Особенности организации финансов автотранспортных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать более подробно теоретические основы функционирования финансов автотранспортных предприятий и на примере ЧУП «Брестский кооптранс».
Задачами курсовой работы являются:
1. Общая характеристика транспортной отрасли в Республике Беларусь.
2. Рассмотрение специфики организации финансовой работы на предприятиях отрасли.
3. Оценка финансово-хозяйственной деятельности ЧУП «Брестский кооптранс»
4. Пути улучшения финансового состояния предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Общая характеристика транспортной отрасли и ее роль в экономике Республики Беларусь…………………………………………………………………….7
1.2. Финансы организаций автомобильного транспорта: понятие, содержание, состав финансовых отношений…………………………………………10
1.3. Специфика организации финансовой работы на предприятиях отрасли.13

2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧУП «БРЕСТСКИЙ КООПТРАНС».
2.1. Анализ состава и структуры основных фондов и оборотных средств…… 16
2.2. Порядок формирования доходов и направления расходования средств…. 27
2.3. Показатели прибыли и рентабельности.……………………………………..33

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОТРАСЛИ (НА ПРИМЕРЕ ЧУП «БРЕСТСКИЙ КООПТРАНС»).
3.1. Проблемы и недостатки в деятельности предприятий отрасли и их влияние на финансовый результат………………………………………………………………37
3.2. Пути улучшения финансового состояния предприятия……………………40
Заключение…………………………………………………………………………42
Список используемых источников……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая работа.doc

— 395.50 Кб (Скачать)

Уставный капитал – первый и основной источник собственных средств предприятия. Его величина фиксируется в уставе организации, который регистрируется в установленном законом порядке. Из уставного капитала формируются основной и оборотный капиталы, которые используются на приобретение соответственно основных и оборотных фондов.

Среди внутренних источников финансовых ресурсов важнейшим является прибыль, которая рассчитывается как разность между доходами, полученными предприятием от всех видов деятельности, и расходами.

Прибыль характеризует конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности всего предприятия, т.е. составляет основу его экономического развития.

Следует отметить, что одна часть прибыли в виде налогов и других платежей поступает в бюджет для создания централизованных фондов денежных средств. Другая ее часть остается в распоряжении предприятия и направляется на расширенное воспроизводство, в фонды накопления, потребления и финансового резерва.

Фонд накопления предназначен для развития производства, образуется из чистой прибыли предприятия. Из фонда накопления предприятие обеспечивает прирост оборотных средств, финансирует капитальные вложения.

Фонд потребления – это денежные средства, образуемые из чистой прибыли и направляемые на удовлетворение материальных потребностей работников предприятия, финансирование объектов непроизводственной сферы, выплаты компенсационного характера и выплаты дивидендов.

Резервный фонд -  это денежный фонд, который создается для поддержания устойчивого финансового положения автотранспортного предприятия. Он используется для покрытия убытков предприятия, а также на выплаты дивидендов при отсутствии необходимой прибыли.

Кроме прибыли к внутренним источникам финансовых ресурсов автотранспортного предприятия относятся амортизационные отчисления, которые включаются в себестоимость перевозок и затем в составе выручки от перевозок и других услуг возвращаются на расчетный счет предприятия, а также выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, целевые поступления.

К внешним источникам финансирования относятся средства от продажи собственных ценных бумаг, кредитные инвестиции, а также дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, страховые возмещения по рискам, финансовые ресурсы, поступающие от союзов работников автомобильного транспорта, ассоциаций, отраслевых структур, бюджетные ассигнования и др.

Среди внешних источников финансирования важнейшее место принадлежит заемным средствам и кредитам коммерческих банков, к которым предприятия прибегают при временном отсутствии или нехватке собственных средств.

Коммерческий банк, финансирующий автотранспортное предприятие, осуществляет финансовый контроль за использованием кредита.[4]

 

1.3. Специфика организации финансовой работы на предприятиях отрасли.

