Налоговый контроль и пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – обобщение теоретических аспектов организации налогового контроля, анализ системы налогового контроля в Республике Беларусь и определение направлений его совершенствования на современном этапе.
Для достижения поставленной цели, предполагается решение следующих задач:
раскрыть сущность и значение налогового контроля в системе финансового контроля;
определить принципы организации налогового контроля;
рассмотреть формы, виды и методы налогового контроля;
изучить нормативное правовое обеспечение налогового контроля в Республике Беларусь;
проанализировать тенденции налогового контроля в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...
4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ……………..
1.1. Сущность, значение и принципы организации налогового контроля ….…
1.2. Формы, виды и методы налогового контроля ……………………….….….
1.3. Нормативно-правовое обеспечение налогового контроля в Республике Беларусь …………………………………………………………………………..
7
7
17

25
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………………………………
2.1. Анализ тенденций налогового контроля в Республике Беларусь ……..…
2.2. Направления совершенствования организации налогового контроля в Республике Беларусь ……………………………………………………………..

29
29

36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………….
47

Работа содержит 1 файл

Налоговый контроль. 2011.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

4. Постановление Министерства  по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 88 «Методы и способы проведения проверок налоговыми органами», которое регламентирует порядок проведения налоговых проверок [9].

5. Постановление  Совета  Министров Республики Беларусь  от 18 марта  2010 г. № 383 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510»,  которым утверждены формы уведомления о проведении проверки, книги учета проверок, журнала производства работ, Правила ведения книги учета проверок, Правила ведения журнала производства работ. Правила ведения книги учета проверок определяют порядок ведения книги учета проверок проверяемыми субъектами, указанными в пункте 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», регистрации в ней проверок, проводимых контролирующими (надзорными) органами в пределах их компетенции.  В соответствии с пунктом 2 постановления проверяемые субъекты  обязаны оформить книги учета проверок в порядке, установленном Правилами, в течение одного месяца после вступления в силу постановления, а созданные после вступления в силу постановления – не позднее одного месяца со дня постановки их на налоговый учет [18].   

С 1 января 2010 года вступил в силу Закон от 29 декабря 2009 г. № 72-3, который ввел в действие Особенную часть Налогового кодекса Республики и Беларусь. Кроме того, этим же Законом внесены изменения в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь [3, с.20].

В новой редакции изложены статьи 69-78 НК, определяющие порядок проведения налоговыми органами проверок, не урегулированных Указом № 510. Это проверки: камеральные, выездные, в том числе дополнительные (то есть проверки, проводимые при ликвидации (прекращении  деятельности)  юрлиц (ИП), а также при наличии сведений и фактов, свидетельствующих о том, что предпринимательская деятельность не осуществляется в 
течение 12 месяцев подряд и в ИМНС не направлено сообщение о причинах ее неосуществления; в целях выполнения обязательств, принятых в соответствии с международными   договорами   РБ),   и встречные проверки  в рамках про ведения вышеуказанных проверок).


Согласно пункту 1 статьи 78 «Итоги налоговой проверки» НК оформление результатов камеральной проверки имеет особенности по сравнению с общими подходами, установленными Указом № 510. Так:

  • результаты камеральной проверки, в ходе которой не выявлены нарушения законодательства, документально не оформляются;
  • при установлении факта неисполнения плательщиком в установленные сроки налогового обязательства, неуплаты пеней либо непредставления в налоговые органы документов бухгалтерского и (или) налогового учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов и сведений для проведения проверки акт камеральной проверки в целях начисления и взыскания с плательщика пеней, налогов, сборов, а также приостановления операций по счетам плательщика не составляется.

Таким образом, анализ нормативно-правового  регулирования налогового контроля в Республике Беларусь позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени в Республике Беларусь создана систематизированная нормативно-правовая база обеспечения налогового контроля. Контроль за выполнением налогового законодательства – один из важнейших институтов налогового законодательства. Он может быть определен как контроль за правильностью и своевременностью уплаты установленных действующими законодательными актами налогов и сборов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО  КОНТРОЛЯ 

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1. Анализ  тенденций налогового контроля в Республике Беларусь

 

Республика Беларусь – унитарное государство. На ее территории действует двухуровневая система  налогообложения, которая состоит из республиканских и местных налогов. Республиканские налоги обязательны к уплате на всей территории страны; местные уплачиваются на территории соответствующей административно-территориальной единицы [1, с.73].

