Налоги в системе финансовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы, тема которой является налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание, состоит в полном и глубоком изучении теоретической части данной темы, освоение и анализ полученного материала.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Обзор литературы……………………………………………………………..…5
2. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание. Функции налогов…………………………………………………….17
3. Налоговая система. Принципы построения налоговой системы…………………………………………..........................................28
4. Классификация налогов…………………………………………………….33
5. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции……………………………………………………….…37
Выводы
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

налоги.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

   Обеспечение экономического роста и стабильности невозможно без реализации эффективной внешнеэкономической политики, поэтому национальная налоговая политика должна предусматривать ряд соответствующих мер.

   Вступая в различного рода экономические группировки, государство берет на себя обязательства по поддержанию и осуществлению межгосударственной экономической политики, соответствующей целям создания и жизнеспособности образуемых экономических союзов. Подписывая договор о вступлении в интеграционное объединение, государство тем самым принимает условие частичной утраты экономического суверенитета и (как следствие) суверенной экономической политики, но одновременно приобретает право на выработку совместной межгосударственной экономической политики и обязанность по ее обеспечению для достижения совместного экономического роста и благосостояния.

   Добровольность, осознанная необходимость  и экономическая готовность к объединению — обязательные принципы экономической интеграции.

   Выработка согласованной налоговой политики осложняется внутренним сущностным противоречием, заложенным в категории «налог». Аккумулируя в себе полюсные интересы государства и налогоплательщика при реализации налоговой политики межгосударственного образования, налоги создают дополнительные противоречия, связанные с возможным несовпадением государственных национальных и межгосударственных общих интересов. Оптимальность налоговой политики экономического союза определяется не только выбором эффективных налоговых инструментов, отвечающих целям интеграционного образования, но и соответствием этих целей реальному экономическому базису, а также интересам всех субъектов складывающихся отношений.

   Разнообразие  экономических интересов субъектов налоговых отношений не позволяет безоговорочно проецировать национальные налоговые механизмы на объединенную экономику. Поэтому выработка международного механизма налогообложения интеграционного объединения, создание благоприятного для всех участников налогового климата — задача первостепенной важности, диктуемая согласованной налоговой политикой.

   Согласно  теории налогообложения, любой налоговый  механизм представлен тремя основными взаимосвязанными блоками:

  1. налоговым планированием;
  2. налоговым регулированием;
  3. налоговым администрированием.

   Все эти блоки должны присутствовать и в налоговом механизме экономического союза. Однако роль каждого из них может быть неодинаковой на разных этапах, что зависит от целей и задач, решаемых в рамках региональных экономических образований, а также от развития научной и методической базы.

   Совершенствование и реформирование налоговых систем новых независимых государств — в прошлом советских республик, их адаптация к новым видам деятельности и рыночным институтам происходят достаточно активно. Но в национальных налоговых законодательствах государств, вступивших на путь экономических преобразований и реформ, еще крайне редко применяются научно обоснованные методики налогового планирования и прогнозирования влияния налогов на экономические процессы.

   Совместное  налоговое планирование целесообразно использовать при планировании объема совместного межгосударственного бюджета. Такая форма организации общегосударственных финансов пока реализуется только Республикой Беларусь и Российской Федерацией при составлении совместного бюджета, который формируется не за счет налоговых поступлений, а на основании вкладов участников объединения и определяется объемом финансирования общих проектов и программ.

   Налоговое регулирование в современных условиях является стержнем межгосударственного налогового механизма и опосредуется как внутренними, так и межгосударственными законодательными актами.

   Как свидетельствует опыт международных  интеграционных образований, интересы экономического объединения требуют унификации налоговых законодательств его участников. И если определить гармонизацию как основное направление совместной налоговой политики, т.е. ее стратегию, то унификация должна рассматриваться как основной механизм осуществления этой цели, а именно — тактика налоговых преобразований.

   Налоговая унификация может представлять собой  инструмент государственного регулирования внутреннего налогового режима и налогообложения внешнеэкономических операций. С этой точки зрения ее правомочно классифицировать соответственно  как внутреннюю  (национальную)  или внешнюю (межгосударственную) унификацию.

