Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 01:59, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование истории возникновения и развития налогообложения, сравнительный анализ систем налогообложения в России и в других странах, а также изучение особенностей налогообложения прибыли коммерческих банков в России.
Введение 3
1. Особенности налогообложения в России 5
1.1. История развития налогообложения в мире 5
1.2. Налогообложение в развитых и переходных странах 11
1.3. Особенности налогообложения в России 19
2. Налогообложение прибыли коммерческих банков 23
3. Налогообложение банков: проблемы и пути совершенствования 37
3.1 Проблемы налогообложения банков 37
3.2 Пути совершенствования налогообложения банков 42
Заключение 47
Список использованных источников
КУРСОВАЯ
По дисциплине: «финансы»
на
тему: «Организация налогообложения в
России. Особенности налогообложения
прибыли коммерческих банков»
Екатеринбург
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.
Особенности налогообложения в России
1.1. История развития налогообложения
в мире
1.2. Налогообложение в развитых и переходных
странах
1.3. Особенности налогообложения в России
2. Налогообложение прибыли коммерческих банков 23
3.
Налогообложение банков: проблемы и пути
совершенствования
3.1 Проблемы налогообложения
3.2 Пути совершенствования
Заключение
Список
использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. При этом налогообложение как элемент экономической культуры присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о ее неотъемлемой части.
Современный уровень развития налогообложения и налогового права в России и мире не обособлен от прошлого и будущего. Это лишь новая, по-своему важная веха в истории мировой цивилизации и права. Настоящее, воплощая в себе самые разнообразные, как правило, противоречивые тенденции прошлого, с одной стороны, отрицает неприемлемое, с точки зрения будущего, безнадежно устаревшее, с другой - выявляет и закрепляет новые тенденции и выдержавшие проверку временем постулаты, закладывает предпосылки будущего. Поэтому чтобы понять и изучить современное налогообложение, необходимо знать, когда и как оно возникло и развивалось, какие экономические, политические, социальные и иные причины в прошлом влияли на его становление, развитие, изменение формы и содержания налогообложения и норм налогового законодательства.
Поэтому изучение истории налогообложения в настоящий момент имеет важное значение. Актуальна выбранная тема еще и потому, что продолжающаяся реформа налоговой системы в Российской Федерации предполагает поиск новых путей развития налогообложения коммерческих банков, что вызывает необходимость обращения к истории данного института и поисков путей совершенствования.
Целью
настоящей работы является исследование
истории возникновения и
Среди задач данной работы лежит исследование истории налогообложения, выявление особенностей налогообложения в России, изучение объекта исследования –прибыли коммерческих банков, а также предмета исследования данной работы – налогообложения прибыли коммерческих банков.
Данная курсовая работа состоит из трех частей, изложена на 49 страницах, теоретическая часть раскрывает историю налогообложения и его особенности в России, общая часть повествует о налогообложении прибыли коммерческих банков, а также даны рекомендации по его совершенствованию.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В РОССИИ
1.1.
История развития налогообложения в мире
Движущей силой налоговых инноваций было постоянное отставание государства от развития экономики и постоянной необходимости догонять и подстраиваться под новые условия. Государства во все времена стремились быть в центре экономической активности, экономическая же активность никогда не стояла на месте, ее центр принимал все новые и новые формы. Если в самом начале изучаемой истории главными экономическими ценностями были земля и труд по ее обработке (соответственно налог на лиц, налог на землю, барщина, рабство), то современное государство обанкротилось бы, если бы не изменило типа своих налогов.
Перед устанавливающим налоги государством встает вопрос: что облагать (налоговая база), сколько брать (налоговая ставка), как рассчитывать (налоговая инспекция) и как минимизировать отрицательное воздействие налогов на экономическую активность (налоговая политика).
При
обращении к истории налогов
выделяют общую тенденцию — оправданные
экономическим развитием
Для понимания логики развития налогообложения историю налогов обычно разделяют на пять этапов, которые приведены в таблице 1.1 (2. С. 34-125; 3. С. 21-78).
