Особенности организации финансов автотранспортных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать более подробно теоретические основы функционирования финансов автотранспортных предприятий и на примере ЧУП «Брестский кооптранс».
Задачами курсовой работы являются:
1. Общая характеристика транспортной отрасли в Республике Беларусь.
2. Рассмотрение специфики организации финансовой работы на предприятиях отрасли.
3. Оценка финансово-хозяйственной деятельности ЧУП «Брестский кооптранс»
4. Пути улучшения финансового состояния предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Общая характеристика транспортной отрасли и ее роль в экономике Республики Беларусь…………………………………………………………………….7
1.2. Финансы организаций автомобильного транспорта: понятие, содержание, состав финансовых отношений…………………………………………10
1.3. Специфика организации финансовой работы на предприятиях отрасли.13

2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧУП «БРЕСТСКИЙ КООПТРАНС».
2.1. Анализ состава и структуры основных фондов и оборотных средств…… 16
2.2. Порядок формирования доходов и направления расходования средств…. 27
2.3. Показатели прибыли и рентабельности.……………………………………..33

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОТРАСЛИ (НА ПРИМЕРЕ ЧУП «БРЕСТСКИЙ КООПТРАНС»).
3.1. Проблемы и недостатки в деятельности предприятий отрасли и их влияние на финансовый результат………………………………………………………………37
3.2. Пути улучшения финансового состояния предприятия……………………40
Заключение…………………………………………………………………………42
Список используемых источников……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая работа.doc

— 395.50 Кб (Скачать)

По источнику формирования оборотные средства делятся на:

- собственные (постоянно находятся в распоряжении предприятия и формируются за счет собственных средств: уставный фонд, прибыль);

- заемные (краткосрочные кредиты банка, за счет которых удовлетворяется временная дополнительная потребность в оборотных средствах);

- привлеченные (средства, которые в силу применяемых форм расчетов некоторое время находятся в распоряжении предприятия: кредиторская задолженность поставщикам, задолженность по заработной плате, предоплаты за продукцию, резервы).

По степени ликвидности оборотные средства делятся на:

- абсолютно ликвидные (деньги в кассе и на счетах);

- быстро реализуемые (депозиты, ценные бумаги, дебиторская задолженность, товары отгруженные);

- медленно реализуемые (производственные запасы, сырье, материалы, незавершенное производство).

По степени организации планирования и управления оборотные средства бывают:

- нормируемые (имеют норму запаса);

- ненормируемые (норму запаса не имеют).

Структура оборотных средств отражает удельный вес каждой части в общей стоимости  оборотных средств. Структура оборотных средств зависит от отраслевой принадлежности.[4]

Рассмотрим структуру оборотных средств ЧУП «Брестский кооптранс» [Приложение 1].

 

Таблица 2.4. Структура оборотных средств ЧУП «Брестский кооптранс»

млн.руб.

Наименование

показателя

2009 год

2010 год

Отклоне-

ние

Темп

роста,

%

сумма, млн.

руб.

уд.

вес,

%

сумма, млн.

руб.

уд.

вес,

%

по сумме, млн.

руб.

по уд.весу, %

1

2

3

4

5

6

7

8

1.                   Затраты и запасы

в том числе:

сырье и материалы

расходы будущих периодов

209

 

108

101

15,6

 

8,0

7,6

317

 

172

145

17,6

 

9,5

8,0

108

 

64

44

2

 

1,5

0,4

151,7

 

159,3

143,6

2. Налоги по приобретенным товарам, работам услугам

52

3,8

161

8,9

109

5,1

309,6

3. Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев после отчетной даты)

В том числе:

Покупателей и заказчиков

По налогам и сборам

Прочая дебиторская задол-сть

805

 

 

 

 

797

2

6

60,4

 

 

 

 

59,8

0,15

0,45

1010

 

 

 

 

1002

-

8

55,9

 

 

 

 

55,5

-

0,44

205

 

 

 

 

205

-

2

-4,5

 

 

 

 

-4,3

-

-0,01

125,5

 

 