   Внутренняя  унификация подразумевает универсализацию национальной налоговой системы по следующим основным направлениям:

  • упрощение методик исчисления налогов;
  • применение идентичного механизма налогообложения для всех налогоплательщиков и объектов налогообложения;
  • приведение к равнозначности (одинаковому экономическому эффекту от применения) налоговых ставок по всем хозяйственным операциям и объектам налогообложения;
  • унификация процедуры исполнения налоговых обязательств.

   Внешняя унификация направлена в первую очередь на приведение действующей налоговой системы государства в соответствие с налоговыми системами стран — торговых партнеров и участников экономических союзов. С этой целью необходимо решать следующие задачи:

  • активизировать интеграционные процессы;
  • привлекать иностранных инвесторов, в том числе адаптируя правила налогообложения к привычным для них формам;
  • заключать международные договоры об избежании двойного налогообложения без ущерба для национальной экономики;

   • создавать равные условия функционирования для отечественных товаропроизводителей, в том числе и на чужих 
рынках.

   Упрощение налогообложения не исключает возможность  использовать в национальной налоговой системе специфические формы и методики налогообложения, способные стимулировать развитие отдельных приоритетных направлений экономики (инвестиции, высокие технологии, малый бизнес, производство социально значимых товаров, экспорт и т.д.).

   В рамках межгосударственных связей унификация затрагивает в основном перечень основных налогов и ставок и выражается в универсализации правовых налоговых отношений (общие подходы в формировании национальных налоговых кодексов).

   Достижение общего уровня налогообложения, унификация отдельных инструментов невозможны без организации действенной системы налогового администрирования в рамках интеграционного объединения. Это предполагает создание органов не только контроля и согласования налоговой политики на меж- и наднациональном уровнях (в зависимости от степени интеграции), но и управления налоговыми потоками в рамках объединения. Кроме того, в их задачу входят анализ и оценка воздействия на объединенную экономику, планирование и прогнозирование процессов налоговой унификации, построение налоговых отношений с третьими странами и т.д [6] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Выводы 

        В истории развития общества  еще не одно государство не  смогло обойтись без налогов.  Налоги являются необходимым инструментом построения экономических отношений в обществе. Они  обеспечивают финансовую базу для общегосударственной власти в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.  Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность, требующую средств. Кроме налогов у государства, по сути, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Для государства налоги являются основной статьей расходов.  В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80-90% всех бюджетных поступлений. Поэтому для любого государства является крайне важным построить налоговую систему таким образом, чтобы она в конечном итоге позволила выйти на максимально высокий уровень развития национальной экономики и поступлений налогов в государственную казну.

   Подводя итог можно сделать следующие выводы:

  1. Налоги это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.
  2. Финансовые отношения между государством и хозяйствующими субъектами и населением по формированию централизованного денежного фонда называются налоговыми отношениями.
  3. В числе налоговых функций обычно выделяют фискальную, стимулирующую, распределительную, регулирующую и контрольную.
  4. В настоящее время не существует единственно верной теории экономического регулирования. Во многих странах, правительства которых применяют методы регулирования на практике, происходит взаимодействие трех основных концепций: кейнсианской с различными вариациями, теории экономики предложения и монетаризма.
  5. Необходимо устанавливать такой уровень налогообложения, чтобы он был, с одной стороны, достаточным для выполнения государственных функций, а с другой — не оказывал отрицательного влияния на экономику и население.
  6.      Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания
  7. В налогообложении действуют три способа взимания налогов, касающихся учета и оценки объекта налога: кадастровый, декларационный и административный у источника образования объекта.
  8. Применяются следующие методы оплаты налога: наличным платежом, безналичным платежом, гербовыми марками.
  9. В современных условиях все чаще наблюдается взаимозависимость экономик, что, в обязательном порядке, требуют упорядочения налогового сотрудничества.

