Общегосударственные финансы и роль в государственных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

§ бюджетные  кредиты юридическим лицам (в  том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов  и платежей и других обязательств);  

§ субвенции  и субсидии физическим и юридическим  лицам;  

§ инвестиции в  уставные капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;  

§ бюджетные  ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной  системы Российской Федерации, государственным  внебюджетным фондам;  

§ кредиты иностранным  государствам;  

§ средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

§ национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии  оборонных отраслей промышленности;  

§ фундаментальные  исследования и содействие научно - техническому прогрессу;  

§ государственная  поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;  

§ государственная  поддержка атомной энергетики;  

§ ликвидация последствий  чрезвычайных ситуаций и стихийных  бедствий федерального масштаба;  

§ исследование и использование космического пространства;  

§ содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности  или в ведении органов государственной власти Российской Федерации. 

    Важной составляющей Российской финансовой системы являются децентрализованные финансы . Это обусловлено тем, что именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны, которая образуется из доходов и накоплений самих предприятий и используется для обеспечения воспроизводственного процесса на микроуровне.  

От состояния  децентрализованных фондов денежных средств  зависит в целом финансовое положение  страны.  

К децентрализованным финансам принято относить финансы  организаций и финансы домашних хозяйств.  

Финансы организаций  участвуют в создании материального  источника всех денежных фондов государства. Финансы организаций являются основой  единой финансовой системы страны. С их помощью обслуживается процесс  создания и распре деления общественного  продукта и национального дохода. Они выступают главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От общего состояния финансов организаций напрямую зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. Коммерческие организации в условиях рынка ведут деятельность на началах коммерческого расчета, основная цель которого заключается в обязательном получении прибыли. Хозяйственные субъекты самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, необходимые средства для расширения производства продукции, прибегая к использованию кредитных ресурсов и возможностям финансового рынка.  

Финансы домашних хозяйств являются составной частью государственной финансовой системы. Исторически финансы домашних хозяйств сравнительно недавно включены в состав звеньев финансовой системы. Это вызвано тем, что финансовые отношения населения по формированию семейного бюджета и его использованию играют важную роль по регулированию платежеспособного спроса страны. Фактически определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через рамки семейного бюджета. Существует следующая зависимость: чем выше доходы членов общества, тем выше спрос на производимые материальные ценности и тем устойчивее экономическое положение организации. 

Особенностью  финансовой системы любого государства является то, что она складывается не только в отдельно взятой стране или регионе и является национальной, но и в международном масштабе, т.е. выступает как наднациональная, интернациональная или, как часто ее называют, – международная финансовая система (сокращено «международные финансы»).

Международные финансы это специфические финансовые отношения, которые имеют под собой объективную основу. Материальной предпосылкой международных финансов являются международные финансовые потоки, которые складываются между странами в виде: а) денежных потоков – поступлений валютных доходов от экспорта товаров и услуг и оплаты импортируемых товаров и услуг; эти потоки могут отражать финансы субъектов хозяйствования, но т.к. они принадлежат разным странам, то отражают движение денежных потоков между странами; б) потоков кредитных средств, которые также являются двусторонними: с одной стороны, предоставление ссуды, с другой – ее погашение и уплата процентов. Таким образом, на базе данных потоков возникает движение финансовых ресурсов между странами. Их распределение регулируется с одной стороны, валютным курсом а, с другой, таможенными тарифами и правилами.

Появление этой сферы объясняется необходимостью международной торговли, научно-техническим  сотрудничеством и финансовой помощью  на международном уровне.

В масштабах  мировой экономики международные  финансы обеспечивают:

  1.Выравнивания  уровня экономического развития различных стран;

  2.Снижение  мировых издержек производства;

  3.Развитие  мирового финансового рынка.

В масштабах  нац. экономики международные финансы  обеспечивают:

   1.Финансовую  стабильность экономики гос-ва;

   2.Выход  отечественных предприятий на мировой рынок товаров и услуг;

   3.Приток  иностранных инвестиций в те  отрасли, которые не могут в полной

      мере финансироваться  государством;

      4.Повышение тех. уровня производства за счет импорта современной        техники и новых технологий.

