Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение государственных социальных внебюджетных фондов в РФ.
В соответствии с темой курсовой работы ставятся следующие задачи:
рассмотреть социально-экономические и правовые аспекты формирования и функционирования государственных внебюджетных фондов РФ;
изучить источники формирования и направления расходования средств государственных внебюджетных фондов в РФ;
выявить направления повышения эффективности функционирования системы внебюджетных фондов в РФ
Введение 3
1 Социально-экономические и правовые аспекты формирования и функционирования государственных внебюджетных фондов в РФ 5
1.1 Понятие и социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 5
1.2 Классификация внебюджетных фондов и правовые основы их функционирования 8
1.3 Роль внебюджетных фондов как звена бюджетной системы государства
в условиях рыночной экономики 11
2. Источники формирования и направления расходования средств государственных внебюджетных фондов 18
2.1 Состав и структура источников формирования доходов внебюджетных фондов 18
2.2 Направления расходования средств внебюджетных специальных
фондов 21
2.3 Основы взаимоотношений внебюджетных специальных фондов с другими звеньями финансовой системы государства 26
3 Направления повышения эффективности функционирования системы внебюджетных фондов в РФ 29
3.1 Проблемы функционирования системы государственных внебюджетных фондов в РФ 29
3.2 Перспективы развития и направления совершенствования деятельности внебюджетных фондов в РФ 35
Заключение 39
Список литературы 43
Вторую группу составляли фонды, аккумулирующие ресурсы для решения конкретных задач (например, Федеральный экологический фонд, Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд развития таможенной системы РФ и др.). В конце 90-х годов использование экономических внебюджетных фондов было призвано нецелесообразным. Это было связано с тем, что такие фонды привели к распылению финансовых ресурсов. В 1999 г. все внебюджетные экономические фонды были включены в бюджеты соответствующих уровней, что способствовало укреплению единства фонда государственных финансовых ресурсов [13].
В
настоящее время на федеральном
уровне функционируют как
Статьей 17 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено также формирование целевых внебюджетных фондов. Они представляют собой фонды денежных средств, образуемые в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и расходуемые по отдельном смете. Средства таких фондов не могут использоваться на цели, не соответствующие их назначению. Согласно ст. 54 Бюджетного кодекса РФ доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета.
В настоящее время в составе федерального бюджета существует лишь один фонд, отвечающий признакам, определенным в ст. 17 Бюджетного кодекса РФ. Это – Фонд Агентства по атомной энергетике. Он формируется за счет отчислений от доходов, получаемых от переработке ядерных отходов, и расходуется по отдельной смете.
По срокам действия выделяют следующие внебюджетные фонды:
По охвату проблем:
В зависимости от отраслевого признака :
В своей работе «Бюджетная система РФ» А.С. Нешитой отмечает, что задачей общества является поддержка существования граждан, нуждающихся в помощи. В связи с этим существует реальная потребность в целевых финансовых ресурсах и целесообразность их концентрации на государственном и территориальном уровнях [10].
Правовой
основой образования
Право на социальное обеспечение граждан России записано в Конституции РФ: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (ст. 39).
В
БК РФ нашли отражение общие
Бюджетным
кодексом РФ установлено, что вне
федерального бюджета образуются государственные
фонды денежных средств, управляемые
органами государственной власти РФ
и предназначенные для
1.3 Роль
внебюджетных фондов как звена
бюджетной системы государства
в условиях рыночной экономики
Внебюджетные
фонды созданы в целях
Государственные внебюджетные социальные фонды имеют целевое назначение, их формирование, отпуск средств, определение объемов финансирования, т.е. исполнение их бюджетов, находится под контролем финансовых органов. Министерство финансов РФ, согласно Положению о нем, осуществляет финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов [11].
Понятие социальное обеспечения содержится в действующей Конституции РФ, в документах Международной организации труда (МОТ), в Налоговом кодексе РФ (часть II, глава 24 «Единый социальный налог (взнос)»).
Понятие «социальное обеспечение» используется в сфере правовых отношений. Под правоотношениями по социальному обеспечению понимаются урегулированные нормами права отношения граждан с органами социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий и пособий.
С юридической точки зрения первостепенное значение имеет правовая норма, устанавливающая пенсии и пособия.
С экономической точки зрения первостепенное значение имеют источники формирования финансовых ресурсов, за счет которых граждане получают пенсии или пособия.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 144) в Российской Федерации функционирует ряд внебюджетных социальных фондов.
Пенсионный
фонд Российской Федерации. Создан на
основании Постановления
Местоположение центральных органов ПФР РФ – г. Москва.
В соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщики, страхователи и застрахованные лица.
Страховщиком является Пенсионный фонд РФ (ПФР). Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами.
Страхователями являются лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица) и адвокаты.
Застрахованные лица – это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства.
На ПФР РФ возложены следующие функции:
- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
- взыскание с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников, сумм государственных пенсий по инвалидности;
- капитализация средств ПФР, а также привлечение добровольных взносов юридических и физических лиц;
- международное и межгосударственное сотрудничество РФ по вопросам, относящихся к компетенции ПФР;
- проведение разъяснительной работы среди населения по вопросам пенсионного обеспечения.
Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные Налоговым кодексом РФ.
Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет ПФР, учитываются на его индивидуальном лицевом счете[9].
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) создан с целью государственного управления средствами социального страхования в РФ. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с законом РФ и Положением «О ФСС РФ», утвержденным постановлением Правительства от 12 февраля 1994 г. № 101. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением.
Основными задачами Фонда социального страхования ФСС РФ являются:
Фонды обязательного медицинского страхования РФ. Созданы в 1991г. в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г. № 1499-1. В Законе определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в РФ. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан и новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь. Этим Законом в стране было введено медицинское страхование. Цель его – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.
Субъектами
медицинского страхования выступают:
граждане (застрахованные лица), страхователи,
страховые медицинские
Для
неработающего населения (школьники,
студенты, пенсионеры) страхователями
по обязательному медицинскому страхованию
являются органы власти субъектов Федерации
и муниципальных образований. Для
работающего населения
Страховые организации - это юридические лица, имеющие право на осуществление медицинского страхования.