Оценка стоимости предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение стоимости предприятия, а также его активов, используя сравнительный, доходный и затратный подходы к оценке.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗАДАНИЕ НА ОЦЕНКУ 5
2. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ 6
3. ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И СДЕЛАННЫЕ ДОПУЩЕНИЯ 7
4. КРАТКИЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 9
5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕГИОНЕ 13
6. ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ОТРАСЛИ 20
7. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
8. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 30
8.1 Анализ пассива баланса 30
8.2 Анализ актива баланса 31
8.3 Анализ ликвидности предприятия 32
8.4 Анализ деловой активности (оборачиваемости) 33
8.5 Анализ финансовой устойчивости 35
8.6 Анализ финансовых результатов предприятия 37
9. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 41
9.1 Сравнительный подход к оценке предприятия 42
9.2 Доходный подход к оценке 45
10. СОГЛАСОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВОЙ СТОИМОСТИ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 1.14 Мб (Скачать)

Показатели

Формула

2008

2009

Отклон.

Общая рентабельность

0,01%

5,43%

5,42%

Рентабельность активов  по чистой прибыли

- 0,32%

3,99%

4,31%

Рентабельность собственного капитала

0,02%

6,36%

6,34%

Рентабельность производственных фондов

0,02%

7,10%

7,08%

Рентабельность основной деятельности

0,02%

5,36%

5,34%


Как видно из таблицы 8, за анализируемый период  значения показателей рентабельности значительно увеличились, что следует рассматривать как положительную тенденцию.

 

9. Оценка стоимости  предприятия

Существует три подхода к  оценке стоимости предприятия: сравнительный (рыночный), затратный (имущественный) и доходный. Выбор метода оценки предприятия имеет большое значение, так как от его целесообразности и корректности зависит точность результата оценки.

В данной работе затратный подход не применим, поскольку отсутствуют данные об имуществе общества.

Все методы оценки можно разделить на две группы: методы, основанные на анализе активов, и методы, основанные на анализе доходов.

Первую группу методов целесообразно использовать, когда доходы предприятия не поддаются точному прогнозу, предприятие зависит от контрактов или отсутствует постоянная клиентура, оно обладает значительными материальными и финансовыми активами (ликвидными ценными бумагами, инвестициями в недвижимость).

Вторую группу методов целесообразно использовать, когда текущие и будущие доходы предприятия могут быть достоверно определены, предприятие имеет устойчивый спрос на свою продукцию, а его активы преимущественно состоят из машин, оборудования, готовой продукции.

Исходя из применимости методов будем использовать методы, основанные на анализе доходов общества.

При сравнительном подходе воспользуемся  методом сделок, так как это  способ оценки стоимости акционерных  обществ на основе информации о ценах, по которым происходили покупка  контрольного пакета акций или компаний в целом, слияние и поглощение компаний.

Оценивая стоимость общества доходным подходом, воспользуемся методом дисконтированных денежных потоков в связи с тем, что ожидаемые денежные потоки будут существенно отличаться от текущих, что связано с переводом организации из разряда муниципальных в коммерческую.

 

9.1 Сравнительный подход к оценке предприятия

 

Особенностью сравнительного подхода к оценке бизнеса является ориентация итоговой величины стоимости, с одной стороны, на рыночные цены купли-продажи акций, принадлежащих сходным компаниям; с другой стороны, на фактически достигнутые финансовые результаты.

К достоинствам сравнительного подхода можно отнести:

1. в качестве ориентира используются реально сформированные рынком цены на сходные предприятия, либо их акции;

2. реальное отражение спроса и предложения на данный объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной сделки наиболее интегрально учитывает ситуацию на рынке;

3. базируется на ретроинформации и, следовательно, отражает фактически достигнутые предприятием результаты производственно-финансовой деятельности.

