Налоговый контроль и пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – обобщение теоретических аспектов организации налогового контроля, анализ системы налогового контроля в Республике Беларусь и определение направлений его совершенствования на современном этапе.
Для достижения поставленной цели, предполагается решение следующих задач:
раскрыть сущность и значение налогового контроля в системе финансового контроля;
определить принципы организации налогового контроля;
рассмотреть формы, виды и методы налогового контроля;
изучить нормативное правовое обеспечение налогового контроля в Республике Беларусь;
проанализировать тенденции налогового контроля в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...
4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ……………..
1.1. Сущность, значение и принципы организации налогового контроля ….…
1.2. Формы, виды и методы налогового контроля ……………………….….….
1.3. Нормативно-правовое обеспечение налогового контроля в Республике Беларусь …………………………………………………………………………..
7
7
17

25
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………………………………
2.1. Анализ тенденций налогового контроля в Республике Беларусь ……..…
2.2. Направления совершенствования организации налогового контроля в Республике Беларусь ……………………………………………………………..

29
29

36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………….
47

Работа содержит 1 файл

Налоговый контроль. 2011.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

Наилучшим образом сущность налогового контроля проявляется через  призму принципов, лежащих в его основе.

Принципы налогового контроля – это базовые правовые положения, определяющие организацию и эффективное осуществление налогового контроля, которыми должны руководствоваться субъекты налогового контроля при осуществлении ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения.

Однако в вопросе  классификации принципов налогового права нет единого мнения среди специалистов. Выделяют следующие группы принципов [6, с.108].

I. Общеправовые принципы (иногда их называют общепризнанными, всеобщими, конституционными), пронизывая всю правовую систему Беларуси, присущи и налоговому праву в целом и институту налогового контроля, в частности. К таким общеправовым принципам, характерным для налогового контроля, относятся:

1.Принцип законности. В соответствии с этим принципом все лица, участвующие в налоговых отношениях, обязаны исполнять предписания налогового законодательства.

2.Принцип юридического  равенства. Следуя принципу юридического равенства, при принятии нормативных актов, регулирующих порядок осуществления налогового контроля, не могут устанавливаться какие-либо специальные условия осуществления контрольных мероприятий (например, более продолжительные сроки налоговых проверок или более частое проведение проверок и т. д.) в зависимости от таких оснований, как форма собственности, организационно-правовая форма организации, гражданство индивидуального предпринимателя и т.д.

3. Принцип соблюдения прав человека и гражданина. При осуществлении налогового контроля данный принцип проявляется, например, в том, что при проведении налоговых проверок доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных законодательными актами, не допускается (статья 74 НК). Кроме того, на должностных лиц налоговых органов возлагается обязанность корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам и их представителям, не унижать их честь и достоинство (статья 82 НК).

  1. Принцип гласности. В сфере налогообложения принцип гласности реализуется, в частности, при официальном опубликовании сведений о действующих на территории Беларуси налогах и сборах; при исполнении налоговыми органами своих обязанностей по информированию налогоплательщиков о действиях налоговых органов, по даче разъяснений о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (статья 82 НК). В ходе налогового контроля налоговые органы не только информируют налогоплательщиков о проведении мероприятий налогового контроля (например, таких как прием налоговых деклараций и т.д.), но и обеспечивают открытый доступ налогоплательщиков к информации, не являющейся налоговой тайной.
  2. Принцип ответственности. Принцип ответственности заключается в том, что к лицу, совершившему правонарушение, применяются меры юридической ответственности. Естественно, что данный принцип является основополагающим для института ответственности за совершение налоговых правонарушений. Однако при осуществлении контрольной деятельности он также имеет значение, поскольку именно в ходе налогового контроля происходит установление и документальная фиксация фактов правонарушений в документах налогового контроля.

II. Принципы организации и осуществления контрольной деятельности.

1.Принцип независимости.  Лимская декларация руководящих принципов контроля устанавливает, что контрольные органы могут выполнять возложенные задачи объективно и эффективно только в том случае, когда они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния. Хотя государственные органы не могут быть абсолютно независимы, так как они являются частью государства в целом, высший контрольный орган должен иметь функциональную и организационную независимость, необходимую для выполнения возложенных на него задач. В настоящее время налоговые органы Республики Беларусь представляют собой организованную государством единую централизованную систему контрольных органов, объединенную в самостоятельное министерство, призванное реализовывать интересы государства в сфере налогообложения и независимое от каких-либо организаций или физических лиц. Основой принципа независимости служит то, что не существует налогового контроля там, где присутствует какая-либо организационная соподчиненность, т.е. налогоплательщики и иные обязанные лица находятся лишь в функциональной зависимости от властного субъекта и организационно ему не подчинены.


