Особенности организации финансов автотранспортных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать более подробно теоретические основы функционирования финансов автотранспортных предприятий и на примере ЧУП «Брестский кооптранс».
Задачами курсовой работы являются:
1. Общая характеристика транспортной отрасли в Республике Беларусь.
2. Рассмотрение специфики организации финансовой работы на предприятиях отрасли.
3. Оценка финансово-хозяйственной деятельности ЧУП «Брестский кооптранс»
4. Пути улучшения финансового состояния предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Общая характеристика транспортной отрасли и ее роль в экономике Республики Беларусь…………………………………………………………………….7
1.2. Финансы организаций автомобильного транспорта: понятие, содержание, состав финансовых отношений…………………………………………10
1.3. Специфика организации финансовой работы на предприятиях отрасли.13

2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧУП «БРЕСТСКИЙ КООПТРАНС».
2.1. Анализ состава и структуры основных фондов и оборотных средств…… 16
2.2. Порядок формирования доходов и направления расходования средств…. 27
2.3. Показатели прибыли и рентабельности.……………………………………..33

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОТРАСЛИ (НА ПРИМЕРЕ ЧУП «БРЕСТСКИЙ КООПТРАНС»).
3.1. Проблемы и недостатки в деятельности предприятий отрасли и их влияние на финансовый результат………………………………………………………………37
3.2. Пути улучшения финансового состояния предприятия……………………40
Заключение…………………………………………………………………………42
Список используемых источников……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая работа.doc

— 395.50 Кб (Скачать)

              тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;

              тарифы за пользование грузовыми таксомоторами;

              тарифы за пользование грузовыми автомобилями из покилометрового расчета;

              тарифы за перегон подвижного состава;

              надбавки и скидки;

              сборы за услуги, связанные с перевозками;

              договорные тарифы.[3]

Прейскурант предусматривает применение различных штрафных санкций, как к заказчикам автомобилей, так и к автотранспортному предприятию. Они, например, взимаются за простой автомобиля сверх нормы под погрузкой-разгрузкой, переадресовку груза, возврат неочищенного контейнера и в других случаях нарушения договорной дисциплины.

Рассмотрим плановую калькуляцию тарифа на услугу автомобиля за один час работы ГАЗ 53 хлебный фургон ЧУП «Брестский кооптранс». [Приложение 4]

Видно, что основной удельный вес в данном тарифе занимает зарплата водителя – 35,5%, общехозяйственные расходы – 16,8%, отчисления в бюджет – 15,4%, амортизация – 17,8%. Также в тарифе заложены такие статьи как фонд подготовки кадров – 0,6%, инновационный фонд – 2,8%, зарплата руководителей и специалистов – 8,6%, рентабельность – 2,48%. Таким образом при формировании тарифа основную часть затрат составляет заработная плата – 44,1%.

В общем количестве автомобилей, ГАЗ 53 хлебный фургон занимает значительный удельный вес – 40,9 % от общего количества грузовых автомобилей. Объем доходов от хлебных  автомобилей составляет 39,7 % от всех доходов. Коэффициент, учитывающий доплаты планируется в размере 80%. Инновационный фонд планируется в размере 3% от расходов, фонд подготовки кадров планируется в абсолютной сумме.

Общехозяйственные расходы составляют 46,2 % от зарплаты водителя.

В тарифах за 1 км пробега увеличение складывается в основном по статье «Топливо, ремонт автомобильных шин», соответственно «Смазочные материалы», «Ремонт и техническое обслуживание».

В себестоимости перевозок высокий удельный вес занимает заработная плата водителей. Существенное влияние на размер расходов оказывают налоги и другие неналоговые платежи.

При анализе структуры себестоимости оказания услуг ЧУП «Брестский кооптранс» определим удельные веса (в процентах) отдельных статей калькуляции в общей сумме затрат и их изменение за отчетный период. Для такого анализа используем следующие данные, представленные в таблице [Приложение 5].

 

Таблица 2.7. Структура себестоимости оказываемых услуг ЧУП «Брестский кооптранс»

млн.руб.

Наименование статей затрат

2009 год

2010 год

Отклонение

Темп

роста, %

сумма,

млн. руб.

уд. вес,%

сумма,

млн. руб.

уд. вес,%

по сумме, млн.

руб.

по уд.

весу,

%

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Материальные затраты

1649

28,7

2900

33,1

1251

4,4

175,9

2. Расходы на оплату труда

1939

33,8

2924

33,4

985

-0,4

150,8

3. Отчисления на социальные нужды

660

11,5

1016

11,6

356

0,1

153,9

4. Амортизация основных средств и нематериальных активов

497

8,7

592

6,7

95

-2

119,1

5. Прочие затраты

993

17,3

1334

15,2

341

-2,1

134,3

ВСЕГО:

5738

100

8766

100

3028

0

152,8


Рассмотрев данные таблицы, можно с уверенностью сказать, что себестоимость реализуемой продукции изменяется динамично. В 2009 году себестоимость реализуемой продукции сложилась в размере 5738 млн., а в 2010 году себестоимость реализуемой продукции сложилась в размере 8766 млн. р. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил – 3028 млн. р. или 52,8%.

