Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:22, дипломная работа
Основную часть денежных расчётов составляет безналичный расчёт. Он возникает тогда, когда денежные расчеты производятся без непосредственного использования наличных денег, т.е. при перечислении денег по счетам кредитных учреждений или зачетах взаимных требований. Безналичный расчет используется в таких сферах хозяйственных отношений, как реализация продукции, работ и услуг; получение и возврат банковских кредитов; выплата и использование фактических доходов. Между налично-денежным и безналичным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот.
Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Основы и принципы организации безналичных расчетов__________6
Принципы организации безналичных расчетов_______________9
Правовая база осуществления безналичных расчетов_________12
Порядок открытия расчетных счетов_______________________26
Организация безналичных расчетов________________________33
Глава 2. Анализ организации безналичных расчетов в ООО КБ«Аксонбанк»___________________________________________________44
2.1. История создания и развития ООО КБ «Аксонбанк»__________44
2.2. Особенности организации безналичных расчетов в ООО КБ «Аксонбанк»___________________________________________________57
2.3. Новейшие технологии в безналичных расчетах_______________63
2.4. Международные расчеты_________________________________74
2.5. Участие банков в государственной системе противодействия легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем___78
Глава 3. Анализ услуг предоставляемых клиентам-юридическим лицам в различных банках________________________________________________86
3.1. Сравнительная анализ услуг для юридических лиц, предоставляемых в банках_____________________________________________86
3.2. Анализ тарифов на расчетно – кассовое обслуживание в различных банках__________________________________________________90
3.3. Рекомендации по улучшению работы ООО КБ «Аксонбанк» с клиентами – юридическими лицам___________________________92
Заключение__________________________________________________94
Список литературы____________________________________________98
Приложения_______________________________________________
Стороны вправе расторгнуть договор банковского счета в порядке, предусмотренном ГК РФ (ст. 859). По заявлению клиента договор может быть расторгнут в любое время.
Банк имеет право расторгнуть данный договор в одностороннем порядке только по решению суда в следующих случаях:
• когда сумма денежных средств, хранящихся на счетах клиента, окажется
ниже минимального размера, предусмотренного договором, если такая сумма
не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об
этом;
• при отсутствии операций по счету в течение года, если иное не предусмотрено договором.
В качестве особых условий к договору банковского счета (раздел VI) могут выступать, например, право банка в одностороннем порядке вносить изменения в «тарифы ставок комиссионного вознаграждения по обслуживанию счета», право банка не уплачивать проценты за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, право производить списание денежных средств со счета клиента без его письменного согласия в случае выявления ошибочных записей по счету. В данном разделе также устанавливается порядок разрешения споров, возникающих в ходе исполнения договора банковского счета и др.
Договор банковского счета составляется в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу. Один экземпляр договора остается у банка, второй — у клиента.
К расчетному (текущему) счету клиента банк может вести две картотеки: картотеку № 1 и картотеку № 2.
Ведение картотеки № 1 не связано с финансовым положением клиента, а определяется исключительно особенностями документооборота при отдельных формах межхозяйственных расчетов (платежными требованиями) и необходимостью получения согласия плательщика на оплату расчетного документа кредитора. Картотека №1 ведется по внебалансовому счету 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты».
Открытие картотеки № 2 к счету клиента, напротив, определяется исключительно финансовыми затруднениями клиента. В данную картотеку помещаются расчетные документы, срок оплаты которых истек и которые не были оплачены из-за отсутствия денежных средств на счете плательщика.
Картотека № 2 ведется по внебалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок»[10,112].
1.4.Организация безналичных расчетов
Экономической базой расчетов между хозяйствующими субъектами является материальное производство. Вследствие этого преобладающая часть платежного оборота (примерно три четверти) приходится на расчеты по товарным операциям, т.е. на платежи за товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги. Остальная часть платежного оборота (примерно одна четверть) — это расчеты по нетоварным операциям, т.е. расчеты предприятий и организаций с бюджетом, органами государственного и социального страхования, кредитными учреждениями, органами управления, судами, арбитражем и т.д. Безналичные расчеты за товары и услуги, а также в связи с финансовыми обязательствами осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот. Документооборот — это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств, которая включает:
• выписку грузоотправителем счета-фактуры и передачу его другим участникам расчетов;
• содержание расчетного документа и его реквизиты;
• сроки составления расчетного
документа и порядок
• движение расчетного документа между учреждениями банков;
• порядок и сроки оплаты расчетного документа, перевода и получения денежных средств;
• порядок использования расчетного документа для взаимного контроля участников расчетов и осуществления мер экономического воздействия.
В соответствии с действующим
законодательством в
• расчеты платежными поручениями;
• расчеты по инкассо;
• расчеты по аккредитиву;
• расчеты чеками.
Формы расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (в основных договорах).
Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем
платежа рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений.
Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже.
Претензии к банковской системе,
связанные с выполнением
Банки осуществляют операции по банковским счетам клиентов на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или электронного документа распоряжение:
• плательщика произвести платеж определенной денежной суммы получателю средств;
• получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
Платежное поручение представляет распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.
