Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение государственных социальных внебюджетных фондов в РФ.
В соответствии с темой курсовой работы ставятся следующие задачи:
рассмотреть социально-экономические и правовые аспекты формирования и функционирования государственных внебюджетных фондов РФ;
изучить источники формирования и направления расходования средств государственных внебюджетных фондов в РФ;
выявить направления повышения эффективности функционирования системы внебюджетных фондов в РФ
Введение 3
1 Социально-экономические и правовые аспекты формирования и функционирования государственных внебюджетных фондов в РФ 5
1.1 Понятие и социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 5
1.2 Классификация внебюджетных фондов и правовые основы их функционирования 8
1.3 Роль внебюджетных фондов как звена бюджетной системы государства
в условиях рыночной экономики 11
2. Источники формирования и направления расходования средств государственных внебюджетных фондов 18
2.1 Состав и структура источников формирования доходов внебюджетных фондов 18
2.2 Направления расходования средств внебюджетных специальных
фондов 21
2.3 Основы взаимоотношений внебюджетных специальных фондов с другими звеньями финансовой системы государства 26
3 Направления повышения эффективности функционирования системы внебюджетных фондов в РФ 29
3.1 Проблемы функционирования системы государственных внебюджетных фондов в РФ 29
3.2 Перспективы развития и направления совершенствования деятельности внебюджетных фондов в РФ 35
Заключение 39
Список литературы 43
Расходы на ежемесячные денежные выплаты ветеранам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан составили 221511,102 млн.руб. или 12,43%. На содержание аппарата органов ПФ приходится 42161,629 млн.руб., что составило 2,37%.
Наименьший удельный вес приходится на средства пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах, а именно 17918,424 млн.руб.(1,0%); на расходы дополнительного пенсионного обеспечения – 3231,832 млн.руб. (0,2%), а также на оказание социальной помощи – 2900,003 млн.руб.(0,2%). Доля прочих расходов также не существенна, а именно 3548,96 млн.руб. (0,2%).
За анализируемый период наблюдается превышение доходов над расходами в размере 1311784,912 млн.руб.
Основные направления расходования средств Фонда социального страхования в 2010 г. представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Структура расходов бюджета Фонда социального страхования
РФ на 2010 г.
Расходы |
2010 г. | ||
млн.руб. | в % к итогу | ||
1 | 2 | 3 | |
Финансирование выплат населению пособий | 177723,27 | 58,0 | |
В том
числе:
по временной нетрудоспособности |
104917,54 | 34,3 | |
по беременности и родам | 27288,06 | 9,0 | |
по уходу за ребенком до 1,5 лет | 31535,68 | 10,3 | |
при рождении ребенка | 13147,20 | 4,3 | |
прочие пособия | 834,80 | 0,3 | |
Санаторно-курортное обслуживание (оплата путевок и проезда) | 13501,21 | 4,4 | |
Непрограммные инвестиции в основные фонды | 669,60 | 0,2 | |
Оздоровление детей | 14973,03 | 4,9 | |
Ежемесячные страховые выплаты | 26095,35 | 8,5 | |
Финансирование исполнительной дирекции Фонда | 10891,96 | 3,6 | |
Оплата диспансеризации работающих и медицинской помощи женщинам в период беременности и родов | 14500,0 | 4,7 | |
1 | 2 | 3 | |
Расходы на медицинскую и проф. реабилитацию | 7358,50 | 2,5 | |
Прочие расходы | 40502,06 | 13,2 | |
ИТОГО | 306214,98 | 100,0 | |
Превышение расходов над доходами | 22345,49 | - |
За рассматриваемый период расходы Фонда социального страхования РФ составили 306214,98 млн.руб.
Наибольший удельный вес в структуре расходов ФСС РФ занимает финансирование выплат пособий населению, а именно 177723,7 млн.руб., что составило 58,0%. В том числе доля расходов на пособия по временной нетрудоспособности составляет 104917,54 млн.руб.(34,3%); расходы по беременности и родам – 27288,06 (9,0%); по уходу за ребенком до 1,5 лет – 31535,68 (10,3%); пособия при рождении ребенка составили 13147,20 млн.руб. (4,3%).
Расходы на ежемесячные страховые выплаты в общей сумме расходов составили 26095,35 млн.руб. или 8,5%.
Доля расходов на оздоровление детей 14973,03 млн.руб. (4,9%) и расходы на оплату диспансеризации работающих в медицинской помощи женщинам в период беременности и родов 14500,0 млн.руб. (4,7%) примерно одинакова.
Наименьший удельный вес в структуре расходов составляют расходы на финансирование исполнительной дирекции Фонда, а именно 10891,96млн.руб., что составило 3,6%, а также на медицинскую и профессиональную реабилитацию 7358,50 млн.руб. (2,5%). Доля непрограммных инвестиций в основные фонды незначительна, а именно 669,60 млн.руб.(0,2%).
За рассматриваемый период наблюдается превышение расходов над доходами, то есть дефицит в размере 22345,49 млн.руб.
Основные направления расходования средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Структура расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010г.