   Как видим, налоговая система, и налоги в частности, является сложной, однако очень важной для экономики страны финансовой категорией, без которой немыслимо существования государства в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  литературы:

  1. Винокурова, Т. П. Экономическая сущность налогов как объекта бухгалтерского учета и анализа и их классификация для целевого управления/Т. П. Винокурова//// Бухгалтерский учет и анализ. – 2008г. - №10. – С. 40-43.
  2. Волянюк, В. Платить налоги рад. Рассчитывать их сложно... [электронный ресурс]/ Налоги. Минск, 2008. Режим доступа http://21.by/news//30680- Дата:09.08.2008-3с.
  3. Герштеин, Е. Ф О налогах и не только/Е. Ф. Герштеин//Налоги Беларуси. – 2008. - №25. – С. 50-51.
  4. Дейко, А. Эффективная налоговая система – одно из важнейших условий экономического роста нашей страны / А. Дейко// Проблемы управления. – 2008г. - №3. – С. 51-56.
  5. Жук, А. Администрирование: подходы к совершенствованию/ А. Жук// Финансы, учет, аудит. – 2008. - №7. – С. 37-39.
  6. Заяц Н. Е. Теория финансов: учеб. пособие / Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко, Т. В. Сорокина [и др.]; под ред. проф. Н. Е. Заяц, Фисенко, Т. В. – Минск: БГЭУ, 2005. – 251 с.
  7. Заяц Н. Е. Теория налогов: учеб. пособие / Н. Е. Заяц. – Минск: БГЭУ, 2002. – 220 с.
  8. Зиновский, В. Систему налогообложения необходимо упростить, оставив 3-4 платежа[электронный ресурс]/ Налоги. Минск, 2007. Режим доступа http://www.expertby.org/article/uprostit-nalogi/by- Дата:30.10.2007-1с.
  9. Киреева, Е. Ф. НДС: теория и практика взимания/ Е. Ф. Киреева//Научно-исследовательский журнал. – 2008г. - №12. – С. 33-36.
  10. Киреева Е. Ф. Гармонизация налогового права [электронный ресурс]/ Народ. – Москва, 2009. – Режим доступа http://nounivers.narod.ru/ofir/coast.htm- Дата:1.02.2009-7с.
  11. Копелярова, О. С. Актуальные проблемы развития агропромышленного комплекса: материалы международной межвузовской конференции. – Горки, 11-12 сентября 2008г: 3 части – 226с.
  12. Лешко,  В.Н Оптимизация налогов как средства увеличения доходов предприятия[электронный ресурс]/ Новости. – Минск, 2009. Режим доступа http://21.by/news//403852- Дата:1.02.2009-3с.
  13. Лещик, Д. В Проблемы определения налоговой нагрузки/ Д. В. Лещик// Актуальные проблемы рыночной экономики. – 2004г.-С. 181-182.
  14. Образкова, Т. Реформирование подоходного налога/ Т. Образкова//Главный бухгалтер. -2008г. - №5.- С. 73-76.
  15. Попов, Е. М. Налоги в рыночной экономики (анализ налогообложения в Беларуси)/Е. М. Попов// Бухгалтерский учет и анализ. – 2008г. - №3. – С. 27-32.
  16. Смирновой Е. Совершенствование налогов [электронный ресурс]/ Либеральные новости. – Москва, 2009. – Режим доступа http://libertynews.ru/node/741- Дата:31.03.2009-5с.
  17. Снищенко, С. В. Функции налогов[электронный ресурс]/ Народ. – Москва, 2009. – Режим доступа http://nounivers.narod.ru/ofir/coast.htm- Дата:17.01.2009-7с.
  18. Юровицкий   Г. В. Сущность налогов. Основные функции и принципы налогообложения[электронный ресурс]/ Новости. – Канзас, 2009. - Режим доступа http://www.kanzas.ua/go/ru/article--title--Array...20090106-102628--ResourceID--44959--category--articles--page.html- Дата:06.01.2009-5с.
  19. Язкова Г. В. Актуальные проблемы развития агропромышленного комплекса: материалы международной межвузовской конференции/ Г. В. Язкова, О. А. Скрицкая// Горки, 11-12 сентября 2008г: 3 части – 226с.

Информация о работе Налоги в системе финансовых отношений