Организация налогообложения в России. Особенности налогообложения прибыли коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 01:59, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование истории возникновения и развития налогообложения, сравнительный анализ систем налогообложения в России и в других странах, а также изучение особенностей налогообложения прибыли коммерческих банков в России.

Содержание

Введение 3
1. Особенности налогообложения в России 5
1.1. История развития налогообложения в мире 5
1.2. Налогообложение в развитых и переходных странах 11
1.3. Особенности налогообложения в России 19
2. Налогообложение прибыли коммерческих банков 23
3. Налогообложение банков: проблемы и пути совершенствования 37
3.1 Проблемы налогообложения банков 37
3.2 Пути совершенствования налогообложения банков 42
Заключение 47
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

1курсовая 3курс.doc

— 299.50 Кб (Скачать)
 

      Не  включаются в доходы банка суммы  положительной переоценки средств  в иностранной валюте, поступивших  в оплату уставных капиталов банков, а также страховые выплаты, полученные по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика банка, в пределах суммы задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам и начисленным процентам, погашаемой (прощаемой) банком за счет указанных страховых выплат.

      Не  включаются в расходы банка суммы  отрицательной переоценки средств  в иностранной валюте, поступивших  в оплату уставных капиталов кредитных  организаций.

      Далее в таблице 2.2 приведен список 30-ти крупнейших банков Российской Федерации (16).

      Таблица 2.2

      Список 30-ти крупнейших банков Российской Федерации  

№№  п/п Наименование  банка  Субъект Российской Федерации  Номер лицензии
1 АКБ "Абсолют  Банк" (ЗАО) г.Москва 2306
2 ОАО "АК БАРС" БАНК Республика Татарстан 2590
3 ОАО "АЛЬФА-БАНК" г.Москва 1326
4 ОАО "Банк "Санкт-Петербург" г.Санкт-Петербург  436
5 ОАО "Банк ВТБ  Северо-Запад" г.Санкт-Петербург  439
6 ОАО "Банк Москвы" г.Москва 2748
7 ОАО "БИНБАНК" г.Москва 2562
8 ЗАО "БСЖВ" г.Москва 2295
9 Банк "Возрождение" (ОАО) г.Москва 1439
10 ОАО Банк ВТБ  г.Санкт-Петербург  1000
11 ВТБ 24 (ЗАО) г.Москва 1623
12 ГПБ (ОАО) г.Москва 354
13 ОАО Банк ЗЕНИТ  г.Москва 3255
14 АКБ "МБРР" (ОАО) г.Москва 2268
15 ОАО "МДМ-Банк" Новосибирская область 323
16 "НОМОС-БАНК" (ОАО)  г.Москва 2209
17 ОАО "Нордеа Банк" г.Москва 3016
18 ОАО Банк "Петрокоммерц" г.Москва 1776
19 ОАО "Промсвязьбанк" г.Москва 3251
20 ЗАО "Райффайзенбанк" г.Москва 3292
21 ОАО АКБ "РОСБАНК" г.Москва 2272
22 ОАО "Россельхозбанк" г.Москва 3349
23 ОАО "Русь-Банк" г.Москва 3073
24 Сбербанк России ОАО  г.Москва 1481
25 ЗАО КБ "Ситибанк" г.Москва 2557
26 ОАО "ТрансКредитБанк" г.Москва 2142
27 НБ "ТРАСТ" (ОАО) г.Москва 3279
28 ОАО "УРАЛСИБ" г.Москва 30
29 КБ "ЮНИАСТРУМ  БАНК" (ООО) г.Москва 2771
30 ЗАО ЮниКредит  Банк г.Москва 1

      Балансовый  отчет представлен в таблице 2.3 (17; 18; 19):

      Таблица 2.3

      Балансовый отчет 30 крупнейших банков Российской Федерации (тыс. руб.) 

