Направления повышения эффективности функционирования системы внебюджетных фондов в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение государственных социальных внебюджетных фондов в РФ.
В соответствии с темой курсовой работы ставятся следующие задачи:
рассмотреть социально-экономические и правовые аспекты формирования и функционирования государственных внебюджетных фондов РФ;
изучить источники формирования и направления расходования средств государственных внебюджетных фондов в РФ;
выявить направления повышения эффективности функционирования системы внебюджетных фондов в РФ

Содержание

Введение 3
1 Социально-экономические и правовые аспекты формирования и функционирования государственных внебюджетных фондов в РФ 5
1.1 Понятие и социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 5
1.2 Классификация внебюджетных фондов и правовые основы их функционирования 8
1.3 Роль внебюджетных фондов как звена бюджетной системы государства
в условиях рыночной экономики 11
2. Источники формирования и направления расходования средств государственных внебюджетных фондов 18
2.1 Состав и структура источников формирования доходов внебюджетных фондов 18
2.2 Направления расходования средств внебюджетных специальных
фондов 21
2.3 Основы взаимоотношений внебюджетных специальных фондов с другими звеньями финансовой системы государства 26
3 Направления повышения эффективности функционирования системы внебюджетных фондов в РФ 29
3.1 Проблемы функционирования системы государственных внебюджетных фондов в РФ 29
3.2 Перспективы развития и направления совершенствования деятельности внебюджетных фондов в РФ 35
Заключение 39
Список литературы 43

Работа содержит 1 файл

внебюджетные фонды.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

       Расходы на ежемесячные денежные выплаты  ветеранам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан составили 221511,102 млн.руб. или 12,43%. На содержание аппарата органов ПФ приходится 42161,629 млн.руб., что составило 2,37%.

       Наименьший  удельный вес приходится на средства пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах, а именно 17918,424 млн.руб.(1,0%); на расходы дополнительного пенсионного обеспечения – 3231,832 млн.руб. (0,2%), а также на оказание социальной помощи – 2900,003 млн.руб.(0,2%). Доля прочих расходов также не существенна, а именно 3548,96 млн.руб. (0,2%).

       За  анализируемый период наблюдается  превышение доходов над расходами  в размере 1311784,912 млн.руб.

       Основные  направления расходования средств  Фонда социального страхования в 2010 г. представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Структура расходов бюджета  Фонда социального страхования

                    РФ на 2010 г.         

                                      

Расходы

2010 г.
млн.руб. в % к итогу
1 2 3
Финансирование  выплат населению пособий 177723,27 58,0
В том  числе:

по временной  нетрудоспособности

104917,54 34,3
          по беременности и родам 27288,06 9,0
          по уходу за ребенком до 1,5 лет 31535,68 10,3
          при рождении ребенка 13147,20 4,3
          прочие пособия 834,80 0,3
Санаторно-курортное  обслуживание (оплата путевок и проезда) 13501,21 4,4
Непрограммные инвестиции в основные фонды 669,60 0,2
Оздоровление  детей 14973,03 4,9
Ежемесячные страховые выплаты 26095,35 8,5
Финансирование  исполнительной дирекции Фонда 10891,96 3,6
Оплата  диспансеризации работающих и медицинской помощи женщинам в период беременности и родов 14500,0 4,7
1 2 3
Расходы на медицинскую и проф. реабилитацию 7358,50 2,5
Прочие  расходы 40502,06 13,2
ИТОГО 306214,98 100,0
Превышение расходов над доходами 22345,49 -
 

      За  рассматриваемый период расходы Фонда социального страхования РФ составили 306214,98 млн.руб.

     Наибольший  удельный вес в структуре расходов ФСС РФ занимает финансирование выплат пособий населению, а именно 177723,7 млн.руб., что составило 58,0%. В том  числе доля расходов на пособия по временной нетрудоспособности составляет 104917,54 млн.руб.(34,3%); расходы по беременности и родам – 27288,06 (9,0%); по уходу за ребенком до 1,5 лет – 31535,68 (10,3%); пособия при рождении ребенка составили 13147,20 млн.руб. (4,3%).