 

 

125,7

-

133,3

4. Расчеты с учредителями

В том числе:

По вкладам в уставный фонд

234

 

234

17,5

 

17,5

234

 

234

13

 

13

0

 

0

0

 

0

100

 

100

5. Денежные средства

36

2,7

83

4,6

47

1,9

230,6

ИТОГО:

1336

100

1805

100

469

0

135,1

Анализируя данные таблицы, можно сделать выводы о том, что наибольший удельный вес оборотных средств в 2009 и 2010 годах составляет дебиторская задолженность. В 2010 она снизилась на 25,5%. Являясь частью оборотных средств, а именно частью фондов обращения, дебиторская задолженность, а особенно неоправданная «зависшая», резко сокращает оборачиваемость оборотных средств и тем самым уменьшает доход предприятия. Расчеты с учредителями остались неизменными. Денежные средства в 2010 году увеличились на 130,6% по сравнению с 2009 годом. В общем в  2010 году наблюдается рост оборотных средств по сравнению с 2009 годом на 469 млн.руб. или 35,1%.

Для оценки эффективного  использования оборотных средств рассчитываются:

- коэффициент оборачиваемости (показывает, сколько оборотов совершили оборотные средства за отчетный период), определяется по формуле:

                                            Ко = Р/О ,                                                        (2.11)

где Ко – коэффициент оборачиваемости;

Р – выручка от реализации продукции;

О – средняя стоимость оборотных средств.

- коэффициент загрузки, обратный коэффициенту оборачиваемости, (показывает, сколько оборотных средств потратило предприятие на каждый рубль полученной выручки), определяется по формуле:

                                                                Кзаг. = О/Р,                                            (2.12)

где Кзаг. – коэффициент загрузки;

Р – выручка от реализации продукции;             

О – средняя стоимость оборотных средств.

- время оборота (показывает, за сколько дней совершается один оборот оборотных средств), определяется по формуле:

                                     Тоб. = (О*D)/P или D/K,                                         (2.13.)

где Тоб.– время оборота;

О - средняя стоимость оборотных средств,

D - количество дней в отчетном периоде,

Р -  выручка от реализации продукции,

К - коэффициент оборачиваемости.

- рентабельность оборотных средств (показывает, какую прибыль получило предприятие на каждый рубль оборотных средств), определяется по формуле:

                                             Р = П/О,                                                     (2.14.)

где Р - рентабельность оборотных средств;

П – прибыль;

О -  средняя стоимость оборотных средств.

С помощью формул (2.11), (2.12), (2.13), (2.14)  рассчитаем показатели эффективного использования оборотных средств ЧУП «Брестский кооптранс» [Приложения 1, 2].

 

Таблица 2.5. Показатели эффективного использования оборотных средств ЧУП «Брестский кооптранс»

Наименование показателя

2009 год

2010 год

Темп роста, %

Отклонение (+/-)

1

2

3

4

1. Выручка от реализации продукции, млн.руб.

6850

10991

160,5

2. Средняя стоимость оборотных средств, млн.руб.

1227

1576

128,4

3. Количество дней в отчетном периоде

365

365

0

4. Прибыль, млн.руб.

107

331

309,3

5. Коэффициент оборачиваемости, оборотов

6

7

1

6. Коэффициент загрузки, млн.руб.

0,18

0,14

-0,04

7. Время оборота, дней

61

52

9

8. Рентабельность оборотных средств, %

8,7

21

12,3

Исходя из данных таблицы, можно сделать выводы о том, что в 2010 году оборотные средства совершили на 1 оборот больше по сравнению с 2010 годом, что говорит об уменьшении потребности в капитале и увеличении получаемой прибыли. В 2009 году на каждый рубль полученной выручки было затрачено 0,18 млн.руб., а в 2010 году – 0,14 млн.руб. В 2010 году один оборот оборотных средств совершается за 52 дня, а в 2009 году за 61 день. В 2010 году рентабельность оборотных средств возросла на 12,3% по сравнению с 2009 годом.

