Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:35, курсовая работа
Цель курсовой работы – обобщение теоретических аспектов организации налогового контроля, анализ системы налогового контроля в Республике Беларусь и определение направлений его совершенствования на современном этапе.
Для достижения поставленной цели, предполагается решение следующих задач:
раскрыть сущность и значение налогового контроля в системе финансового контроля;
определить принципы организации налогового контроля;
рассмотреть формы, виды и методы налогового контроля;
изучить нормативное правовое обеспечение налогового контроля в Республике Беларусь;
проанализировать тенденции налогового контроля в Республике Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...
4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ……………..
1.1. Сущность, значение и принципы организации налогового контроля ….…
1.2. Формы, виды и методы налогового контроля ……………………….….….
1.3. Нормативно-правовое обеспечение налогового контроля в Республике Беларусь …………………………………………………………………………..
7
7
17
25
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………………………………
2.1. Анализ тенденций налогового контроля в Республике Беларусь ……..…
2.2. Направления совершенствования организации налогового контроля в Республике Беларусь ……………………………………………………………..
29
29
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………….
47
Наилучшим образом сущность налогового контроля проявляется через призму принципов, лежащих в его основе.
Принципы налогового контроля – это базовые правовые положения, определяющие организацию и эффективное осуществление налогового контроля, которыми должны руководствоваться субъекты налогового контроля при осуществлении ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения.
Однако в вопросе
классификации принципов
I. Общеправовые принципы (иногда их называют общепризнанными, всеобщими, конституционными), пронизывая всю правовую систему Беларуси, присущи и налоговому праву в целом и институту налогового контроля, в частности. К таким общеправовым принципам, характерным для налогового контроля, относятся:
1.Принцип законности. В соответствии с этим принципом все лица, участвующие в налоговых отношениях, обязаны исполнять предписания налогового законодательства.
2.Принцип юридического
равенства. Следуя принципу
3. Принцип соблюдения прав человека и гражданина. При осуществлении налогового контроля данный принцип проявляется, например, в том, что при проведении налоговых проверок доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных законодательными актами, не допускается (статья 74 НК). Кроме того, на должностных лиц налоговых органов возлагается обязанность корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам и их представителям, не унижать их честь и достоинство (статья 82 НК).
II. Принципы организации и осуществления контрольной деятельности.
1.Принцип независимости. Лимская декларация руководящих принципов контроля устанавливает, что контрольные органы могут выполнять возложенные задачи объективно и эффективно только в том случае, когда они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния. Хотя государственные органы не могут быть абсолютно независимы, так как они являются частью государства в целом, высший контрольный орган должен иметь функциональную и организационную независимость, необходимую для выполнения возложенных на него задач. В настоящее время налоговые органы Республики Беларусь представляют собой организованную государством единую централизованную систему контрольных органов, объединенную в самостоятельное министерство, призванное реализовывать интересы государства в сфере налогообложения и независимое от каких-либо организаций или физических лиц. Основой принципа независимости служит то, что не существует налогового контроля там, где присутствует какая-либо организационная соподчиненность, т.е. налогоплательщики и иные обязанные лица находятся лишь в функциональной зависимости от властного субъекта и организационно ему не подчинены.
2.Принцип планомерности.
Принцип планирования
9.Принцип экономичности.
Экономичность контроля предпол
10.Принцип объективности
и достоверности.
и достоверность подразумевают, что проведение контроля должно исключать какую-либо
предвзятость со стороны уполномоченных
органов, а факты, выявленные в ходе контроля,
должны являться результатом тщательно
проведенной проверки, исключать фактические
неточности, должны быть подтверждены
соответствующими документами, и обеспечивать
полноту выводов о действиях проверяемых
лиц.
11.Презумпция
12.Принцип документального оформления результатов контроля. Данный принцип предполагает, что в ходе осуществления контрольной деятельности все обнаруженные факты, события и действия фиксируются в документах установленных видов и форм в соответствии со статьей 78 НК (актах, справках и т.д.).