     Расходы на ежемесячные страховые выплаты в общей сумме расходов составили 26095,35 млн.руб. или 8,5%.

     Доля  расходов на оздоровление детей 14973,03 млн.руб. (4,9%) и расходы на оплату диспансеризации  работающих в медицинской помощи женщинам в период беременности и  родов 14500,0 млн.руб. (4,7%)  примерно одинакова.

     Наименьший  удельный вес в структуре расходов составляют расходы на финансирование исполнительной дирекции Фонда, а именно 10891,96млн.руб., что составило 3,6%, а  также на медицинскую и профессиональную реабилитацию 7358,50 млн.руб. (2,5%). Доля непрограммных инвестиций в основные фонды незначительна, а именно 669,60 млн.руб.(0,2%).

     За  рассматриваемый период наблюдается  превышение расходов над доходами, то есть дефицит в размере 22345,49 млн.руб.

     Основные  направления расходования средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Структура расходов бюджета  Федерального фонда     обязательного  медицинского страхования на 2010г.

 
Расходы
2010год
млн.руб. в % к итогу
1 2 3
Дотации и субвенции на выполнение территориальных  программ ОМС 69680,380 40,41
Реализация  мер социальной поддержки отдельных  категорий  граждан по обеспечению  лекарственными средствами 66902,919 38,80
Субсидии  на ОМС неработающего населения (детей), неработающих пенсионеров 4312,92 2,50
Нормированный страховой запас фонда 12586,638 7,30
Оплата  диспансеризации работающих и медицинской  помощи женщинам в период беременности и родов 18697,943 10,84
Содержание  аппарата управления фонда 149,654 0,09
Прочие  расходы 93,03 0,05
ИТОГО 172423,481 100
Превышение  расходов над доходами 17686,98 -

             

          За рассматриваемый период расходы  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования составили  172423,481 млн.руб.                  

       В структуре расходов в 2010 г. преобладающую долю составляют расходы на выполнение территориальных программ по оказанию медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию 69680,380 млн.руб. (40,41%) и на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами 66902,919 (38,80%).

       Доля  расходов на оплату диспансеризации  работающих и медицинской помощи женщинам в период беременности и  родов составили 18697,943 млн.руб. (10,84%).

       Нормированный страховой запас фонда составляет 12586,638 млн.руб.(7,30%).

       Наименьший  удельный вес в структуре расходов ФФОМС имеют субсидии на ОМС неработающего  населения (детей), неработающих пенсионеров  – 4312,92 (2,50%).

       Доля  содержания аппарата управления фонда  незначительна, а именно 149,654 млн.руб. (0,09%).

       На  протяжении рассматриваемого периода  наблюдается дефицит в размере 17686,98 млн.руб.     

       2.3 Основы взаимоотношений внебюджетных  специальных фондов с другими  звеньями финансовой системы  государства 

       В настоящее время в структуре расходов федерального бюджета по функциональной классификации первое место занимает раздел «Межбюджетные трансферты», в том числе и потому, что к таким трансфертам относится перечисление средств федерального бюджета в государственные внебюджетные фонды.

       При этом принципы организации межбюджетных трансфертов между федеральным  бюджетом и бюджетами государственных  внебюджетных фондов, между бюджетами  субъектов РФ и бюджетами территориальных  фондов обязательного медицинского страхования совершенно иные, чем межбюджетные трансферты между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, поскольку речь не идет о достижении сбалансированности нижестоящего бюджета, передачи государственных полномочий с одного уровня на другой. В конечном счете, это создало курьезную ситуацию, когда средства, выделяемые из федерального бюджета Пенсионного фонда РФ, отражаются не в источниках финансирования дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ, а в доходах бюджета ПФР РФ[19].

