Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:48, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать более подробно теоретические основы функционирования финансов автотранспортных предприятий и на примере ЧУП «Брестский кооптранс».
Задачами курсовой работы являются:
1. Общая характеристика транспортной отрасли в Республике Беларусь.
2. Рассмотрение специфики организации финансовой работы на предприятиях отрасли.
3. Оценка финансово-хозяйственной деятельности ЧУП «Брестский кооптранс»
4. Пути улучшения финансового состояния предприятия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Общая характеристика транспортной отрасли и ее роль в экономике Республики Беларусь…………………………………………………………………….7
1.2. Финансы организаций автомобильного транспорта: понятие, содержание, состав финансовых отношений…………………………………………10
1.3. Специфика организации финансовой работы на предприятиях отрасли.13
2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧУП «БРЕСТСКИЙ КООПТРАНС».
2.1. Анализ состава и структуры основных фондов и оборотных средств…… 16
2.2. Порядок формирования доходов и направления расходования средств…. 27
2.3. Показатели прибыли и рентабельности.……………………………………..33
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОТРАСЛИ (НА ПРИМЕРЕ ЧУП «БРЕСТСКИЙ КООПТРАНС»).
3.1. Проблемы и недостатки в деятельности предприятий отрасли и их влияние на финансовый результат………………………………………………………………37
3.2. Пути улучшения финансового состояния предприятия……………………40
Заключение…………………………………………………………………………42
Список используемых источников……………………………………………
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что ЧУП «Брестский кооптранс» является прибыльным предприятием, т.к. чистая прибыль, которая остается в распоряжении предприятия в 2009 году составила 107 млн.руб., а в 2010 году – 331 млн.руб. Темп роста составил 309,3%, то есть прибыль увеличилась на 209,3%.
Существует великое множество показателей рентабельности, главным из которых является показатель общей экономической рентабельности торгового предприятия. Он вычисляется по формуле:
Р = П/Т*100,
где Р - общая экономическая рентабельность хозяйственной деятельности торгового предприятия,
П - сумма прибыли (валовой или чистой),
Т - объем товарооборота (без НДС).
Рентабельность как относительный показатель характеризует процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей (например, к выручке, товарообороту, издержкам, капиталу, фондам, заработной плате и т.д.).
При расчете рентабельности используется как балансовая, так и чистая прибыль предприятия. Рентабельность, рассчитанная исходя из чистой прибыли, называется чистой рентабельностью. Каждый из показателей рентабельности играет определенную роль в оценке эффективности деятельности предприятия. На практике следует использовать систему показателей рентабельности.
Рентабельность реализованной продукции – отношение различных показателей прибыли от реализации продукции к объему реализованной продукции. Данное отношение показывает, какое количество прибыли приходится на единицу реализованной продукции. На основании этого показателя осуществляется оценка эффективности управления предприятием, т.е. способность предприятия получать прибыль от своей основной деятельности.
Рентабельность является одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности предприятия, поэтому при анализе наряду с показателями рентабельности используется их динамика.
Рассмотрим показатели рентабельности ЧУП «Брестский кооптранс» [Приложения 1, 2].
Таблица 2.9. Показатели рентабельности ЧУП «Брестский кооптранс»
Наименование показателя | Расчет | 2009 год | 2010 год | Темп роста, %, отклоне- ние (+/-) |
1 | 2 | 2 | 3 | 4 |
Рентабельность капитала | (Чистая прибыль/собственный капитал)*100% | 2,3 | 6,4 | 4,1 |
Рентабельность имущества | (чистая прибыль/стоимость имущества)*100% | 1,3 | 3,2 | 1,9 |
Рентабельность реализованной продукции | (прибыль от реализации/выручка реализации)*100% | 1,8 | 4,7 | 2,9 |
Рентабельность производства | (прибыль от реализации*себестоимость реализованной продукции)*100% | 2,2 | 5,9 | 3,7 |
Как отмечалось выше, работа автомобильного транспорта измеряется натуральными показателями в тоннах и тонно-километрах. Однако производительность, выраженная в тонно-километрах, недостаточно отражает эффективность использования автомобилей, так как на практике, как правило, производительность по грузообороту не совпадает с производительностью по объему перевезенного груза.
