Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:48, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать более подробно теоретические основы функционирования финансов автотранспортных предприятий и на примере ЧУП «Брестский кооптранс».
Задачами курсовой работы являются:
1. Общая характеристика транспортной отрасли в Республике Беларусь.
2. Рассмотрение специфики организации финансовой работы на предприятиях отрасли.
3. Оценка финансово-хозяйственной деятельности ЧУП «Брестский кооптранс»
4. Пути улучшения финансового состояния предприятия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Общая характеристика транспортной отрасли и ее роль в экономике Республики Беларусь…………………………………………………………………….7
1.2. Финансы организаций автомобильного транспорта: понятие, содержание, состав финансовых отношений…………………………………………10
1.3. Специфика организации финансовой работы на предприятиях отрасли.13
2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧУП «БРЕСТСКИЙ КООПТРАНС».
2.1. Анализ состава и структуры основных фондов и оборотных средств…… 16
2.2. Порядок формирования доходов и направления расходования средств…. 27
2.3. Показатели прибыли и рентабельности.……………………………………..33
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОТРАСЛИ (НА ПРИМЕРЕ ЧУП «БРЕСТСКИЙ КООПТРАНС»).
3.1. Проблемы и недостатки в деятельности предприятий отрасли и их влияние на финансовый результат………………………………………………………………37
3.2. Пути улучшения финансового состояния предприятия……………………40
Заключение…………………………………………………………………………42
Список используемых источников……………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Общая характеристика транспортной отрасли и ее роль в экономике Республики Беларусь…………………………………………………………
1.2. Финансы организаций автомобильного транспорта: понятие, содержание, состав финансовых отношений…………………………………………10
1.3. Специфика организации финансовой работы на предприятиях отрасли.13
2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧУП «БРЕСТСКИЙ КООПТРАНС».
2.1. Анализ состава и структуры основных фондов и оборотных средств…… 16
2.2. Порядок формирования доходов и направления расходования средств…. 27
2.3. Показатели прибыли и рентабельности.…………………………………….
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОТРАСЛИ (НА ПРИМЕРЕ ЧУП «БРЕСТСКИЙ КООПТРАНС»).
3.1. Проблемы и недостатки в деятельности предприятий отрасли и их влияние на финансовый результат………………………………………………………
3.2. Пути улучшения финансового состояния предприятия……………………40
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников……………………………………………….
Приложения.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы для курсовой работы определяется следующими положениями. К особенностям формирования рыночных отношений в нашей стране следует отнести усиление конкурентной борьбы, технологические изменения, компьютеризацию обработки экономической информации, непрерывные нововведения в налоговом законодательстве, изменяющиеся процентные ставки и курсы валют на фоне продолжающейся инфляции. В этих условиях перед предприятиями встает множество вопросов: какой должна быть стратегия и тактика современного предприятия, как рационально организовать финансовую деятельность предприятия, чтобы обеспечить его дальнейшее процветание, как повысить эффективность управления финансовыми ресурсами, каким образом определить факторы хозяйственной деятельности, обеспечивающие устойчивое финансовое состояние предприятия.
На эти и другие жизненно важные вопросы может дать ответ объективный финансовый анализ. Его материалы позволяют выявить наиболее рациональные направления распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Известно, что любые ресурсы ограничены и добиться максимального эффекта их использования можно не только за счет увеличения объема, но и путем оптимального соотношения разных видов ресурсов. Особое внимание при этом следует уделить финансовым ресурсам предприятия, поскольку это единственный вид ресурсов трансформируемый непосредственно и в минимальные сроки в любой другой вид ресурсов.
Финансовое состояние хозяйственного субъекта отражает вес стороны деятельности, поскольку движение любых товарно-материальных ценностей и трудовых ресурсов сопровождается образованием и расходованием денежных средств. [12]
К внутренним пользователям относятся управляющие всех уровней: бухгалтерия, финансовый, экономический отдел и другие службы предприятия, многочисленные его сотрудники. Каждый из них использует информацию исходя из своих интересов. Так, финансовому руководителю важно знать реальную оценку деятельности своей фирмы и ее финансового состояния, а руководителю маркетинговой службы не обойтись без нее при разработке стратегии продвижения своей продукции на рынке.
