Организация налогообложения в России. Особенности налогообложения прибыли коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 01:59, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование истории возникновения и развития налогообложения, сравнительный анализ систем налогообложения в России и в других странах, а также изучение особенностей налогообложения прибыли коммерческих банков в России.

Содержание

Введение 3
1. Особенности налогообложения в России 5
1.1. История развития налогообложения в мире 5
1.2. Налогообложение в развитых и переходных странах 11
1.3. Особенности налогообложения в России 19
2. Налогообложение прибыли коммерческих банков 23
3. Налогообложение банков: проблемы и пути совершенствования 37
3.1 Проблемы налогообложения банков 37
3.2 Пути совершенствования налогообложения банков 42
Заключение 47
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

1курсовая 3курс.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

      Особенностью налогообложения налогом на добавленную стоимость по банкам и другим кредитным учреждениям является определение облагаемого оборота, определяемого по операциям, круг которых несколько отличается от облагаемых налогом операций по другим группам налогоплательщиков. У банков и иных кредитных учреждений налогом на добавленную стоимость облагается сравнительно небольшой объем банковских операций.

      Исчисление  налогооблагаемой базы и уплата налогов  и прочих обязательных платежей в  бюджет регламентируются наделением субъектов налогообложения и контролирующих органов определенными правами и обязанностями, так или иначе возникающими при исполнении положений и норм налогового законодательства. Данное утверждение в полной мере относится как к банкам и другим кредитным учреждениям, так и к органам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в лице его конкретных территориальных органов. Банки и иные кредитные учреждения имеют определенные права и обязанности, как общие для всех налогоплательщиков в Российской Федерации, так и специальные, характерные лишь для данной группы субъектов хозяйствования. Это связано с особенностями места банков и иных кредитных учреждений в системе налоговых взаимоотношений и спецификой банковских операций. При этом главное место в системе ответственности банков и других кредитных учреждений за нарушение положений налогового законодательства принадлежит финансовым санкциям, предусмотренных главой 18 Налогового Кодекса РФ «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение».

      Банки и иные кредитные учреждения по объему налоговых платежей в бюджет являются одними из крупных среди всех налогоплательщиков - юридических лиц. Однако, кроме  функционирования банка или иного кредитного учреждения в качестве налогоплательщика, данные организации выполняют не менее важные функции. Особенность учреждений российской кредитной системы состоит в том, что они участвуют в кассовом исполнении налогового законодательства, то есть они выступают в роли агентов фискального контроля (например, регистрируют счета недоимщиков, осуществляют проведение расчетных операций по перечислению налоговых и прочих обязательных платежей клиентов в бюджет, предоставляют сведения о состоянии счетов предприятий в налоговые органы и т. д.) (1 С. 15-17; 4 С. 38-45).

      Кратко  проблемы налогообложения банков представлены в таблице 3.1 (1 С. 15-17; 4 С. 38-45):

      Таблица 3.1

      Проблемы  налогообложения банков

Проблема  Содержание
Громоздкая  система налогов  Коммерческие как субъекты предпринимательской деятельности уплачивают налог на прибыль; налог на добавленную стоимость; налог на имущество; налог на операции с ценными бумагами; налоги, зачисляемые в дорожные фонды; транспортный налог; ряд местных налогов, среди которых выделяются земельный налог, налог на рекламу. Помимо вышеперечисленных налогов, банки являются сборщиками подоходного налога, а также отчисляют взносы в государственные внебюджетные фонды. В Республике Татарстан учреждения кредитной системы уплачивают дополнительно некоторые местные налоги, среди которых выделяется налог на ликвидацию ветхого жилья.  
Право коммерческих банков уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму отчислений в  резервы на возможные потери по ссудам  При определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль одной из самых серьезных проблем является право коммерческих банков и иных кредитных учреждений уменьшать налого-облагаемую прибыль на суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам. Российские кредитные организации работают в сложных условиях экономической неста-бильности, с которой и связана основная масса рисков. В такой ситуации создание резервов кредитных рисков после определения налогооблагаемой базы не имеет смысла. Наоборот, возможность отнесения сумм отчислений в резервы на расходы банков повысила бы устойчивость отечественных коммерческих банков, что положительно сказалось бы на укреплении банковской системы России в целом.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Пути  совершенствования налогообложения  банков 

      В настоящее время в банковской системе России продолжаются структурные преобразования, начавшиеся на рубеже 80-90х годов и испытавшие новый импульс в результате финансового кризиса 1998 года. Сейчас можно констатировать о:

      - преодолении наиболее острых последствий финансового кризиса 1998 года;

      - сохранении жизнеспособного ядра банковской системы;

      - восстановлении возможности банков по предоставлению базовых услуг экономике;

      - создании необходимых условий для роста капитала, активов и привлеченных средств банков, а также укрепления финансового положения кредитных организаций;

      - упрощении громоздкой и сложной системы банковского налогообложения.

      Самой запутанной главой Налогового кодекса  для банковской деятельности является 25 глава: «Налогообложение прибыли  организаций».

      Итак, первой проблемой возникшей перед  кредитными организациями – является введение налогового учета. Но так как  бухгалтерский учет в этих организациях не был изменен, следовательно, налоговый  учет вестись отдельно от бухгалтерского почти по всем видам доходов и большинству видов расходов.