При этом в сравнительном  подходе есть ряд недостатков:

1. метод игнорирует перспективы развития предприятия в будущем;

2. возможен только  при наличии самой разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по большому числу сходных фирм, отобранных оценщиком в качестве аналогов;

3. оценщик должен делать  сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие серьезного обоснования.

В рамках рыночного (сравнительного) подхода был применён метод сделок или метод сравнения продаж.

При выборе объектов сравнения  оценщики руководствовались следующими критериями отбора:

  • отраслевым сходством;
  • сопоставимостью размеров компаний;
  • перспективами роста компаний;
  • степенью финансовых рисков (сходство структуры капитала компаний, ликвидности активов, кредитоспособности).

Суть сравнительного подхода при  определении стоимости предприятия  заключается в том, что выбирается предприятие, аналогичное оцениваемому, которое  было недавно продано. Затем рассчитывается соотношение между ценой продажи и каким-либо финансовым показателем по предприятию - аналогу. Это соотношение называется мультипликатором.

Ценовой мультипликатор - это коэффициент, показывающий соотношение между  рыночной ценой предприятия или  акции и финансовой базой. В оценочной  практике используются два типа мультипликаторов:

1. Интервальные мультипликаторы:

  • цена / чистая прибыль;
  • цена / денежный поток;
  • цена / выручка от реализации.

2. Моментные мультипликаторы:

  • цена / балансовая стоимость активов;
  • цена / чистая стоимость активов.

Для расчета стоимости ОАО «Медведевский водоканал» на основе сравнительного подхода используем мультипликатор Цена / Выручка, так как данная финансовая база применяется для компаний со сходными операционными расходами (сфера услуг).

М=Р/Выр ,

где М – мультипликатор; Р - цена предприятия; Выр - выручка предприятия.

Имеются следующие данные по компаниям – аналогам (данные по предприятиям взяты с сайта www.kuplu-busines.ru):

 

 

Таблица 9

Сведения о предприятиях - аналогах

Предприятие-аналог

Цена продажи, тыс. р.

Выручка, тыс. р.

Мультипликатор

Орловские воды

110 220

70 032

1,57

Водоканал г. Советск

160 000

86 564

1,85

Чистая водица

143 500

72 465

1,98


Среднее значение мультипликатора  равно (1,57+1,85+1,98)/3 = 1,8.

 

Таким образом, стоимость ОАО «Медведевский  водоканал» методом сравнения продаж = 63404 тыс.р. · 1,8 = 114 127 тыс.р.

 

 

 

 

9.2 Доходный подход к оценке

Доходный подход применяется  для оценки стоимости предприятия как его коммерческого потенциала на основе его будущей доходности. Основным принципом доходного подхода является предположение, что потенциальный инвестор не заплатит за данное предприятие сумму, большую, чем текущая стоимость будущих доходов, а собственник не продаст свое предприятие по цене ниже текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. Поэтому доходный подход оценивает стоимость предприятия в данный момент времени как текущую стоимость будущих денежных потоков, то есть отражает качество и количество дохода от предприятия в течение всего срока функционирования, а также риски, характерные для данного предприятия и макросреды, в которой он находится.

При определении стоимости ОАО  «Медведевский водоканал» доходным подходом использовался метод дисконтированных денежных потоков.

 

Алгоритм метода:

  1. Выбор модели денежного потока.

Основным показателем в доходном подходе является чистый денежный поток, который рассчитывается как разница  между притоком и оттоком денежных средств за определенное время. Существует ряд способов исчисления денежного потока.

а) денежный поток для собственного капитала (для оценки рыночной стоимости собственного капитала предприятия) определяется по формуле:

ДПСК = ЧП + Ам ± ∆СОС ± ∆КВ ± ∆ДСО

б) денежный поток для всего инвестированного капитала (для оценки рыночной стоимости всего капитала) определяется по формуле:

ДПик = ДПск + %-ные платежи по кредитам * (1 – Нприб)

В данной оценочной работе мы используем денежный поток для собственного капитала. Использование данной модели денежного потока обусловлено целью оценки данного предприятия. Целью оценки является определение стоимости предприятия в интересах собственника, а в соответствии с данной целью обычно применяют денежный поток, приносимый собственным капиталом.

