Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:35, курсовая работа
Цель курсовой работы – обобщение теоретических аспектов организации налогового контроля, анализ системы налогового контроля в Республике Беларусь и определение направлений его совершенствования на современном этапе.
Для достижения поставленной цели, предполагается решение следующих задач:
раскрыть сущность и значение налогового контроля в системе финансового контроля;
определить принципы организации налогового контроля;
рассмотреть формы, виды и методы налогового контроля;
изучить нормативное правовое обеспечение налогового контроля в Республике Беларусь;
проанализировать тенденции налогового контроля в Республике Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...
4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ……………..
1.1. Сущность, значение и принципы организации налогового контроля ….…
1.2. Формы, виды и методы налогового контроля ……………………….….….
1.3. Нормативно-правовое обеспечение налогового контроля в Республике Беларусь …………………………………………………………………………..
7
7
17
25
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………………………………
2.1. Анализ тенденций налогового контроля в Республике Беларусь ……..…
2.2. Направления совершенствования организации налогового контроля в Республике Беларусь ……………………………………………………………..
29
29
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………
44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………….
47
Рейдовые мероприятия в целом обеспечили изъятие из теневого оборота ТМЦ и денежных средств, по предварительной оценке, на сумму 44,1 млрд. руб., что на 18,1% меньше показателя 2009 года. По решениям судов обращено в доход государства ТМЦ и денежных средств на сумму 29,2 млрд. руб.
С применением метода контрольной закупки проведено 13375 внеплановых тематических оперативных проверок, результативность которых составила 99,9%, что на 0,3 процентного пункта больше показателя 2009 года.
По данным МНС, в результате проводимой работы по пресечению незаконной предпринимательской деятельности в 2010 году количество случаев нарушения норм законодательства сократилось на 34%.
В сфере незаконной предпринимательской деятельности установлено 14,5 тыс. нарушений, 90% из которых связаны с занятием незарегистрированной предпринимательской деятельностью. В итоге в бюджет возвращено 3,9 млрд. руб. незаконно полученного дохода, сумма штрафов составила 695 млн. руб.
В сфере производства
и оборота подакцизной
В 2010 году необходимая работа проводилась налоговыми органами и по предотвращению нарушений порядка маркировки продукции контрольными (идентификационными) знаками, а также нарушений порядка приобретения, транспортировки и хранения товаров, не относящихся к подакцизной группе.
В 2010 году эффективность 1 руб. проверок, выделенного на эти цели из бюджета, составила 367 руб.: из теневого оборота изъято товарно-материальных ценностей и денежных средств на сумму 44,1 млрд. руб. [23].
Проводимые на постоянной основе проверки обоснованности возврата налога на добавленную стоимость позволили оставить в распоряжении бюджета 123,3 млрд. рублей (в том числе при экспорте товаров (работ, услуг) в Российскую Федерацию 19,8 млрд. рублей).
Таким образом, анализ результатов контрольной работы налоговых органов Республики Беларусь свидетельствует, что основные ее направления, характерные для прошлого года, будут сохранены и в ближайшем будущем. Так, планируется дальнейшее уменьшение количества проверок, при одновременном повышении их эффективности. Кроме того, особое внимание необходимо уделять убыточным организациям, плательщикам, использующим специальные схемы с целью сокрытия объектов налогообложения, лжепредпринимательским структурам, теневому сектору экономики.
2.2. Направления совершенствования организации
налогового контроля в Республике Беларусь
Одним из направлений совершенствования налогового контроля является повышение роли предварительного и текущего контроля, связанных с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании которой могут осуществляться выборочные проверки налогоплательщиков. Для этого необходимо создание принципиально новых технологий налоговой деятельности на основе применения компьютерных сетей и баз данных с использованием опыта зарубежных стран.
Важнейшим направлением совершенствования налогового контроля на современном этапе развития страны является сокращение времени, используемого контрольным работником на проведение налоговых проверок, и, в первую очередь, на проведение выездных налоговых проверок как наиболее трудоемких. Для этого можно сделать следующее;
Следующим направлением совершенствования налогового контроля является повышение материальной заинтересованности работников в улучшении показателей контрольной работы инспекции, для чего целесообразно создать в каждой налоговой инспекции специальный фонд денежных средств, который бы использовался на укрепление материально-технической базы инспекции и материальное стимулирование работников, показавших наилучшие результаты в работе. Источниками формирования данного фонда могут быть:
К одному из главных путей повышения эффективности налогового контроля можно отнести и совершенствование самого налогового законодательства, так как упрощение и стабильность законодательства о налогах и предпринимательстве автоматически приведут и к упрощению осуществления контроля за его соблюдением. Например, можно ослабить условия, которые необходимо соблюсти налогоплательщику для перехода на упрощенную систему исчисления и уплаты налогов.
