Особенности организации финансов автотранспортных предприятий
Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:48, курсовая работа
Описание работы
Цель данной курсовой работы – исследовать более подробно теоретические основы функционирования финансов автотранспортных предприятий и на примере ЧУП «Брестский кооптранс». Задачами курсовой работы являются: 1. Общая характеристика транспортной отрасли в Республике Беларусь. 2. Рассмотрение специфики организации финансовой работы на предприятиях отрасли. 3. Оценка финансово-хозяйственной деятельности ЧУП «Брестский кооптранс» 4. Пути улучшения финансового состояния предприятия.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….5 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 1.1. Общая характеристика транспортной отрасли и ее роль в экономике Республики Беларусь…………………………………………………………………….7 1.2. Финансы организаций автомобильного транспорта: понятие, содержание, состав финансовых отношений…………………………………………10 1.3. Специфика организации финансовой работы на предприятиях отрасли.13
2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧУП «БРЕСТСКИЙ КООПТРАНС». 2.1. Анализ состава и структуры основных фондов и оборотных средств…… 16 2.2. Порядок формирования доходов и направления расходования средств…. 27 2.3. Показатели прибыли и рентабельности.……………………………………..33
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОТРАСЛИ (НА ПРИМЕРЕ ЧУП «БРЕСТСКИЙ КООПТРАНС»). 3.1. Проблемы и недостатки в деятельности предприятий отрасли и их влияние на финансовый результат………………………………………………………………37 3.2. Пути улучшения финансового состояния предприятия……………………40 Заключение…………………………………………………………………………42 Список используемых источников……………………………………………
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что темп роста основных средств в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 123,4%.
Наибольший темп роста среди основных средств в 2010 году по сравнению с 2009 годом наблюдается у показателя «транспортные средства» (133,7%), а наименьший – «прочие основные средства» (107,4%). Так как машины и оборудование, передаточные устройства, транспортные средства являются активной частью основных средств и принимают непосредственное участие в производственном процессе, они способствуют увеличению выпуска продукции. Следовательно, можно сделать вывод об эффективном использовании основных средств на предприятии.
Наличие основных средств характеризуется их стоимостью на начало года, на конец года и среднегодовой стоимостью.
Чтобы определить стоимость основных средств на конец года, необходимо к стоимости основных средств на начало года прибавить введенные за год основные средства и вычесть выбывшие.
Средняя годовая стоимость основных средств определяется по формуле:
Фс = (1/21 + х2 … + 1/2хn) / n-1, (2.1)
где Фс - средняя годовая стоимость основных средств;
n – количество месяцев
или
Фс = (ОСнач. + ОСкон.)/2, (2.2)
где Фс - средняя годовая стоимость основных средств;
ОСнач.- стоимость основных средств на начало года;
ОСкон.- стоимость основных средств на конец года.
Для оценки эффективности использования основных средств рассчитываются следующие показатели:
1. Фондоотдача (Фо) - отношение стоимости продукции к среднегодовой стоимости ОС (показывает, сколько продукции выпустило предприятие на каждый рубль основных средств).
Фо = ВП/Фс (2.3)
где Фо – фондоотдача;
ВП – стоимость продукции;
Фс – среднегодовая стоимость основных средств.
2. Фондоемкость (Фе) - отношение среднегодовой стоимости ОС к стоимости продукции (показывает, сколько основных средств затратило предприятие для выпуска продукции, стоимостью в один рубль).
Фе = Фс /ВП , (2.4)
где Фе – фондоемкость;
Фс – среднегодовая стоимость основных средств;
ВП – стоимость продукции.
3. Рентабельность основных средств – отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимость ОС (показывает величину прибыли, полученную на каждый рубль основных средств).
