Налоги в системе финансовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы, тема которой является налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание, состоит в полном и глубоком изучении теоретической части данной темы, освоение и анализ полученного материала.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Обзор литературы……………………………………………………………..…5
2. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание. Функции налогов…………………………………………………….17
3. Налоговая система. Принципы построения налоговой системы…………………………………………..........................................28
4. Классификация налогов…………………………………………………….33
5. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции……………………………………………………….…37
Выводы
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

налоги.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

      В-четвертых, на протяжении почти  всего анализируемого периода  наблюдалась высокая налоговая нагрузка на фонд заработной платы.

       В-пятых, взимание сборов о отчислений из выручки от реализации продукции ухудшают конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешних рынков.

      Такая система налогов не создаёт  благоприятных условий для развития  предпринимательской деятельности, заставляет активно искать пути  уклонения их налогообложения.

        Следует особо отметить, что основополагающий по части налогообложения в республики Беларусь нормативный акт «Закон «О налогах и сборов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» подвергались изменениям и дополнениям более 10 раз. Взятый курс на разработку налогового кодекса до сих пор не получил логического завершения.

      Мы также считаем, что в условиях  перехода к рыночным отношениям, целесообразно обратиться к зарубежному  опыту установления налогов и  контроля за их полным и  своевременным поступлением.

      Г. В. Юровицкий [18] считает, что критика налоговой системы Республики Беларусь необоснованна.

       Многие экономисты признают следующие  недостатки налоговой системы  нашей страны: количество налогов,  налоговую нагрузку, сложность налогового  законодательства и длительность процедуры уплаты налогов.

       Автор отмечает, что количество налогов не является критерием для оценки эффективности налоговой системы. Наиболее оптимальной признается такая налоговая система, которая способна гармонизировать экономические интересы государства и плательщиков. Это выражается в обеспечении своевременного поступления налогов в бюджет сообразно бюджетным потребностям без существенного влияния на финансовое положение организаций и граждан.

      Речь идет о так называемом  принципе нейтральности налоговой системы, который заложен в фундамент построения всех современных систем налогообложения. И сама история развития человеческого общества доказал, что есть только одна возможность соответствовать этому принципу – обеспечить взимание налогов с множества различных налоговых баз по относительно невысоким ставкам. Подобная методика взимания налогов делает их «менее заметными», а поэтому необременительными и вполне приемлемыми для общества. Примером может служить  налоговая система Германии, которая насчитывает около 50 различных налогов. Однако, по нашему мнению, это не совсем верно, так как множество налогов создает предпосылки к уклонению от их уплаты, а также делает налоговую систему страны запутанной и сложной.

   Автор оправдывает высокую концентрацию финансовых ресурсов в бюджете нашей страны широкомасштабным комплексом социальных гарантий: бесплатным образованием, здравоохранением, развитой системой пенсионного обеспечения и социального обслуживания.   Не следует  также забывать и о социальной направленности бюджета белорусского государства. По этой причине параллели с некоторыми зарубежными странами, в т. ч. и постсоветского пространства, выглядит некорректно и далеки от объективной оценки реальной действительности.

       По мнению А. Дейко [4], подводя итог 15-летнего развития налоговой системы Республики Беларусь, можно с уверенностью сказать, что на нынешнем этапе она приобретает такие важные черты, как устойчивость и стабильность функционирования, выраженная направленность на стимулирование воспроизводственных процессов. Программа  социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы в области бюджетно-налоговой политики предусмотрено совершенствование налогового законодательства, основными целями которого является снижение налоговой нагрузки, улучшение налогового администрирования и повышение рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы.                

      Необходимо отметить, что работа  по дальнейшему совершенствованию  налоговой системы в текущей  пятилетке приобретают более активный характер. Основными направлениями реформирования остаются неизменными – это её упрощение, расширение налоговых баз, сокращение налоговых баз, упрощение льгот, организационное совершенствование и техническое оснащение налоговых органов.  Одной из главных задач при этом является создание необходимых условий для ведения бизнеса в республики на основе цивилизованных принципов, которые сделают его простым и прозрачным. Малый и средний бизнес – это стратегический резерв белорусской экономики, для стабильного развития которого необходимо создавать привлекательные условия.

