Внедрение способов и
методов проведения контроля, минимизирующих
затраты на достижение фискальных интересов
и дополнительно мотивирующих плательщиков
к исполнению налоговых обязательств,
способно вывести контрольную деятельность
налоговых органов на качественно иной
уровень. Для этого немаловажным является
изучение результатов совершенствования
налогового контроля в зарубежных странах
с целью выявления позитивного опыта,
а также апробация отечественных научных
исследований.
Подводя итог данной главы,
можно сказать следующее. Указанные выше меры будут способствовать
повышению качества, количества и глубины
налоговых проверок, их эффективности,
увеличению производительности труда
работников налоговой службы, усилению
уровня информативности налоговых органов,
что позволит увеличить доходы бюджета
в виде доначислений налогов и санкций,
избежать использования юридическими
лицами различных схем оптимизации и снизить
затраты по сбору налогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе исследования,
проведенного в курсовой работе, можно сделать следующие выводы и предложения:
1. Контроль за выполнением
налогового законодательства –
один из важнейших институтов
налогового законодательства и составная
часть финансового контроля. В соответствие
с Налоговым Кодексом Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З
(в ред. от 15 октября 2010 г. № 174-З) налоговый
контроль определен как система мер по
контролю за исполнением налогового законодательства,
осуществляемая должностными лицами налоговых
органов в пределах их полномочий посредством
учета плательщиков (иных обязанных лиц),
налоговых проверок, опроса плательщиков
и других лиц, проверки данных учета и
отчетности, осмотра движимого и недвижимого
имущества, помещений и территорий, где
могут находиться объекты, подлежащие
налогообложению или используемые для
извлечения дохода (прибыли), и в других
формах, предусмотренных налоговым и иным
законодательством.
2. Цель налогового
контроля заключается в обеспечении
своевременного и полного поступления
налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные
фонды, в установлении отклонений от норм
действующего налогового законодательства
с тем, чтобы компенсировать причиненный
государству ущерб, привлечь виновных
к ответственности, устранить условия,
способствующие повторению аналогичных
нарушений в будущем.
3. Наилучшим образом
сущность налогового контроля
проявляется через призму принципов,
лежащих в его основе. Принципы налогового контроля – это
базовые правовые положения, определяющие
организацию и эффективное осуществление
налогового контроля, которыми должны
руководствоваться субъекты налогового
контроля при осуществлении ими контрольных
мероприятий в сфере налогообложения.
4. Налоговый контроль
является одним из важнейших
направлений деятельности налоговых
органов, осуществляющих регулирование и
управление в сфере налогообложения. Осуществляется
налоговый контроль путем применения
различных приемов и способов, а также
использования специальных процедур.
Совокупность приемов, способов и процедур
образует методы налогового контроля.
5. К настоящему времени в Республике Беларусь
создана систематизированная нормативно-правовая
база обеспечения налогового контроля
в Республике Беларусь. Министерство
по налогам и сборам Республики Беларусь
на протяжении последних лет постоянно
проводит планомерную работу по сокращению
и упорядочению проверок. Уделяется внимание
повышению эффекта от их проведения за
счет целенаправленного отбора плательщиков
и углубленной предпроверочной подготовки.
На упорядочение контрольной
деятельности направлен Указ Президента Республики
Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 «О совершенствовании
контрольной (надзорной) деятельности
в Республике Беларусь».
6. В последние годы контрольная работа
налоговых органов республики ориентирована
на исключение многочисленных проверок.
Это достигается путем совмещения проверок
по отдельным видам налогов с комплексными
проверками. Координируется совместная
деятельность контролирующих и правоохранительных
органов.
В 2010 году эффективность
1 руб. проверок, выделенного на эти цели из бюджета, составила
367 руб.: из теневого оборота изъято товарно-материальных
ценностей и денежных средств на сумму
44,1 млрд. руб. За 2010 год из доначисленных
по результатам проверок платежей в бюджет
взыскано 155,2 млрд. руб., что выше уровня
2009 года на 45,0%,или на 48,2 млрд. руб. Налоговые
органы Беларуси провели более 41 тысяч
проверок субъектов предпринимательства,
что выше уровня 2009 года в 2,5раза, или на
24 тыс. субъектов. В 2010 году результативность
проведенных проверок составила 96,2%, что
на 4 процентного пункта выше показателя
2009 года.
7. На основе анализа
тенденций контрольной работы
в Республике Беларусь можно
определить основные направления
совершенствования налогового контроля. Основными направлениями совершенствования
налогового контроля являются следующие:
повышение роли предварительного и текущего
контроля, связанных с работой по разъяснению
налогового законодательства, сбору, обработке
и анализу широкой информации о налогоплательщиках;
сокращение времени, используемого контрольным
работником на проведение налоговых проверок,
и, в первую очередь, на проведение выездных
налоговых проверок как наиболее трудоемких;
повышение материальной заинтересованности
работников в улучшении показателей контрольной
работы инспекции, для чего целесообразно
создать в каждой налоговой инспекции
специальный фонд денежных средств, который
бы использовался на укрепление материально-технической
базы инспекции и материальное стимулирование
работников, показавших наилучшие результаты
в работе; дальнейшее совершенствование
самого налогового законодательства,
так как упрощение и стабильность законодательства
о налогах и предпринимательстве автоматически
приведут и к упрощению осуществления
контроля за его соблюдением; осуществление
проверок аудиторскими фирмами совместно
с налоговыми органами и аккредитация
аудиторских фирм при МНС Республики Беларусь
в качестве агентов указанного министерства;
повышение налоговой культуры налогоплательщиков
и взаимодействие государства с ними;
внедрение способов и методов проведения
контроля, минимизирующих затраты на достижение
фискальных интересов и дополнительно
мотивирующих плательщиков к исполнению
налоговых обязательств. Указанные меры
будут способствовать повышению качества,
количества и глубины налоговых проверок,
их эффективности, увеличению производительности
труда работников налоговой службы, усилению
уровня информативности налоговых органов,
что позволит увеличить доходы бюджета
в виде доначислений налогов и санкций,
избежать использования юридическими
лицами различных схем оптимизации и снизить
затраты по сбору налогов.