Налоговая система Республики Беларусь начала свое формирование после  провозглашения независимости. Создание национальной налоговой системы стало важнейшей задачей, от эффективного решения которой зависела финансовая стабильность молодого государства. Строилась она с учетом наиболее приемлемых для изменившейся в стране политической и экономической обстановки зарубежных моделей налогообложения, а также российских нововведений в этой сфере.

Организация контрольной  деятельности налоговых органов направлена на выполнение таких задач, как контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, а также обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет.

Министерство по налогам  и сборам Республики Беларусь на протяжении последних лет постоянно проводит планомерную работу по сокращению и упорядочению проверок. Уделяется внимание повышению эффекта от их проведения за счет целенаправленного отбора плательщиков и углубленной предпроверочной подготовки.

Контрольная работа налоговых  органов Республики Беларусь ориентирована на исключение многочисленных проверок. Это достигается путем совмещения проверок по отдельным видам налогов с комплексными проверками. За счет увеличения количества плановых число внеплановых проверок сокращается, усиливается контроль за назначением внеплановых проверок. Координируется совместная деятельность контролирующих и правоохранительных органов [21, с.63].

На упорядочение контрольной  деятельности направлен Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» [19].

Работа контрольных  подразделений Республики Беларусь проводится по направлениям, определенным как Перспективной программой деятельности Министерства по налогам и сборам, так и Планом организации контрольной деятельности налоговых органов на текущий год.

Приоритетными направлениями  контроля в последние годы  являются строительные работы, ремонтно-строительные услуги, торговля строительными материалами, международные автоперевозки, торговля автодеталями [23].

Результаты проводимых налоговых проверок за 2008-2010 годы представлены в следующей таблице.

Таблица

Результаты налоговых  проверок налоговыми органами

Республики Беларусь за 2008-2010 годы

Наименование

2008 год

2009 год

2010 год

Отклонение

2009 года от

2008 года

2010 года от

2009 года

Доначислено в бюджет, млрд. руб.

172,8

107,0

155,2

-65,8

+48,2

Количество проверяемых  субъектов предпринимательской  деятельности, тыс. субъектов

56,0

17,0

41,0

-39,0

+24,0

Выявлено нарушений  среди проверяемых, %

75,1

92,2

96,2

+17,1

+4,0

Количество внеплановых проверок, проверок

35 102

34 846

26 379

-256

-8 467


Источник: Собственная  разработка на основании данных [16], [21, с.63], [32]

 

Динамика доначислений в бюджет  Республики Беларусь в результате  налоговых проверок  за  2008-2010 годы представлена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Динамика доначислений в бюджет  Республики Беларусь в результате налоговых проверок за  2008-2010 годы,  млрд. руб.

Источник: Собственная  разработка  на основании данных табл. 2.1

 

По результатам проведенных в 2008 г. проверок в бюджет доначислено 172,8 млрд. руб. По результатам проверок в 2009 г. в бюджет поступило 107 млрд.  руб., что ниже предыдущего года на 65,8 млрд. руб. По результатам проверок за 2010 год  из доначисленных по результатам проверок платежей в бюджет взыскано 155,2 млрд. руб., что выше уровня 2009 года на 45,0%,или на 48,2 млрд. руб.

Динамика количества проверяемых субъектов предпринимательской деятельности налоговыми органами Республики Беларуси  за  2008-2010 представлена на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Динамика количества проверяемых субъектов предпринимательской деятельности налоговыми органами Республики Беларуси 

за  2008-20109 годы,  тыс. ед.

Источник: Собственная  разработка  на основании данных табл. 2.1

Всего в  2008 году проверками налоговых органов было охвачено 56 тысяч субъектов предпринимательской  деятельности. В 2009 году проверками налоговых  органов было охвачено 17 тысяч субъектов  предпринимательской деятельности, или 4,8% от их общего количества. Таким образом, количество налоговых проверок в 2009 году сократилось более чем на 70%. Налоговые органы Беларуси в 2010 году провели более 41 тысяч проверок субъектов предпринимательства, что выше уровня 2009 года в 2,5раза, или на 24 тыс. субъектов.

