Направления повышения эффективности функционирования системы внебюджетных фондов в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение государственных социальных внебюджетных фондов в РФ.
В соответствии с темой курсовой работы ставятся следующие задачи:
рассмотреть социально-экономические и правовые аспекты формирования и функционирования государственных внебюджетных фондов РФ;
изучить источники формирования и направления расходования средств государственных внебюджетных фондов в РФ;
выявить направления повышения эффективности функционирования системы внебюджетных фондов в РФ

Содержание

Введение 3
1 Социально-экономические и правовые аспекты формирования и функционирования государственных внебюджетных фондов в РФ 5
1.1 Понятие и социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 5
1.2 Классификация внебюджетных фондов и правовые основы их функционирования 8
1.3 Роль внебюджетных фондов как звена бюджетной системы государства
в условиях рыночной экономики 11
2. Источники формирования и направления расходования средств государственных внебюджетных фондов 18
2.1 Состав и структура источников формирования доходов внебюджетных фондов 18
2.2 Направления расходования средств внебюджетных специальных
фондов 21
2.3 Основы взаимоотношений внебюджетных специальных фондов с другими звеньями финансовой системы государства 26
3 Направления повышения эффективности функционирования системы внебюджетных фондов в РФ 29
3.1 Проблемы функционирования системы государственных внебюджетных фондов в РФ 29
3.2 Перспективы развития и направления совершенствования деятельности внебюджетных фондов в РФ 35
Заключение 39
Список литературы 43

Работа содержит 1 файл

внебюджетные фонды.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

       Статьей 12 Закона  «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации» предусмотрено формирование Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС РФ) и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС РФ). Последние создаются субъектами Федерации. 

       ФФОМС является самостоятельным государственным  некоммерческим финансово-кредитным  учреждением. Осуществляет свою деятельность в соответствии  с Конституцией РФ, Федеральными законами, указами Президента, Постановлениями Правительства РФ. Устав Фонда утвержден Постановлением Правительства от 29.07.1998 № 857.Фонд является юридическим лицом, имеет свою печать с изображением государственного герба РФ, свое обособленное имущество, счета в ЦБ РФ и в других кредитных учреждениях.

       Местонахождение фонда – г. Москва.

       К функциям Федерального фонда обязательного  медицинского страхования относится:

  • аккумулирование части страховых взносов;
  • выравнивание расходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  • финансирование целевых программ, реализуемых в рамках обязательного медицинского страхования;
  • разработка и утверждение типовых правил обязательного медицинского страхования  и нормативных методических документов;
  • подготовка предложений о размере страхового тарифа.

       Территориальные фонды обязательного медицинского страхования  (ТФОМС) является государственным  самостоятельным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

       К функциям ТФОМС РФ относятся:

  • аккумулирование части страховых взносов;
  • финансирование обязательного медицинского страхования, осуществляемого страховыми медицинскими организациями;
  • выравнивание финансовых расходов муниципальных образований на обязательное медицинское страхование;
  • осуществление контроля за полнотой сбора страховых взносов.
 
 

      2 Источники  формирования и направления расходования средств государственных внебюджетных фондов в РФ

      2.1 Состав и структура источников  формирования доходов внебюджетных  фондов 

       Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

  • обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями местных органов власти (специальные целевые налоги и страховые взносы);
  • добровольные взносы юридических и физических лиц;
  • доходы, полученные от размещения временно свободных средств;
  • другие доходы, предусмотренные соответствующими

    законодательными актами.

       Наиболее  весомым источником средств государственных  социальных внебюджетных фондов является единый социальный налог. Являясь федеральным  налогом, он поступает в федеральный  бюджет, а затем в соответствии с утвержденными Налоговым кодексом РФ ставками распределяется между фондами и федеральным бюджетом. Средства государственных и территориальных (региональных и местных) внебюджетных фондов находятся соответственно в федеральной, региональной и муниципальной собственности.

       Проекты бюджетов внебюджетных фондов составляются органами соответствующих фондов и предоставляются органами исполнительной власти на рассмотрение представительных органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год [12].

       Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются  и утверждаются Федеральным Собранием  РФ в форме федеральных законов  одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год.

       Отчеты  об исполнении бюджетов государственных  внебюджетных фондов составляются органами управления фондов и представляются Правительством РФ на рассмотрение и  утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона. 

       Контроль  за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

       Проекты бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов предоставляются  органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение их представительных органов одновременно с проектами законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год [9].

       Отчеты  об исполнении бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов составляются органами управления фондов и предоставляются органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и  утверждение представительному  органу субъекта РФ  в форме закона субъекта РФ.

       Бюджеты муниципальных внебюджетных фондов составляются и исполняются муниципальными органами исполнительной власти в соответствии с принимаемыми ими решениями, касающимися  формирования и использования средств  этих фондов.

       Во  внебюджетные фонды мобилизуется значительный объем финансовых ресурсов, имеющихся  в государстве. В настоящее время  доля средств, поступающих  в государственные  внебюджетные фонды, в финансовых ресурсах государства составляет примерно 12%. Доходы внебюджетных социальных фондов в 2010 г. представлены в таблице 1. 
 
 

Таблица 1 – Доходы бюджетов внебюджетных социальных фондов на 2010 г.