      Кроме того, эффективное реформирование  налоговой системы в целом  связано с необходимостью проведения соответствующих научных исследований, что обусловлено целесообразностью создания в республике в ближайшей перспективе научно-исследовательского института в данной сфере.

      Следует подчеркнуть, совершенствование  налоговой системы должно укреплять  позиции страны в конкурентной  борьбе, привлекать иностранный  капитал, стимулировать внутренние инвестиции и занятость, увеличивать личные доходы и потребительский спрос. Все это в конечном счете должно способствовать ускорению темпов экономического роста.

      Т. П. Винокурова [1] дает следующее определение «налогу»: экономическая категория, которая с давних времен играла важнейшую роль в жизни общества, являясь необходимым звеном экономических отношений. В государстве с рыночной экономикой основную долю финансовых поступлений в доходы бюджета формируют налоги, а налоговая политика используется в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами, называется налогообложением.

       Автор признает, что налогообложение  нашей страны необходимо совершенствовать. К общим проблемам теории и  практики бухгалтерского учета  и анализа налогов можно отнести:  наличие значительного количества нормативных документов, регламентирующих налогообложение в Республике Беларусь, несогласованность налогового законодательства с бухгалтерским и иным законодательством, недостатки в методике и организации учета налогов, отсутствие единой методики расчета налоговой нагрузки на юридические лица в Республике Беларусь.

         Важным шагом к стабильности  и оптимальности налоговой системы  стало начало разработки Налогового  кодекса Республики Беларусь  и введение в действие его  общей части с 1 января 2004 года  в действие. Вместе с тем, Общая  часть Налогового кодекса Республики Беларусь нуждается в совершенствовании. По мнению автора, она должна содержать перечень тех налоговых платежей, которые фактически уплачиваются налогоплательщиками в текущий период времени, а платежи, подлежащие уплате в бюджет должны иметь четко определенный статус в соответствии со своей сущностью и определениями, приведенными в Налоговом кодексе Республики Беларусь: налоги и сборы (пошлины). Налоговый кодекс Республики Беларусь должен выть единым, максимально согласованным с бухгалтерским и другим законодательством документом, что предупредит вероятность возникновения ошибок из-за разногласий налогового и бухгалтерского законодательства и, как следствие, уплаты экономических санкций.

      Практически не уделяется должного внимания отечественными субъектами хозяйствования налоговому планированию, а также комплексному анализу налогов, являющемуся аналитической основой налогового планирования и направленному на оптимизацию налоговой нагрузки и усилению расчетно-платежной дисциплины в организации.

      Е. Ф. Герштеин [3 ] считает, что структура налогов в Беларуси имеет совершенно адаптированный к общеевропейской характер. Однако он отмечает, что вопросы совершенствования налогового администрирования остаются открытыми, и мы полностью согласны с ним. Автор выступает за максимальное упрощение процедуры подачи упрощенных налоговых деклараций. Налоги должны быть публичны, удобны в уплате и справедливы, но не до примитивизма, это нереально, ведь экономика – весьма сложная и многогранная, где-то парадоксальная отрасль знаний. Налоговое законодательство должно быть максимально понятно профессионалу, но быть настолько понятным человеку, далекому от экономики, на взгляд Герштеина, оно не может.  Задача же государства – приблизить налоговую систему к реальной структуре бизнеса и сделать её адекватной его развития.