Динамика выявленных нарушений среди проверяемых субъектов предпринимательской деятельности за 2008-2010 годы представлена на рис. 2.3.

Рис. 2.3. Динамика выявленных нарушений среди проверяемых субъектов предпринимательской деятельности за  2008-2010 годы,  %

Источник: Собственная  разработка  на основании данных табл. 2.1

 

Среди проверенных субъектов предпринимательской деятельности в 2008 году были выявлены нарушения у 75,1 %. В 2009 г. было установлено 92,2 % нарушений. В 2010 году результативность проведенных проверок составила 96,2%, что на 4 процентного пункта выше показателя 2009 года.

По данным МНС, налоговыми органами в 2010 году проведено 513 проверок плательщиков, совершавших хозяйственные  операции с субъектами, осуществляющими лжепредпринимательскую деятельность. Результативность проверок составила 93,8%. К уплате предъявлено 129,6 млрд. руб.

 Кроме того, проведено  2380 проверок субъектов предпринимательской  деятельности, осуществляющих строительные  работы и оказывающих ремонтно-строительные услуги. Результативность этих проверок - 91,9%. Предъявлено к уплате 104,7 млрд. руб.

 Также в 2010 году  налоговые органы осуществили  1775 проверок субъектов предпринимательской  деятельности, осуществляющих торговлю  строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием. Их результативность - 93,3%. Предъявлено к уплате 50,6 млрд.руб.

 Проведено 1587 проверок  субъектов предпринимательской  деятельности, осуществляющих международные  автомобильные грузоперевозки. Их результативность - 92%. Предъявлено к уплате 2,9 млрд. руб.

Более 1800 проверок проведено  в отношении субъектов предпринимательской  деятельности, осуществляющих торговлю автомобильными деталями, узлами и  принадлежностями для автомобилей. Их результативность - 94,1%. Предъявлено к уплате 5,3 млрд. руб.

Немало проверок (2105) осуществлено и среди субъектов предпринимательской  деятельности, не обеспечивших финансовую устойчивость и имевших устойчивый убыток в течение календарного года. Результативность их составила 87,4%. Предъявлено к уплате 105,1 млрд. руб.

Проводимые на постоянной основе проверки обоснованности возврата налога на добавленную стоимость  позволили в 2010 году оставить в распоряжении бюджета 198,2 млрд. руб. (в 2009 году – 49,1 млрд. руб.).

Кроме того, по результатам  проведения налоговыми органами мониторинга  финансово-хозяйственной деятельности крупных плательщиков, субъектов  малого предпринимательства в бюджет дополнительно поступило 75,9 млрд. руб. В результате комплексного анализа информации о фактической деятельности плательщиков, имеющейся в налоговых органах и поступившей из других органов и организаций, в том числе в виде электронных баз данных, дополнительно получено 43,6 млрд. руб.

После анализа имеющейся  в налоговых органах информации о деятельности организаций, допускающих убытки на протяжении нескольких отчетных периодов, привлечено 99 млрд. руб.

Особое внимание налоговыми органами уделялось интернет-торговле: в 2010 году проведен мониторинг 993 субъектов  хозяйствования, осуществляющих деятельность через интернет-магазины с использованием электронных кошельков. По результатам 208 проверок субъектов хозяйствования, осуществляющих реализацию товаров с использованием интернет-магазинов, а также электронных кошельков, доначислено 1 млрд. руб., арестовано ТМЦ на 3,8 млрд. руб.

Динамика количества внеплановых проверок проводимых налоговыми органами Республики Беларуси  за  2008-20109 годы представлена на рис. 2.4

 

Рис. 2.4. Динамика количества внеплановых проверок проводимых налоговыми органами Республики Беларуси  за  2008-20109 годы,  ед.

Источник: Собственная  разработка  на основании данных табл. 2.1

 

В 2010 году налоговыми органами республики проведено 26379 внеплановых тематических оперативных проверок, что на 24,3% меньше количества проверок 2009 года. Однако результативность проверок увеличилась на 0,8 процентного пункта и составила 99,9%.

Информация о работе Налоговый контроль и пути его совершенствования