Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:48, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать более подробно теоретические основы функционирования финансов автотранспортных предприятий и на примере ЧУП «Брестский кооптранс».
Задачами курсовой работы являются:
1. Общая характеристика транспортной отрасли в Республике Беларусь.
2. Рассмотрение специфики организации финансовой работы на предприятиях отрасли.
3. Оценка финансово-хозяйственной деятельности ЧУП «Брестский кооптранс»
4. Пути улучшения финансового состояния предприятия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Общая характеристика транспортной отрасли и ее роль в экономике Республики Беларусь…………………………………………………………………….7
1.2. Финансы организаций автомобильного транспорта: понятие, содержание, состав финансовых отношений…………………………………………10
1.3. Специфика организации финансовой работы на предприятиях отрасли.13
2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧУП «БРЕСТСКИЙ КООПТРАНС».
2.1. Анализ состава и структуры основных фондов и оборотных средств…… 16
2.2. Порядок формирования доходов и направления расходования средств…. 27
2.3. Показатели прибыли и рентабельности.……………………………………..33
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОТРАСЛИ (НА ПРИМЕРЕ ЧУП «БРЕСТСКИЙ КООПТРАНС»).
3.1. Проблемы и недостатки в деятельности предприятий отрасли и их влияние на финансовый результат………………………………………………………………37
3.2. Пути улучшения финансового состояния предприятия……………………40
Заключение…………………………………………………………………………42
Список используемых источников……………………………………………
тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;
тарифы за пользование грузовыми таксомоторами;
тарифы за пользование грузовыми автомобилями из покилометрового расчета;
тарифы за перегон подвижного состава;
надбавки и скидки;
сборы за услуги, связанные с перевозками;
договорные тарифы.[3]
Прейскурант предусматривает применение различных штрафных санкций, как к заказчикам автомобилей, так и к автотранспортному предприятию. Они, например, взимаются за простой автомобиля сверх нормы под погрузкой-разгрузкой, переадресовку груза, возврат неочищенного контейнера и в других случаях нарушения договорной дисциплины.
Рассмотрим плановую калькуляцию тарифа на услугу автомобиля за один час работы ГАЗ 53 хлебный фургон ЧУП «Брестский кооптранс». [Приложение 4]
Видно, что основной удельный вес в данном тарифе занимает зарплата водителя – 35,5%, общехозяйственные расходы – 16,8%, отчисления в бюджет – 15,4%, амортизация – 17,8%. Также в тарифе заложены такие статьи как фонд подготовки кадров – 0,6%, инновационный фонд – 2,8%, зарплата руководителей и специалистов – 8,6%, рентабельность – 2,48%. Таким образом при формировании тарифа основную часть затрат составляет заработная плата – 44,1%.
В общем количестве автомобилей, ГАЗ 53 хлебный фургон занимает значительный удельный вес – 40,9 % от общего количества грузовых автомобилей. Объем доходов от хлебных автомобилей составляет 39,7 % от всех доходов. Коэффициент, учитывающий доплаты планируется в размере 80%. Инновационный фонд планируется в размере 3% от расходов, фонд подготовки кадров планируется в абсолютной сумме.
Общехозяйственные расходы составляют 46,2 % от зарплаты водителя.
В тарифах за 1 км пробега увеличение складывается в основном по статье «Топливо, ремонт автомобильных шин», соответственно «Смазочные материалы», «Ремонт и техническое обслуживание».
В себестоимости перевозок высокий удельный вес занимает заработная плата водителей. Существенное влияние на размер расходов оказывают налоги и другие неналоговые платежи.
При анализе структуры себестоимости оказания услуг ЧУП «Брестский кооптранс» определим удельные веса (в процентах) отдельных статей калькуляции в общей сумме затрат и их изменение за отчетный период. Для такого анализа используем следующие данные, представленные в таблице [Приложение 5].
Таблица 2.7. Структура себестоимости оказываемых услуг ЧУП «Брестский кооптранс»
млн.руб.
Наименование статей затрат | 2009 год | 2010 год | Отклонение | Темп роста, % | |||
сумма, млн. руб. | уд. вес,% | сумма, млн. руб. | уд. вес,% | по сумме, млн. руб. | по уд. весу, % | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Материальные затраты | 1649 | 28,7 | 2900 | 33,1 | 1251 | 4,4 | 175,9 |
2. Расходы на оплату труда | 1939 | 33,8 | 2924 | 33,4 | 985 | -0,4 | 150,8 |
3. Отчисления на социальные нужды | 660 | 11,5 | 1016 | 11,6 | 356 | 0,1 | 153,9 |
4. Амортизация основных средств и нематериальных активов | 497 | 8,7 | 592 | 6,7 | 95 | -2 | 119,1 |
5. Прочие затраты | 993 | 17,3 | 1334 | 15,2 | 341 | -2,1 | 134,3 |
ВСЕГО: | 5738 | 100 | 8766 | 100 | 3028 | 0 | 152,8 |
Рассмотрев данные таблицы, можно с уверенностью сказать, что себестоимость реализуемой продукции изменяется динамично. В 2009 году себестоимость реализуемой продукции сложилась в размере 5738 млн., а в 2010 году себестоимость реализуемой продукции сложилась в размере 8766 млн. р. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил – 3028 млн. р. или 52,8%.
