Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 18:43, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ФИНАНСЫ И ИХ РОЛЬ В ФИНАНСОВОЙ
СИСТЕМЕ.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – Парламентом РФ и Президентом РФ. Экономическая сущность государственного бюджета представляет собой основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Обеспечение выполнения функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через систему налогообложения. Существует три подхода к определению бюджета:
К ним можно отнести следующие :
Концентрация
в государственном бюджете
До 1991 г. государственный бюджет РСФСР, как и всех других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР.
Государственный
бюджет СССР состоял из союзного государственного
бюджета, государственных бюджетов
15 союзных республик и бюджета
государственного социального страхования.
В 1970—1990 гг. в союзном бюджете концентрировалось
от 50 до 53% общего объема финансовых ресурсов
государственного бюджета. На бюджеты
союзных республик приходилось 47—50% финансовых
ресурсов, из которых 35% находилось в распоряжении
республиканских бюджетов союзных республик
и 15% — в местных бюджетах.
В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации претерпела существенные изменения. В соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10 октября 1991 г. и рядом постановлений Правительства РФ государственная бюджетная система России была перестроена.
В настоящее
время она состоит из бюджетов
трех уровней:
- федерального
бюджета;
- бюджетов субъектов
Федерации (территориальных
- местных бюджетов
(бюджетов муниципальных образований).
Федеральный бюджет
на соответствующий год
Для России же в силу ее федеративного
устройства важную роль приобретает не
просто выработка грамотного бюджетного
механизма, а правильное соотношение бюджетов
различных уровней, действующих на территории
страны, что и составляет понятие бюджетной
системы. Даже грамотно построенный и
сбалансированный федеральный бюджет
не в состоянии в полной мере выполнять
свои перераспределительные и контрольные
функции при отсутствии надлежащего бюджетного
механизма непосредственно на местах.
Таким же образом
не может проявляться эффект проводимой
на местах бюджетной политики в условиях
ее постоянного противостояния несбалансированному
федеральному бюджету.
Большое значение
имеет единство бюджетной системы, которое
основывается на принципах самостоятельности,
гласности, полноты и реальности всех
входящих в нее бюджетов.
Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство государства. Основными направлениями расходования бюджетных средств являются содержание государственного аппарата управления, национальная оборона и безопасность страны, правоохранительная и хозяйственная деятельность, социально-культурные мероприятия, обслуживание государственного долга.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
В
соответствии со статьей 49 Бюджетного
кодекса РФ , к налоговым доходам федерального
бюджета относятся:
§ федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год.
§ таможенные пошлины,
таможенные сборы и иные таможенные
платежи;
§ государственная
пошлина в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Из неналоговых
же доходов основными являются следующие
виды:
§ доходы от имущества,
находящегося в государственной
и муниципальной собственности,
или от деятельности;
§ доходы от продажи
имущества, находящегося в государственной
и муниципальной собственности;
§ доходы от реализации
государственных запасов;
§ доходы от продажи
земли и нематериальных активов;
§ поступления
капитальных трансфертов из негосударственных
источников;
§ административные
платежи и сборы;
§ штрафные санкции,
возмещение ущерба;
§ доходы от внешнеэкономической
деятельности
На основании
статьи 54 Бюджетного кодекса РФ , в доходах
федерального бюджета обособленно учитываются
доходы федеральных целевых бюджетных
фондов. Они учитываются по ставкам, установленным
налоговым законодательством РФ, и распределяются
между федеральными целевыми бюджетными
фондами и территориальными целевыми
бюджетными фондами по нормативам, определенным
федеральным законом о федеральном бюджете
на очередной финансовый год.
Доходы бюджета
классифицируются не только по методам
взимания и формам их мобилизации - на
налоговые и неналоговые, но и по другим
признакам, в частности:
1. В зависимости
от механизма поступления
2. По социально
- экономическому признаку выделяют доходы,
поступающие от юридических лиц и от физических
лиц;
3. В зависимости
от конкретных объектов
4. По признаку
источников уплаты - налоги, уплачиваемые
из выручки, из прибыли, и налоги, относимые
на себестоимость продукции (работ, услуг);
5. По конкретным
видам прямых и косвенных
Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.
К расходам федерального бюджета относятся:
§ Расходы на
содержание и развитие материального
производства (расходы на расширенное
воспроизводство и
§ Расходы на
содержание и дальнейшее развитие непроизводственной
сферы (текущие затраты государства
- расходы на управление, военные
расходы, расходы на пенсии и пособия
и т.п.);
§ Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).
§ Расходы на
народное хозяйство и поддержку
экономики;
§ Расходы на
социально-культурные нужды;
§ Военные расходы;
§ Расходы на управление.
§ ассигнования
на содержание бюджетных учреждений;
§ средства на оплату
товаров, работ и услуг, выполняемых
физическими и юридическими лицами
по государственным или
§ трансферты населению,
т.е. бюджетные средства для финансирования
обязательных выплат населению: пенсий,
стипендий, компенсаций, других социальных
выплат, установленных законодательством
Российской Федерации, законодательством
субъектов Российской Федерации, правовыми
актами органов местного самоуправления;
§ ассигнования
на осуществление отдельных
§ ассигнования
на компенсацию дополнительных расходов,
возникших в результате решений,
принятых органами государственной
власти, приводящих к увеличению бюджетных
расходов или уменьшению бюджетных
доходов;
Информация о работе Общегосударственные финансы и роль в государственных отношениях