Расходы |
2010год | |
млн.руб. | в % к итогу | |
1 | 2 | 3 |
Дотации и субвенции на выполнение территориальных программ ОМС | 69680,380 | 40,41 |
Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами | 66902,919 | 38,80 |
Субсидии на ОМС неработающего населения (детей), неработающих пенсионеров | 4312,92 | 2,50 |
Нормированный страховой запас фонда | 12586,638 | 7,30 |
Оплата диспансеризации работающих и медицинской помощи женщинам в период беременности и родов | 18697,943 | 10,84 |
Содержание аппарата управления фонда | 149,654 | 0,09 |
Прочие расходы | 93,03 | 0,05 |
ИТОГО | 172423,481 | 100 |
Превышение расходов над доходами | 17686,98 | - |
За рассматриваемый период
В структуре расходов в 2010 г. преобладающую долю составляют расходы на выполнение территориальных программ по оказанию медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию 69680,380 млн.руб. (40,41%) и на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами 66902,919 (38,80%).
Доля расходов на оплату диспансеризации работающих и медицинской помощи женщинам в период беременности и родов составили 18697,943 млн.руб. (10,84%).
Нормированный страховой запас фонда составляет 12586,638 млн.руб.(7,30%).
Наименьший удельный вес в структуре расходов ФФОМС имеют субсидии на ОМС неработающего населения (детей), неработающих пенсионеров – 4312,92 (2,50%).
Доля содержания аппарата управления фонда незначительна, а именно 149,654 млн.руб. (0,09%).
На
протяжении рассматриваемого периода
наблюдается дефицит в размере
17686,98 млн.руб.
2.3
Основы взаимоотношений
В настоящее время в структуре расходов федерального бюджета по функциональной классификации первое место занимает раздел «Межбюджетные трансферты», в том числе и потому, что к таким трансфертам относится перечисление средств федерального бюджета в государственные внебюджетные фонды.
При этом принципы организации межбюджетных трансфертов между федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов, между бюджетами субъектов РФ и бюджетами территориальных фондов обязательного медицинского страхования совершенно иные, чем межбюджетные трансферты между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, поскольку речь не идет о достижении сбалансированности нижестоящего бюджета, передачи государственных полномочий с одного уровня на другой. В конечном счете, это создало курьезную ситуацию, когда средства, выделяемые из федерального бюджета Пенсионного фонда РФ, отражаются не в источниках финансирования дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ, а в доходах бюджета ПФР РФ[19].
Включение бюджетов государственных внебюджетных фондов в состав бюджетной системы привело к тому, что в последнее время увеличилось число денежных потоков между государственными внебюджетными фондами и федеральным бюджетом, что нарушает целевую направленность средств, формируемых в рамках фонда.
В 2006 г. предусмотрены перечисления в Фонд социального страхования РФ из Федерального фонда обязательного медицинского страхования на оплату услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанной им первичной медико-санитарной помощи, а также оплату услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной указанными учреждениями женщинам в период беременности и родов, что явилось следствием уменьшения ставки единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования РФ и соответствующим увеличением ставки в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования[17].
Происходит передача средств Фонда социального РФ Министерству здравоохранения и социального развития РФ – средства социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на осуществление мероприятий, связанных с обучением по вопросам, охраны труда отдельных категорий застрахованных и финансирование научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда. Поскольку Министерство здравоохранения и социального развития РФ не имеет самостоятельного банковского счета, так как ему открыт лицевой счет в Федеральном казначействе к счету по учету средств федерального бюджета, то средства со счета Фонда социального страхования будут перечислены на счет федерального бюджета[17].
Дополнительные
денежные потоки делают непрозрачным
движение средств в системе социального
страхования; в условиях инфляции они
приводят к потере средств, предназначенных
для социальных выплат; мешают реализовать
преимущество, которое дает внебюджетная
форма формирования финансовых ресурсов,
связанное с получением дополнительных
источников финансирования социальных
выплат за счет размещения временно свободных
средств фондов[19].
Бюджетное законодательство определяет в составе государственных внебюджетных фондов ПФР РФ, ФСС РФ, ФФОМС РФ, ТФОМС РФ, формирование и использование которых связано с социальным страхованием. Выделение средств социального страхования из состава бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления характерно для многих стран, поскольку это одно из требований международных организаций, определяющих принципы социального страхования. Тем не менее, исключив средства социального страхования из состава федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, законодатели включили бюджеты государственных внебюджетных фондов в состав бюджетной системы РФ. Это вызвало большое число противоречий в бюджетном законодательстве, поскольку механизм формирования и использования государственных внебюджетных фондов, изначально рассматриваемый как страховой, принципиально иной, чем бюджетный механизм. Страховой механизм предусматривает четкую связь между доходами и расходами страховых фондов, причем доходы должны определяться исходя из оценки вероятности предстоящих выплат. Бюджетный механизм предусматривает обезличивание поступающих в бюджетный фонд средств, многоцелевой характер использования средств[19].
Многие
из сформулированных БК РФ принципов
бюджетной системы РФ не могут
быть реализованы при формировании
и использовании