Направления повышения эффективности функционирования системы внебюджетных фондов в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение государственных социальных внебюджетных фондов в РФ.
В соответствии с темой курсовой работы ставятся следующие задачи:
рассмотреть социально-экономические и правовые аспекты формирования и функционирования государственных внебюджетных фондов РФ;
изучить источники формирования и направления расходования средств государственных внебюджетных фондов в РФ;
выявить направления повышения эффективности функционирования системы внебюджетных фондов в РФ

Содержание

Введение 3
1 Социально-экономические и правовые аспекты формирования и функционирования государственных внебюджетных фондов в РФ 5
1.1 Понятие и социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 5
1.2 Классификация внебюджетных фондов и правовые основы их функционирования 8
1.3 Роль внебюджетных фондов как звена бюджетной системы государства
в условиях рыночной экономики 11
2. Источники формирования и направления расходования средств государственных внебюджетных фондов 18
2.1 Состав и структура источников формирования доходов внебюджетных фондов 18
2.2 Направления расходования средств внебюджетных специальных
фондов 21
2.3 Основы взаимоотношений внебюджетных специальных фондов с другими звеньями финансовой системы государства 26
3 Направления повышения эффективности функционирования системы внебюджетных фондов в РФ 29
3.1 Проблемы функционирования системы государственных внебюджетных фондов в РФ 29
3.2 Перспективы развития и направления совершенствования деятельности внебюджетных фондов в РФ 35
Заключение 39
Список литературы 43

Работа содержит 1 файл

внебюджетные фонды.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

       Вторую  группу составляли фонды, аккумулирующие ресурсы для решения конкретных задач (например, Федеральный экологический  фонд, Федеральный фонд воспроизводства  минерально-сырьевой базы, Фонд развития таможенной системы РФ и др.).  В конце 90-х годов использование экономических внебюджетных фондов было призвано нецелесообразным. Это было связано с тем, что такие фонды привели к распылению финансовых ресурсов. В 1999 г. все внебюджетные экономические фонды были включены в бюджеты соответствующих уровней, что способствовало укреплению единства фонда государственных финансовых ресурсов [13].

       В настоящее время на федеральном  уровне функционируют как самостоятельные  общегосударственные финансовые учреждения только три вышеуказанных социальных внебюджетных  фонда.

       Статьей 17 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено  также формирование целевых внебюджетных фондов. Они представляют собой фонды  денежных средств, образуемые в составе  бюджета за счет доходов целевого назначения  или в порядке целевых  отчислений от конкретных видов доходов и расходуемые по отдельном смете. Средства таких фондов не могут использоваться на цели, не соответствующие их назначению. Согласно ст. 54 Бюджетного кодекса РФ доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета.

       В настоящее время в составе  федерального бюджета существует лишь один фонд, отвечающий признакам, определенным в ст. 17 Бюджетного кодекса РФ. Это  – Фонд Агентства по атомной энергетике. Он формируется за счет отчислений от доходов, получаемых от переработке ядерных отходов, и расходуется по отдельной смете.

       По  срокам действия выделяют следующие  внебюджетные фонды:

  • Фонды бессрочного действия (экологические фонды);
  • Фонды долгосрочного действия (Фонд регионального развития);
  • Фонды краткосрочного действия (Фонд помощи беженцам).

    По  охвату проблем:

  • внебюджетные фонды общего характера (Фонд регионального развития);
  • внебюджетные фонды конкретного характера (Фонды развития автомагистрали в области).

    В зависимости  от отраслевого признака :

  • фонды межотраслевого назначения;
  • фонды отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов развития и стимулирования производства (Фонд поддержки малого предпринимательства, фонд содействия техническому развитию).

       В своей работе «Бюджетная система  РФ» А.С. Нешитой отмечает, что   задачей общества является поддержка  существования граждан, нуждающихся  в помощи. В связи с этим существует реальная потребность в целевых  финансовых ресурсах и целесообразность их концентрации на государственном и территориальном уровнях [10]. 

       Правовой  основой образования государственных  социальных внебюджетных фондов является прежде всего Конституция РФ  (1993 г.) и БК РФ.

       Право на социальное обеспечение граждан  России записано в Конституции РФ: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (ст. 39).

       В БК РФ нашли отражение общие принципы, правовой статус и назначение государственных внебюджетных фондов, суть которых состоит в следующем: государственные внебюджетные фонды образуются на основании соответствующих актов органов государственной власти. Внебюджетные фонды имеют обособленные бюджеты и источники формирования доходов.