СПИСОК ИСПАОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Боган, С.А. О проблеме унификации налоговой системы Беларуси и России / С.А. Боган // Экономический бюллетень. – 2010. – №1. – С.71-81.
- В основе налоговой системы любой страны находится налоговое законодательство [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – Режим доступа: http:// www.nalog.by. – Дата доступа: 05.10.2011.
- Величко, О. Общая часть налогового кодекса: что изменилось? / О. Величко // Индивидуальный предприниматель. – 2010. - №4. – С.20-23.
- Верезубова, Т. Налоговый контроль: пути совершенствования / Т. Верезубова // Финансы. Учет. Аудит. – 2005. - №1. – С.28-30.
- Ганаго, А. Особенности налогообложения в 2011 году / А. Ганаго // Налоговый вестник. – 2011. - №3. – С.20-50.
- Данина, Е. Принципы налогового контроля / Е. Данина // Вестник ВХС Республики Беларусь. – 2006. - №6. – С.106-115.
- Дейко, А.К. Налоговая система: рациональность, справедливость, стабильность / А.К. Дейко // Экономика Беларуси. - 2008. - №2. - С.24-31.
- История создания налоговых органов Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – Режим доступа: http:// www.nalog.by. – Дата доступа: 05.10.2011.
- Методы и способы проведения проверок налоговыми органами: постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 88 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – Режим доступа: http:// www.nalog.by. – Дата доступа: 05.10.2011.
- МНС: в 2009 году налоговая служба будет проверять только нарушителей [Электронный ресурс] // Телеграф. – Режим доступа: http://telegraf.by. – Дата доступа: 05.10.2011.
- Налоги в Республике Беларусь: теория и практика в цифрах и комментариях / В.А. Гюрджан [и др.]; под общ. ред.В.А. Гюрджан. – Минск: Светоч, 2002. – 256с.
- Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск: Выш. шк., 2007. – 316с.
- Налоги: учебник / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц.- Минск: БГЭУ, 2000. – 368с.
- Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть): Закон Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 174-З) [Электронный ресурс] // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 05.10.2011.
- Налоговый контроль по новым правилам [Электронный ресурс] // Новости Беларуси. – Режим доступа: http://www.belta.by. – Дата доступа: 05.10.2011.
- Налоговых проверок меньше, а результат - выше! [Электронный ресурс] // Телеграф. – Режим доступа: http://telegraf.by. – Дата доступа: 05.10.2011.
- О налоговой нагрузке на экономику Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – Режим доступа: http:// www.nalog.by. – Дата доступа: 05.10.2011.
- О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2010 г. № 383 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – Режим доступа: http:// www.nalog.by. – Дата доступа: 05.10.2011.
- О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президент Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.president.gov.by. – Дата доступа: 05.10.2011.
- Обеспечить исполнение социальных обязательств в государстве – наш главный ориентир // Финансы. Учет. Аудит. – 2010. - №2. - С.5-19.
- Палей, А.И. Обзор направлений и результатов контрольной работы за 2008 год / А.И. Палей // Налоги Беларуси. – 2009. - №12. – С.63-64.
- Пресс-конференция с первым заместителем Министра по налогам и сборам Наливайко С.Э. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. – Режим доступа: http:// www.nalog.by. – Дата доступа: 05.10.2011.
- Проверок меньше, эффективность выше [Электронный ресурс] // Перспектива. – Режим доступа: http://www.perspektyva.org/news. – Дата доступа: 05.10.2011.
- Рогожкина, Т. Налоговый кодекс Республики Беларусь – очередной этап упрощения налоговой системы // Юстиция Беларуси. – 2010. - №2. – С. 35-43.
- Родионова, В.М. Финансовый контроль: учебник / В.М. Родионова. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 320с.
- Ростоцкий, Г. Налоговый контроль упростился / Г. Ростоцкий // Главный бухгалтер. – 2010. - №16. – С.34-36.
- Скимин, В. Контрольная деятельность налоговых органов: какой она должна быть? / В. Скимин // Налоги Беларуси. – 2010. - №13. – С.5-7.
- Сморговский, А. Формы и методы налогового контроля / А. Сморговский // Налоги и бухгалтерский учет. – 2007. - №24. – С.40-60.
- Трунина, Е. Таможенный и налоговый контроль: сравнительный анализ / Е. Трунина // Хозяйство и право. – 2009. - №6. – С.91-98.
- Филипович, Е.С. Система отбора плательщиков для проведения налоговых проверок / Е.С. Филипович // Вестник БГЭУ. – 2010. – №4. – С.104-108.
- Что такое налоговый контроль? [Электронный ресурс] // Юридический портал. – Режим доступа: http://www.pravoved-law.ru/nalog05.html. – Дата доступа: 05.10.20111.
- Эффективность налоговых проверок в 2010 году повысилась – МНС [Электронный ресурс] // Белорусское телеграфное агентство. – Режим доступа: http://www.belta.by. – Дата доступа: 05.10.2011.