Финансы предприятий автомобильного транспорта являются составной частью финансовой системы Республики Беларусь. Вместе с тем они имеют свою специфику, основанную на особенностях экономики и организации управления автомобильным транспортом.[1]

Экономические и организационные особенности функционирования данной отрасли оказывают влияние и на содержание финансов. Так можно выделить следующие специфические особенности:

1) продукция транспорта не имеет вещественной формы, здесь ничего не добавляется к перевозимому товару. На транспорте продается сам производственный процесс, т. е. перевозка, перемещение товаров, продукции, созданных в других отраслях экономики;

2) особенность производственного процесса на транспорте предполагает, что средства производства здесь не имеют в своем составе сырья;

3) единицей измерения транспортной продукции служат тонно-километры, пассажиро-километры, тонны грузооборота и количество отправленных пассажиров;

4) поскольку продукцию здесь нельзя накопить, отложить в за­пас, то транспорт не может работать без определенного резерва (например, локомо­тивов и вагонов, тягачей, прицепов и полуприцепов);

5) особенности функционирования экономики, ее отраслей (сезонность, цикличность) предопределяют неравномерность использования транспортных средств в те­чение года.

Поскольку, транспорт используется для осуществления не только внешних перевозок, но и для перевозок внутри предприятия, то внутрипроизводственный транспорт является неотъемлемой частью технологического процесса данного производства. Однако, внутрипроизводственный транспорт не представляет собой самостоятельную отрасль транспортного производства, а является составной частью той отрасли, в ко­торой он функционирует. К тому же транспорт является составной частью стадий произ­водства продукции предприятий. Это крупная многоотраслевая сфера, имеющая в своем составе все виды грузо­вого и пассажирского транспорта: железнодорожного, автомо­бильного, речного, морского, нефтепроводного, воздушного.

При опре­делении той или иной сферы использования видов транспорта необходимо руководствоваться следующими характерными технико-экономическими особенностями.

Автомобильный транспорт:

  обеспечивает повышенную (по сравнению с железнодорожным, водным транспортом) скорость, регулярность и маневренность доставки грузов;

  делает возможной безперегрузочную доставку грузов (в т.ч. мелкими партиями) от склада отправителя до склада получателя;

  предполагает повышенную себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта.

Выручка предприятий включает доходы, полученные от перевозок (пассажиров и грузов), от погрузочно-разгрузочных операций, экспедирования, прочих работ и услуг. Отметим, что доходы от перевозок зависят от объема оказываемых услуг, тарифа и договорных цен. В основу тарифа по­ложены вид транспорта, класс перевозимого груза, расстояние. В зависимости от степени регулирования тарифов их классифицируют на фиксированные (являются обязательными к применению для всех участников транспортного процесса на территории страны, региона, города), регулируемые (их предприятия устанавливают сами, могут вводиться на период стабили­зации цен), договор­ные (устанавливаются по соглашению с заказчиками исходя из необходимых затрат на перевозки) и свободные (решение об их введение принимают государственные органы, устанавливаются предприятием самостоятельно с учетом спроса и предложения на рынке транспортных услуг).

В себестоимости перевозок высокий удельный вес могут занимать затраты на топливо, электрическую энергию, ремонт, амортизация, что обусловлено спецификой отрасли, где основные фонды активно функционируют.

Прибыль предприятия определяется как разность между доходами от транспортной работы и эксплуатационными расходами.

Особенности функционирования отраслей транспорта предполагают и особенности финансового планирования, так в финансовый план железнодорожного транспорта могут включаться сметы бюджетных учреждений, больниц обслуживающих работников железных дорог, а в плане предприятий водного транспорта могут отражаться ассигнования из бюджета на капитальные вложения, затраты по путевому хозяйству, на содержание судоходных инспекций и охраны. В воздушном транспорте составляется план инвалютных поступлений и платежей.[7]

Специфика финансов автомобильного транспорта проявляется в большой зависимости рентабельности предприятий от структуры автомобильного парка. Правильный выбор подвижного состава в процессе формирования структуры автомобильного парка является основной предпосылкой рационального использования автомобильного парка. На финансовые результаты деятельности автотранспортных предприятий этот фактор оказывает решающее влияние.