В науке и на практике давно уже пытаются устранить недостаток в учете работы автомобильного транспорта в тонно-километрах с помощью различных поправочных коэффициентов.
Автотранспортные предприятия пользуются показателем "доходы от автотранспортных перевозок". В данном случае объем перевозок оценивается по тарифам. Этим же показателем пользуются и автопредприятия потребительской кооперации.
Однако результаты работы автомобильного транспорта, рассчитанные по данным показателям, не дают возможности объективно определить эффективности работы автомобилей по установленным показателям, они не отражают использования автомобильного транспорта во взаимосвязи с особенностями хозяйственной деятельности организаций и предприятий потребительской кооперации.
Для автопредприятий потребительской кооперации наиболее приемлем показатель работы автотранспорта – нормативное время. Показатель выработки автомобилей, выраженный в нормо-часах, слагается из нормативного времени, определенного на объем перевозок (т) и нормативного времени, затраченного на движение автомобиля в обе стороны, т.е. пробег. Применение этого показателя будет способствовать сокращению простоев, а также холостых пробегов при доставке товаров в торговые предприятия. Себестоимость нормо-часа определяется путем деления всех затрат на эксплуатацию и содержание отдельных групп единиц автомобилей на количество отработанных нормо-часов.
Специфика состава затрат транспортных предприятий определяет возможные пути их снижения. Поскольку главным производственным ресурсом автотранспортных предприятий является подвижной состав, то с его эффективной эксплуатацией связаны основные резервы снижения себестоимости. Ими могут быть:
повышение эффективности использования транспортных средств за счет снижения простоев из-за технической неисправности и организационных причин. Это требует повышения качества ремонтов технических осмотров автомобилей, что повлияет на увеличение межремонтных пробегов и на снижение затрат;
использование прицепов и автопоездов, дающее существенную экономию заработной платы и налоговых начислений;
рационализация маршрутов перевозок и соответствующая экономия топлива, других расходных материалов, затрат на восстановление автомобильных шин;
совершенствование структуры управления транспортным хозяйством и экономия накладных расходов и др.
В Республике Беларусь доля доходов, получаемых от предоставления услуг, не связанных с перевозкой, составляет около 17%. В развитых странах эта цифра составляет 30%. Это сопоставление говорит о недостаточной развитости транспортного сервиса в Беларуси и определяет стратегию перспективного финансирования отрасли.
Важное значение в планировании денежных доходов имеет анализ потенциала рынка транспортных услуг, его оборотов. Для рРеспублики Беларусь, находящейся на перекрестке многочисленных транспортных магистралей, наибольшую перспективу для получения доходов имеет экспорт транспортных услуг. Международные автомобильные перевозки хотя и требуют больших инвестиций, но быстро окупаются. По оценкам экспертов, срок окупаемости подвижного состава не превышает 4-5 лет.
Развитие транспортной отрасли Беларуси имеет общенациональное значение как фактор роста экономики и благосостояния всего народа.[3]
Основными направлениями развития автотранспортного комплекса на перспективу являются:
- выполнение Государственной программы развития автомобильного транспорта Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, которая носит комплексный характер и содержит перечень и механизм реализации мероприятий по развитию автомобильных перевозок пассажиров и грузов, необходимых для достижения устойчивого роста их объемов, а также повышения эффективности и качества обслуживания экономики и населения.