       Включение бюджетов государственных внебюджетных фондов в состав бюджетной системы привело к тому, что в последнее время увеличилось число денежных потоков между государственными внебюджетными фондами и федеральным бюджетом, что нарушает целевую направленность средств, формируемых в рамках фонда.

       В 2006 г. предусмотрены перечисления в  Фонд социального страхования РФ из Федерального фонда обязательного  медицинского страхования на оплату услуг по дополнительной диспансеризации  работающих граждан и оказанной  им первичной медико-санитарной помощи, а также оплату услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной указанными учреждениями женщинам в период беременности и родов, что явилось следствием уменьшения ставки единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования РФ и соответствующим увеличением ставки в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования[17]. 

       Происходит  передача средств Фонда социального  РФ Министерству здравоохранения и  социального развития  РФ – средства социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на осуществление мероприятий, связанных с обучением по вопросам, охраны труда отдельных категорий застрахованных и финансирование научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда. Поскольку Министерство здравоохранения и социального развития РФ не имеет самостоятельного банковского счета, так как ему открыт лицевой счет в Федеральном казначействе к счету по учету средств федерального бюджета, то средства со счета Фонда социального страхования будут перечислены на счет федерального бюджета[17].

       Дополнительные  денежные потоки делают непрозрачным движение средств в системе социального  страхования; в условиях инфляции они  приводят к потере средств, предназначенных для социальных выплат; мешают реализовать преимущество, которое дает внебюджетная форма формирования финансовых ресурсов, связанное с получением дополнительных источников финансирования социальных выплат за счет размещения временно свободных средств фондов[19].  
 
 
 
 
 
 
 

  1. Направления повышения эффективности функционирования системы внебюджетных фондов в РФ
  2. 3.1 Проблемы  функционирования системы государственных  внебюджетных фондов в РФ
 

       Бюджетное законодательство определяет в составе  государственных внебюджетных фондов  ПФР РФ, ФСС РФ, ФФОМС РФ, ТФОМС РФ, формирование и использование которых связано с социальным страхованием. Выделение средств социального страхования из состава  бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления характерно для многих стран, поскольку это одно из требований международных организаций, определяющих принципы социального страхования. Тем не менее, исключив средства социального страхования из состава федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, законодатели включили бюджеты государственных внебюджетных фондов в состав бюджетной системы РФ. Это вызвало большое число противоречий в бюджетном законодательстве, поскольку механизм формирования и использования государственных внебюджетных фондов, изначально рассматриваемый как страховой, принципиально иной, чем бюджетный механизм. Страховой механизм предусматривает четкую связь между доходами и расходами страховых фондов, причем доходы должны определяться исходя из оценки вероятности предстоящих выплат. Бюджетный механизм предусматривает обезличивание поступающих в бюджетный фонд средств, многоцелевой характер использования средств[19].

       Многие  из сформулированных БК РФ принципов  бюджетной системы РФ не могут  быть реализованы при формировании и использовании государственных внебюджетных фондов. Это относится к принципам: разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов. Формирование и использование средств государственных внебюджетных фондов, определенных пенсионным законодательством, законодательством о социальном страховании, обязательным медицинском страховании, предусматривает определение конкретных источников соответствующих расходов фондов. Это противоречит принципу совокупного покрытия расходов доходами и источниками финансирования дефицита бюджета, определенного ст. 35 БК РФ. Формирование накопительной части трудовой пенсии просто невозможно при соблюдении принципа совокупного покрытия расходов доходами и источников финансирования дефицита Пенсионного фонда РФ, это также относится к выплатам, осуществляемым из внебюджетных фондов за счет поступлений из федерального бюджета, к разным видам социального страхования, проводимых через Фонд социального страхования, когда за каждым расходам закреплен конкретный источник финансирования[19]. 

Информация о работе Направления повышения эффективности функционирования системы внебюджетных фондов в РФ