13. Принцип соблюдения
налоговой тайны. Налоговое
14.Принцип взаимодействия и обмена информацией с другими государственными органами. Как правило, для реализации результатов контрольной деятельности, особенно в тех случаях, когда выявлены нарушения законодательства, контролирующим органам необходимо обращаться к другим государственным органам, которые имеют соответствующие полномочия по применению мер ответственности. Кроме того, определенный объем информации о деятельности обязанных лиц поступает налоговым органам от других государственных органов и иных организаций, например регистрирующих органов (статья 67 НК), банков (статья 68 НК), а также контрольная информация имеет большое значение для законодательных и исполнительных органов для совершенствования правового регулирования.
15.Принцип действенности, результативности. Данный принцип проявляется в получении конечного итога. Действенность предполагает оказание воздействия на лиц, допустивших нарушения, обнародование результатов контроля с тем, чтобы предупредить совершение подобных нарушений другими лицами. В рамках этих принципов можно говорить и об эффективности, которая в общем виде означает достижение той или иной социально значимой цели в сопоставлении с произведенными при этом затратами. По существу затраты отражают качественные и количественные характеристики той или иной социальной системы, преследующей достижение соответствующих целей. Такое понимание эффективности имеет большое значение для определения и изучения внутренних резервов, совершенствования системы государственного управления и контроля.
Таким образом, налоговый контроль – составная часть финансового контроля. Цель налогового контроля заключается в обеспечении своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в установлении отклонений от норм действующего налогового законодательства с тем, чтобы компенсировать причиненный государству ущерб, привлечь виновных к ответственности, устранить условия, способствующие повторению аналогичных нарушений в будущем. В основу налогового контроля заложено две группы принципов, большинство из которых прямо или косвенно закреплены в действующем законодательстве.
1.2. Формы, виды и методы налогового контроля
Налоговый кодекс Республики Беларусь устанавливает следующие формы проведения налогового контроля [14]:
Одной из первичных форм налогового контроля, обеспечивающей существование других, является учет налогоплательщиков. То есть, плательщики налогов подлежат постановке на учет в налоговом органе соответственно:
Налоговый орган обязан
осуществить постановку на учет плательщика
(иного обязанного лица) в течение
пяти рабочих дней со дня получения
им заявления с приложением
При постановке на учет в налоговом органе каждому плательщику (иному обязанному лицу) присваивается единый по всем налогам, сборам (пошлинам), в том числе по таможенным платежам, учетный номер плательщика (УНП).
Формы, виды, методы налогового контроля – важные составные классификации налогового контроля по наиболее характерным признакам. При этом в связи с тем, что налоговому контролю как составной части финансового контроля присущи основные свойства системы, критерии, лежащие в основе классификации налогового контроля, используются те же, что и при классификации финансового контроля. Так, в зависимости от времени осуществления можно выделить три формы налогового контроля: предварительный, текущий, последующий [28, с.40].
Предварительный налоговый контроль проводится на стадии формирования бюджета, а также при разработке и рассмотрении проектов законов и других нормативных актов, касающихся налоговых вопросов. Цель его – предотвратить возможные противоречия в действующем налоговом законодательстве, предупредить налоговые нарушения, не допустить потери бюджета.
Предварительный налоговый контроль играет важную роль и является наиболее эффективной формой контроля, так как позволяет предупредить налоговые нарушения и их отрицательные последствия еще на стадии планирования, т.е. до совершения финансово-хозяйственных операций, до уплаты налогов и других обязательных платежей.
Предварительный контроль
со стороны налоговых органов
заключается в обеспечении
Текущий налоговый контроль проводится на стадии исполнения финансовых документов и осуществления хозяйственно-финансовых операций, связанных с вопросами налогообложения. Цель его – исключить возможные нарушения налоговой дисциплины в момент совершения операции, обеспечить своевременность и правильность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Текущий налоговый контроль является органической частью процесса оперативного управления финансовой деятельностью предприятий (субъектов хозяйствования и иных юридических лиц) в части контроля соблюдения установленных форм финансовых отношений, касающихся налогообложения. Эту форму контроля применяют в ведомственном (внутрихозяйственном) контроле.
Информация о работе Налоговый контроль и пути его совершенствования