2.Принцип планомерности.  Принцип планирования мероприятий налогового контроля предполагает проведение предварительной подготовки и составление графика проведения мероприятий налогового контроля, а также определение очередности проведения налоговых проверок в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. Следование данному принципу призвано упорядочить деятельность налоговых органов.

  1. Принцип всеобщности налогового контроля. Поскольку провозглашен принцип всеобщности налогообложения, то предполагается, что ни одна организация или физическое лицо не могут быть освобождены налоговыми органами от проведения в отношении их мероприятий налогового контроля, начиная с проведения учета юридических и физических лиц. Наличие у налогоплательщика налоговых льгот, тем не менее, не освобождает его от обязательной постановки на учет в налоговых органах в установленных законодательством случаях.
  2. Принцип единства налогового контроля. Принцип единства налоговой политики и системы налогов предполагает единообразное осуществление налогового контроля (в том числе учета налогоплательщиков) на всей территории Республики Беларусь (в соответствии с разделом III HK), существование единого реестра налогоплательщиков на территории Республики Беларусь, присвоение налогоплательщику единого по всем видам налогов и на всей территории страны учетного номера плательщика (УНП), единства форм, методов и порядка проведения налогового контроля, применяемых на всей территории Беларуси.
  3. Принцип регулярности (систематичности) контроля. Согласно данному принципу, контрольная деятельность носит цикличный характер, и отдельные ее действия повторяются через определенные промежутки времени. Принцип регулярности действительно очень ярко проявляется при проведении налогового контроля. Более того, в определенных случаях законодательно установлены периоды времени для проведения мероприятий налогового контроля.
  4. Принцип своевременности контроля. Соблюдение данного принципа позволяет получить оперативную информацию, упредить нарушения, выявить недостатки в содержании принятых решений на первом этапе их исполнения, помогает подконтрольным объектам увидеть нерешенные вовремя вопросы.
  5. Принцип территориальности налогового контроля. Принцип территориальности выражается в том, что в большинстве случаев взаимоотношения налогоплательщика по поводу осуществления мероприятий налогового контроля возникают именно с тем налоговым органом, в котором он состоит на учете (предоставление налоговой отчетности, документов, обращения налогоплательщика о разъяснении налогового законодательства (статья 21 НК), проведение налоговых проверок (статья 69 НК) и т.д.).
  6. Принцип ограничения сферы налогового контроля только вопросами исполнения обязанностей, установленных налоговым законодательством. Действующее в настоящее время законодательство предоставляет налоговым органам полномочия по осуществлению контроля не только в сфере налоговых отношений, но и в сфере административно-правовых и валютных отношений. Соответственно, налоговый контроль следует отличать от административно-правового или валютного контроля, возможность проведения которого предусмотрена законодательством.

9.Принцип экономичности.  Экономичность контроля предполагает минимальные затраты на его осуществление. Самый лучший контроль — тот, который при наименьших затратах позволяет добиваться наибольших результатов.

10.Принцип объективности  и достоверности. Объективность 
и достоверность подразумевают, что проведение контроля должно исключать какую-либо предвзятость со стороны уполномоченных органов, а факты, выявленные в ходе контроля, должны являться результатом тщательно проведенной проверки, исключать фактические неточности, должны быть подтверждены соответствующими документами, и обеспечивать полноту выводов о действиях проверяемых лиц.

11.Презумпция добросовестности  налогоплательщиков (иных обязанных  лиц). При проведении контрольных  мероприятий налоговые органы должны исходить из презумпции добросовестности проверяемого ими лица и надлежащего исполнения им своих обязанностей. При обнаружении совершенных лицом нарушений налоговые органы должны проанализировать причины такого поведения лица и дать соответствующую юридическую оценку его деяниям.

12.Принцип документального оформления результатов контроля. Данный принцип предполагает, что в ходе осуществления контрольной деятельности все обнаруженные факты, события и действия фиксируются в документах установленных видов и форм в соответствии со статьей 78 НК (актах, справках и т.д.).

13. Принцип соблюдения  налоговой тайны. Налоговое законодательство устанавливает требование соблюдения специального режима доступа к сведениям о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов. Налоговую тайну составляют любые, полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда, таможенным органом, сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, определенных в статье 79 НК. Налоговая тайна не подлежит разглашению должностными лицами уполномоченных органов, привлекаемыми специалистами, экспертами, переводчиками за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

14.Принцип взаимодействия  и обмена информацией с другими государственными органами. Как правило, для реализации результатов контрольной деятельности, особенно в тех случаях, когда выявлены нарушения законодательства, контролирующим органам необходимо обращаться к другим государственным органам, которые имеют соответствующие полномочия по применению мер ответственности. Кроме того, определенный объем информации о деятельности обязанных лиц поступает налоговым органам от других государственных органов и иных организаций, например регистрирующих органов (статья 67 НК), банков (статья 68 НК), а также контрольная информация имеет большое значение для законодательных и исполнительных органов для совершенствования правового регулирования.