       Бюджетным кодексом РФ установлено, что вне  федерального бюджета образуются государственные  фонды денежных средств, управляемые  органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан:

  • на социальное обеспечение по возрасту;
  • на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случаях потери кормильца, рождения  воспитания детей и других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;
  • на социальное обеспечение в случае безработицы;
  • на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
 
 

1.3 Роль  внебюджетных фондов как звена  бюджетной системы государства  в условиях рыночной экономики 

       Внебюджетные  фонды созданы в целях эффективной  реализации социальных программ РФ. Они  образуют самостоятельную финансово-правовую  базу федеральных  местных внебюджетных средств. Самостоятельность внебюджетных социальных фондов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение их бюджетов осуществляется  представительными (законодательными) органами, а исполнение бюджетов фондов – органами исполнительной власти совместно с органами управления фондов самостоятельно на основе  Закона о бюджете и действующего механизма бюджетного регулирования[14].

       Государственные внебюджетные социальные фонды имеют целевое назначение, их формирование, отпуск средств, определение  объемов финансирования, т.е. исполнение их бюджетов, находится под контролем финансовых органов.  Министерство финансов РФ, согласно Положению о нем, осуществляет финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов [11].

       Понятие социальное обеспечения содержится в действующей Конституции РФ,  в документах Международной организации  труда (МОТ), в Налоговом кодексе  РФ (часть II, глава 24 «Единый социальный налог (взнос)»).

       Понятие «социальное обеспечение» используется в сфере правовых отношений. Под  правоотношениями по социальному обеспечению  понимаются урегулированные нормами  права отношения граждан с  органами социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий и пособий.

       С юридической точки зрения первостепенное значение имеет правовая норма, устанавливающая  пенсии и пособия.

       С экономической точки зрения первостепенное значение имеют источники формирования финансовых ресурсов, за счет которых граждане получают пенсии или пособия.

       В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 144) в Российской Федерации  функционирует ряд внебюджетных социальных фондов.

       Пенсионный  фонд Российской Федерации. Создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях                           государственного управления финансами пенсионного обеспечения граждан.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Деятельность регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. ПФР РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением государственного герба РФ.

       Местоположение  центральных органов ПФР РФ –  г. Москва.

       В соответствии с Законом РФ «Об  обязательном пенсионном страховании  в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщики, страхователи и застрахованные лица.

       Страховщиком  является Пенсионный фонд РФ (ПФР). Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет  субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами.

       Страхователями  являются лица, производящие выплаты  физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица) и  адвокаты.

       Застрахованные  лица – это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства.

       На  ПФР РФ возложены следующие функции:

- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

- взыскание с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников, сумм государственных пенсий по инвалидности;

- капитализация средств ПФР, а также привлечение добровольных взносов юридических и физических лиц;

- международное и межгосударственное сотрудничество РФ по вопросам, относящихся к компетенции ПФР;

- проведение разъяснительной работы среди населения по вопросам пенсионного обеспечения.  

       Объектом  обложения страховыми взносами  и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные Налоговым кодексом РФ.

       Суммы страховых взносов, поступившие  за застрахованное лицо в бюджет ПФР, учитываются на его индивидуальном лицевом счете[9].

       Фонд  социального страхования РФ (ФСС  РФ) создан  с целью государственного управления средствами социального  страхования в РФ. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с  законом РФ и Положением «О ФСС  РФ», утвержденным постановлением Правительства от 12 февраля 1994 г. № 101. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением.

       Основными задачами Фонда социального страхования  ФСС РФ являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • разработка совместно с Министерством здравоохранения и социального страхования;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

       Фонды обязательного медицинского страхования  РФ. Созданы в 1991г. в соответствии с Законом  РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г. № 1499-1. В Законе определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в РФ. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан и новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан  РФ на медицинскую помощь. Этим Законом в стране было введено медицинское страхование. Цель его – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

       Объектом  медицинского страхования  является страховой риск, связанный с затратами на оказание  медицинской помощи при возникновении страхового случая.

       Субъектами  медицинского страхования выступают: граждане (застрахованные лица), страхователи, страховые медицинские организации, медицинские учреждения (поликлиники, больницы).

       Для неработающего населения (школьники, студенты, пенсионеры) страхователями по обязательному медицинскому страхованию  являются органы власти субъектов Федерации  и муниципальных образований. Для  работающего населения страхователями являются работодатели.

       Страховые организации -  это юридические  лица, имеющие право на осуществление  медицинского страхования.

Информация о работе Направления повышения эффективности функционирования системы внебюджетных фондов в РФ