  Ноябрь 2007 Ноябрь 2008 Ноябрь 2009
Прибыль (убыток) с учетом финансовых результатов пред-шествующих лет 337 981 757 912 205 839 903 809 761
В том  числе: Прибыль текущего года 292 307 007 266 337 052 78 224 547
 

      Прибыль действующих банков за 2008 год сократилась на 19,4% (в 2007 году был прирост на 36,7%), а с учетом финансового результата предшествующих лет прибыль составила почти миллиард рублей (за 2007 год — почти втрое меньше). За 2009 прибыль банков составила лишь треть от 2008 года.

      Удельный  вес прибыльных кредитных организаций снизился с 98,9 до 94,8%, соответственно увеличилась (с 1,0 до 5,1%) доля убыточных кредитных организаций (а их количество возросло с 11 до 56).

      Убытки  действующих кредитных организаций  составили в 2008 году 37,8 млрд. рублей (в 2007 году —0,9 млрд. рублей).

      Распределение отдельных групп банков по вкладу в совокупный финансовый результат  в целом соответствует их месту  в банковском секторе, определяемому  исходя из удельного веса в активах. Наибольший вклад в формирование финансового результата внесли банки, контролируемые государством, — 48,4%, крупные частные банки — 24,7% и банки, контролируемые иностранным капиталом, — 19,6%.

      Резко снизилась рентабельность кредитных  организаций. Так, рентабельность активов  в 2008 году составила 1,8%, а рентабельность капитала — 13,3% (в 2007 году — 3,0 и 22,7% соответственно). За год показатели рентабельности активов снизились у 755 банков, или 68,1% от общего числа действующих кредитных организаций, а рентабельности капитала — у 761, или 68,7%, соответственно. Анализ факторов, обусловивших снижение показателя рентабельности капитала в 2008 году, показывает, что в основном оно произошло вследствие сокращения маржи прибыли (при этом доходность активов по сравнению с 2007 годом изменилась незначительно).

      Снижение финансового результата (прибыли) банков за 2008 и 2009 годы по сравнению с показателями 2007 года стало следствием в первую очередь увеличения резервов на возможные потери (созданные минус восстановленные), а также отрицательной переоценки ценных бумаг в сентябре—декабре 2008 года. Снижение прибыли банковского сектора частично компенсировал рост доходов от переоценки средств в иностранной валюте.

      В 2008, 2009 годах показатели рентабельности снизились во всех группах банков. Вместе с тем наиболее высокий уровень рентабельности по-прежнему был характерен для банков, контролируемых государством. У банков, контролируемых иностранным капиталом, а также региональных средних и малых банков показатели рентабельности находятся на уровне, близком к средним по банковскому сектору. Региональные средние и малые банки по показателям рентабельности по-прежнему заметно опережают средние и малые банки Московского региона. Наиболее существенное снижение уровня рентабельности отмечалось у крупных частных банков.

      Согласно статье 292 Налогового кодекса «Расходы на формирование резервов банков», коммерческие банки могут формировать резервы на возможные потери (12):

      1. Банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, создавать резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности.

      При определении налоговой базы не учитываются  расходы в виде отчислений в резервы  на возможные потери по ссудам, сформированные банками под задолженность, относимую  к стандартной, в порядке, устанавливаемом  Центральным банком Российской Федерации, а также в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные под векселя, за исключением учтенных банками векселей третьих лиц, по которым вынесен протест в неплатеже.

        2. В случае, если сумма вновь создаваемого в отчетном (налоговом) периоде резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов банка в последнее число отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы банков в последнее число отчетного (налогового) периода. 
 