Анализируя структуру себестоимости реализуемой продукции за 2009 и 2010 годы можно сказать, что основной удельный вес занимают материальные затраты (28,7%, 33,1%) и расходы на оплату труда (33,8%, 33,4%). В то же время, в 2010 году произошло снижение расходов на оплату труда – 0,4%, амортизации – 2%, прочих затрат – 2,1%. На основании вышеизложенного можно с уверенностью сказать, что на предприятии необходимо проводить мероприятия по снижению себестоимости услуг в части материальных затрат.

Выручка от реализации товаров и услуг на предприятии формируется по факту оказанных услуг и выполненных работ.

Судя по таблице 2.6 большая доля выручки формируется за счет основного вида деятельности предприятия – оказание транспортных услуг.

Операционные доходы и расходы включают: доходы и расходы, связанные со списанием, принадлежащих организации основных средств, нематериальных активов, а также определение финансовых результатов от их выбытия; доходы   и   расходы  (включая амортизационные отчисления), связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов; доходы (проценты), полученные за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в данном банке и другие.

Внереализационные доходы и расходы включают: дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;  уплаченные штрафы, пени; положительные и отрицательные разницы, образовавшиеся при изменении Нацбанком курсов иностранных валют, по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; прибыль (убытки) от покупки (продажи) иностранной валюты; налоги и сборы, уплачиваемые за счет финансовых результатов.

Прибыль от операционных доходов и расходов имеет значительный вес, а от внереализационных доходов и расходов имеется убыток, это связано с потерями при покупке и продаже валюты за счет курсовых разниц, имеются также уплаченные штрафы. [Приложение 2]

Сравнивая два года, можно сделать вывод, что за 2010 год предприятие улучшило все финансовые показатели и чистая прибыль увеличилась в 3,1 раза.

Так как Собственником ЧУП «Брестский кооптранс» является Брестский облпотребсоюз, то он имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении Предприятия.

Прибыль Предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, формирования фондов, предусмотренных законодательством, выплаты ее части Собственнику остается в распоряжении Предприятия и используется им по согласованию с Собственником.[11]

В 2010 году прибыль составила 657 млн. руб. и была распределена следующим образом:

1. Налоги уплачиваемые за счет прибыли в соответствии с действующим законодательством – 32,3%

2. Погашение кредитов банка, из суммы оставшейся после уплаты налогов – 0,2%

3. Оставшаяся прибыль (нераспределенная прибыль) – 331 млн. руб. была распределена между Брестским облпотребсоюзом (Собственником) и ЧУП «Брестский кооптранс» в следующих пропорциях:

              30% от прибыли  направлены Брестскому облпотребсоюзу;

              70% от прибыли остались в распоряжении предприятия и были направлены в фонд накопления.

 

2.3. Показатели прибыли и рентабельности

Прибыль – это важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. Система показателей прибыли на предприятии:

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – это прибыль, получаемая предприятием в результате изготовления и продажи продукции собственного производства. Рассчитывается путем вычитания из выручки от продажи продукции полной себестоимости данной продукции.

Расчет прибыли от реализации продукции может быть представлен в виде формулы

                                         ПР = ВД-Зпр-НДС,                                   (2.15.)

где ПР – прибыль;

ВД – валовой доход (выручка) от реализации продукции (работ, услуг) в действующих оптовых ценах;

Зпр – затраты на производство и реализацию продукции (полная себестоимость продукции);

НДС – налог на добавленную стоимость.

Прибыль от операционной деятельности – разница между валовой прибылью от продаж и операционных затрат, которые включают затраты по реализации, общие и административные затраты, затраты на маркетинг, рекламу, исследования и разработки.

Прибыль от внереализационной деятельности - разница между доходами и расходами от внереализационных операций, а также НДС и иными обязательными платежами.

Чистая прибыль (ЧП) – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Она определяется как разница между облагаемой налогом балансовой прибылью и величиной налогов с учетом льгот.

Рассмотрим состав и динамику прибыли ЧУП «Брестский кооптранс» [Приложение 2].

 

Таблица 2.8. Состав и динамика прибыли ЧУП «Брестский кооптранс»

Наименование показателя

2009 год

2010 год

Темп роста, %

1

2

3

4

1. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), млн.руб.

124

520

419,4

2. Прибыль от операционной деятельности, млн.руб.

197

167

84,8

3. Прибыль от внереализационной деятельности, млн. руб.

-97

-143

147,4

4. Общая сумма прибыли

325

657

202,2

5. Налоги и платежи из прибыли, млн.руб.

117

213

182,1

6. Чистая прибыль, млн.руб.

107

331

309,3

Информация о работе Особенности организации финансов автотранспортных предприятий