Оборотный капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Финансы предприятия представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы предприятия выполняют три основные функции: формирование, поддержание оптимальной структуры и наращивание производственного потенциала предприятия; обеспечение текущей финансово-хозяйственной деятельности; обеспечение участия предприятия в осуществлении социальной политики. В той или иной степени роль финансовых ресурсов важна на всех уровнях управления (стратегический, тактический, оперативный), однако особое значение она приобретает в плане стратегии развития предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1Теоретические основы формирования и использования оборотного капитала……………………………………………………………………………5
1.1 Сущность оборотного капитала предприятия и его организация……….....5
1.2 Источники формирования оборотного капитала…………………………...8
2 Анализ политики управления оборотным капиталом на предприятии ТОО «ВЕСТА GROUP».……………………………………………………………....13
2.1 Анализ финансовой деятельности ТОО «ВЕСТА GROUP»……………...13
2.3 Анализ политики управления оборотным капиталом на предприятии ТОО «ВЕСТА GROUP»……………………………………………………………….18
3Оптимизация политики управления оборотным капиталом путем привлечения заемных средств.. ………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………….………..…..24
Список использованной литературы…………………………………….…..…26
Приложения….…………………………………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

курсовая фин новая.doc

— 333.50 Кб (Скачать)
 

    Согласно таблице 7, за период 2009-2010 года произошло незначительное повышение системной части текущих активов.

      В общем можно заключить, что по итогам 2010 года ТОО "Веста Group" были достигнуты следующие показатели:

      - в 2010 году увеличилась величина текущих активов, а именно уменьшилась величина дебиторской задолженности на 382 тыс.тенге, за счет увеличения доли товарно-материальных запасов в текущих активах – на 2043,7 тыс. тенге, увеличения доли денежных средств на 1643,3 тыс. тенге.

      - пассив баланса характеризуется преобладающим удельным весом собственного капитала, наблюдается тенденция к его повышению.

      - сумма чистых активов предприятия значительная по отношению к валюте баланса, хотя имеет тенденцию к снижению.

     Таким образом, управление активами на данном предприятии оценивается как  успешное.

     Проанализировав использование оборотного капитала на предприятии, можно сделать вывод, что за период 2009-2010 года произошло  незначительное повышение системной части текущих активов, т.е увеличилась та часть оборотного капитала, которая  относительно постоянна в течение всего операционного цикла.

     Стратегии финансирования оборотного капитала также  зависят от величины чистого оборотного капитала предприятия. Рассчитаем данный показатель для ТОО "Веста Group" и рассмотрим модель стратегии финансирования оборотного капитала для данного предприятии. 
 
 

2.2 Анализ политики управления оборотным капиталом ТОО «ВЕСТА Group».

 

    Оборотный капитал предприятия образуется как за счет собственного капитала, так и за счет краткосрочных заемных  средств. Основным источником финансирования является собственный капитал. В  состав собственного капитала входят уставный капитал, накопленный капитал (резервный и добавочный капиталы, фонд социальной сферы, нераспределенный доход) и прочие поступления (целевое финансирование, благотворительные пожертвования и др.). Сумму чистого оборотного капитала предприятия можно рассчитать таким образом: из общей суммы текущих активов вычесть сумму краткосрочных финансовых обязательств. С помощью данного метода проведем анализ источников финансирования оборотного капитала предприятия ТОО "Веста Group" за период 2006- 2007гг. Результаты отразим в таблице 8. 

     Таблица 8 - Расчет источников финансирования оборотного капитала на предприятии ТОО "Веста Group" за период 2009-2010 года. 

Показатель на 01.01.09 на 01.01.10
Общая сумма текущих активов  33056,9 34424,9
Общая сумма краткосрочных долгов предприятия (III раздел пассива) 74,1 90,1
Сумма собственного оборотного капитала 32982,8 34334,8
Доля  в сумме текущих активов, %: 99,8 99,7
 

    Приведенные в таблице 8 данные показывают, что на начало 2010 года оборотный капитал предприятия ТОО "Веста Group" был на 99,8% сформирован за счет собственных средств, на конец 2010 года доля заемных средств в формировании текущих активов составила 0,3%, а собственных – 99,7%. Это свидетельствует о финансовой независимости предприятия ТОО "Веста Group" от внешних источников финансирования.

     Отразим математические уравнения существующих моделей стратегии финансирования текущих активов:

  1. Идеальная модель - чистый оборотный капитал равен нулю. В результате этой модели долгосрочные пассивы устанавливаются на уровне долгосрочных активов, т.е. базовое балансовое уравнение имеет вид: ДП=ДА.
  2. Агрессивная модель – чистый оборотный капитал в точности равен системной части оборотных активов (ОК=СЧ). Базовое балансовое уравнение имеет вид: ДП=ДА+СЧ.
  3. Консервативная модель - чистый оборотный капитал равен по величине текущим активам (ОК=ТА). Эта стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, задаваемом следующим базовым балансовым уравнением: ДП=ДА+СЧ+ВЧ.
  4. Компромиссная модель - чистый оборотный капитал равен по величине сумме системной части текущих активов и половине их варьирующей части (ОК=СЧ+0,5*ВЧ). Стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, задаваемом следующим базовым балансовым уравнением: ДП=ДА+СЧ+0,5*ВЧ.[12]

     Проведем  анализ на соответствие политики управления оборотным капиталом на предприятии ТОО "Веста Group" вышеперечисленным моделям. Для анализа представим рассчитанные данные чистого (собственного) оборотного капитала и системой части текущих активов, а также балансовые данные в виде таблицы (таблица 9). 

