Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:35, курсовая работа
Цель курсовой работы – обобщение теоретических аспектов организации налогового контроля, анализ системы налогового контроля в Республике Беларусь и определение направлений его совершенствования на современном этапе.
Для достижения поставленной цели, предполагается решение следующих задач:
раскрыть сущность и значение налогового контроля в системе финансового контроля;
определить принципы организации налогового контроля;
рассмотреть формы, виды и методы налогового контроля;
изучить нормативное правовое обеспечение налогового контроля в Республике Беларусь;
проанализировать тенденции налогового контроля в Республике Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...
4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ……………..
1.1. Сущность, значение и принципы организации налогового контроля ….…
1.2. Формы, виды и методы налогового контроля ……………………….….….
1.3. Нормативно-правовое обеспечение налогового контроля в Республике Беларусь …………………………………………………………………………..
7
7
17
25
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………………………………
2.1. Анализ тенденций налогового контроля в Республике Беларусь ……..…
2.2. Направления совершенствования организации налогового контроля в Республике Беларусь ……………………………………………………………..
29
29
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………….
47
Тема: Налоговый контроль и пути его совершенствования
2011-10-06
Тема
«Налоговый контроль, пути совершенствования»
Работа содержит: 50 страниц, 1 таблицу, 4 рисунка, 32 литературных источников.
Ключевые слова и словосочетания: контроль, налоги, налогообложение, налоговый контроль, налоговая политика, принципы налогового контроля, государственный бюджет.
Цель курсовой работы
– обобщение теоретических
Объектом исследования выступила система налогового контроля в Республике Беларусь.
Предметом курсовой работы являются совокупность теоретических и практических проблем, связанных с организацией налогового контроля.
В курсовой работе использованы такие общенаучные методы, как обобщение, сравнение, анализ и синтез. Кроме того, применен статистический метод группировки данных. Для компактного и наглядного представления данных в работе используются рисунки и таблицы.
В результате проведенного исследования раскрыты сущность и назначение налогового контроля в системе финансового контроля; рассмотрены формы, виды и методы налогового контроля; изучено нормативно- правовое обеспечение налогового контроля в Республике Беларусь; проанализированы тенденции налогового контроля в Республике Беларусь; определены основные направления совершенствования налогового контроля в Республике Беларусь.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………... |
4 |
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ …………….. 1.1. Сущность, значение и принципы организации налогового контроля ….… 1.2. Формы, виды и методы налогового контроля ……………………….….…. 1.3. Нормативно-правовое обеспечение налогового контроля в Республике Беларусь ………………………………………………………………………….. |
7 7 17
25 |
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………………………………… 2.1. Анализ тенденций налогового контроля в Республике Беларусь ……..… 2.2. Направления совершенствования организации налогового контроля в Республике Беларусь …………………………………………………………….. |
29 29
36 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………… |
44 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………. |
47 |
ВВЕДЕНИЕ
Последнее десятилетие XX века стало для нашей страны временем смены производственных отношений, политических и экономических основ белорусской государственности. Возникла необходимость слома прежних принципов хозяйствования, создания новой эффективной экономической системы.
Как свидетельствует мировой опыт, цивилизованное экономическое развитие возможно только при соблюдении установленных государством законов, норм и защиты интересов граждан, особенно при делегировании ими права распоряжения принадлежащей им собственностью. Соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства, эффективное распоряжение управляющими вверенной им собственностью необходимо контролировать. И прежде всего такой контроль должен присутствовать в сфере финансов, являющейся главным индикатором экономического здоровья. Именно поэтому в настоящее время уделяется такое внимание вопросам организации финансового контроля всех сторон экономической жизни и особенно сферы государственных финансов.
Налоговый контроль – составная часть финансового контроля, представляет собой совокупность контрольных мероприятий, проводимых налоговыми и иными органами, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны контролировать (проверять) соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Актуальность изучения темы курсовой работы состоит в следующем. Налоговый контроль для Республики Беларусь является сравнительно новым явлением, так как только с возникновением рыночных отношений в Беларуси стали появляться предприятия новых форм собственности, стало развиваться малое предпринимательство, и, как следствие, изменялись источники финансовых ресурсов, принципы финансирования, ценообразования, разделения доходов и т.д. Вместе с тем в научной литературе налоговый контроль не получил надлежащего освещения. Юристы, как ученые, так и практики, в основном, обращают свое внимание на процессуальные аспекты налогового контроля и почти не затрагивают общетеоретические основы данного явления. При этом даже в тех работах, где рассматриваются теоретические категории налогового контроля, среди ученых нет единого мнения по поводу определения, элементов, принципов, функций и других категорий налогового контроля.