15.Принцип действенности,  результативности. Данный принцип проявляется в получении конечного итога. Действенность предполагает оказание воздействия на лиц, допустивших нарушения, обнародование результатов контроля с тем, чтобы предупредить совершение подобных нарушений другими лицами. В рамках этих принципов можно говорить и об эффективности, которая в общем виде означает достижение той или иной социально значимой цели в сопоставлении с произведенными при этом затратами. По существу затраты отражают качественные и количественные характеристики той или иной социальной системы, преследующей достижение соответствующих целей. Такое понимание эффективности имеет большое значение для определения и изучения внутренних резервов, совершенствования системы государственного управления и контроля.

Таким образом, налоговый контроль – составная часть финансового контроля. Цель налогового контроля заключается в обеспечении своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в установлении отклонений от норм действующего налогового законодательства с тем, чтобы компенсировать причиненный государству ущерб, привлечь виновных к ответственности, устранить условия, способствующие повторению аналогичных нарушений в будущем. В основу налогового контроля заложено две группы принципов, большинство из которых прямо или косвенно закреплены в действующем законодательстве.

1.2. Формы, виды и  методы налогового контроля 

 

Налоговый кодекс Республики Беларусь устанавливает следующие формы проведения налогового контроля [14]:

  • учет налогоплательщиков;
  • налоговые проверки;
  • опрос плательщиков и других лиц;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр   движимого   и   недвижимого   имущества,   помещений  и территорий,    где    могут    находиться    объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли);
  • другие формы.

Одной из первичных форм налогового контроля, обеспечивающей существование других, является учет налогоплательщиков. То есть, плательщики  налогов подлежат постановке на учет в налоговом органе соответственно:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту жительства физического лица.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет плательщика (иного обязанного лица) в течение  пяти рабочих дней со дня получения  им заявления с приложением необходимых  документов (сведений).

При постановке на учет в  налоговом органе каждому плательщику (иному обязанному лицу) присваивается  единый по всем налогам, сборам (пошлинам), в том числе по таможенным платежам, учетный номер плательщика (УНП).

Формы, виды, методы налогового контроля – важные составные классификации налогового контроля по наиболее характерным признакам. При этом в связи с тем, что налоговому контролю как составной части финансового контроля присущи основные свойства системы, критерии, лежащие в основе классификации налогового контроля, используются те же, что и при классификации финансового контроля. Так, в зависимости от времени осуществления можно выделить три формы налогового контроля: предварительный, текущий, последующий [28, с.40].

Предварительный налоговый  контроль проводится на стадии формирования бюджета, а также при разработке и рассмотрении проектов законов и других нормативных актов, касающихся налоговых вопросов. Цель его – предотвратить возможные противоречия в действующем налоговом законодательстве, предупредить налоговые нарушения, не допустить потери бюджета.

Предварительный налоговый  контроль играет важную роль и является наиболее эффективной формой контроля, так как позволяет предупредить налоговые нарушения и их отрицательные последствия еще на стадии планирования, т.е. до совершения финансово-хозяйственных операций, до уплаты налогов и других обязательных платежей.

Предварительный контроль со стороны налоговых органов  заключается в обеспечении полного  учета субъектов хозяйствования и иных юридических лиц, граждан, получающих доходы, в реестре налогоплательщиков, в контроле своевременности постановки их на налоговый учет. Такая работа, проводимая налоговыми работниками, позволяет предотвратить недопоступления налогов в бюджет, способствует укреплению налоговой дисциплины. Предварительный контроль осуществляется налоговыми инспекторами также при приемке и проверке расчетов по налогам и неналоговым платежам до наступления срока уплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды [13, с.116].

Текущий налоговый контроль проводится на стадии исполнения финансовых документов и осуществления хозяйственно-финансовых операций, связанных с вопросами налогообложения. Цель его –  исключить возможные нарушения налоговой дисциплины в момент совершения операции, обеспечить своевременность и правильность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Текущий налоговый контроль является органической частью процесса оперативного управления финансовой деятельностью  предприятий (субъектов хозяйствования и иных юридических лиц) в части контроля соблюдения установленных форм финансовых отношений, касающихся налогообложения. Эту форму контроля применяют в ведомственном (внутрихозяйственном) контроле.

Информация о работе Налоговый контроль и пути его совершенствования