Организация налогообложения в России. Особенности налогообложения прибыли коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 01:59, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование истории возникновения и развития налогообложения, сравнительный анализ систем налогообложения в России и в других странах, а также изучение особенностей налогообложения прибыли коммерческих банков в России.

Содержание

Введение 3
1. Особенности налогообложения в России 5
1.1. История развития налогообложения в мире 5
1.2. Налогообложение в развитых и переходных странах 11
1.3. Особенности налогообложения в России 19
2. Налогообложение прибыли коммерческих банков 23
3. Налогообложение банков: проблемы и пути совершенствования 37
3.1 Проблемы налогообложения банков 37
3.2 Пути совершенствования налогообложения банков 42
Заключение 47
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

1курсовая 3курс.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

      С 1 января единая ставка налога на прибыль  предприятий в КНР составляет 25%; для предприятий новых и высоких технологий - 15%; для малых малорентабельных предприятий - 20%.

      Налог на доходы физических лиц выплачивается  всеми физическими лицами, которые  являются налоговыми резидентами КНР  и получают доход на территории страны. Данный налог является прогрессивным, т.е. зависит от размера получаемого дохода.

      Остальные доходы физического лица подлежат налогообложению  по следующим ставкам:

      - доход от индивидуальной предпринимательской  деятельности и подряда - прогрессивная ставка от 5 до 35%;

      - гонорары, предоставление трудовых  услуг, лицензионные отчисления, аренда или продажа недвижимости, дивиденды, проценты, выигрыши в  лотерии, иные виды дохода - 20%.

      Налог на хозяйственную деятельность выплачивается  физическими и юридическими лицами, оказывающими услуги на территории КНР или для каких-либо лиц, расположенных на территории КНР, или осуществляющие передачу нематериальных активов или недвижимости.

      НДС исчисляется в размере 17% и взимается при продаже товаров и некоторых услуг. Хотя в итоге налог оплачивается конечным потребителем, он взимается на всех этапах производства и реализации. Обязательство по оплате НДС возникает немедленно при выставлении инвойса (не после его оплаты), что означает, что НДС может должен быть взыскан даже несмотря на возможный безнадежный долг. Некоторые свободные торговые зоны возмещают часть НДС за товары, продаваемые за пределы зоны, однако такая практика не приветствуется со стороны Центрального Правительства, поэтому вскоре возможно прекращение существования подобной льготы.

      Потребительский налог взимается в дополнение к НДС при некоторых специальных  видах потребления, таких как  сигареты, алкогольные напитки, косметика, ювелирные изделия, бензин, автомобили и т.д. Он подлежит уплате всеми предприятиями и частными лицами при импортировании, производстве и переработке вышеуказанных товаров. Этот налог взимается только один раз в процессе бизнеса и оплачивается конечным потребителем. Ставка налога варьируется в зависимости от различных категорий потребления от 3 до 50% (10. 15-115; 14 С.209-356). 

 

       1.3. Становление и развитие  государственной налоговой  службы         России и ее особенности 

      Государственная налоговая служба России имеет давнюю историю. В  эпоху феодальной  раздробленности  процедура  сбора  податей  осуществлялась,  как правило, самими  князьями,  которые с дружинниками периодически  объезжали свои владения, либо  но их поручению  что делалось специально  на то уполномоченными    людьми    —   данниками.  Фактически  не изменился   порядок  сбора  налогов  и  во   времена татаро-монгольского ига. Особые чиновники (осинники,  мытники,   таможенники,   пошлинники    и  др.) систематически собирали дань с  населения, значительная часть которой передавалась завоевателям.   

      Удельный  характер княжения  исключал возможность появления   на  Руси   того  времени   единообразной налоговой  системы. Лишь   с появлением   российской государственности и  централизацией власти  в конце XV  века сложились  предпосылки для создания  специальных органов, ведающих  сбором налогов в масштабе  государства.   

      Прообраз   единой налоговой  службы  оформился   в  княжение  Ивана III с появлением финансового  управления  казенного  приказа. В 1718  г. Петром  1  была учреждена  камер-коллегия, в   обязанности которой  вменялось  надзирание и правление над окладными  и неокладными  доходами.

      8 сентября  1802 г.  было создано  министерство финансов, основной задачей  которого стало «управление казенными и  государственными   частями, кои  доставляют правительству нужные на  содержание его доходы, и генеральное всех доходов ассигнование  по   разным   частям   государственных расходов».    Структурным подразделением министерства финансов был департамент Податей и сборов, который в 1863 г. разделили на два самостоятельных департамента: окладных  сборов  и  неокладных  сборов.