      Существует  два пути решения этой проблемы:

      1. Разделить бухгалтерию на два отдела: бухгалтерского учета и налогового. Но на практике это означает не столько разделение, сколько создание нового подразделения. Понятно, что не в каждом банке могут позволить себе увеличение численности служащих, да и где взять специалистов широкого профиля, способных качественно и оперативно вести такого рода учет. Не следует забывать и о документообороте – потребуются дополнительные копии первичных документов.

      2. Это создание нового программного продукта, способного одновременно вести как бухгалтерский так и налоговый учет. И хотя этот метод более приемлемый и менее дорогой, чем первый, однако, сложность его заключается в переподготовке персонала для работы в такого рода программах.

      Одной из задач дальнейшего реформирования банковской системы является совершенствование  системы налогообложения кредитных  организаций. Для банков и других кредитных учреждений Российской Федерации  взаимоотношения с налоговыми органами России являются одним из наиболее проблемных вопросов, требующих принятия оптимальных решений, причем как для налоговых органов, так и для учреждений кредитной системы РФ. При этом банки испытывают на себе все трудности неразрешенности и противоречивости многих положений налогового законодательства, влияющих на всех субъектов хозяйствования и на многие аспекты функционирования хозяйственного механизма.

      При определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль одной из самых  серьезных проблем является право коммерческих банков и иных кредитных учреждений уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам. «В случае, если сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы банков в последнее число отчетного (налогового) периода.» (12). Российские кредитные организации работают в сложных условиях экономической нестабильности, с которой и связана основная масса рисков. В такой ситуации создание резервов кредитных рисков после определения налогооблагаемой базы не имеет смысла. Наоборот, возможность отнесения сумм отчислений в резервы на расходы банков повысила бы устойчивость отечественных коммерческих банков, что положительно сказалось бы на укреплении банковской системы России в целом.

      Анализ  налогообложения коммерческих банков и других кредитных учреждений в  Российской Федерации позволяет  сделать вывод о необходимости  детального изучения правовых основ банковской деятельности и налогового права за рубежом. Банковский сектор не должен иметь каких-либо льгот и привилегий по линии налогообложения. Вместе с тем, условия налогообложения в отношении кредитных организаций не могут быть хуже, чем для других юридических лиц. Принципиальное значение для кредитных организаций имеет адекватное определение доходов, расходов, относимых на себестоимость банковских услуг и налогооблагаемой базы.

      Первоочередными, с точки зрения совершенствования  системы налогообложения кредитных организаций, являются следующие вопросы:

      - ставка налога на прибыль кредитных организаций должна быть установлена на уровне ставки налога на прибыль для предприятий небанковского сектора;

      - из состава доходов и расходов, учитываемых для целей налогообложения, необходимо исключить переоценку средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов кредитных организаций;

      - в состав резервов, принимаемых в расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль у кредитных организаций, должны включаться все резервы, сформированные в соответствии с нормативными актами Банка России под риски, вызванные добросовестными операциями и сделками;

      - к расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, следует отнести затраты капитального характера по объектам производственного назначения (имеющим непосредственное отношение к банковской деятельности), а также расходы, связанные с организацией банком филиалов и представительств;

      - нематериальные активы следует отнести к объектам, имеющим отношение к банковской деятельности, что позволит относить начисленный по ним износ к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг и в расчет налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль;

      - отменить налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, как непродуктивный и стимулирующий теневой бизнес.

      Развитие  банковского дела в России и совершенствование  налоговой системы - два параллельных и взаимосвязанных пути. С помощью государственного регулирования налогообложения кредитных организаций, проявления стимулирующей функции налогов можно достичь значительных успехов в уменьшении финансового дисбаланса и стабилизации экономики (4 С. 46-50).

      Пути  совершенствования налогообложения банков представлены в таблице 3.2 (4 С. 46-50):

      Таблица 3.2

      Пути  совершенствования налогообложения  банков 

Проблема Решение
Право коммерческих банков уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам Возможность отнесения  сумм отчислений в резервы на расходы  банков повысила бы устойчивость отечественных коммерческих банков, что положительно сказалось бы на укреплении банковской системы России в целом.
Ставка  налога на прибыль банков несопоставима со ставкой налога на прибыль для предприятий небанковского сектора Ставка налога на прибыль кредитных организаций  должна быть установлена на уровне ставки налога на прибыль для предприятий  небанковского сектора
Переоценка  средств в иностранной валюте Из состава  доходов и расходов, учитываемых  для целей налогообложения, необходимо исключить переоценку средств в  иностранной валюте, поступивших  в оплату уставных капиталов кредитных  организаций
Не  все резервы включаются под риски В состав резервов, принимаемых в расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль у кредитных организаций, должны включаться все резервы, сформированные в соответствии с нормативными актами Банка России под риски, вызванные добросовестными операциями и сделками
Непродуктивные налоги Отменить налог  на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, как непродуктивный и стимулирующий теневой бизнес
НМА Нематериальные активы следует отнести к объектам, имеющим отношение к банковской деятельности, что позволит относить начисленный по ним износ к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг и в расчет налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль

Информация о работе Организация налогообложения в России. Особенности налогообложения прибыли коммерческих банков