Налоговый контроль и пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – обобщение теоретических аспектов организации налогового контроля, анализ системы налогового контроля в Республике Беларусь и определение направлений его совершенствования на современном этапе.
Для достижения поставленной цели, предполагается решение следующих задач:
раскрыть сущность и значение налогового контроля в системе финансового контроля;
определить принципы организации налогового контроля;
рассмотреть формы, виды и методы налогового контроля;
изучить нормативное правовое обеспечение налогового контроля в Республике Беларусь;
проанализировать тенденции налогового контроля в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...
4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ……………..
1.1. Сущность, значение и принципы организации налогового контроля ….…
1.2. Формы, виды и методы налогового контроля ……………………….….….
1.3. Нормативно-правовое обеспечение налогового контроля в Республике Беларусь …………………………………………………………………………..
7
7
17

25
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………………………………
2.1. Анализ тенденций налогового контроля в Республике Беларусь ……..…
2.2. Направления совершенствования организации налогового контроля в Республике Беларусь ……………………………………………………………..

29
29

36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………….
47

Работа содержит 1 файл

Налоговый контроль. 2011.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

Текущий налоговый контроль тесно связан с бухгалтерским учетом и осуществляется бухгалтерами предприятий в момент перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет, внебюджетные фонды. При этом проверяется правильность определения суммы налогов, подлежащих к уплате, соблюдение установленных сроков уплаты. Текущий налоговый контроль позволяет оперативно вносить изменения, не допуская серьезных налоговых нарушений, предотвращая применение возможных финансовых санкций.

Текущий налоговый контроль осуществляют и таможенные органы, которые производят взимание налога на добавленную стоимость и акцизов по ввозимым товарам. Уплата налога на добавленную стоимость и акцизов по ввозимым товарам производится до момента или одновременно с предъявлением товара к таможенному оформлению. Таможенные органы ведут учет начисленных и взысканных сумм акцизов и НДС по каждому плательщику.

Последующий налоговый  контроль является заключительной стадией контроля, проводится после совершения финансово-хозяйственных операций и завершения отчетного периода. Цель такого контроля – проверить законность совершенных налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций, выполнение норм и требований налогового законодательства, полноту перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, а в случаях установления нарушений – применение соответствующих мер по их устранению, привлечение к ответственности виновных, возмещение ущерба.

Последующий налоговый  контроль имеет следующие особенности [13, с.118]:

  • вскрывает недостатки предварительного и текущего налогового контроля;
  • позволяет по результатам контрольных действий не только устранить недостатки, но и возместить ущерб, привлечь к ответственности виновных лиц.

Выбор конкретного вида налогового контроля  зависит от уровня развития налоговой системы и общей организации контроля. В Беларуси в настоящее время преобладает последующий налоговый контроль. Широкое применение именно этого вида контроля вызвано недостаточным уровнем информатизации налоговых органов, все еще сохраняющимся правовым нигилизмом налогоплательщиков и одновременно недостаточной работой с ними.

Вместе с тем в  специальной литературе высказывается  совершенно справедливое мнение о том, что по мере развития налогового контроля, создания принципиально новых технологий налоговой деятельности на основе применения компьютерных сетей и баз данных определяющую роль будет играть предварительный и текущий контроль как виды контроля, связанные с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании которой могут осуществляться выборочные проверки налогоплательщиков. Однако оптимальным является сочетание предварительного, текущего и последующего контроля, которые между собой тесно взаимосвязаны [11, с.197].

Налоговый контроль осуществляется посредством следующих контрольных  мероприятий: проверок, обследований, опроса налогоплательщиков и других лиц, анализа.

Налоговые проверки являются главной и наиболее эффективной  формой осуществления налогового контроля. Порядок их проведения регламентируется Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 88 «Методы и способы проведения проверок налоговыми органами», которое разработано на основании подпункта 5.10 пункта 5 Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь», и в соответствии с частью первой пункта 36 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» [9].

В зависимости от различных  критериев выделяются следующие  виды налоговых проверок.

В зависимости от характера  материала, на основе которого проводятся налоговые проверки, они делятся  на документальные, предполагающие проверку первичных документов, и фактические налоговые проверки, базирующиеся не только на проверке документов, но и на изучении фактического состояния проверяемых объектов (наличие денежных средств и материальных ценностей в натуральном виде).

Методом документальной проверки осуществляются:

изучение действующей  у проверяемого плательщика (иного  обязанного лица) системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;

исследование документов в целях установления соблюдения требований законодательства по совершенным  хозяйственным и финансовым операциям;

анализ первичных учетных  и расчетных документов с целью  определения их подлинности, принадлежности и соответствия установленным требованиям;

сопоставление данных бухгалтерского и (или) налогового учета с данными  отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);

соотнесение записей, документов и фактических данных по одним  операциям с записями, документами  и фактическими данными по связанным  с ними другим операциям проверяемого плательщика (иного обязанного лица) и (или) с записями, документами и фактическими данными, полученными от других организаций и физических лиц;

сличение имеющихся  у проверяемого плательщика (иного  обязанного лица) выписок банка по текущим (расчетным, валютным и др.) счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также ознакомление с документами, послужившими основанием для производства таких записей;

оценка заключенных  сделок требованиям законодательства Республики Беларусь по форме, содержанию и исполнению.

