Налоговый контроль и пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – обобщение теоретических аспектов организации налогового контроля, анализ системы налогового контроля в Республике Беларусь и определение направлений его совершенствования на современном этапе.
Для достижения поставленной цели, предполагается решение следующих задач:
раскрыть сущность и значение налогового контроля в системе финансового контроля;
определить принципы организации налогового контроля;
рассмотреть формы, виды и методы налогового контроля;
изучить нормативное правовое обеспечение налогового контроля в Республике Беларусь;
проанализировать тенденции налогового контроля в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...
4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ……………..
1.1. Сущность, значение и принципы организации налогового контроля ….…
1.2. Формы, виды и методы налогового контроля ……………………….….….
1.3. Нормативно-правовое обеспечение налогового контроля в Республике Беларусь …………………………………………………………………………..
7
7
17

25
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………………………………
2.1. Анализ тенденций налогового контроля в Республике Беларусь ……..…
2.2. Направления совершенствования организации налогового контроля в Республике Беларусь ……………………………………………………………..

29
29

36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………….
47

Работа содержит 1 файл

Налоговый контроль. 2011.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

Внедрение способов и  методов проведения контроля, минимизирующих затраты на достижение фискальных интересов и дополнительно мотивирующих плательщиков к исполнению налоговых обязательств, способно вывести контрольную деятельность налоговых органов на качественно иной уровень. Для этого немаловажным является изучение результатов совершенствования налогового контроля в зарубежных странах с целью выявления позитивного опыта, а также апробация отечественных научных исследований.

Подводя итог данной главы, можно сказать следующее. Указанные выше меры будут способствовать повышению качества, количества и глубины налоговых проверок, их эффективности, увеличению производительности труда работников налоговой службы, усилению уровня информативности налоговых органов, что позволит увеличить доходы бюджета в виде доначислений налогов и санкций, избежать использования юридическими лицами различных схем оптимизации и снизить затраты по сбору налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе исследования, проведенного в курсовой работе, можно сделать следующие выводы и предложения:

1. Контроль за выполнением  налогового законодательства –  один из важнейших институтов  налогового законодательства и составная часть финансового контроля. В соответствие с Налоговым Кодексом Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З (в ред. от 15 октября 2010 г. № 174-З) налоговый контроль определен как система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), налоговых проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут   находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством.

2. Цель налогового  контроля заключается в обеспечении  своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в установлении отклонений от норм действующего налогового законодательства с тем, чтобы компенсировать причиненный государству ущерб, привлечь виновных к ответственности, устранить условия, способствующие повторению аналогичных нарушений в будущем.

3. Наилучшим образом  сущность налогового контроля  проявляется через призму принципов, лежащих в его основе. Принципы налогового контроля – это базовые правовые положения, определяющие организацию и эффективное осуществление налогового контроля, которыми должны руководствоваться субъекты налогового контроля при осуществлении ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения.

4. Налоговый контроль  является одним из важнейших  направлений деятельности налоговых  органов, осуществляющих регулирование и управление в сфере налогообложения. Осуществляется налоговый контроль путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур образует методы налогового контроля.

5. К настоящему времени в Республике Беларусь создана систематизированная нормативно-правовая база обеспечения налогового контроля в Республике Беларусь.  Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь на протяжении последних лет постоянно проводит планомерную работу по сокращению и упорядочению проверок. Уделяется внимание повышению эффекта от их проведения за счет целенаправленного отбора плательщиков и углубленной предпроверочной подготовки.

На упорядочение контрольной  деятельности направлен Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

6. В последние годы контрольная работа налоговых органов республики ориентирована на исключение многочисленных проверок. Это достигается путем совмещения проверок по отдельным видам налогов с комплексными проверками. Координируется совместная деятельность контролирующих и правоохранительных органов.

