Направления повышения эффективности функционирования системы внебюджетных фондов в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение государственных социальных внебюджетных фондов в РФ.
В соответствии с темой курсовой работы ставятся следующие задачи:
рассмотреть социально-экономические и правовые аспекты формирования и функционирования государственных внебюджетных фондов РФ;
изучить источники формирования и направления расходования средств государственных внебюджетных фондов в РФ;
выявить направления повышения эффективности функционирования системы внебюджетных фондов в РФ

Содержание

Введение 3
1 Социально-экономические и правовые аспекты формирования и функционирования государственных внебюджетных фондов в РФ 5
1.1 Понятие и социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 5
1.2 Классификация внебюджетных фондов и правовые основы их функционирования 8
1.3 Роль внебюджетных фондов как звена бюджетной системы государства
в условиях рыночной экономики 11
2. Источники формирования и направления расходования средств государственных внебюджетных фондов 18
2.1 Состав и структура источников формирования доходов внебюджетных фондов 18
2.2 Направления расходования средств внебюджетных специальных
фондов 21
2.3 Основы взаимоотношений внебюджетных специальных фондов с другими звеньями финансовой системы государства 26
3 Направления повышения эффективности функционирования системы внебюджетных фондов в РФ 29
3.1 Проблемы функционирования системы государственных внебюджетных фондов в РФ 29
3.2 Перспективы развития и направления совершенствования деятельности внебюджетных фондов в РФ 35
Заключение 39
Список литературы 43

Работа содержит 1 файл

внебюджетные фонды.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

    Более профильной станет и деятельность ФФОМС, в работе которого есть свои проблемы, касающиеся, к примеру, справедливости применения существующих ставок отчислений в Фонд[18].

Заключение 

       Государственные внебюджетные фонды являются составной  частью финансовой системы государства, образуются вне федерального бюджета и бюджета субъектов РФ и предназначены для реализации конституционных прав гражданам и для удовлетворения  некоторых экономических и социальных потребностей общества, а именно социальное обеспечение по возрасту (пенсии); социальные пособия по болезни, инвалидности в случае рождения и воспитания детей; социальное обеспечение в случае безработицы; охрана здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

         Внебюджетные фонды, как и бюджет, способствуют государственному  регулированию социальных процессов, содействуют более справедливому распределению национального дохода  между социальными  слоями населения.

       Государственные внебюджетные социальные фонды имеют  целевое назначение, их формирование, отпуск средств, определение  объемов  финансирования, т.е. исполнение их бюджетов, находится под контролем финансовых органов.  Министерство финансов РФ, согласно Положению о нем, осуществляет финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов.

       В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 144) в Российской Федерации функционирует ряд внебюджетных социальных фондов:

- Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР РФ), созданный в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения граждан;

- Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), созданный  с целью государственного управления средствами социального страхования в РФ;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), созданный для целей  медицинского страхования граждан в РФ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           
 
 

       Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

  • обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями местных органов власти (специальные целевые налоги и страховые взносы);
  • добровольные взносы юридических и физических лиц;
  • доходы, полученные от размещения временно свободных средств;
  • другие доходы, предусмотренные соответствующими

    законодательными  актами.

       Наиболее  весомым источником средств государственных  социальных внебюджетных фондов является единый социальный налог. Являясь федеральным налогом, он поступает в федеральный бюджет, а затем в соответствии с утвержденными Налоговым кодексом РФ ставками распределяется между фондами и федеральным бюджетом.

       За  рассматриваемый период общий объем доходов в ПФР РФ составил 1914133,150 млн.руб.; в ФСС РФ – 283869,488 млн.руб.; в ФФОМС РФ – 154736,501 млн.руб. соответственно.

         Среди поступлений в доходную  часть бюджета Пенсионного фонда  РФ, Фонда социального страхования  РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ  подавляющую долю составляют налоги и взносы на социальные нужды в ПФР РФ – 982021,672 млн.руб. (51,30%); в ФСС РФ – 213724,653 млн.руб. (75,29%); в ФФОМС РФ – 68004,019 млн.руб. (43,95%) соответственно.

          Расходования денежных средств  социального страхования осуществляется  в соответствии с законами  о конкретных видах социального  страхования и законами о бюджетах  фондов социального страхования.

       Расходы Пенсионного фонда РФ В 2010 г. составили 1782348,238 млн.руб.