    Таблица 9 – Данные для оценки политики управления оборотным капиталом за 2009-2010 года 

Показатель Обозна-чение на 01.01.09 на 01.01.10
Текущие активы ТА 33056,9 34424,9
Долгосрочные  активы ДА 21547,0 20987,7
Системная часть оборотного капитала СЧ 32982,8 34334,8
Вариативная часть оборотного капитала ВЧ 74,1 90,1
Чистый (собственный) оборотный капитал  ОК 32982,8 34334,8

    Согласно  таблице 9 и базовому балансовому уравнению агрессивной модели, где чистый оборотный капитал в точности равен системной части оборотных активов (ОК=СЧ), сделаем вывод о том, что в нашем случае за весь рассматриваемый период предприятия выбрало агрессивную политику управления оборотными средствами. Эта модель не считается оптимальной и для ее удовлетворения необходимо соблюдение второго базового уравнения, при котором ДП=ДА+СЧ, т.е. долгосрочные пассивы должны быть сформированы в сумме, равной сумме стоимостей долгосрочных активов и системной части текущих активов.

     Таким образом, для оптимального финансирования деятельности предприятия, необходимо сформировать долгосрочные пассивы, поскольку собственных средств предприятия не достаточно для проведения агрессивной политики управления оборотным капиталом. Поскольку у ТОО "Веста Group" не выполняется второе базовое уравнение в части формирования долгосрочных пассивов, то необходимо модифицировать политику финансового обеспечения предприятия.

 

3.Оптимизация политики управления оборотным капиталом путем привлечения заемных средств. 

     В результате проведенного исследования политики управления оборотным капиталом было выявлено, что предприятие выбрало агрессивную политику управления оборотными средствами. Данная модель работает при соблюдении следующего условия: долгосрочные пассивы должны быть сформированы в сумме, равной сумме стоимостей долгосрочных активов и системной части текущих активов, а в нашем случае у предприятия вообще отсутствуют долгосрочные пассивы. В теории финансового менеджмента считается, что наиболее оптимальным вариантом долгосрочных пассивов являются привлеченные заемные средства.

     Эффективная хозяйственная деятельность предприятия  невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование этих средств позволяет существенно расширить объем реализации товаров и формируемых товарных запасов, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить образование различных целевых фондов, а в конечном счете - повысить рыночную стоимость предприятия.[13]

     Хотя  отправную точку любого бизнеса  составляет собственный капитал, на предприятиях торговли объем заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением заемных средств является одной из важнейших функций торгового менеджмента, направленной на достижение высоких конечных результатов деятельности предприятия.

     Управление  привлечением заемных средств представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями торгового предприятия на различных этапах его развития. Основная цель этого управления состоит в обеспечении наиболее эффективных условий и форм привлечения этих средств и рационального их использования.

     Политика  привлечения заемных средств  представляет собой часть общей  финансовой стратегии, заключающейся  в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.[14]

     Существует  четыре основных способа внешнего финансирования:

     1. Закрытая подписка на акции  (если она проводится между прежними акционерами, то, как правило, по заниженной в сравнении с рыночным курсом цене; при этом у предприятия возникает упущенная выгода – тот же расход).

     2. Привлечение заемных средств  в форме кредита, займов, эмиссии  облигаций.

     3. Открытая подписка на акции.

     4. Комбинация первых трех способов. Если первый способ оказывается  неприемлемым из-за недостатка  средств у сегодняшних акционеров  или их уклонения от дальнейшего  финансирования, то критерием выбора  между вторым и третьим вариантами является сведение к минимуму риска утраты контроля над предприятием.

     Внешние и внутренние виды финансирования тесно  взаимозависимы. Это не означает, тем  не менее, взаимозаменяемости. Так, внешнее  долговое финансирование ни в коем случае не должно подменять привлечение и использование собственных средств. Только достаточный объем собственных средств может обеспечивать развитие предприятия и укреплять его независимость, а также свидетельствовать о намерении акционеров разделять связанные с предприятием риски и "подпитывать" тем самым доверие партнеров, поставщиков, клиентов и кредиторов.

     Процесс формирования политики привлечения  предприятием заемных средств включает следующие основные этапы.[15]

     1. Анализ привлечения и использования  заемных средств в предшествующем периоде.

     Целью такого анализа является выявление  объема, состава и форм привлечения  заемных средств предприятием, а  также оценка эффективности их использования.

     Проведенный анализ по ТОО "Веста Group" показал, что на данном предприятии в рассматриваемом периоде 2009-2010 годах заемные средства не использовались. Кредиторская задолженность складывается из задолженности бюджету и задолженности персоналу по оплате труда, причем обязательства по налогам превышают обязательства по оплате труда.

     Таким образом, нет возможности проводить анализ эффективности использования заемных средств предприятия за прошлый период, поскольку заемные средства не сформированы.

     2. Определение целей привлечения  заемных средств в настоящем  периоде. Основными целями привлечения заемных средств предприятиями являются:

     а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее  время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать  полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;

     б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую  бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;

     в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных  средств в этом случае выступает  необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация) обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.

     г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях  заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;

Информация о работе Оборотный капитал