 

2.2. Порядок формирования доходов и направления расходования средств

Производственная деятельность  грузового транспорта характеризуется объемом перевезенных грузов и грузооборотом. Грузооборот – произведение массы перемещенных грузов в тоннах на расстояние их перевозки в километрах.

Автотранспортные предприятия помимо различных перевозок (грузовых и пассажирских) выполняют и различные виды сопутствующих услуг. В связи с этим общий объем их работы можно определить только по стоимостным показателям – доходам.

Для подробной характеристики оказываемых услуг ЧУП «Брестский кооптранс», представим их в виде таблицы.

 

Таблица 2.6. Виды и объемы оказываемых услуг ЧУП «Брестский кооптранс»

млн.руб.

Наименование вида услуг

2009 год

2010 год

Отклонение

Темп роста, %

сумма,

млн.

руб.

уд.

вес,%

сумма,

млн.

руб.

уд.

вес,%

по сумме, млн.руб.

по уд.

вес,%

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Деятельность автомобильного грузового транспорта

6485,3

91,31

10582,3

94,17

4097

2,86

163,2

2. Ремонт и техническое обслуживание (ремонт топливных насосов и ремонт форсунок, ремонт узлов и агрегатов, ремонт автомобильного холодильного оборудования

расточка и гильзовка блоков двигателя, и пр.)

55

0,77

68

0,61

13

-0,16

123,6

3. Периодический и технический осмотр средств автомобильного транспорта

322

4,54

322

2,86

0

-1,68

100

4. Сдача в наем собственного недвижимого имущества

240

3,38

265

2,36

25

-1,02

110,4

ИТОГО

7102,3

100

11237,3

100

4135

0

158,2

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что за 2010 год объем оказываемых услуг по сравнению с 2009 годом возрос на 58,2%. Среди всех видов услуг наибольшее увеличение объема производства в 2010 году по сравнению с 2009 годом наблюдается по основному виду деятельности – 63,2%. По остальным видам оказываемых услуг также наблюдается рост объема в 2010 году, кроме технического осмотра средств автомобильного транспорта.

Наибольший удельный вес в 2009 и в 2010 годах среди всех видов услуг составляет деятельность автомобильного грузового транспорта (91,31% и 94,17% соответственно). По данному виду услуг наблюдается увеличение  объемов производства в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 4097 млн.руб. По всем остальным видам услуг наблюдается положительная динамика, но судя по удельному весу она отрицательная. Это объясняется тем, что общий объем оказываемых услуг в 2010 году возрос на 4135 млн. руб.по сравнению с 2009 годом, а объемы по аренде, техническому осмотру, ремонту выросли не значительно по сравнению с 2009 годом ( аренда – 10,4%, технический осмотр – 0%, ремонт – 23,6%).

Конечным результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятия является прибыль, доходы и потери по всем совершаемым операциям

Сумма дохода по каждому виду перевозок, работ и услуг зависит от объема выполненных работ, тарифов и договорных цен на них.

Тарифы представляют собой цену на транспортную продукцию.

Порядок формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом регламентируется Министерством экономики, Министерством транспорта и коммуникаций.

Тарифы на перевозку грузов, заказные перевозки пассажиров автомобильным транспортом формируются перевозчиком. Расходы понесенные перевозчиком на экспедирование, хранение груза, проезд по платным дорогам, предоставление контейнеров, оплату пограничных, таможенных, экологических и иных сборов, в тариф не включаются, а оплачиваются по соглашению сторон отдельно.

Тарифы устанавливаются по группам подвижного состава в зависимости от грузоподъемности, вместимости (длинны) автобусов или по конкретным типам и маркам автотранспортных средств, а также от системы оплаты за транспортную работу (одну тонну; одну отправку (ездку); один тонно-километр; один автомобиле-день (смену) работы; один час нахождения подвижного состава у заказчика; один километр пробега).

В зависимости от условий перевозок и вида услуг грузовые тарифы подразделяются:

              на сдельные тарифы на перевозку грузов;

              тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;

Информация о работе Особенности организации финансов автотранспортных предприятий