При проведении налоговыми органами проверок используются также  методы сплошной и (или) выборочной проверки.

Методом сплошной проверки осуществляется анализ всех взаимосвязанных  финансово–хозяйственных операций и документов, которыми оформлялись эти операции.

Методом выборочной проверки осуществляется анализ части документов. При этом используется экономический  анализ показателей, характеризующих  различные стороны хозяйственной  деятельности плательщика (иного обязанного лица), с целью выявления несоответствий и отклонений взаимосвязанных показателей с последующим выявлением причин их образования. В ходе экономического анализа отдельные записи бухгалтерского (налогового) учета сверяются с взаимосвязанными первичными документами, выявляются неверно отраженные (не отраженные) в учете факты финансово-хозяйственной деятельности, выясняются причины ошибок и искажений, осуществляется проверка соблюдения плательщиком (иным обязанным лицом) правил учета хозяйственных операций.

Способами осуществления налоговыми органами проверок являются:

проведение встречных  проверок;

осмотр используемых для осуществления деятельности территорий, помещений и иных объектов плательщика (иного обязанного лица);

проведение личного  досмотра;

контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в том числе реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства);

назначение инвентаризации имущества плательщика (иного обязанного лица);

контрольная закупка  товарно-материальных ценностей либо контрольное оформление заказов на выполнение работ (оказание услуг);

иные определенные законодательными актами способы.

При проведении фактической  проверки осуществляется применение необходимых  способов проверки с учетом состояния бухгалтерского и (или) налогового учета и вопросов, возникающих при анализе документов проверяемого плательщика (иного обязанного лица).

В зависимости от включения  в план проведения проверок бывают плановые и внеплановые налоговые  проверки. Плановая налоговая проверка проводится на основании квартальных графиков проверок, утверждаемых руководителем (его заместителем) налогового органа по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица).

Внеплановая налоговая  проверка проводится по поручению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, руководителя налогового органа, правоохранительных и судебных органов.


Внеплановая налоговая  проверка, как правило, проводится без  предварительного уведомления плательщика (иного обязанного лица).

В зависимости от места  проведения проверки и глубины налоговой  проверки выделяют камеральные и  выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая  проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых  деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщиком (иным обязанным  лицом) и связанных с налогообложением, а также документов о деятельности плательщика (иного обязанного лица), имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной  налоговой проверки налоговый орган  вправе истребовать у плательщика (иного обязанного лица) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов (пошлин).

Выездная налоговая  проверка проводится по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица) путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете  плательщиком (иным обязанным лицом) операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, сборов (пошлин), с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических сумм налогов, сборов (пошлин) с отраженными плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, представлявшихся в налоговый орган в течение периода, подвергающегося проверке.

По степени охвата данных в процессе налоговой проверки различают сплошные налоговые проверки, когда проверке подвергаются все имеющиеся документы и материальные ценности за ревизуемый период, и выборочные налоговые проверки, когда налоговому контролю подвергается только определенная часть документов.

По итогам проверки контролирующими  органами составляется акт проверки [14].

В акте налоговой проверки должны быть соблюдены объективность, ясность и точность изложения  выявленных фактов. Не допускается  включение в акт налоговой  проверки различного рода не подтвержденных документально предположении и  данных о деятельности проверяемого плательщика.

Результаты налоговой  проверки, в ходе которой не выявлены нарушения налогового законодательства, оформляются справкой.

По фактам выявленных нарушений должностным лицом  налогового органа в пределах его  компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Таким образом, налоговый  контроль является одним из важнейших  направлений деятельности налоговых  органов, осуществляющих регулирование  и управление в сфере налогообложения. Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур образует методы налогового контроля.

 

1.3. Нормативно-правовое обеспечение налогового контроля

в Республике Беларусь

 

Налоговое законодательство государства, как и любая другая отрасль законодательства, представляет собой совокупность нормативных правовых актов, применяемых или издаваемых уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений [12, с.37].

Налоговый контроль в  Республике Беларусь регулируется следующим  нормативно-правовыми актами:

1. Налоговый кодекс  Республики Беларусь (Общая часть)  от 19 декабря 2002 г. № 166-З (в ред. от 15 октября 2010 г. № 174-З) (глава 9 НК),  который устанавливает общие  правила осуществления налогового контроля в Республике Беларусь. В соответствии со статей 64 налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством [14].

2. Положение о Министерстве  по налогам и сборам Республики  Беларусь, утверждённое постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь», регулирующее деятельность налоговых органов в Республике Беларусь [8].

3. Указ Президента  Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (Указ № 510), который разработан в целях совершенствования контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, определения единого порядка ее проведения, создания дополнительных условий для развития эффективных форм хозяйствования. Данный документ направлен на кардинальное сокращение количества проверок, исключение дублирующих полномочий контролирующих органов, создание гибкой, прозрачной и необременительной для бизнеса системы контроля, которая не подавляет деловую инициативу в стране и позволяет проводить проверочные мероприятия не в карательных, а в предупредительных целях[19].

Информация о работе Налоговый контроль и пути его совершенствования