Цель курсовой работы – обобщение теоретических аспектов организации налогового контроля, анализ системы налогового контроля в Республике Беларусь и определение направлений его совершенствования на современном этапе.
Для достижения поставленной цели, предполагается решение следующих задач:
Исходя из поставленной цели и задач следует, что объектом исследования выступила система налогового контроля в Республике Беларусь. Предметом курсовой работы являются совокупность теоретических и практических проблем, связанных с организацией налогового контроля.
Для решения поставленных задач в процессе исследования, анализа и обобщения информации применялись такие общенаучные методы, как обобщение, сравнение, анализ и синтез. Кроме того, применен статистический метод группировки данных. Для компактного и наглядного представления данных в работе используются рисунки и таблицы.
При написании работы были использованы следующие источники информации: нормативные правовые акты, учебные пособия, труды отечественных и зарубежных авторов, периодические издания, электронные ресурсы сети Интернет. Особенности и проблемы налоговой политики Республики Беларусь рассматриваются на страницах таких периодических изданий, как «Финансы. Учет. Аудит», «Индивидуальный предприниматель», «Главный бухгалтер», «Налоги Беларуси» и др.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1. Сущность, значение и принципы
организации налогового контроля
Контроль — неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений. Получая такую информацию, субъект управления имеет все предпосылки для правильной оценки движения управляемой системы к поставленным целям и принятия необходимых корректирующих действий [25, с.14].
Само слово «контроль» имеет латинские корни. Организация эффективного налогового контроля входила в число важнейших задач, которые решал римский император Август Октавиан. Для ее выполнения во всех провинциях Древнего Рима им были созданы финансовые учреждения, в компетенцию которых, помимо контроля за сроками поступления налогов, входили оценка и определение налоговых взносов общин [11, с.196].
Налогоплательщик, обладая имуществом на праве собственности или другом вещном праве, всегда стремится защитить свой частный имущественный интерес от налоговых изъятий. Естественное желание налогоплательщика уменьшить размер налоговых платежей затрагивает имущественный интерес другой стороны налоговых правоотношений – государства. В такой ситуации государство, защищая публичные интересы в налоговых отношениях, вынуждено выработать специальный механизм взаимодействия с каждым конкретным налогоплательщиком, который в конечном счете обеспечил бы надлежащее поведение каждого лица по исполнению им налоговой обязанности.
Формируя особый организационно-правовой механизм взаимоотношений с обязанными лицами, государство определяет основные элементы этого механизма: субъекты, объект, методы, формы, порядок и характер деятельности уполномоченных органов. Указанный механизм представляет собой не что иное, как налоговый контроль, который осуществляется созданными государством уполномоченными органами, прежде всего налоговыми органами.
В научной и учебной литературе имеется достаточное количество определений налогового контроля, согласно которым [31]:
налоговый контроль – это контроль, который осуществляют налоговые органы с целью проверки исполнения налогового законодательства;
налоговый контроль представляет собой контроль со стороны государства за правильностью начисления и перечисления в бюджеты всех уровней налогов и сборов;
налоговый контроль – проверка соответствия деятельности подконтрольного объекта (субъекта налогообложения) налоговому законодательству;
налоговый контроль – контроль, осуществляемый должностными лицами налоговых органов посредством учета налогоплательщиков и объектов, подлежащих налогообложению, налоговых проверок, опроса налогоплательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли).
В соответствие с Налоговым Кодексом Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. № 166-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 174-З) «налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), налоговых проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством» [16].
Основными элементами налогового контроля являются [13, с.16]:
Объектом налогового контроля являются те финансовые отношения, которые возникают между юридическими и физическими лицами с одной стороны и государством с другой в процессе исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Субъектов контрольного налогового контроля можно разделить на две основные группы: контролирующие субъекты, т.е. налоговые и другие органы, олицетворяющие государство и реализующие его интересы, с одной стороны, и субъекты, подверженные контролю, – контролируемые субъекты, защищающие в ходе контрольных налоговых правоотношений свои частные интересы, с другой стороны. Контролирующими субъектами являются налоговые и таможенные органы.
Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики (физические и юридические лица). Особенно важно подчеркнуть, что обязанная сторона – контролируемый субъект находится лишь в функциональной зависимости от властного субъекта – контролирующего орган и организационно ему не подчинена. Поскольку контрольные налоговые отношения затрагивают интересы контролируемых субъектов, являющихся не только организациями, но и физическими лицами, осуществление налогового контроля приобретает особую социальную значимость.
Уполномоченными органами в ходе реализации мероприятий налогового контроля устанавливается:
Информация о работе Налоговый контроль и пути его совершенствования