Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:35, курсовая работа
Цель курсовой работы – обобщение теоретических аспектов организации налогового контроля, анализ системы налогового контроля в Республике Беларусь и определение направлений его совершенствования на современном этапе.
Для достижения поставленной цели, предполагается решение следующих задач:
раскрыть сущность и значение налогового контроля в системе финансового контроля;
определить принципы организации налогового контроля;
рассмотреть формы, виды и методы налогового контроля;
изучить нормативное правовое обеспечение налогового контроля в Республике Беларусь;
проанализировать тенденции налогового контроля в Республике Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...
4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ……………..
1.1. Сущность, значение и принципы организации налогового контроля ….…
1.2. Формы, виды и методы налогового контроля ……………………….….….
1.3. Нормативно-правовое обеспечение налогового контроля в Республике Беларусь …………………………………………………………………………..
7
7
17
25
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………………………………
2.1. Анализ тенденций налогового контроля в Республике Беларусь ……..…
2.2. Направления совершенствования организации налогового контроля в Республике Беларусь ……………………………………………………………..
29
29
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………….
47
4. Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 88 «Методы и способы проведения проверок налоговыми органами», которое регламентирует порядок проведения налоговых проверок [9].
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2010 г. № 383 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510», которым утверждены формы уведомления о проведении проверки, книги учета проверок, журнала производства работ, Правила ведения книги учета проверок, Правила ведения журнала производства работ. Правила ведения книги учета проверок определяют порядок ведения книги учета проверок проверяемыми субъектами, указанными в пункте 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», регистрации в ней проверок, проводимых контролирующими (надзорными) органами в пределах их компетенции. В соответствии с пунктом 2 постановления проверяемые субъекты обязаны оформить книги учета проверок в порядке, установленном Правилами, в течение одного месяца после вступления в силу постановления, а созданные после вступления в силу постановления – не позднее одного месяца со дня постановки их на налоговый учет [18].
С 1 января 2010 года вступил в силу Закон от 29 декабря 2009 г. № 72-3, который ввел в действие Особенную часть Налогового кодекса Республики и Беларусь. Кроме того, этим же Законом внесены изменения в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь [3, с.20].
В новой редакции изложены статьи
69-78 НК, определяющие порядок проведения
налоговыми органами проверок, не урегулированных
Указом № 510. Это проверки: камеральные,
выездные, в том числе дополнительные
(то есть проверки, проводимые при ликвидации
(прекращении деятельности) юрлиц
(ИП), а также при наличии сведений и фактов,
свидетельствующих о том, что предпринимательская
деятельность не осуществляется в
течение 12 месяцев подряд и в ИМНС не направлено
сообщение о причинах ее неосуществления;
в целях выполнения обязательств, принятых
в соответствии с международными
договорами РБ), и встречные
проверки в рамках про ведения вышеуказанных
проверок).
Согласно пункту 1 статьи 78 «Итоги налоговой проверки» НК оформление результатов камеральной проверки имеет особенности по сравнению с общими подходами, установленными Указом № 510. Так:
Таким образом, анализ нормативно-правового регулирования налогового контроля в Республике Беларусь позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени в Республике Беларусь создана систематизированная нормативно-правовая база обеспечения налогового контроля. Контроль за выполнением налогового законодательства – один из важнейших институтов налогового законодательства. Он может быть определен как контроль за правильностью и своевременностью уплаты установленных действующими законодательными актами налогов и сборов.
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Анализ тенденций налогового контроля в Республике Беларусь
Республика Беларусь
– унитарное государство. На ее территории
действует двухуровневая
Налоговая система Республики Беларусь начала свое формирование после провозглашения независимости. Создание национальной налоговой системы стало важнейшей задачей, от эффективного решения которой зависела финансовая стабильность молодого государства. Строилась она с учетом наиболее приемлемых для изменившейся в стране политической и экономической обстановки зарубежных моделей налогообложения, а также российских нововведений в этой сфере.
Организация контрольной деятельности налоговых органов направлена на выполнение таких задач, как контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, а также обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет.
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь на протяжении последних лет постоянно проводит планомерную работу по сокращению и упорядочению проверок. Уделяется внимание повышению эффекта от их проведения за счет целенаправленного отбора плательщиков и углубленной предпроверочной подготовки.
Контрольная работа налоговых органов Республики Беларусь ориентирована на исключение многочисленных проверок. Это достигается путем совмещения проверок по отдельным видам налогов с комплексными проверками. За счет увеличения количества плановых число внеплановых проверок сокращается, усиливается контроль за назначением внеплановых проверок. Координируется совместная деятельность контролирующих и правоохранительных органов [21, с.63].
На упорядочение контрольной деятельности направлен Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» [19].
Работа контрольных подразделений Республики Беларусь проводится по направлениям, определенным как Перспективной программой деятельности Министерства по налогам и сборам, так и Планом организации контрольной деятельности налоговых органов на текущий год.