Таблица 1.1
Этапы
развития налогообложения в мире
№ этапа | Содержание |
Первый | Первыми налогами
были налоги на базовые ценности: землю,
скот, работников. Другой источник налоговых
поступлений— налог с побежденных.
К первым налогам иногда относят жертвоприношения.
Все эти налоги были прямыми, т. е. взимались
непосредственно с лиц, получающих доход,
совершающих операции и владеющих имуществом.
Взимали эти налоги соответственно светская
и духовная власть самостоятельно.
В Древнем Египте основным доходом служила плата за пользование землей, принадлежащей главе государства. В Древней Греции основным был подоходный налог, но свободные граждане городов его не платили. Вместо этого граждане вносили добровольные пожертвования, и только в экстренных случаях (война) с них собирался установленный процент доходов. В Древнем
Риме налогов практически не было.
Пока Рим оставался городом- В Римской
империи главным источником доходов
служил поземельный налог, в размере
10% доходов с участка. Облагалась
налогом собственность и |
Второй | Возникли
налоги на производство или промысловые
налоги на все виды хозяйственной деятельности,
кроме сельскохозяйственной (взимался
земельный налог). В торговле широкое распространение
получили таможенные сборы и косвенные
налоги.
Освобождены от налогов главные опоры власти — в древности аристократии и жречества, а в средние века дворянства и духовенства. В Византийской империи до VII в. включительно список прямых налогов содержал 21 вид: поземельный налог, подушная подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов (выплата которого освобождала от воинской повинности), пошлина на выдачу государственных актов и т.д. Существовал штраф за превышение зданием установленных размеров, т. н. «налог на воздух». Налоги платили сенаторы, а также чиновники и военные, получившие повышение в должности. Широко практиковались чрезвычайные налоги: на строительство флота и т. п. Интересным изобретением Европы был «подомовый налог». В Англии налог, исчислялся по числу очагов, позднее взимался по числу окон. Также в Европе рассчитывали этот налог по длине фасада и т.п. Особая роль принадлежала косвенным налогам, которые ложились бременем на покупателей. Налоги на хлеб, мясо, соль, вино и т. п. распространены в Европе с XIII-XIV вв. |
Третий | Великое разнообразие
налогов и произвол властей в
их сборе не приводили к росту их собираемости
и составляли существенный тормоз экономического
роста, кроме того, следствием была постоянная
напряженность внутри государств и проявление
неповиновения. На рубеже XVII–XVIII вв. власти
Европы начинали понимать это и переходить
к более простой, понятной, удобной и стабильной
налоговой системе. Усилилось и само государство,
которое стало представлять собой не только
военную и политическую силу, но и сильный
административный чиновничий аппарат.
Приоритеты в налогооблагаемой базе смещались
от обложения множества объектов к унифицированным
личным налогам, унифицированным косвенным
налогам и налогам на реализацию предприятий.
Существенное подспорье власти оказывали
ученые-экономисты, которые принялись
изучать проблему и искать возможности
наиболее эффективного для общества налогообложения.
Сбор налогов перешел от откупщиков к чиновникам. Большая часть налогов обеспечивалась косвенными налогами — акцизами (отчисление с единицы товара безотносительно его цены), а также подушные и подоходные подати. Власть
нуждалась в научном |
Четвертый | Этот этап
в развитии налогов пришелся в Европе
на XIX в. и был связан с подъемом производства
и экономики, связанными с концентрацией
производства — укрупнением хозяйственных
единиц, быстрым ростом городов, а также
изучением проблемы налогообложения в
течение достаточно длительного периода.
Государство сменило приоритеты в обложении
налогов. Главным объектом налогообложения
стал оборот — переход ценностей от одного
субъекта другому. Получили развитие налоги
на оборот. Граждане ощутимо почувствовали
налог на наследство. Распространились
налоги на сделки. Также получили распространение
налоги на капитал — в основном на его
прирост в виде процентов по ценным бумагам
или вкладам, дивидендам по акциям, рост
стоимости активов.
