Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:12, дипломная работа
Объект исследования — Особенности организации финансов предприятия ООО «Нордфиш».
Цель работы — теоретический анализ сущности финансов предприятия, выявление их отличительных особенностей и выявление направлений совершенствования организации финансов предприятия торговли ООО «Нордфиш».
ВВЕДЕНИЕ
1 Финансы предприятий торговли – сущность, отличительные особенности
1.1 Роль торговли в современной экономике
1.2 Организационно-правовые основы деятельности предприятий торговли
1.3 Особенности формирования и использования финансовых ресурсов предприятий торговли
1.4 Особенности формирования и использования финансовых результатов деятельности предприятий торговли
1.5 Особенности налогообложения деятельности предприятий торговли
2 Анализ организации финансов предприятий торговли (на примере предприятия ООО «Нордфиш»)
2.1 Краткая экономическая характеристика исследуемого предприятия
2.2 Анализ финансового состояния ООО «Нордфиш»
3 Направления совершенствования организации финансов предприятий торговли
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В результате поступления на рынок огромной массы фальсифицированной продукции сформировался сектор теневой экономики, оказывающей противодействие государству по формированию цивилизованного рынка.
Физический объем оборота розничной торговли в 2008 г. составил в сопоставимых ценах к уровню 2000 г. 141,5%, в том числе по непродовольственным товарам 131,3%, по продовольственным товарам 110,7%, а по алкогольным напиткам 217,2%.
Проблемы есть и в сфере общественного питания, доля которого в общем розничном товарообороте страны уменьшилась с 8,6% в 2001 г. до 4% в 2008 г. Физический объем оборота предприятий общественного питания по сравнению с 2000 г. составил в 2008 г. 43,4%. Под тяжестью реформ рухнула система социально-ориентированных предприятий общественного питания (по месту работы и учебы), резко сократилась сеть общедоступных столовых и специализированных предприятий (пирожковые, пельменные и т. п.).
Розничная торговля в стране под влиянием многих обстоятельств переместилась в палатки, ларьки, павильоны. По данным Госкомстата РФ, объем продажи товаров в Российской Федерации на вещевых, продовольственных и смешанных рынках в 2008 г. составил 22% общего объема товарооборота розничной торговли. Действительно, на таких рынках в силу минимальных расходов на их содержание имеется возможность продавать товары по ценам, более низким, чем в стационарных магазинах. При этом нецивилизованная торговля на стихийных рынках служит прибежищем криминальных элементов, формой укрытия от налогов, источником антисанитарии, продажи населению некачественных товаров. Выход— в постепенном свертывании неорганизованной торговли, преобразовании стихийно возникших рынков и барахолок в современные торговые комплексы.
Отрицательно сказывается на организации розничной торговли ослабление и свертывание оптовой торговли, появление огромного количества различного рода торговых посредников, стремящихся к извлечению прибыли за счет накрутки цен. По многим продовольственным товарам сейчас доля производителя в окончательной розничной цене составляет не более 30-40%.
Для восстановления некогда мощного оптового звена стране понадобится время; необходимы капитальные вложения. Но без решения этой проблемы цивилизованный рынок невозможен. В США, например, функционирует 300 тыс. оптовых фирм, в Германии — более 100 тыс., в Италии — около 90 тыс. оптовых фирм, во Франции — 80 тыс., а в России, по данным Росстата, имеется 14 тыс. оптовых организаций (в основном мелких, с численностью в среднем по 16 человек). Для огромной территории России это очень низкая обеспеченность оптовыми организациями.
С начала экономических реформ одной из самых острых проблем в торговой отрасли является недостаточность оборотного капитала. В советский период торговые организации функционировали при обязательном наличии 50% собственных оборотных средств. В первые годы экономических реформ в России доля собственного оборотного капитала в торговле из-за гиперинфляции упала до 5%, что поставило хозяйствующие субъекты в этой сфере в тяжелые условия. И в настоящее время эта проблема остается острой. Собственный оборотный капитал в подавляющем большинстве торговых организаций России составляет менее 10% установленного в нормативном порядке минимума.
Допущенные ошибки в реформировании торговли, которые привели к негативным последствиям, требуют принятия мер по усилению роли государства в регулировании процессов, протекающих в этой сфере экономики.
1.2 Организационно-правовые основы деятельности предприятий торговли
Для того чтобы рассказать о правовом регулировании в области торговли, необходимо осветить круг вопросов которые требуют правовой регламентации.
В первую очередь это вопросы, касающиеся создания и регистрации торговых организаций. Вопросы, связанные с лицензированием некоторых видов деятельности, сертификацией в торговле. Вопросы, касающиеся документов, регламентирующих договорные отношения. Как любой вид деятельности торговля имеет свои правила, также установленные нормативными правовыми актами. А также вопросы ответственности, установленной за нарушения в торговой деятельности, защиты прав потребителей в торговле, и многие другие неотрывно связанные с осуществлением этого вида деятельности.