  1. Определение длительности прогнозного периода.

  В качестве прогнозного берется  период, начиная с текущего года  и продолжающийся до тех пор,  пока темпы роста компании  не стабилизируются. В странах  с переходной экономикой, а Россия таковой и является, в условиях нестабильности, где адекватные долгосрочные периоды затруднительны, данный период составляет 3 года.

  1. Анализ и прогноз валовой выручки.

На основе данного анализа составляется прогноз валовой выручки с помощью предположений, исходя из существующего тренда. Данный подход применяется, потому что нет необходимой информации по точному изменению объема реализации продукции, да и данные изменения незначительны. Предполагаем, что составляющие выручки будут изменяться в прогнозный период следующим образом:

      1. Обеспечение водой физ. лиц в 2010 сохранит положительную тенденцию, однако, принимая во внимание возможные риски принимаем коэффициент повышения выручки – 1,12. С января 2011 года согласно ФЗ «ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 23.11.2009 года тарифы на воду будут удвоены для тех потребителей, у кого не установлены счетчики. Исходя из предположения, что к 2011 году население не установит счетчики, темп роста выручки составит 1,2. В 2012 году возвращаемся к приросту в 1,12.
      2. Обеспечение водой юр. лиц аналогично п.1 принимаем в 2010  – 1,09, 2011 – 1,18, 2012 – 1,09.
      3. Прочие товары, продукция, работы, услуги. Полагаем, что количество прочих услуг (установка счетчиков) приведет к увеличению выручки по указанному пункту. Принятые коэффициенты: 2010 – 1,05; 2011 – 1,15; 2012 – 1,15. 

 

Прогноз валовой выручки представлен  в таблице 10.

Таблица 10

Анализ и прогноз выручки

Наименование

Годы, тыс.р.

Темп прироста, %

Прогнозируемые  года, тыс.р.

2008

2009

2010

2011

2012

1.Обеспечение водой  физ.лиц

34 905,00

44 382,80

127,15

49 708,74

59 650,48

66 808,54

2.Обеспечение водой  юр.лиц

10 740,00

12 680,80

118,07

13 822,07

16 310,04

17 777,95

3. Прочие товары, продукция,  работы, услуги

8 055,00

6 340,40

78,71

6 657,42

7 656,03

8 804,44

4.Выручка

53 700,00

63 404,00

-

70 188,23

83 616,56

93 390,93


 

Таким образом, наблюдается значительный рост выручки за счет повышения цен на предоставляемые услуги.

  1. Анализ и прогноз расходов

Факторы для анализа: начисление амортизации, материальные затраты, фонд оплаты труда, страховые взносы, прочие расходы. Расчет анализа и прогноза расходов представлен в таблице 11.                              

Таблица 11

Анализ и прогноз  расходов

Наименование

Годы, тыс.р.

Темп прироста, %

Прогнозный, %

Прогнозируемые  года, тыс.р.

2008

2009

2010

2011

2012

1.Материальные затраты

22 556,00

20 442,00

90,63

2,00

20 850,84

21 267,86

21 693,21

2.Фонд оплаты труда

23 035,00

21 044,00

91,36

3,00

21 675,32

22 325,58

22 995,35

3.Страховые взносы

6 069,00

5 471,00

90,15

-

5 635,58

7 590,70

7 818,42

4.Амортизация

2 508,00

6 198,00

247,13

10,00

6 817,80

7 499,58

8 249,54

5.Прочее

21 277,00

22 248,00

104,56

5,00

23 360,40

24 528,42

25 754,84

6.Себестоимость

75 445,00

75 403,00

99,94

 

78 339,94

83 212,13

86 511,36

Информация о работе Оценка стоимости предприятия