Анализируя структуру себестоимости реализуемой продукции за 2009 и 2010 годы можно сказать, что основной удельный вес занимают материальные затраты (28,7%, 33,1%) и расходы на оплату труда (33,8%, 33,4%). В то же время, в 2010 году произошло снижение расходов на оплату труда – 0,4%, амортизации – 2%, прочих затрат – 2,1%. На основании вышеизложенного можно с уверенностью сказать, что на предприятии необходимо проводить мероприятия по снижению себестоимости услуг в части материальных затрат.
Выручка от реализации товаров и услуг на предприятии формируется по факту оказанных услуг и выполненных работ.
Судя по таблице 2.6 большая доля выручки формируется за счет основного вида деятельности предприятия – оказание транспортных услуг.
Операционные доходы и расходы включают: доходы и расходы, связанные со списанием, принадлежащих организации основных средств, нематериальных активов, а также определение финансовых результатов от их выбытия; доходы и расходы (включая амортизационные отчисления), связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов; доходы (проценты), полученные за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в данном банке и другие.
Внереализационные доходы и расходы включают: дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию; уплаченные штрафы, пени; положительные и отрицательные разницы, образовавшиеся при изменении Нацбанком курсов иностранных валют, по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; прибыль (убытки) от покупки (продажи) иностранной валюты; налоги и сборы, уплачиваемые за счет финансовых результатов.
Прибыль от операционных доходов и расходов имеет значительный вес, а от внереализационных доходов и расходов имеется убыток, это связано с потерями при покупке и продаже валюты за счет курсовых разниц, имеются также уплаченные штрафы. [Приложение 2]
Сравнивая два года, можно сделать вывод, что за 2010 год предприятие улучшило все финансовые показатели и чистая прибыль увеличилась в 3,1 раза.
Так как Собственником ЧУП «Брестский кооптранс» является Брестский облпотребсоюз, то он имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении Предприятия.
Прибыль Предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, формирования фондов, предусмотренных законодательством, выплаты ее части Собственнику остается в распоряжении Предприятия и используется им по согласованию с Собственником.[11]
В 2010 году прибыль составила 657 млн. руб. и была распределена следующим образом:
1. Налоги уплачиваемые за счет прибыли в соответствии с действующим законодательством – 32,3%
2. Погашение кредитов банка, из суммы оставшейся после уплаты налогов – 0,2%
3. Оставшаяся прибыль (нераспределенная прибыль) – 331 млн. руб. была распределена между Брестским облпотребсоюзом (Собственником) и ЧУП «Брестский кооптранс» в следующих пропорциях:
30% от прибыли направлены Брестскому облпотребсоюзу;
70% от прибыли остались в распоряжении предприятия и были направлены в фонд накопления.
2.3. Показатели прибыли и рентабельности
Прибыль – это важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. Система показателей прибыли на предприятии:
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – это прибыль, получаемая предприятием в результате изготовления и продажи продукции собственного производства. Рассчитывается путем вычитания из выручки от продажи продукции полной себестоимости данной продукции.
Расчет прибыли от реализации продукции может быть представлен в виде формулы
где ПР – прибыль;
ВД – валовой доход (выручка) от реализации продукции (работ, услуг) в действующих оптовых ценах;
Зпр – затраты на производство и реализацию продукции (полная себестоимость продукции);
НДС – налог на добавленную стоимость.
Прибыль от операционной деятельности – разница между валовой прибылью от продаж и операционных затрат, которые включают затраты по реализации, общие и административные затраты, затраты на маркетинг, рекламу, исследования и разработки.
Прибыль от внереализационной деятельности - разница между доходами и расходами от внереализационных операций, а также НДС и иными обязательными платежами.
Чистая прибыль (ЧП) – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Она определяется как разница между облагаемой налогом балансовой прибылью и величиной налогов с учетом льгот.
Рассмотрим состав и динамику прибыли ЧУП «Брестский кооптранс» [Приложение 2].
Таблица 2.8. Состав и динамика прибыли ЧУП «Брестский кооптранс»
Наименование показателя | 2009 год | 2010 год | Темп роста, % |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), млн.руб. | 124 | 520 | 419,4 |
2. Прибыль от операционной деятельности, млн.руб. | 197 | 167 | 84,8 |
3. Прибыль от внереализационной деятельности, млн. руб. | -97 | -143 | 147,4 |
4. Общая сумма прибыли | 325 | 657 | 202,2 |
5. Налоги и платежи из прибыли, млн.руб. | 117 | 213 | 182,1 |
6. Чистая прибыль, млн.руб. | 107 | 331 | 309,3 |
Информация о работе Особенности организации финансов автотранспортных предприятий