных средств на финансовом рынке);

д) уровень риска осуществляемых хозяйственных операций и степень его страхования;

е) стадия конъюнктурного цикла потребительского рынка (в период подъема конъюнктуры эффективность капитализации прибыли торгового предприятия значительно возрастает);

ж) система материального стимулирования персонала предприятия (формы стимулирования работников за счет прибыли по коллективному договору и индивидуальным трудовым контрактам);

з) уровень налогообложения доходов владельцев предприятия в сопоставлении с уровнем налогообложения имущества предприятия (при значительном превышении первого над вторым владельцам выгодней капитализировать прибыль, чем потреблять ее);

и) достигнутый уровень эффективности финансового левериджа.

Оценка этих факторов позволяет оптимизировать направления использования прибыли в процессе планирования ее распределения.
Распределение суммы прибыли осуществляется по следующим этапам.

На первом этапе из суммы прибыли вычитается планируемый размер налоговых и других обязательных платежей, осуществляемых за счет этого источника, и определяется сумма прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия.

На втором этапе планируется распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, на капитализируемую и потребляемую ее части. Если владельцы предприятия придерживаются остаточного принципа формирования своих доходов, то приоритетной задачей является возможно более полное удовлетворение потребности в собственных финансовых ресурсах, формируемых за счет прибыли.

На третьем этапе в составе капитализируемой части прибыли выделяются средства, направляемые в резервный, страховые и другие обязательные фонды специального назначения, обеспечивающие производственное развитие и предусмотренные уставом предприятия. Оставшаяся часть капитализируемой прибыли распределяется по конкретным направлениям ее использования.

На четвертом этапе планируемая к потреблению часть прибыли распределяется на фонд выплаты доходов владельцам имущества и фонд стимулирования персонала предприятия (при этом должны быть обеспечены обязательства по коллективному договору и индивидуальным трудовым контрактам). Определенная часть этой прибыли может планироваться и в иных формах ее потребления (например, на благотворительные цели).

Объем формирования прибыли торгового предприятия в значительной степени зависит от суммы его налоговых платежей. За счет какого бы источника и на какой бы стадии хозяйственной деятельности предприятия они не осуществлялись, в конечном счете, они уменьшают размер прибыли, остающейся в его распоряжении. Поэтому каждым торговым предприятием должны активно использоваться законные возможности минимизации налоговых платежей с тем, чтобы обеспечить увеличение размера чистой прибыли, а соответственно и темпов своего экономического развития.

Валовой доход от реализации товаров торгового предприятия представляет собой сумму доходов, полученных от реализации товаров. Валовой доход формируется за счет разницы между розничной ценой без налога на добавленную стоимость и ценой приобретения товаров без налога на добавленную стоимость.

Основным источником доходов в торговле являются реализованные торговые надбавки. Расходы по основному виду деятельности — продаже това­ров — в торговле представлены издержками обращения

Издержки обращения — сумма расходов, связанных с осуществлением торговой деятельности, т. е. доведением товаров от производи­телей до потребителей. Показатель "издержки обращения" от­личается от показателя "себестоимость продукции" тем, что в его состав не включается закупочная стоимость товаров (хотя в финансовой отчетности торговой организации (форма № 2) как эквивалент этого показателя показывается закупочная стои­мость реализованных товаров).

Информация о работе Особенности организации финансов предприятий торговли