 

  Начиная с 2001 года темпы роста ВВП в России значительно увеличились.

Такой экономический  рост стал возможен, с одной стороны, благодаря восстановлению макроэкономической стабильности и проведению рыночных реформ, а с другой, благодаря  сохранению контроля государства в некоторых отраслях.

Признанием успешности социально-экономического развития России стало последовательное повышение  ее кредитного рейтинга до уровня инвестиционного (по версии всех крупнейших международных  рейтинговых агентств), а также предоставление ей Европейским союзом и США статуса страны с рыночной экономикой.

Экономический кризис 2008-2009гг негативно отразившейся на всех рынках и финансовых системах развивающихся стран серьезно отразился на финансовой системе РФ и , как следствие, на экономическом развитии страны в целом. Ухудшило ситуацию падение цен на нефть при значительной зависимости России от её экспорта; 

Финансовая система  любого государства не может существовать обособленно от ФС других государств.

В настоящее  время министерство финансов РФ прогнозирует дефицит бюджета на уровне 6,9-8.5% от ВВП страны. 

            2.Государственные внебюджетные фонды . 

      Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов осуществляет Министерство финансов РФ.

     Внебюджетные фонды это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общегосударственных финансов. Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались.

   Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г. впервые предоставил возможность органам власти образовывать целевые бюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти. Таким образом , целевые внебюджетные фонды ,существующие в данный момент , стали создаваться в России в период перехода страны на новые экономические отношения.

   Внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. Главной причиной их создания была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Ведущую роль среди них заняли социальные внебюджетные фонды .

Таким образом, главная причина создания внебюджетных фондов -- необходимость выделения  чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

  Внебюджетные фонды создаются двумя путями.

   Первый путь это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение .

  Второй формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. К последним, в частности, относятся созданные во многих странах фонды социального страхования, которые предназначены для социальной поддержки определенных групп населения.    

  Создание других фондов обусловлено возникновением новых, ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств. Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. В нашей стране к таковым относятся: Фонд государственного социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения. Государственные внебюджетные фонды создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические , социальные ,экологические ; в соответствии с уровнем управления на общегосударственные , региональные ,местные(БК не предусматривает создание этих органов). С помощью внебюджетных фондов возможно: влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий; обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды; оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом; предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства. Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти центральных, республиканских и местных. Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования; и во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда. 
 

   Пенсионный фонд Российской Федерации. 

     Пенсионный фонд - внебюджетный государственный фонд, средства которого складываются из законодательно установленных отчислений от деятельности физических и юридических лиц, целевым образом расходующий эти средства на выплату пенсий гражданам. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года и введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1 от 27 декабря 1991 года. ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне и в республиках, краях, областях, что позволяет охватить пенсионными выплатами всех граждан независимо от места их прежней работы и проживания, включая членов колхозов и лиц, по разным причинам не имеющих права на трудовую пенсию. Одновременно данная структура Пенсионного фонда гарантирует как текущие, так и чрезвычайные платежи, вызванные изменениями в отдельных регионах или в стране в целом. Важнейший принцип любого пенсионного фонда солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве: где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем. Средства Пенсионного фонда формируются, по Положению о Пенсионном фонде РФ, за счет трех источников: страховых взносов работодателей;  страховых взносов работающих; ассигнований из федерального бюджета. Помимо этих источников Фонд имеет право использовать добровольные взносы юридических лиц, а также брать кредиты в банках – Центральном и коммерческих. На сегодня важной статьей доходов Пенсионного Фонда являются страховые взносы населения.   
 
 

 Структура  ПФРС

 

Плательщиками страховых взносов являются : 

-              работающие граждане;

-              российские и иностранные компании как работодатели;

-              предприниматели без образования юридического лица;

-              граждане, занимающиеся частной  практикой (врачи, адвокаты, консультанты, детективы, охранники, чья деятельность  подлежит обязательному лицензированию);

Информация о работе Общегосударственные финансы и роль в государственных отношениях