       Наибольший  удельный вес в структуре расходов ПФР РФ составляют расходы на выплату  пенсий населению 83,64% (с доставкой  пересылкой пенсий). В т.ч. расходы  на выплату страховой части трудовой пенсии составили 797684,924 млн.руб., (44,73%),  расходы на выплату базовой части трудовой пенсии составляют 589538,509 млн.руб. (33,08%), а также расходы на выплату пенсий, финансируемых за счет средств Федерального бюджета составили 103852,855 млн.руб. (5,83%).

       За  анализируемый период наблюдается  превышение доходов ПФР РФ над расходами в размере 1311784,912 млн.руб.

     Расходы Фонда социального страхования в 2010 г. составили 306214,98 млн.руб.

     Наибольший  удельный вес в структуре расходов ФСС РФ занимает финансирование выплат пособий населению, а именно 177723,7 млн.руб., что составило 58,0%. В том числе доля расходов на пособия по временной нетрудоспособности составляет 104917,54 млн.руб.(34,3%); расходы по беременности и родам – 27288,06 (9,0%); по уходу за ребенком до 1,5 лет – 31535,68 (10,3%); пособия при рождении ребенка составили 13147,20 млн.руб. (4,3%).

     За  рассматриваемый период наблюдается  превышение расходов ФСС РФ над доходами, то есть дефицит в размере 22345,49 млн.руб.

       Расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2010 г. составили 172423,481 млн.руб.                  

       В структуре расходов ФФОМС РФ в 2010 г. преобладающую долю составляют расходы на выполнение территориальных программ по оказанию медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию 69680,380 млн.руб. (40,41%) и на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами 66902,919 (38,80%).

         На протяжении рассматриваемого  периода наблюдается дефицит  в размере 17686,98 млн.руб.  

       Попытка распространить все правовые нормы формирования и использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на формирование и использование средств государственных внебюджетных фондов создало целый ряд противоречий в бюджетном законодательстве, не обеспечивает четкого организационного выделения средств социального страхования от бюджетных средств, смешивает бюджетный механизм и механизм государственных внебюджетных фондов, что ставит под сомнение целесообразность самих государственных внебюджетных фондов.

    Должно  быть прекращено постепенное превращение  внебюджетных фондов в бюджетные. Доходы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального  страхования РФ, Фонда обязательного  медицинского страхования в значительном своем объеме формируются сегодня  за счет средств федерального бюджета. В результате работа фондов усложняется ответственностью за исполнение несвойственных им задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Конституция РФ
  2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 26.04.2007)
  3. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. – М.: Проспект, 2008. – 656 с.
  4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 21.12.2006, с изм. от 09.04.2007) «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»
  5. Федеральный закон от 28.06.1991 № 1499-1(ред. от 29.12.2006) «О медицинском страховании граждан в РФ»
  6. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 №2122-1 (ред.от 05.08.2000) «Положение о Пенсионном фонде РФ »
  7. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 (ред.от 02.08.2005) «О Фонде социального страхования РФ»
  8. Постановление Правительства от 29.07.1998 № 857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования»
  9. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – Дана, 2007. – 703 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»
  10. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 687 с.
  11. Бюджетная система РФ: Учебник / О.В. Врублевская и др.; Под. Ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. – 3-е изд., испр.и перераб. – М.:Юрайт-Издат, 2004. – 838 с.
  12. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система РФ: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 568 с.
  13. Государственные и муниципальные финансы, учебник под ред. профессора С.И. Лушина, профессора В.А. Слепова – М.: Экономистъ, 2006. – 763.: ил – (Homo faber)
  14. Нешитой А.С. Бюджетная система РФ: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» - 2007. – 316с.
  15. Социальное страхование: Учебник / Под ред. д.э.н. профессора Н.А. Кричевского.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» - 2007. – 316 с.
  16. Ильина: О том как не наступить на одни и те же грабли дважды // Бюджетный учет. – 2007. - №6
  17. Концепция совершенствования системы социального страхования в РФ // Человек и труд. – 2006. - №3. – с 46-51
  18. Николаев И.А. : К реальной внебюджетности // Финансы. – 2007. - №7
  19. Седова М.Л. : государственные внебюджетные фонды и бюджетное законодательство РФ // Финансы и кредит. – 2007. - № 14(254) – с. 31-36
  20. Соколов В.П.: Особенности функционирования внебюджетных фондов на современном этапе // Экономический анализ: теория и практика – 2006. - № 10 с. 32-40  

Информация о работе Направления повышения эффективности функционирования системы внебюджетных фондов в РФ