Рос = (ЧП/ Фс)*100 (2.5)
где Рос – рентабельность основных средств;
ЧП – чистая прибыль;
Фс – среднегодовая стоимость основных средств
Рассчитываем среднегодовую стоимость основных средств по формуле (2.2) [Приложение 1] :
Фс = (ОСнач. + ОСкон.)/2
Фс (2009 г.) = (3763 + 4136)/2 = 3949,5 млн. руб.
Фс (2010 г.) = (4136 + 5090)/2 = 4613 млн. руб.
Среднегодовая стоимость основных средств в 2010 году на 663,5 млн. руб. больше, чем в 2009 году.
Амортизация на предприятии начисляется на все основные фонды линейным способом.
С помощью формул. (2.3), (2.4), (2.5) рассчитаем показатели оценки эффективности использования основных средств ЧУП «Брестский кооптранс». Представим полученные данные в виде таблицы [Приложение 1].
Таблица 2.2. Показатели оценки эффективности использования основных средств ЧУП «Брестский кооптранс»
Наименование показателя
2009 год
2010 год
Темп роста, %,
отклонение (+/-)
1
2
3
4
1. Стоимость продукции, млн.руб.
6850
10991
160,4
2. Среднегодовая стоимость основных средств, млн.руб.
3949,5
4613
116,8
3. Чистая прибыль, млн.руб.
107
331
309,3
2. Фондоотдача, млн. руб.
1,73
2,38
137,6
3. Фондоемкость, млн. руб.
0,58
0,42
72,4
4. Рентабельность ОС, %
2,7
7,2
4,5
Анализируя данные таблицы можно сделать выводы о том, что в 2009 году фондоотдача составила 1,73 млн.руб., т.е. ЧУП «Брестский кооптранс» оказало услуг в сумме 1,73 млн. на каждый рубль основных средств, в 2010 – 2,38 млн.руб. на каждый рубль; темп роста фондоотдачи 2010 г. к 2009 г. составил 137,6%, что говорит о более высокой фондоотдаче в 2010 году на 37,6%. Фондоемкость в 2009 году составила 0,58 млн.руб., т.е. предприятие в 2009 г. затратило основных средств на сумму 0,58 млн. руб. для оказания услуг, стоимостью 1 рубль, в 2010 – 0,42 млн. руб. на 1 рубль. Наблюдается значительное увеличение рентабельности основных средств в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 4,5%, что положительно характеризует финансовый результат 2010 года, так как увеличивается прибыль, приходящаяся на каждый рубль основных средств.
Для характеристики движения и технического состояния основных средств, рассчитываются следующие коэффициенты:
- коэффициент обновления (отношение стоимости основных средств, введенных за год, к стоимости основных средств на конец года)
Коб = ОСвв./ОСк.г., (2.6.)
где Коб – коэффициент обновления;
ОСвв – стоимость основных средств, введенных за год;
ОСк.г. - стоимость основных средств на конец года.
- коэффициент выбытия (отношение стоимости основных средств, выбывших за год, к стоимости основных средств на начало года);
Квыб. = ОСвыб../ОСн.г., (2.7.)
где Квыб. – коэффициент выбытия;
ОСвыб. – стоимость основных средств, выбывших за год;
ОСн.г. - стоимость основных средств на начало года.
- коэффициент прироста (отношение разницы стоимости введенных основных средств и выбывших основных средств к стоимости основных средств на начало года)
Кприр. = (ОСвв.-ОС выб.)/ОСн.г. (2.8.)
где Кприр. – коэффициент прироста;
ОСвв – стоимость основных средств, введенных за год;
ОСвыб. – стоимость основных средств, выбывших за год;
ОСн.г. - стоимость основных средств на начало года.
- срок обновления (отношение стоимости основных средств на начало года к стоимости основных средств, введенных за год);
Тоб. = ОСн.г../ОСвв. (2.9.)
где Тоб. – срок обновления;
ОСн.г. - стоимость основных средств на начало года;
ОСвв. – стоимость основных средств, введенных за год.