      Послеоктябрьский  период можно разделить на 7 этапов, приведенных в таблице 1.4 (2 С. 340-359; 22). 
 

      Таблица 1.4

      Этапы развития налоговой системы послеоктябрьского  периода 

1 этап - 1918-1921 гг.  Налоговая система  практически ликвидируется. Февраль 1921 г. - наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов.
2 этап - 1921-1930 гг.  Восстановление  и развитие налогообложения. 1921-23 гг. - введены акцизы на широкий ряд  товаров. Действовало 86 платежей в бюджет.
3 этап - 1931-1941 гг.  Ликвидация  созданной во время НЭПа системы.  Упразднена система акцизов. Сложна налоговая система. В 1933 г. свыше 400 ставок, 1937 г - 1109.
4 этап - 1941-1960 гг.  Частичное восстановление налоговой системы.  Необходимость мобилизации ресурсов. Во время Великой Отечественной войны - и в период восстановления народного хозяйства 1941г - сто процентная надбавка к подоходному и сельскохозяйственному налогу; 1942-46 гг. специальный военный налог 1941 г - налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан
5 этап - 1960-1964 гг.  Частичная ликвидация налоговой системы, созданной в  предыдущий период. 1960-1970 гг. Время проведения экономической реформы в стране.
6 этап - 1965-1989 гг.  Реформирование  налоговой системы, введение новых налогов. 1965г. - подоходный налог с колхозов; 1966г. - рентные платежи, плата за фонды. 1965г. - установлен обязательный платеж государственных предприятий. 1971-1975 гг. - проведено снижение налогов с населения
7 этап  – 

1990 г.

 Действующая ныне налоговая система России. Введена  с 1992 г. и основывается на 23 законах, охватывающих все сферы экономической  жизни из общего количества налогов  и сборов.
 Восстановление  налоговой системы в России реализуется  во второй половине 1991 г. и начале 1992 г. Принципиально новым для нашей экономики является налог на добавленную стоимость, земельный налог и налог на операции с ценными бумагами. В 1996 г федеральных налогов и сборов – 18, региональных налогов и сборов – 4, местных налогов и сборов - 23.
 

      В  соответствии с  Положением   о  Государственной налоговой  службе Российской  Федерации ее  центральный  аппарат и органы  на местах в  своей деятельности руководствуются  Конституцией  Российской Федерации, конституциями  республик  в составе Российской Федерации,   Законом  РФ   от 21   марта   1991  г.  «О Государственной налоговой службе РФ», другим  законодательством Российской  Федерации  и  республик в  ее составе (9).

      Принятый  в  1991—1992   гг. пакет нормативных   актов можно представить двумя  блоками. Первый  включает в себя законы  и  подзаконные  акты, определяющие   порядок формирования  и задачи налоговых органов, их систему и   структуру, компетенцию,   права  и   обязанности налогоплательщиков, принципы  налогообложения и т. д. Второй   состоит из  законов по  конкретным  видам налогов, с указанием субъектов и объектов налогообложения,  ставок налогов и   налоговых льгот, правил исчисления  и порядка уплаты  налогов, штрафов и иных  санкций за нарушения законодательства.

      В России нет прогрессивной системы  налогообложения, хотя её и предлагают ввести. НДФЛ составляет 13%. В развитых странах дело обстоит немного  иначе (смотреть данные таблицы 1.5).

      Таблица 1.5

      Ставки  налогообложения в развитых странах 

Страна Нижняя планка (%) Верхняя планка (%)
США 15 40
Япония 10 50
Германия 19 53
 

      Прогрессивная система налогообложения позволяет  несколько уравнять людей с разными  доходами. В США даже предлагают поднять верхнюю планку для ряда случаев до 90%.

      В таблице 1.6 изложены данные по количеству местных налогов в развитых странах.

      Таблица 1.6

      Местные налоги развитых стран 

Страна Количество  местных налогов
Франция Более 50
Италия Более 70
Бельгия Около 100
Великобритания 1 (имущественный)
Россия 2 (имущественный  и земельный)
 

      Россия  также отличается и по количеству местных налогов. Их всего два: имущественный  и земельный, однако, в большинстве  развитых стран их намного больше.

