Общегосударственные финансы и роль в государственных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ И ИХ РОЛЬ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ. 

  1. Государственный бюджет-основное звено финансовой системы.
 

   Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

    Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – Парламентом РФ и Президентом РФ. Экономическая сущность государственного бюджета представляет собой основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Обеспечение выполнения функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через систему налогообложения. Существует три подхода к определению бюджета:

  1. По своей экономической сущности государственный бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами.
  2. Эти отношения возникают по поводу перераспределения национального дохода.
  3. Бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, имеющей особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев отношений.

    К ним можно отнести следующие :

  • государственный бюджет является особой формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью использования ее на удовлетворение потребностей всего общества;
  • с помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (иногда национального богатства) между отраслями экономики, сферами общественной деятельности, территориями страны;
  • посредством государственного бюджета проводятся мероприятия по государственному финансовому регулированию экономики;
  • пропорции бюджетного перераспределения в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства и задачами, стоящими перед обществом на каждом этапе его развития.

Концентрация  в государственном бюджете огромных финансовых ресурсов, их планомерное  централизованное распределение создают  прочную финансовую базу для обеспечения  высоких темпов развития общества, производства, науки и техники, подъёма жизненного уровня народа, укрепления экономической и оборонной мощи страны. Вместе с тем централизация в государственном бюджете значительной части чистого дохода способствует выявлению и эффективному использованию внутрихозяйственных резервов, укреплению хозяйственного расчёта и режима экономии. Посредством государственного бюджета обеспечиваются распределение и перераспределение средств между производственными и непроизводственными сферами, между отраслями народного хозяйства, между республиками и экономическими районами страны. Это даёт возможность концентрировать средства на наиболее важных направлениях общественного производства и решать др. общегосударственные задачи. Ведущее место государственного бюджета в системе современного финансирования  определяется не только его высокой долей в объёме распределяемых ресурсов, но и его регулирующим воздействием на формирование и использование денежных средств во всех звеньях финансовой системы. Государственный бюджет выступает как действенное орудие контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий, объединений и отраслей хозяйства в процессе финансового планирования, аккумуляции денежных средств и бюджетного финансирования.

    До 1991 г. государственный бюджет РСФСР, как и всех других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР.

    Государственный бюджет СССР состоял из союзного государственного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета  государственного социального страхования. В 1970—1990 гг. в союзном бюджете концентрировалось от 50 до 53% общего объема финансовых ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 47—50% финансовых ресурсов, из которых 35% находилось в распоряжении республиканских бюджетов союзных республик и 15% — в местных бюджетах. 

    В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации претерпела существенные изменения. В соответствии с Законом  РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в  РСФСР” от 10 октября 1991 г. и рядом  постановлений Правительства РФ государственная бюджетная система России была перестроена.

В настоящее  время она состоит из бюджетов трех уровней: 

- федерального  бюджета; 

- бюджетов субъектов  Федерации (территориальных бюджетов); 

- местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований). 

Федеральный бюджет на соответствующий год разрабатывается  и утверждается в форме федерального закона; бюджеты субъектов Федерации (территориальные бюджеты) — в  форме законов субъектов Федерации; местные бюджеты — в форме  правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставом муниципальных образований (в большинстве случаев утверждаются в форме решения). Структура бюджетной системы РФ приближена к структуре бюджетных систем западных стран.

       Для России же в силу ее федеративного устройства важную роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах.  

Таким же образом не может проявляться эффект проводимой на местах бюджетной политики в условиях ее постоянного противостояния несбалансированному федеральному бюджету.  

Большое значение имеет единство бюджетной системы, которое основывается на принципах самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех входящих в нее бюджетов. 

    Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство государства. Основными направлениями расходования бюджетных средств являются содержание государственного аппарата управления, национальная оборона и безопасность страны, правоохранительная и хозяйственная деятельность, социально-культурные мероприятия, обслуживание государственного долга.

   Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

    В  соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ , к налоговым доходам федерального бюджета относятся:  

§ федеральные  налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год.

§ таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; 

§ государственная  пошлина в соответствии с законодательством  Российской Федерации. 

Из неналоговых  же доходов основными являются следующие  виды: 

§ доходы от имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, или от деятельности; 

§ доходы от продажи  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности; 

§ доходы от реализации государственных запасов; 

§ доходы от продажи  земли и нематериальных активов; 

§ поступления  капитальных трансфертов из негосударственных  источников; 

§ административные платежи и сборы; 

§ штрафные санкции, возмещение ущерба; 

§ доходы от внешнеэкономической  деятельности 

На основании  статьи 54 Бюджетного кодекса РФ , в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. 

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации - на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности: 

1. В зависимости  от механизма поступления доходов  в бюджет, они подразделяются  на собственные и регулирующие.  

2. По социально - экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц; 

3. В зависимости  от конкретных объектов обложения  - взимаемые с имущества или  дохода; 

4. По признаку  источников уплаты - налоги, уплачиваемые  из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг); 

5. По конкретным  видам прямых и косвенных налогов  (налог на прибыль предприятий  и организаций, подоходный налог  с физических лиц, акцизы, НДС,  таможенные пошлины и т.д.). 

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления  доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

  К расходам федерального бюджета относятся:

§ Расходы на содержание и развитие материального  производства (расходы на расширенное  воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.); 

§ Расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства - расходы на управление, военные  расходы, расходы на пенсии и пособия  и т.п.); 

§ Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).

§ Расходы на народное хозяйство и поддержку  экономики; 

§ Расходы на социально-культурные нужды; 

§ Военные расходы; 

§ Расходы на управление.

§ ассигнования на содержание бюджетных учреждений;  

§ средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых  физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным  контрактам;  

§ трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления; 

§ ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;  

§ ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной  власти, приводящих к увеличению бюджетных  расходов или уменьшению бюджетных доходов;  

Информация о работе Общегосударственные финансы и роль в государственных отношениях