Совершенствованию налогового контроля будет также способствовать и внесение некоторых изменений в Хозяйственно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, которые бы защищали интересы налоговых органов при рассмотрении спорных дел в хозяйственных судах. Например, необходимо разработать процедуру, исключающую возможность представления в суд налогоплательщиком новых или измененных документов при обжаловании результатов уже завершенной проверки. Во многих случаях налогоплательщики предъявляют в ходе судебного рассмотрения отсутствовавшие при проведении выездной налоговой проверки первичные документы, которые, как правило, составлены задним числом и поэтому не соответствуют действительности. Корректируя состав документов каждый раз в соответствии с итогами рассмотрения дела на предшествующем уровне, налогоплательщики могут полностью изменить его ход в свою пользу, что выражается в уменьшении или полной отмене доначисленных сумм по актам проверок. Включить в Хозяйственно-процессуальный кодекс предлагаемую процедуру можно на основании обобщения опыта судов. Это позволит при рассмотрении дела в апелляционной или кассационной инстанциях принимать во внимание только те документы, которые были представлены в первую инстанцию.
Представляет определенный интерес и такое из направлений совершенствования налогового контроля, как осуществление проверок аудиторскими фирмами совместно с налоговыми органами и аккредитация аудиторских фирм при МНС Республики Беларусь в качестве агентов указанного министерства. Под аккредитацией аудиторских фирм при МНС Республики Беларусь в качестве агентов понимается помощь в осуществлении выездных проверок юридических лиц.
Положительными аспектами указанного предложения для государства являются:
Указанное предложение может быть выгодно для предприятий в силу следующих причин:
Для аудиторских фирм данное предложение может быть интересным в силу следующего:
Однако следует отметить и возможные негативные последствия внедрения указанного предложения: махинации и мздоимство при отборе для аккредитации фирмы, привилегированность и избранность отдельных аудиторских фирм, неестественная конкуренция на рынке аудиторских услуг.
В целях минимизации отрицательных и негативных последствий указанного предложения представляется возможным следующий порядок аккредитации аудиторских компаний:
Необходимо также общее повышение налоговой культуры налогоплательщиков и взаимодействие государства с ними с учетом следующих основных психологических аспектов:
Реформирование контрольной деятельности в Республике Беларусь проводится в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Данный документ направлен на кардинальное сокращение количества проверок, исключение дублирующих полномочий контролирующих органов, создание гибкой, прозрачной и необременительной для бизнеса системы контроля, которая не подавляет деловую инициативу в стране и позволяет проводить проверочные мероприятия не в карательных, а в предупредительных целях [19].
Если раньше при сплошном контроле МНС анализировали данные о плательщике непосредственно перед выходом на проверку, то с 2010 года само решение о необходимости проверки и частоты проведения будет приниматься на основании постоянного анализа показателей деятельности субъекта хозяйствования.
В настоящее время в пользовании МНС находится около 40 различных баз данных, которые аккумулируют разного рода информацию о налогоплательщиках. Именно результат анализа информации, содержащейся в этих базах данных, и будет являться главным посылом для проверки.
Введен запрет на проведение проверок вновь зарегистрированных субъектов хозяйствования в течение двух лет со дня их государственной регистрации (двухлетний мораторий).
Все субъекты хозяйствования будут распределены по группам риска для назначения плановых проверок. Субъекты хозяйствования, отнесенные к высокой группе риска, будут проверяться не чаще одного раза в год, к средней - не чаще одного раза в 3 года, к низкой - не чаще одного раза в 5 лет. При этом если по результатам проведенной плановой проверки нарушений законодательства установлено не будет, следующая плановая проверка этого субъекта, отнесенного к высокой группе риска, может быть назначена не ранее чем через 2 года, а отнесенного к средней группе - не ранее чем через 5 лет.
Такой механизм позволит реализовать принцип выборочного, а не сплошного контроля, учитывать при этом степень соблюдения законодательства проверяемым субъектом. Сам же процесс планирования проверок перестанет быть сугубо внутренней, конфиденциальной процедурой контролирующих органов, станет открытым для субъектов хозяйствования. Это позволит им самостоятельно оценивать свою деятельность и принимать меры для перехода в группу с более низкой степенью риска [15].
Таким образом, в настоящее время критерии для отнесения к определенной группе риска, установленные белорусским законодательством, представляют собой сочетание признаков нарушений в сфере налогового администрирования и проведения рисковых видов деятельности, что обосновано практическими результатами контрольной деятельности. Предположительно дальнейшая работа в сфере организации и проведения контрольной деятельности в Республике Беларусь будет нацелена на уточнение критериев отбора, применяемых отдельной контролирующей структурой. Поскольку основное направление проводимых в контроле реформ применительно к налоговой службе связано с усилением предварительной подготовительной работы для прогноза налоговых нарушений, актуальной является разработка возможных к применению аналитических критериев. В белорусском законодательстве аналитические критерии представлены в незначительном объеме. Их использование затрудняет отсутствие единой базы данных для дифференциации всей совокупности плательщиков на относительно однородные группы и конкретизации процедуры отбора [30, с.106].
Информация о работе Налоговый контроль и пути его совершенствования