  Доходы ПФР РФ ФСС РФ ФФОМС
млн.руб. % млн.руб. % млн.руб. %
Налоги  и взносы на социальные нужды  
982021,672
 
51,30
 
213724,653
 
75,29
 
68004,019
 
43,95
Налоги  на совокупный доход  
2627,300
 
0,14
 
7048,732
 
2,48
 
732,366
 
0,47
Задолженность и перерасчеты по отмен. налогам, сборам и иным обязательным платежам  
 
495,825
 
 
0,02
 
 
500,000
 
 
0,18
 
 
 
46,948
 
 
 
0,03
Доходы от испол.им-ва, находящегосяся в гос. и муницип. собственности  
 
8615,191
 
 
0,45
 
 
212,900
 
 
0,08
 
 
-
 
 
-
Доходы  от оказания платных услуг и компенсации  затрат государства  
 
125,0
 
 
0,01
 
 
-
 
 
-
 
 
-
 
 
-
Доходы  от продажи материальных и нематериальных активов  
 
4,6
 
 
0,01
 
 
8,700
 
 
0,003
 
 
 
-
 
 
 
-
Штрафы, санкции, возмещение ущерба  
210,0
 
0,01
 
30,597
 
0,01
 
-
 
-
Прочие  неналоговые доходы  
70,0
 
0,004
 
1972,352
 
0,69
 
102,596
 
0,07
Доходы  бюджетов гос. внеб.фондов от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет  
 
-
 
 
-
 
 
-
 
 
-
 
 
3,278
 
 
0,01
Безвозмездные поступления  
919963,563
 
48,06
 
60371,554
 
21,27
 
85847,293
 
55,48
Всего доходов 1914133,150 100 283869,488 100 154736,501 100
 

       За  рассматриваемый период общий объем  доходов в ПФР РФ составил 1914133,150 млн.руб.; в ФСС РФ – 283869,488 млн.руб.; в ФФОМС РФ – 154736,501 млн.руб. соответственно.

         Среди поступлений в доходную  часть бюджета Пенсионного фонда  РФ, Фонда социального страхования  РФ, Федерального фонда обязательного  медицинского страхования РФ  подавляющую долю составляют налоги и взносы на социальные нужды в ПФР РФ – 982021,672 млн.руб. (51,30%); в ФСС РФ – 213724,653 млн.руб. (75,29%); в ФФОМС РФ – 68004,019 млн.руб. (43,95%) соответственно.

       Размеры отчислений от ЕСН, направляемые из федерального бюджета во внебюджетные социальные фонды находятся в зависимости от категории налогоплательщиков, налоговой базы на каждое физическое лицо.

       Среди поступлений в доходную часть  внебюджетных социальных фондов значительный удельный вес имеют также безвозмездные перечисления в ПФР РФ – 919963,563 млн.руб. или (48,06%); в ФСС РФ – 60371,554  млн.руб. (21,27%); в ФФОМС РФ – 85847,293 млн.руб. (55,48%) соответственно.

       Отчисления  от единого налога по специальным  режимам налогообложения, поступающего в федеральный бюджет, иначе налоги на совокупный доход в структуре доходов внебюджетных социальных фондов  составили в ФСС РФ – 7048,732 млн.руб. (2,48%);  в ФФОМС – 732,366 млн.руб. (0,47%), а также в ПФР РФ – 2627,300 млн.руб., что составило (0,14%).

       Доля  остальных источников поступления  доходов, а именно задолженность  и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам; доходы от использования имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности; доходы от продажи материальных и нематериальных активов и других источников не значительна.    

       2.2 Направления расходования средств  внебюджетных социальных фондов

         Расходования денежных средств  социального страхования осуществляется  в соответствии с законами  о конкретных видах социального страхования и законами о бюджетах фондов социального страхования.

       Отчеты  об исполнении бюджетов фондов социального  страхования за конкретный год вносятся Правительством РФ на рассмотрение Федерального Собрания РФ и утверждается федеральными законами.

       Государство выступает не только организатором  системы обязательного социального  страхования, но и ее финансовым гарантом. Законом установлены государственные  гарантии устойчивости финансовой системы  обязательного социального страхования. В случае нехватки у фондов социального страхования средств  на выплаты страхового обеспечения в размерах, предусмотренных законодательством, недостающие суммы должны выделяться из федерального бюджета в виде дотаций [15].

       Основные  направления расходования средств Пенсионного фонда РФ   в 2010 г представлены в таблице 2.

Таблица 2 –Структура расходов бюджета Пенсионного  фонда РФ на 2010 г

       
 
  Расходы
ПФР РФ
млн.руб. в % к итогу
Выплата базовой части трудовой пенсии 589538,509 33,08
Выплата страховой части трудовой пенсии 797684,924 44,73
Выплата пенсий, финансируемых за счет средств  Федерального бюджета  
103852,855
 
5,83
Расходы ПФ на дополнительное пенсионное обеспечение  
3231,832
 
0,2
Расходы на ежемесячные денежные выплаты  ветеранам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан  
221511,102
 
12,43
Содержание  аппарата органов ПФ 42161,629 2,37
Средства  пенсионных накоплений и негосударственных  пенсионных фондах  
17918,424
 
1,00
Оказание  социальной помощи 2900,003 0,16
Прочие  расходы 3548,96 0,2
ИТОГО 1782348,238 100,0
Превышение  доходов над расходами 1311784,912 -
 

       За  рассматриваемый период расходы  Пенсионного фонда РФ составили 1782348,238 млн.руб.

       Наибольший  удельный вес в структуре расходов ПФР РФ составляют расходы на выплату  пенсий населению 83,64% (с доставкой  пересылкой пенсий). В т.ч. расходы  на выплату страховой части трудовой пенсии составили 797684,924 млн.руб., (44,73%),  расходы на выплату базовой части трудовой пенсии составляют 589538,509 млн.руб. (33,08%), а также расходы на выплату пенсий, финансируемых за счет средств Федерального бюджета составили 103852,855 млн.руб. (5,83%).

Информация о работе Направления повышения эффективности функционирования системы внебюджетных фондов в РФ