- совершенствование маршрутной сети автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении с учетом потребностей населения;
- формирование единого информационно-технологического пространства грузовых автомобильных перевозок на основе современных систем рыночного мониторинга, анализа, логистики и статистики транспортных связей и процессов;
- реализация программы инновационного развития, определение направлений, по которым возможно создание новых мощностей и производств, внедрения новых технологий на пассажирском транспорте;
- обновление пассажирского и грузового подвижного состава организаций автомобильного транспорта
- формирование конкурентоспособной среды в области транспортной деятельности на внутреннем и внешнем рынках транспортных услуг;
Для выживания в столь сложных условиях существования предприятие стремится наилучшим образом выполнять заказы, тем самым, поднимая свой имидж.
Одним из главных условий нормальной деятельности предприятия является обеспеченность денежными средствами, Для оценки обеспеченности применяется анализ денежных потоков. Необходимо, чтобы суммы поступлений денежных средств было достаточно как минимум для покрытия всех расходов, связанных с реализацией продукции, выполнения работ, оказания услуг.
При анализе финансовых показателей ЧУП «Брестский кооптранс» можно было заметить тенденцию предприятия к росту рентабельности. Только на основании развития экономического механизма возможно увеличение доходов предприятия.
Можно предложить ряд мероприятий для усовершенствования деятельности предприятия:
ввод нового вида услуг – мойка для автомобилей. Это позволит сократить расходы на мойку собственного автопарка, а также привлечет новую клиентуру;
внедрение программного обеспечения для всех участков предприятия. Это ускорит процесс обработки данных и упростит обмен информацией между отделами и структурными подразделениями предприятия;
расширение ассортимента предлагаемой продукции. Это привлечет новых клиентов;
разработка и внедрение скидок для постоянных клиентов. Это позволит укрепить деловые отношения со старыми клиентами и привлечет новых клиентов.
обновление автопарка предприятия. Автопарк насчитывает 141 автомобилей, в том числе – 136 грузовых и 5 легковых автомобиля. Также на предприятии имеются 17 полуприцепов и 1 прицеп. За два последних года приобретено 14 новых автомобилей ГАЗ-3309 и МАЗ.
для снижения себестоимости перевозок предприятию необходимо целенаправленно осуществляет перевод грузовых автомобилей на более дешевый вид топлива – сжатый природный газ. В настоящее время на сжатом газе работают 60 автомобилей, на дизельном топливе – 62 автомобиля и только 19 автомобилей работают на бензине.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения курсовой работы была достигнута поставленная цель – подробное исследование теоретических основ функционирования финансов автотранспортных предприятий и на примере ЧУП «Брестский кооптранс».
Для достижения данной цели необходимо было решить определенные задачи, в результате чего можно сделать следующие выводы:
1. Транспортная деятельность – это совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским, речным и другими видами транспорта или комбинацией этих видов транспорта, а также транспортно-экспедиционная деятельность и другие, связанные с перевозкой транспортные работы и услуги, выполняемые на договорной основе.
2. Осуществление производственной деятельности предполагает наличие у автотранспортных предприятий финансовых ресурсов. Поэтому основное содержание финансовой работы заключается в формировании и использовании финансовых ресурсов, через которые производственно-хозяйственная деятельность обеспечивается денежными средствами, осуществляется простое и расширенное воспроизводство.
3. Экономические и организационные особенности функционирования данной отрасли оказывают влияние и на содержание финансов. Так можно выделить следующие специфические особенности:
продукция транспорта не имеет вещественной формы, здесь ничего не добавляется к перевозимому товару. На транспорте продается сам производственный процесс, т. е. перевозка, перемещение товаров, продукции, созданных в других отраслях экономики;
особенность производственного процесса на транспорте предполагает, что средства производства здесь не имеют в своем составе сырья;
единицей измерения транспортной продукции служат тонно-километры, пассажиро-километры, тонны грузооборота и количество отправленных пассажиров;
поскольку продукцию здесь нельзя накопить, отложить в запас, то транспорт не может работать без определенного резерва (например, локомотивов и вагонов, тягачей, прицепов и полуприцепов);
Информация о работе Особенности организации финансов автотранспортных предприятий