Услуги, оказываемые ЧУП «Брестский кооптранс», пользуются спросом на внутреннем рынке. В период перехода к рыночной экономике произошел резкий спад в транспортной отрасли, что не могло не затронуть данное предприятие. В связи с этим, тема данной курсовой работы на сегодняшний день актуальна.
Объектом исследования данной работы является предприятие ЧУП «Брестский кооптранс», основная деятельность которого – автомобильные грузоперевозки.
Цель данной курсовой работы – исследовать более подробно теоретические основы функционирования финансов автотранспортных предприятий и на примере ЧУП «Брестский кооптранс».
Задачами курсовой работы являются:
1. Общая характеристика транспортной отрасли в Республике Беларусь.
2. Рассмотрение специфики организации финансовой работы на предприятиях отрасли.
3. Оценка финансово-хозяйственной деятельности ЧУП «Брестский кооптранс»
4. Пути улучшения финансового состояния предприятия.
Теоретической и методологической основой изучения явились бухгалтерская и статистическая отчетность предприятия, отчетные данные о деятельности ЧУП «Брестский кооптранс» за 2009-2010 годы, учредительные документы предприятия. Источниками информации для написания работы послужили учебная литература, справочная литература, прочие актуальные источники информации.
1. Теоретические основы функционирования финансов автотранспортных предприятий
1.1. Общая характеристика транспортной отрасли и ее роль в экономике Республики Беларусь
Уровень развития автотранспортной системы государства — один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности и является одной из важнейших экономических подсистем народного хозяйства страны.[10]
Транспортная деятельность – это совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским, речным и другими видами транспорта или комбинацией этих видов транспорта, а также транспортно-экспедиционная деятельность и другие, связанные с перевозкой транспортные работы и услуги, выполняемые на договорной основе.[2]
Основные НПА, регламентирующие госуправление в транспортной сфере:
• законы РБ «об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», «о транспортно-экпедиционной деятельности»
• декреты и указы президента
• др.
Транспорт обеспечивает развитие национального хозяйства, соединение производства и потребления, объединение областей, отраслей экономики в единый народохозяйственный комплекс.
Внимание к транспорту связано с его высокой ресурсоемкостью. Здесь сосредоточено около 6% общей численности фондов, занятых в народном хозяйстве, и 13% основных фондов. С этим нельзя не считаться, как и со спецификой использования на транспорте основных производственных фондов. Транспорт является крупнейшим потребителем топливно-энергетических ресурсов: ежегодный расход бензина составляет около 84%, дизельного топлива – 52% от общего объема их использования. На его развитие ежегодно направляется свыше 10% всех капитальных вложений в республике. Наибольшая часть грузо- и пассажиропотоков в Республике Беларусь приходится на автомобильный транспорт. По принципу подчиненности он подразделяется на транспорт общего пользования, подчиненный Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, и ведомственный автотранспорт, находящийся в собственности отдельных организаций, предприятий, ведомств.[3]
Автомобили как транспортные средства отличаются высокой маневренностью и способностью осуществлять прямую доставку грузов и людей (без участия других видов транспорта). Благодаря своим преимуществам они широко используются на перевозках пассажиров и грузов как внутри районов (городов), так и в межрайонном (междугородном) и международном сообщении.
О важности грузового автомобильного транспорта в экономике страны свидетельствует доля автотранспортных издержек в стоимости продукции в различных ее секторах: в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и торговле.
Автотранспорт, осуществляющий перевозки грузов для производственных предприятий разных отраслей, входит в состав системы товародвижения, которая понимается как логистика. Следуя логистическим подходам и развивая хозяйственные связи, предприятия при обслуживании заказчиков конкурируют друг с другом в сфере повышения качества доставки продукции с наименьшими затратами.[4]
Выгодное географическое положение Республики Беларусь в Европе, наличие современных мультимодальных транспортных коридоров, развитие экспорта транспортных услуг является одной из основных составляющих стабильного развития экономики республики.
Переход Республики Беларусь на рыночный социально ориентированный путь развития экономики создал основу для ее интеграции в мировой процесс разделения труда. Увеличение объемов перевозок обуславливает новые, более высокие требования к качеству сети автомобильных дорог и их инфраструктуры.
