Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:10, курсовая работа
Цель данной курсовой работы, тема которой является налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание, состоит в полном и глубоком изучении теоретической части данной темы, освоение и анализ полученного материала.
Введение……………………………………………………………………….…3
Обзор литературы……………………………………………………………..…5
2. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание. Функции налогов…………………………………………………….17
3. Налоговая система. Принципы построения налоговой системы…………………………………………..........................................28
4. Классификация налогов…………………………………………………….33
5. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции……………………………………………………….…37
Выводы
Список использованной литературы
По теории А. Лаффера, развитие теневой экономики имеет обратную связь с налоговой системой, то есть увеличивает размеры теневой экономики, легальные и нелегальные укрытия от налогов, при которых большая часть имеющегося дохода не декларируется. Предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет А. Лаффер считает 30 % суммы доходов, в этих границах увеличивается сумма доходов бюджета.
Наоборот, снижение налогов стимулирует развитие экономики. Это приводит к тому, что доходы государства увеличиваются не за счет расширения налоговой базы, а за счет увеличения налоговой ставки и налогового бремени.
Теория монетаризма, разработанная американским экономистом, профессором Чикагского университета М. Фридменом, приверженцем идей свободы рынка, предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулированием денег в обращении. К тому же в этой теории делается ставка на снижение налогов. Одновременно теория монетаризма одним из основных средств регулирования экономики считает изменение денежной массы и процентных банковских ставок. Таким образом, сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой позволяет стабилизировать функционирование механизма не только государственного, но и частного предприятия.
Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло. В развитии кейнсианской теории тоже появились новые течения, стал возникать ее синтез с некоторыми направлениями неоклассической теории,
В настоящее время не существует единственно верной теории экономического регулирования. Во многих странах, правительства которых применяют методы регулирования на практике, происходит взаимодействие трех основных концепций: кейнсианской с различными вариациями, теории экономики предложения и монетаризма. И хотя неоклассические течения чаще используются в качестве теоретической основы для государственного регулирования, ученые уже не отделяют эти методы от кейнсианских, все больше обнаруживая в своих работах их взаимопроникновение.
Современные
налоговые теории в ходе поиска оптимальных
границ действия налогов строят исследования
на анализе конкретной налоговой системы,
выявлении ее позитивных и негативных
последствий и корректировке ее составляющих.
И хотя практически невозможно определить
эти границы, но вполне реально проследить
тенденцию взаимосвязи между развитием
экономики, долей налоговых поступлений
в бюджет и структурой налогов. Ученые
различных экономических течений предлагают
теоретические методы и средства для использования
в макроэкономическом управлении; необходимы
их согласованность и направленность
для решения наиболее важных задач в развитии
общества. Иными словами, должен быть продуман
и скорректирован набор экономических
регуляторов для успешного достижения
желаемого результата [7].
3.Налоговая
система. Принципы построения
налоговой системы
В теории финансов налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах. Налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Любой экономический закон определяет основополагающие принципы функционирования экономических отношений, следовательно, он не может приспосабливаться к сиюминутным потребностям государства и общества в целом, зависеть от политических интересов и органов законодательной и исполнительной власти. Экономические законы отражают фундаментальные тенденции общественного развития, формирующиеся при создании и использовании стоимости. В этом проявляется объективность экономических законов. Система налогообложения должна строиться исходя из фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики. Налоговедение, постигая экономические закономерности, определяет организационно-правовые принципы функционирования налоговой системы, формирует конкретные методики исчисления отдельных налоговых платежей. При этом следует подчеркнуть, что при проведении налоговых реформ законодатели обязаны учитывать требования объективных рыночных законов.
Функционирование национальной системы налогообложения обусловлено состоянием ее экономики и общественно-политической надстройки в переходный к рынку период. При этом особое место в создании системы налогообложения рыночного типа занимают принципы ее построения.
Все
государства развиваются в
Комплекс принципиальных положений системы налогообложения разграничивается на две подсистемы:
С развитием национальных экономик меняются и их системы налогообложения, все больше приближаясь к классическим принципам. Вместе с тем национальные системы налогообложения не теряют своей индивидуальности. Определяемые наукой в настоящее время принципы налогообложения можно разделить на 2 сферы.
Первая сфера включает всеобщие, или функциональные, принципы, которые так или иначе используются в налоговых системах всех стран, а именно:
Вторая сфера включает в себя экономические и организационно-правовые принципы построения налоговой системы в условиях общественно-политического и социально-экономического развития конкретной страны, а именно:
Налоговые системы, построенные и функционирующие на основе вышеназванных принципов, способны стать мощным стимулом развития экономики.
Особенно важен в формировании национальной налоговой системы выбор видов налогов, методов управления ими.
Научное обоснование и введение в общественную жизнь тех или иных налоговых форм и видов налогов, определение условий их сбора, зачисления в бюджеты различных уровней, установление мер налоговой ответственности при нарушении положений налогового законодательства — все это характеризует зрелость национальных налоговых систем.
Именно с выбора налоговых форм начинается реализация внутреннего потенциала категории «налог». В рациональном налогообложении не должно быть ни одной налоговой формы, которая бы препятствовала накоплению богатства всеми участниками воспроизводства. В противном случае отдельные налоги в действительности будут представлять собой форму директивного изъятия из хозяйственного оборота финансовых расходов. Налоговая система должна быть свободной от малоэффективных налоговых форм, т.е. налогов, сбор которых требует затрат, значительно превышающих величину налоговых поступлений. Такие налоги только усложняют налогообложение, затрудняют налоговый контроль.
Как бы ни были унифицированы национальные системы налогообложения, в них сохраняется экономическая специфика развития государства. Ее отражает реальный налоговый механизм, при формировании которого решаются следующие основные вопросы:
4.Классификация
налогов
Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.
Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам .
Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов:
1) по способу взимания налогов;
2) по субъекту-налогоплательщику;
3) по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;
4) по порядку введения налога;
5) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;
6)
по целевой направленности
7) по срокам уплаты налогов.
1.По
способу взимания налогов.
Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, поэтому для последних размер налога точно известен.
Прямые налоги - это налоги на доходы физических и юридических лиц. К ним относятся: налог на прибыль предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения .
Среди прямых налогов выделяют:
Реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог на операции с ценными бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.).
Личные прямые налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.