      В таблице 2.4 показана величина обязательных резервов кредитных организаций (16):

      Таблица 2.4

Усредненная величина обязательных резервов кредитных  организаций,

                использующих право на усреднение в ноябре 2009 года

(группировка кредитных организаций по величине

зарегистрированного уставного капитала) 
 

Величина  капитала Размер резерва
До 10 млн. руб. 0,10 %
От 10 до 30 млн. руб. 0,32 %
От 30 до 60 млн. руб. 0,68 %
От 60 до 150 млн. руб. 1,25 %
От 150 до 300 млн. руб. 3,77 %
От 300 млн. руб. и выше 93,88 %
 

      У более крупных банков больше шансов на покрытие убытков резервами, чем у мелких, так как при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль одной из самых серьезных проблем является право коммерческих банков и иных кредитных учреждений уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам. Российские кредитные организации работают в сложных условиях экономической нестабильности, с которой и связана основная масса рисков. В такой ситуации создание резервов кредитных рисков после определения налогооблагаемой базы не имеет смысла. Наоборот, возможность отнесения сумм отчислений в резервы на расходы банков повысила бы устойчивость отечественных коммерческих банков, что положительно сказалось бы на укреплении банковской системы России в целом. 
                  ГЛАВА 3. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ БАНКОВ: ПРОБЛЕМЫ И

      ПУТИ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 

      3.1 Проблемы налогообложения банков 

      Проблемы  развития и совершенствования налогообложения  как одного из важнейших инструментов государственного воздействия на становление  рыночных структур признаются одними из наиболее актуальных в российской экономической науке и практике.

      Налоговая система и налоговая политика государства затрагивают экономические  интересы всех без исключения субъектов  рынка. Одним из центральных сегментов  рынка является банковский рынок, который  базируется в основном на банках и без которого рыночная экономика вообще не может функционировать. Банковская система выступает в качестве важной рыночной составляющей и гибким инструментом для реализации макроэкономических задач. Банки являются центральным звеном рыночного хозяйства. Развитие их деятельности - это необходимое условие создания рыночного хозяйства. Банки играют роль действенного орудия государства в реализации стратегических и тактических целей инвестиционной, инновационной, структурной политики, политики доходов населения и внешнеэкономической деятельности. В то же время банковская система является одной из основных частей рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективную динамику микропроцессов.

      Немаловажно регулирование, в том числе и  налоговое, банковского рынка с точки зрения безопасности и сбалансированности экономики. Взаимосвязь, существующая между функциональной способностью и стабильностью банковской системы и функциональной способностью и стабильностью общественной и политической систем, исторически многократно подтверждена. Более того, эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от ее кредитной системы, а значит, от банков. Особое место, которое отводится банковской системе как связующему звену экономики при проведении экономической политики государства, делает актуальным исследование вопросов налогообложения банков, взаимоотношений банков и налоговых органов, налогового механизма регулирования деятельности коммерческих банков.

      В рамках налоговых отношений коммерческие банки могут выступать:

      - в качестве субъекта налогообложения (налогоплательщика);

      - в качестве агента налогового контроля.

      Формирование  действующей налоговой системы  привело к тому, что коммерческие банки и другие кредитные учреждения как субъекты предпринимательской деятельности уплачивают налог на прибыль; налог на добавленную стоимость; налог на имущество; налог на операции с ценными бумагами; налоги, зачисляемые в дорожные фонды; транспортный налог; ряд местных налогов, среди которых выделяются земельный налог, налог на рекламу. Помимо вышеперечисленных налогов, банки и иные кредитные учреждения являются сборщиками подоходного налога, а также отчисляют взносы в государственные внебюджетные фонды. В Республике Татарстан учреждения кредитной системы уплачивают дополнительно некоторые местные налоги, среди которых выделяется налог на ликвидацию ветхого жилья. Наибольшую значимость и особенности исчисления кредитными организациями в Российской Федерации имеют налог на прибыль банков, налог на добавленную стоимость и налог на имущество банков.

      При определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль одной из самых  серьезных проблем является право  коммерческих банков и иных кредитных  учреждений уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам. Российские кредитные организации работают в сложных условиях экономической нестабильности, с которой и связана основная масса рисков. В такой ситуации создание резервов кредитных рисков после определения налогооблагаемой базы не имеет смысла. Наоборот, возможность отнесения сумм отчислений в резервы на расходы банков повысила бы устойчивость отечественных коммерческих банков, что положительно сказалось бы на укреплении банковской системы России в целом.

Информация о работе Организация налогообложения в России. Особенности налогообложения прибыли коммерческих банков