Важным участком финансовой работы на автотранспортных предприятиях является правильная организация расчетов на автомобильные перевозки, и особенно правильный выбор форм расчетов за перевозки грузов.[1]

 

 

2. Оценка финансово-хозяйственной деятельности ЧУП «Брестский кооптранс»

 

2.1. Анализ состава и структуры основных фондов и оборотных средств

Основные средства

Основные фонды транспорта – это средства труда, которые целиком участвуют во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натуральную форму и перенося свою стоимость на вновь созданный продукт частями по мере своего износа.

Критерием отнесения средств производства (имущества) к основным фондам является срок их годности, который должен превышать один год.

В зависимости от роли и назначения основные фонды разделяются на производственные и непроизводственные.

Производственные основные фонды – это средства труда, которые прямо или косвенно участвуют в транспортном процессе и переносят свою стоимость на выполненные перевозки (здания (гаражи, мастерские, складские, административно-управленческие и др.), сооружения (хранилища топлива, бензоколонки, навесы, эстакады, подъездные дороги, и др.), передаточные устройства (теплосети, электросети и др.), машины и оборудование, силовые машины и оборудование (электромоторы, трансформаторы и др.), рабочие машины и оборудование (моечные машины, станки, прессы и др.), измерительные и регулирующие приборы, вычислительная техника, транспортные средства, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь.).

Непроизводственные основные фонды используются для удовлетворения культурно-бытовых нужд для работников предприятия (жилые здания, объекты культуры, здравоохранения и т.п.).[4]

Основные средства в процессе эксплуатации находятся в движении (поступление, перемещение внутри предприятия, ремонт и модернизация, выбытие и ликвидация). Движение основных средств отражается в первичных документах: акт приёмки-передачи, накладная на внутреннее перемещение, акт о ликвидации основных средств. 

При поступлении основных средств на предприятие оформляется акт приёмки-передачи основных средств на каждый принятый в эксплуатацию объект. Основными реквизитами акта являются инвентарный номер, год выпуска, год и месяц поступления на предприятие, комплектность, первоначальная стоимость, норма амортизации, синтетические счета и субсчета и коды аналитического учёта. Основные средства принимаются на учёт по первоначальной стоимости, определённой в акте приемке-передачи основных средств. В этом документе отражаются внешние движения основных средств. Первоначальная стоимость также отражается в инвентарной карточке учёта, которая составляется на основании акта. Кроме этого в ней существует инвентарный номер, дата выпуска и дата о вводе в эксплуатацию, первоначальная стоимость и др. Инвентарная карточка заводится на каждый объект основных фондов отдельно и, для удобства, группируется по шифрам. При ликвидации основных фондов создаётся акт о ликвидации основных средств: основные средства продаются другому хозяйству, ликвидируются по причине физического износа как лом, ликвидируются по причине морального износа и другие.

На основании данных ведомости оборудования и ведомости по расчёту амортизации основных средств составляется ведомость учёта основных средств. Ведомость показывает их движение за промежуток времени. Документальным основанием для ведения учёта являются первичные документы.

На балансе ЧУП «Брестский кооптранс» числятся только производственные основные средства.

Рассмотрим состав основных средств ЧУП «Брестский кооптранс» [Приложение 3].

 

Таблица 2.1. Состав основных средств ЧУП «Брестский кооптранс»

Наименование показателя

2009 год

2010 год

Отклонение

Темп роста,

%

сумма,

млн.

руб.

уд.

вес,%

сумма,

млн.

руб.

уд.

вес,%

по сумме,

млн.

руб.

по уд.

весу,%

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Здания и

сооружения, млн.руб.

3674

44,0

4290

41,7

616

-2,3

116,8

2. Передаточные устройства, млн.руб.

202

2,4

237

2,3

35

-0,1

117,3

3. Машины и оборудование, млн.руб.

832

10,0

972

9,4

140

-0,6

116,8

4. Транспортные

средства, млн.руб.

3376

40,5

4514

43,9

1138

3,4

133,7

5. Прочие основные средства, млн.руб.

256

3,1

275

2,7

-0,4

-0,4

107,4

ИТОГО

8340

100

10288

100

1928,6

 

123,4

Информация о работе Особенности организации финансов автотранспортных предприятий