С этим этапом интерес к системам налогообложения гаснет. Налоговые системы в разных государствах становятся все более похожими друг на друга. Изобретательность властей сильно ограничена, с одной стороны, процедурами принятия решений, а с другой стороны — развитостью экономической теории в части налогообложения. |
Пятый | Получили
развитие аудиторские, консультационные,
инвестиционные компании, предоставляющие
широкий спектр услуг собственникам
капитала. Новейшими экономическими
достижениями воспользовалось и
государство. Более прозрачная бухгалтерия
предприятий позволяла не только собирать
больше налогов, но и делать их более справедливыми
и эффективными. С одной стороны, власти
добивались уменьшения и оптимизации
налогового бремени, с другой стороны
— все возрастающие социальные расходы
требовали все больших поступлений.
Наибольшее
распространение получили налоги на
вновь создаваемую Появилась теория общественного сектора — сектора, производящего общественные блага, которые не выгодно производить частным образом в силу разных причин: неконкурентности (рентабельность производства такова, что исключает появление второго производителя блага — естественные монополии, например городская инфраструктура, оборона) и неисключаемости (невозможно ограничить доступ потребителей к благу, например общественный транспорт, телефон в каждый дом, дороги). |
На третьем этапе власть нуждалась не просто в системе сбора и ставок налогов, она нуждалась в научной обоснованной теории, которая совместила бы справедливость налогообложения — оправдание налогов с эффективностью — максимальной выгодой всему обществу. Свой вклад в создание теории налогообложения внес Адам Смит. В конце XVIII в., в 1776 г. в своей работе «Исследование о природе и причине богатства народов» он не только утверждает, что налоги выгодны обществу и это признак свободы граждан, а не рабства, но и определяет основные принципы налогообложения, представленные в таблице 1.2, актуальные до сих пор. (5 С. 212-215).
Таблица 1.2
Принципы
налогообложения Адама Смита.
Принцип | Содержание |
Принцип справедливости | «Подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам, участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства». |
Принцип определенности | «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика. ...Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью». |
Принцип удобства | «Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его». |
Принцип экономии | «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать и даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. ...Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды». |
Теория
общественного сектора
Таблица 1.3
Современные
принципы налогообложения
Принцип | Содержание |
Относительное равенство обязательств | Дифференциация налогов производится по четким критериям, которые связаны с результатами деятельности субъектов, а не с их неизменными качествами. В рамках этого принципа выделяют два подхода к налогообложению. Принцип получаемых выгод — различие в налогах определяется различием в получаемой полезности. Принцип платежеспособности — различие в налогах определяется различием в способности их выплачивать, этот подход был и остается ведущим, в силу технических и технологических сложностей применения первого. Вне зависимости от подхода к налогообложению должны выполняться два критерия справедливости. Равенство по горизонтали: равенство выплат для всех, кто находится в одинаковом положении сточки зрения выбранного подхода. Равенство по вертикали: дифференциация налогов должна четко отражать дифференциацию с точки зрения выбранного подхода — принцип справедливости. |
Экономическая нейтральность | Налог неизбежно вносит коррективы в хозяйственную деятельность субъектов. Принцип экономической нейтральности гласит, что воздействие налога на производство благ в частном секторе, на распределение ресурсов между экономическими субъектами и на их поведение должно быть минимальным. Сродни принципу «не навреди», этот принцип призывает ради производства конкретных общественных благ больше в экономике ничего не трогать — принцип эффективности. |
Организационная простота | Издержки на сбор самих налогов должны быть минимальными. |
Гибкость | Гибкость —
это способность налоговой |
Контролируемость налогов со стороны плательщиков | Налогоплательщики во всем мире уже почти поверили, что они отчисляют деньги ради того, чтобы им за это что-то было. Контролируемость налогов — лучший способ укреплять их в этом мнении. Именно ради этого появились и существуют маркированные налоги — налоги с целевым использованием. |