Деятельность предприятий торговли регламентируют следующие нормативные документы:
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ
Указ Президента РФ от 29.01.1992 года № 65 «О свободе торговли»
Указ Президента РФ от 03.12.1991 года № 297 «О мерах по либерализации цен»
Указ Президента РФ от 28.02.1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»
Федеральный закон от 28.12.2009года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294 –ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Федеральный Закон от 10.07.2001 года № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»
Федеральный Закон от 07.03.2005 года № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»
Федеральный Закон от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»
Федеральный Закон от 30.03.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»
Федеральный Закон от 02.01.2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»
Федеральный Закон от 22.05.2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
Постановление Правительства РФ от 01.12.2009года № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»
Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 года № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»
Теперь рассмотрим правовое регулирование торговли по основным обозначенным вопросам.
Любой субъект хозяйственной деятельности, будь то юридическое или физическое лицо, вправе заниматься предпринимательской деятельности, однако сделать это можно только после государственной регистрации, в порядке, установленном законодательством.
Гражданским Кодексом Российской Федерации, а именно статьей 51 установлено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные такой регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Кроме Гражданского кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Договорные отношения в торговле регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. В частности основным договором в области торговли будет являться договор купли-продажи. Исполнение, заключение этого договора по существу и составляют торговлю.
Купле-продаже посвящена глава 30 ГК РФ, кроме того, применяются общие положения о договоре, предусмотренные первой частью ГК РФ.
Купля-продажа есть основа, сущность торговли, поэтому остановимся подробнее на характеристике этого договора и его разновидностей.
Договор купли-продажи является самым распространенным договором в гражданском обороте. Его правовое регулирование осуществляется главой 30 ГК РФ, в котором наряду с общими положениями о договоре купли-продажи содержатся специальные нормы об отдельных его разновидностях. ГК РФ выделяет семь видов договоров купли-продажи. К ним относятся: розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятий.
Данный перечень видов договоров купли-продажи не является исчерпывающим. В том случае, если будет заключен договор купли-продажи, не относящийся ни к одной из разновидностей договоров, перечисленных в ГК РФ, то его регулирование будет осуществляться в соответствии с общими положениями о купле-продаже.
Кроме Гражданского Кодекса, правовое регулирование отношений по купле–продаже осуществляется специальными федеральными законами.
В соответствии со статьей 454 ГК РФ, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Заключается данный договор на основании свободного волеизъявления сторон. Договор купли-продажи является консенсуальным, так как он считается заключенным с того момента, когда стороны достигли соглашения (консенсуса) по всем его существенным условиям. Существенными условиями договора являются предмет и стороны договора.
Предметом договора купли-продажи является вещь, выступающая в гражданском обороте как товар.
Согласно пункту 1 статьи 455 ГК РФ товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, участвующие в гражданском обороте с соблюдением правил оборотоспособности, предусмотренных статьей 129 ГК РФ.
Под оборотоспособностью объектов гражданских прав понимается их способность участвовать в гражданском обороте, путем совершения сделок и иных действий, направленных на их передачу другому владельцу.
По оборотоспособности вещи делятся на три группы: свободные в обороте, ограниченные в обороте и изъятые из оборота. Ограничение в обороте и изъятие из оборота может быть установлено только законом.
В тоже время, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (статья 49 ГК РФ).
Специальное разрешение (лицензия) не является ограничением прав и свобод юридического лица. В данном случае, лицензия является разрешением государства на осуществление деятельности, которая может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Государство в лице компетентных органов, таким способом осуществляет предварительный контроль за деятельностью, которая является потенциально опасной для общества.
Основным нормативным актом, определяющим правовую основу лицензирования является Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Закон о лицензировании регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и юридическими лицами в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Федеральный закон от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» является основным документом, осуществляющим правовое регулирование общественных отношений при оценке соответствия продукции, основные требования предъявляемые к стандартизации и сертификации. Одна из целей закона - снять технические барьеры в торговле. При его составлении за основу были взяты требования соглашений ВТО, а именно Соглашение ВТО по техническим барьерам в торговле.
Одним из принципов технического регулирования является применение единых правил установления требований к продукции, ее хранению, перевозке, реализации и утилизации. Федеральный закон №184-ФЗ входит в круг нормативных правовых актов, осуществляющих правовое регулирование в области торговли.
Кроме того, говоря о правовом регулировании в области торговли необходимо отметить особое правовое регулирование порядка применения и эксплуатации контрольно-кассовых машин. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», «Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».
1.3 Особенности формирования и использования финансовых ресурсов предприятий торговли
Финансовые ресурсы предприятий торговли — это результаты функционирования финансов, выступающие в качестве денежных доходов и поступлений средств.
Финансы торговли — это система экономических отношений, посредством которых осуществляются формирование, распределение и использование денежных средств. Существование и развитие финансовых ресурсов в условиях рыночных отношений обусловлено кругооборотом товарно-денежных отношений в виде двух фаз: покупка товаров и их продажа в торговле. Первая фаза связана с движением товаров, а вторая — с движением денежных средств.
Информация о работе Особенности организации финансов предприятий торговли