      Ставки  любого налога в значительной мере определяют налоговую нагрузку или  налоговое давление. Что касается  ставок НДС, то здесь «впереди планеты всей» Дания и Швеция - 25%. Немногим ниже ставка НДС в Исландии - 24,5%. Далее следует еще одна скандинавская страна - Норвегия. Ставка НДС в ней - 24%. Примечательно, что самые высокие ставки НДС имеют страны с наиболее высоким уровнем жизни населения в мире. Однако уже следующий уровень ставки - 23% далеко не у самой богатой страны - Уругвая.

      Далее в рейтинге ставок НДС с уровнем  налога в 22% снова расположились  европейские страны - Хорватия, Финляндия  и Польша. В Беларуси, как и в России, так называемая стандартная ставка НДС - 18%. Это двенадцатый показатель мирового рейтинга по уровню ставок.

      В Беларуси, как известно, кроме стандартной  применяется еще и льготная ставка НДС - 10% по товарам детского ассортимента и сельхозпродукции. Есть и ряд льгот по НДС в виде освобождений от уплаты этого налога.

      Ставка  НДС в размере от 15% до 20% - самая  распространенная в мире: она применяется  не менее чем в 82 странах планеты. Одна из самых низких ставок налога - в Японии (5%).

      А теперь обратимся к ставкам НДС  в Евросоюзе. Эти ставки находятся  в пределах от 15% на Кипре, Мальте, в  Люксембурге и до 25%  в той  же Дании и Швеции. В прибалтийских  государствах, которые  недавно присоединились к ЕС, ставка НДС  аналогична белорусской - 18%. Такую же ставку налога применяют в Венгрии, а в Чехии и Словакии она составляет 19%.

      Таким образом, налоговые ставки и количество налогов сами по себе вовсе не свидетельствуют о налоговой нагрузке и эффективности применяемого налога. Куда важнее для страны иметь хорошую законодательную базу по налогообложению, удобство расчета налога, справедливость изымаемых сумм, а также регулярное пополнение бюджета, достаточное для нормального функционирования всего государства (10 С. 217). 
 

      ГЛАВА 2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 

      Банки работают на коммерческом расчете, то есть рассчитывают на получение прибыли. Последняя образуется потому, что процентная ставка по кредиту (отношение процента, уплачиваемого за заем, к величине ссужаемого капитала) всегда больше процентной ставки по депозиту (отношение процента, выплачиваемому вкладчику, к сумме его денежного вклада).

      Основу  валовой (общей) прибыли банков составляет разница между всей суммой ссудных  процентов и общей суммой депозитных процентов.

      В валовую прибыль банков входят их доходы от всех коммерческих операций (в том числе, например, от купли-продажи валюты). Часть этой прибыли банка покрывает его издержки (выплату заработной платы банковским служащим, содержание помещений, канцелярские расходы и т. п.). Оставшаяся часть - чистая прибыль. Данный показатель используется для исчисления нормы банковской прибыли.

      Норма прибыли банка - это отношение  чистой прибыли к собственному (не заемному) капиталу банка, выраженное в процентах.

      Норма прибыли банков зависит от двух основных факторов: от нормы прибыли предпринимательского капитала и процентной ставки по кредиту.

      Норма дохода банковского капитала, как  правило, не превышает степень обогащения промышленного и торгового капитала. Только в каких-то чрезвычайных случаях (например, для спасения предприятия  от банкротства) бизнесмен приобретает  ссудный капитал по чрезмерно высокой процентной ставке, которая превышает степень увеличения капитала. В современных условиях степень обогащения банковского капитала и крупного промышленного бизнеса сравнялись.

      Другим  фактором, определяющим уровень прибыльности банковского капитала, является процентная ставка по кредитам, характеризующая своего рода цену кредитных средств. В зависимости от состояния рынка ссудных капиталов и степени развития конкуренции эта ставка может колебаться в значительных пределах. Что касается ее минимальной величины, то она не поддается определению. Иногда (во время экономического спада) она может снижаться до уровня, близкого к нулю.

      Различают рыночную и среднюю процентные ставки по кредиту. Рыночная ставка складывается в каждый данный момент на рынке ссудных капиталов. Она непосредственно отражает конъюнктурные изменения экономики и подвержена резким колебаниям в периоды подъема или спада производства. Средняя ставка процента отражает долговременные тенденции в движении величины процента.

      Понять  динамику процентной ставки можно, если учитывать влияние на нее часто  меняющегося соотношения спроса и предложения заемных средств. Если спрос на ссудный капитал  превышает его предложение, то масштабы его использования расширяются. Когда же свободных денежных средств много, а спрос на них сравнительно невелик, то ставка процента будет снижаться.

Информация о работе Организация налогообложения в России. Особенности налогообложения прибыли коммерческих банков