Возможности применения в
расчетах платежных поручений
С их помощью совершаются расчеты в хозяйстве как по товарным, так и по нетоварным операциям.
Существует две ситуации при расчетах платежными поручениями. Система оплаты платежными поручениями представлена на рис.1.1.
Рис.1.1. Схема расчетов платежными
поручениями с постоплатой
1-Поставщик отгрузил товар
2-Покупатель предоставляет
в свой коммерческий банк
3-Коммерческий банк
4-Коммерческий банк
5-Коммерческий банк
6- Коммерческий банк поставщика сообщает клиенту о зачислении денежных средств на р/с
Рис.1.2. Схема расчетов платежными
поручениями с предоплатой
1-Поставщик и покупатель заключает договор о том, что поставщик обязуется предать товар покупателю после оплаты
2-Покупатель предоставляет
в свой коммерческий банк
3-Коммерческий банк
4-Коммерческий банк
5-Коммерческий банк
6- Коммерческий банк поставщика сообщает клиенту о зачислении денежных средств на р/с
7-Поставщик отгружает товар покупателю
Плюс данной формы расчета – это простота документооборота. Но при этом нет гарантии получения денег или товара.
Инкассо-это банковская операция,
которая заключается в
Рис.1.3.Схема расчетов по инкассо
1- Поставщик и покупатель заключает договор
2-Поставщик передает в
свой банк платежное
3-Банк поставщика передаёт платежное требование в банк покупателя
4-Банк покупателя оповещает своего клиента о платежном требовании и просит об акцептном списании
5-Покупатель даёт согласие на списание денежных средств
6-Банк покупателя списывает денежные средства с р/с и передает их в банк поставщика
7- Коммерческий банк поставщика сообщает клиенту о зачислении денежных средств на р/с
8-Поставщик отгружает товар
При данной форме документы совершают двойной пробег и гарантий эта форма оплаты не даёт.
В случае, ели на расчетном счете покупателя недостаточно средств для оплаты отгруженного товара, тогда банк поместит акцептованное платежное требование в картотеку неоплаченных в срок платежных документов. По мере поступления денежных средств платежные средства будут оплачиваться. А если покупатель отказывается платить за товар, то неоплаченное платежное требование возвращается в банк поставщика.
Инкассовое поручение выставляют налоговые органы напрямую в банк плательщика, где требуют оплатить недоимку по налогам.
Аккредитив – это
Информация о расчетах аккредитивами на территории РФ может быть интересна клиентам, осуществляющим торговые операции и несущим риск неоплаты или непоставки товара, связанный с финансовым состоянием партнера по бизнесу или мошенничеством.
При расчетах аккредитивами предприятие-плательщик поручает своему банку производить оплату поставленных товаров, работ, услуг, только по предоставлении в банк, где открыт аккредитив, комплекта коммерческих документов, подтверждающих отгрузку и оговоренных заранее.
Существует два основных вида аккредитива:
Депонированный аккредитив предполагает резервирование денежных средств плательщика в банке поставщика.
Рис.1.4. Расчеты депонированными аккредитивами
1-Поставщик и покупатель заключают договор. Поставщик сообщает покупателю: товар к отгрузке готов и требует выставить аккредитив
2-Плательщик направляет
в банк заявление на
3-Банк покупателя списывает
сумму аккредитива с
4-Банк покупателя направляет
сумму аккредитива в банк
5-Зачисление средств на отдельный банковский счет
6-Банк поставщика уведомляет поставщика о том, что открыт аккредитив
7-Поставщик отгружает
товар. В момент отгрузки
8-Комплект документов, подтверждающих отгрузку, предъявляются в банк поставщика.
9-Аккредитив оплачивается
При данной форме оплаты существуют гарантии платежа и поставки товара. Но при этом необходимо резервировать средства в банке поставщика, то есть из отвлечение из оборота и за открытие аккредитива уплачиваются комиссионные.
Гарантированный аккредитив – это аккредитив под гарантию банка. Условием открытия такого аккредитива является установление корреспондентских отношений между банками плательщика и поставщика.
Рис.1.5. Расчеты гарантированным аккредитивом
1-Поставщик и покупатель заключают договор. Поставщик сообщает покупателю: товар к отгрузке готов и требует выставить аккредитив
2-Плательщик направляет
в банк заявление на
3-Банк покупателя отражает
выдачу гарантий на
4-Коммерческий банк
5-Банк поставщика отражает
полученный гарантированный
6-Банк поставщика уведомляет поставщика о том, что открыт аккредитив
7-Поставщик отгружает товар
8-Комплект документов, подтверждающих отгрузку, предъявляются в банк поставщика.
9-Аккредитив оплачивается
9.1. Банк поставщика
сообщает банку покупателя о
том, что аккредитив
9.2. Банк покупателя
списывает аккредитив с
При данной форме нет необходимости извлекать денежные средства из оборота, но опять же есть комиссия за гарантии.