В 2010 году эффективность 1 руб. проверок, выделенного на эти цели из бюджета, составила 367 руб.: из теневого оборота изъято товарно-материальных ценностей и денежных средств на сумму 44,1 млрд. руб. За 2010 год  из доначисленных по результатам проверок платежей в бюджет взыскано 155,2 млрд. руб., что выше уровня 2009 года на 45,0%,или на 48,2 млрд. руб. Налоговые органы Беларуси провели более 41 тысяч проверок субъектов предпринимательства, что выше уровня 2009 года в 2,5раза, или на  24 тыс.  субъектов. В 2010 году результативность проведенных проверок составила 96,2%, что на 4 процентного пункта выше показателя 2009 года.

7. На основе анализа  тенденций контрольной работы  в Республике Беларусь можно  определить основные направления  совершенствования налогового контроля. Основными направлениями совершенствования налогового контроля являются следующие: повышение роли предварительного и текущего контроля, связанных с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках; сокращение времени, используемого контрольным работником на проведение налоговых проверок, и, в первую очередь, на проведение выездных налоговых проверок как наиболее трудоемких; повышение материальной заинтересованности работников в улучшении показателей контрольной работы инспекции, для чего целесообразно создать в каждой налоговой инспекции специальный фонд денежных средств, который бы использовался на укрепление материально-технической базы инспекции и материальное стимулирование работников, показавших наилучшие результаты в работе; дальнейшее совершенствование самого налогового законодательства, так как упрощение и стабильность законодательства о налогах и предпринимательстве автоматически приведут и к упрощению осуществления контроля за его соблюдением; осуществление проверок аудиторскими фирмами совместно с налоговыми органами и аккредитация аудиторских фирм при МНС Республики Беларусь в качестве агентов указанного министерства; повышение налоговой культуры налогоплательщиков и взаимодействие государства с ними; внедрение способов и методов проведения контроля, минимизирующих затраты на достижение фискальных интересов и дополнительно мотивирующих плательщиков к исполнению налоговых обязательств. Указанные меры будут способствовать повышению качества, количества и глубины налоговых проверок, их эффективности, увеличению производительности труда работников налоговой службы, усилению уровня информативности налоговых органов, что позволит увеличить доходы бюджета в виде доначислений налогов и санкций, избежать использования юридическими лицами различных схем оптимизации и снизить затраты по сбору налогов.