        В. Зиновский [8] также отмечает, что система налогообложения в Беларуси должна быть простой и понятной бизнесу, а, по нашему мнению, это не совсем верно. Автор предлагает максимально упростить систему налогообложения, оставив 3-4 платежа, а распределением налоговых поступлений должны заниматься соответствующие органы. 
   Сами представители бизнеса также отмечают сложность и запутанность существующей налоговой системы. Помимо 10 основных налогов ежегодно законом о бюджете устанавливается до 17 видов республиканских и местных налогов и сборов. Кроме того, сохраняется практика введения новых платежей в течение года. Проблему усугубляют и многочисленные особенности порядка формирования налогооблагаемой базы. В основном это касается расчета уплаты местных налогов и сборов. В результате субъекты хозяйствования вынуждены затрачивать большие средства на налоговое администрирование. Сегодня в Беларуси "армия" бухгалтеров насчитывает более 400 тыс. человек

      А. Жук [5] рассматривает проблемы совершенствования налогового администрирования. Он отмечает, что с токи зрения ряда представителей государственных органов существующая система налогового администрирования в нашей стране эффективна, поскольку позволяет собирать практически все налоги, ведь задолженность по ним составляет около 1% от доходов бюджета. Однако, необходимо учитывать размер расходов государства на осуществление мероприятий налогового контроля.  В качестве критерия для оценки эффективности налогового администрирования в Беларуси предполагает использования фактический уровень транзакционных налоговых издержек.  Стимулировать сокращение транзакционных налоговых издержек целесообразно посредством изменения порядка предоставления налоговых деклараций и системы налогового контроля. Автор признает то, что система электронного представления налоговых деклараций способна значительно оптимизировать расходы на налоговое администрирование, и это по нашему мнению, действительно способно упростить систему налогового контроля. Автор предлагает введение презумпции невиновности налогоплательщиков, а также понятия «штрафной налоговый вычет». Мы согласны, что необходимо сократить количество налоговых проверок путем перехода на пятилетний период плановых проверок предприятий только при сокращении суммы уплаченных налогов или наличии задолженности по платежам в бюджет по итогам года. Проверка должна проводиться не более пяти рабочих дней.

      В целях снижения расходов государства на налоговое администрирование целесообразно создать в налоговых инспекциях специализированные межрайонные контрольные отделы. В заключении, автор предлагает для снижения расходов государства на налоговое администрирование объединить Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь с сокращением дублирующих функций и численности государственных служащих.

      О. С. Копелярова [11], определяя приоритетность направлений совершенствования налоговой системы, предлагает ввести в Беларуси институт кредита налогового доверия. Сейчас в республике  сформировалась категория добросовестных плательщиков, которые вполне бы могли иметь такое право. А также считаем, что введение в действие такого института кредита налогового доверия также стало бы хорошим стимулом для других налогоплательщиков исправно исполнять свои обязательства. Условием применения механизма кредита налогового доверия будет являться добросовестная уплата налоговых платежей. В этом случае налогоплательщик на 5 лет освобождается от плановых проверок налоговыми органами. Предполагается, что внеплановые проверки к таким налогоплательщикам могут применяться только с разрешения Президента Республики Беларусь. Обладатель сертификата кредита налогового доверия будет иметь приоритет при участии в трендах, кроме того, данный факт будут учитывать банки при выдачи кредита предприятиям.

   Е. Ф. Киреева [9] рассматривает особенности расчета НДС в нашей стране. Автор говорит о том, что НДС используют не все экономически развитые страны. Из крупных он не применяется на федеральном уровне в США и Индии. Во многих зарубежных странах он используется для покрытия бюджетных дефицитов, так как увеличение налоговых ставок, как правило, приводит к замедлению процесса накопления капитала и снижению деловой активности. Поэтому взимание НДС связано, прежде всего, с решением фискальных задач государства.

      НДС относят к категории тех  налогов, которыми облагается  внутренний и внешнеэкономический  товарооборот. Его перечисляют в  доходы бюджета все производители  и продавцы товаров, работ и услуг. НДС входит в группу налогов на потребление. Наряду с налогом с оборота он многоступенчат и взимается на каждой стадии производства и реализации. Сумма налога не рассчитывается от оборота, а является величиной, прямо пропорциональной стоимости, добавленной на каждой стадии продвижения товара от производителя до конечного потребителя. В результате любой из компонентов конечного продукта облагается налогом не более одного раза. Введение НДС в налоговую систему государств может вызвать повышение цен, но, тем не менее, он не считается инфляционным налогом.

Информация о работе Налоги в системе финансовых отношений