Приоритетными направлениями контроля в последние годы являются строительные работы, ремонтно-строительные услуги, торговля строительными материалами, международные автоперевозки, торговля автодеталями [23].
Результаты проводимых налоговых проверок за 2008-2010 годы представлены в следующей таблице.
Таблица
Результаты налоговых проверок налоговыми органами
Республики Беларусь за 2008-2010 годы
Наименование |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Отклонение | |
2009 года от 2008 года |
2010 года от 2009 года | ||||
Доначислено в бюджет, млрд. руб. |
172,8 |
107,0 |
155,2 |
-65,8 |
+48,2 |
Количество проверяемых субъектов предпринимательской деятельности, тыс. субъектов |
56,0 |
17,0 |
41,0 |
-39,0 |
+24,0 |
Выявлено нарушений среди проверяемых, % |
75,1 |
92,2 |
96,2 |
+17,1 |
+4,0 |
Количество внеплановых проверок, проверок |
35 102 |
34 846 |
26 379 |
-256 |
-8 467 |
Источник: Собственная разработка на основании данных [16], [21, с.63], [32]
Динамика доначислений в бюджет Республики Беларусь в результате налоговых проверок за 2008-2010 годы представлена на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Динамика доначислений в бюджет Республики Беларусь в результате налоговых проверок за 2008-2010 годы, млрд. руб.
Источник: Собственная разработка на основании данных табл. 2.1
По результатам проведенных в 2008 г. проверок в бюджет доначислено 172,8 млрд. руб. По результатам проверок в 2009 г. в бюджет поступило 107 млрд. руб., что ниже предыдущего года на 65,8 млрд. руб. По результатам проверок за 2010 год из доначисленных по результатам проверок платежей в бюджет взыскано 155,2 млрд. руб., что выше уровня 2009 года на 45,0%,или на 48,2 млрд. руб.
Динамика количества проверяемых субъектов предпринимательской деятельности налоговыми органами Республики Беларуси за 2008-2010 представлена на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Динамика количества проверяемых субъектов предпринимательской деятельности налоговыми органами Республики Беларуси
за 2008-20109 годы, тыс. ед.
Источник: Собственная разработка на основании данных табл. 2.1
Всего в 2008 году проверками
налоговых органов было охвачено
56 тысяч субъектов
Динамика выявленных нарушений среди проверяемых субъектов предпринимательской деятельности за 2008-2010 годы представлена на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Динамика выявленных нарушений среди проверяемых субъектов предпринимательской деятельности за 2008-2010 годы, %
Источник: Собственная разработка на основании данных табл. 2.1
Среди проверенных субъектов предпринимательской деятельности в 2008 году были выявлены нарушения у 75,1 %. В 2009 г. было установлено 92,2 % нарушений. В 2010 году результативность проведенных проверок составила 96,2%, что на 4 процентного пункта выше показателя 2009 года.
По данным МНС, налоговыми органами в 2010 году проведено 513 проверок плательщиков, совершавших хозяйственные операции с субъектами, осуществляющими лжепредпринимательскую деятельность. Результативность проверок составила 93,8%. К уплате предъявлено 129,6 млрд. руб.
Кроме того, проведено
2380 проверок субъектов
Также в 2010 году
налоговые органы осуществили
1775 проверок субъектов
Проведено 1587 проверок субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих международные автомобильные грузоперевозки. Их результативность - 92%. Предъявлено к уплате 2,9 млрд. руб.
Более 1800 проверок проведено
в отношении субъектов
Немало проверок (2105) осуществлено
и среди субъектов
Проводимые на постоянной основе проверки обоснованности возврата налога на добавленную стоимость позволили в 2010 году оставить в распоряжении бюджета 198,2 млрд. руб. (в 2009 году – 49,1 млрд. руб.).
Кроме того, по результатам
проведения налоговыми органами мониторинга
финансово-хозяйственной
После анализа имеющейся в налоговых органах информации о деятельности организаций, допускающих убытки на протяжении нескольких отчетных периодов, привлечено 99 млрд. руб.
Особое внимание налоговыми органами уделялось интернет-торговле: в 2010 году проведен мониторинг 993 субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность через интернет-магазины с использованием электронных кошельков. По результатам 208 проверок субъектов хозяйствования, осуществляющих реализацию товаров с использованием интернет-магазинов, а также электронных кошельков, доначислено 1 млрд. руб., арестовано ТМЦ на 3,8 млрд. руб.
Динамика количества внеплановых проверок проводимых налоговыми органами Республики Беларуси за 2008-20109 годы представлена на рис. 2.4
Рис. 2.4. Динамика количества внеплановых проверок проводимых налоговыми органами Республики Беларуси за 2008-20109 годы, ед.
Источник: Собственная разработка на основании данных табл. 2.1
В 2010 году налоговыми органами республики проведено 26379 внеплановых тематических оперативных проверок, что на 24,3% меньше количества проверок 2009 года. Однако результативность проверок увеличилась на 0,8 процентного пункта и составила 99,9%.
Информация о работе Налоговый контроль и пути его совершенствования