- коэффициент износа (отношение суммы износа на определенную дату к первоначальной стоимости основных средств на туже дату)
Кизн.= ∑изн. к.г./ППСк.г. (2.10.)
где Кизн. – коэффициент износа;
∑изн. к.г. – сумма износа основных средств на конец года;
ППСк.г. – первоначальная стоимость основных средств на конец года.
С помощью формул (2.6), (2.7.), (2.8.), (2.9.), (2.10) рассчитаем показатели движения основных средств ЧУП «Брестский кооптранс» и представим их виде таблицы [Приложение 3]
Таблица 2.3. Показатели движения основных средств по ЧУП «Брестский кооптранс»
Наименование показателя
2009 год
2010 год
Темп роста, %,
отклонение (+/-)
1
2
3
4
1. Стоимость введенных основных средств, млн.руб.
1254
2132
170
2. Стоимость выбывших основных средств, млн.руб.
435
184
42,3
3. Стоимость основных средств на начало года, млн.руб.
7521
8340
110,9
4. Стоимость основных средств на конец года, млн.руб.
8340
10288
123,4
5. Амортизация основных средств
4204
5198
123,6
6. Коэффициент обновления
15
20,7
5,7
7. Коэффициент выбытия
5,8
2,2
-3,6
8. Коэффициент прироста
10,9
23,4
12,5
9. Срок обновления,
6
3,9
-2,1
10. Коэффициент износа
50,4
50,5
0,1
Исходя из таблицы можно сделать вывод о том, что коэффициент обновления в 2010 году увеличился на 5,7 по сравнению с 2009 годом, коэффициент выбытия уменьшился на 3,6, коэффициент прироста увеличился на 12,5 срок обновления уменьшился на 2,1, коэффициент износа увеличился на 0,1.
Оборотные средства
Производственная деятельность автотранспортных предприятий немыслима без участия в производственном процессе оборотных средстсв, т.е. денежных средств, находящихся в оборотных фондах и фондах обращения.
Вещественным содержанием основных оборотных фондов являются такие средства производства, которые целиком потребляются в каждом производственном цикле, полностью переносят свою стоимость на готовый продукт и в процессе производства изменяют свою натуральную форму или утрачивают ее.
Первоначально оборотные средства формируются в момент создания предприятия и образования уставного фонда и выступают в виде денег, за которые предприятие приобретает производственные запасы, направляет их в производство, производит продукцию, реализует ее, вновь получает деньги, и начинается аналогичный процесс, то есть оборотные средства совершают постоянный круговорот, переходят из одной стадии в другую и меняют при этом свою форму: денежную, производственную, товарную.
Оборотные фонды автомобильного транспорта – это смазочные и прочие материалы, топливо, запасные части, тара. В практике к оборотным фондам условно относятся некоторые виды средств труда: малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, хозяйственный инвентарь, измерительные приборы, служащие менее одного года, а также незавершенное производство и расходы будущих периодов.
Средства, функционирующие в сфере обращения называются фондами обращения. На автомобильном транспорте к ним относятся краткосрочные финансовые вложения (облигации, ценные бумаги, предоставленные займы, векселя, выданные клиентам), денежные средства (наличие средств в кассе, на расчетном счете) и дебиторская задолженность за выполненные перевозки и другие услуги, оказанные предприятием.
Производственные запасы на автомобильном транспорте составляют около 60% всей суммы оборотных средств и примерно 96% производственных оборотных фондов.
Кругооборот оборотных средств на автотранспортных предприятиях включает три стадии:
запасов средств,
производственная
расчетная.
На стадии запасовоборотные средства хранятся на складах предприятия; на производственной – используются при эксплуатации, техническом обслуживании и текущем ремонте подвижного состава; на расчетной стадии осуществляется возмещение стоимости израсходованных материальных ресурсовс помощью оплаты клиентом транспортных услуг или превращения оборотных средств в денежную форму (фонд обращения).