В Республике Беларусь уделяется большое внимание повышению эффективности работы в области транспортной деятельности, росту конкурентоспособности белорусских перевозчиков на рынке транспортных услуг и развитию экспорта.
Республика Беларусь стремится развивать международное сотрудничество и внешнеэкономические связи в транспортной сфере. В Беларуси проводится единая государственная политика в области транспортно-экспедиционной деятельности, развиваются и совершенствуются транспортно-экспедиционные услуги, транспортная логистика в целях оптимизации перевозок внешнеторговых грузов. Эффективному решению данных задач способствует взаимодействие Министерства транспорта и коммуникаций и национальных ассоциаций перевозчиков "БАМАП" и экспедиторов БАМЭ.
Республика Беларусь активно сотрудничает с международными правительственными (КВТ ЕЭК ООН, ЕКМТ, ЕК ЕС, КТС СНГ, МСД СНГ, ЕврАзЭС) и неправительственными (IRU, FIATA) организациями, Министрерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь является участником основных международных конвенций и соглашений, регулирующих международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров.
Республикой Беларусь заключены двусторонние соглашения с 42 государствами, а с 47 государствами производится обмен разрешениями, дающими право белорусским перевозчикам на осуществление международных перевозок по территории этих государств.
В результате проводимой политики в области транспортного комплекса постоянно совершенствуются и развиваются условия для его эффективного развития, привлекательности нашей территории и законодательства для участников международной транспортной системы.
Выполнение работ, связанных с обеспечением выдачи Минтрансом специальных разрешений (лицензий) на право осуществления соответствующих видов деятельности, контроль за соблюдением производителями транспортных работ и услуг законодательства в области транспортной деятельности на территории Республики Беларусь, контроль в пунктах пропуска соблюдения требований и условий международных автоперевозок, а также контроль за проездом тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств через Государственную границу Республики Беларусь осуществляет Транспортная инспекция.[8]
1.2. Финансы организаций автомобильного транспорта: понятие, содержание, состав финансовых отношений.
Финансы автотранспортных предприятий есть денежные отношения, возникающие в процессе его производственно-хозяйственной деятельности и связанные с формированием и распределением его финансовых ресурсов.
Все денежные (финансовые) отношения, в которые вступает предприятие, группируются по следующим направлениям:
отношения с предприятиями и организациями, выступающими в качестве заказчиков транспортных услуг. Эта группа отношений является основной, от нее зависит финансовый результат деятельности предприятия;
отношения с другими предприятиями и организациями, связанные с поставками запасных частей, ремонтных материалов, топлива, со строительством новых зданий, цехов, складов, жилья;
отношения внутри предприятия с его дочерними предприятиями, филиалами, цехами, бригадами по поводу финансирования расходов, участия в распределении прибыли предприятия, по выплате заработной платы работникам предприятия, дивидендов по акциям, удержанию налогов;
отношения с банковской системой по расчетам за банковские услуги, при получении и погашении кредитов, при применении факторинговых, трастовых, залоговых и других операций;
отношения с финансовой системой государства при уплате налогов и других платежей в бюджеты разных уровней;
отношения со страховыми компаниями и организациями по страхованию имущества, отдельных категорий работников предприятия, коммерческих и финансовых рисков;
отношения с товарными, сырьевыми и фондовыми биржами по операциям с производственными и финансовыми активами;
отношения с различными инвестиционными институтами (инвестиционными фондами, компаниями) по приватизации и размещению инвестиций и др.;
отношения с акционерами, которые не являются членами трудового коллектива.
Осуществление производственной деятельности предполагает наличие у автотранспортных предприятий финансовых ресурсов. Поэтому основное содержание финансовой работы заключается в формировании и использовании финансовых ресурсов, через которые производственно-хозяйственная деятельность обеспечивается денежными средствами, осуществляется простое и расширенное воспроизводство.
Формирование финансовых ресурсов осуществляется из различных источников, которые можно разделить на внутренние (образуются за счет собственных и приравненных к ним средств и связаны с результатами хозяйствования) и внешние (поступления ресурсов на предприятия извне).
Информация о работе Особенности организации финансов автотранспортных предприятий