СПИСОК ИСПАОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Боган, С.А. О проблеме унификации налоговой системы Беларуси и России / С.А. Боган // Экономический бюллетень. – 2010. – №1. – С.71-81.
  2. В основе налоговой системы любой страны находится налоговое законодательство [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.  – Режим доступа: http:// www.nalog.by. – Дата доступа: 05.10.2011.
  3. Величко, О. Общая часть налогового кодекса: что изменилось? / О. Величко // Индивидуальный предприниматель. – 2010. - №4. – С.20-23.
  4. Верезубова, Т. Налоговый контроль: пути совершенствования / Т. Верезубова // Финансы. Учет. Аудит. – 2005. - №1. – С.28-30.
  5. Ганаго, А.  Особенности налогообложения в 2011 году / А. Ганаго // Налоговый вестник. – 2011. - №3.  – С.20-50.
  6. Данина, Е. Принципы налогового контроля / Е. Данина // Вестник ВХС Республики Беларусь. – 2006. - №6. – С.106-115.
  7. Дейко, А.К. Налоговая система: рациональность, справедливость, стабильность / А.К. Дейко // Экономика Беларуси.  - 2008. - №2. - С.24-31.
  8. История создания налоговых органов Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.  – Режим доступа: http:// www.nalog.by. – Дата доступа: 05.10.2011.
  9. Методы и способы проведения проверок налоговыми органами: постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 88 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.  – Режим доступа: http:// www.nalog.by. – Дата доступа: 05.10.2011.
  10. МНС: в 2009 году налоговая служба будет проверять только нарушителей [Электронный ресурс] // Телеграф.  – Режим доступа: http://telegraf.by. – Дата доступа: 05.10.2011.
  11. Налоги в Республике Беларусь: теория и практика в цифрах и комментариях / В.А. Гюрджан [и др.]; под общ. ред.В.А. Гюрджан. – Минск: Светоч, 2002. – 256с.
  12. Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск: Выш. шк., 2007. – 316с.
  13. Налоги: учебник /  Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц.- Минск: БГЭУ, 2000. – 368с.
  14. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть): Закон Республики Беларусь от  19 декабря 2002 г. № 166-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 174-З) [Электронный ресурс] // Национальный правовой  интернет-портал  Республики Беларусь. – Режим доступа:  http://www.pravo.by.  – Дата доступа: 05.10.2011.
  15. Налоговый контроль по новым правилам [Электронный ресурс] // Новости Беларуси.  – Режим доступа: http://www.belta.by. – Дата доступа: 05.10.2011.
  16. Налоговых проверок меньше, а результат - выше! [Электронный ресурс] // Телеграф.  – Режим доступа: http://telegraf.by. – Дата доступа: 05.10.2011.
  17. О налоговой нагрузке на экономику Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.  – Режим доступа: http:// www.nalog.by. – Дата доступа: 05.10.2011.
  18. О некоторых мерах по реализации Указа  Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510: постановление Совета  Министров Республики Беларусь от 18 марта  2010 г. № 383 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – Режим доступа: http:// www.nalog.by. – Дата доступа: 05.10.2011.
  19. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президент Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.president.gov.by. – Дата доступа: 05.10.2011.
  20. Обеспечить исполнение социальных обязательств  в государстве – наш главный ориентир // Финансы. Учет. Аудит. – 2010. -  №2. -  С.5-19.
  21. Палей, А.И. Обзор направлений и  результатов контрольной работы за 2008 год / А.И. Палей // Налоги Беларуси. – 2009. - №12. – С.63-64.
  22. Пресс-конференция с первым заместителем Министра по налогам и сборам Наливайко С.Э. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.  – Режим доступа: http:// www.nalog.by. – Дата доступа: 05.10.2011.
  23. Проверок меньше, эффективность выше [Электронный ресурс] // Перспектива.  – Режим доступа: http://www.perspektyva.org/news. – Дата доступа: 05.10.2011.
  24. Рогожкина, Т. Налоговый кодекс Республики Беларусь –  очередной этап упрощения налоговой системы  // Юстиция Беларуси. – 2010. - №2. – С. 35-43.
  25. Родионова, В.М. Финансовый контроль: учебник / В.М. Родионова. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 320с.
  26. Ростоцкий, Г. Налоговый контроль упростился / Г. Ростоцкий  // Главный бухгалтер. – 2010. - №16. – С.34-36.
  27. Скимин, В. Контрольная деятельность налоговых органов: какой она должна быть? / В. Скимин // Налоги Беларуси. – 2010. - №13. – С.5-7.
  28. Сморговский, А. Формы и методы налогового контроля / А. Сморговский // Налоги и бухгалтерский учет. – 2007. - №24. – С.40-60.
  29. Трунина, Е. Таможенный и налоговый контроль: сравнительный анализ / Е. Трунина // Хозяйство и право. – 2009. - №6. – С.91-98.
  30. Филипович, Е.С. Система отбора плательщиков для проведения налоговых проверок / Е.С. Филипович // Вестник БГЭУ. – 2010. – №4. – С.104-108.
  31. Что такое налоговый контроль? [Электронный ресурс] // Юридический портал.  – Режим доступа: http://www.pravoved-law.ru/nalog05.html. – Дата доступа: 05.10.20111.
  32. Эффективность налоговых проверок в 2010 году повысилась – МНС   [Электронный ресурс] // Белорусское телеграфное агентство.  – Режим доступа: http://www.belta.by. – Дата доступа: 05.10.2011.

Информация о работе Налоговый контроль и пути его совершенствования