Налоги в системе финансовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы, тема которой является налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание, состоит в полном и глубоком изучении теоретической части данной темы, освоение и анализ полученного материала.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Обзор литературы……………………………………………………………..…5
2. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание. Функции налогов…………………………………………………….17
3. Налоговая система. Принципы построения налоговой системы…………………………………………..........................................28
4. Классификация налогов…………………………………………………….33
5. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции……………………………………………………….…37
Выводы
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

налоги.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

   По  теории А. Лаффера, развитие теневой  экономики имеет обратную связь с налоговой системой, то есть увеличивает размеры теневой экономики, легальные и нелегальные укрытия от налогов, при которых большая часть имеющегося дохода не декларируется. Предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет А. Лаффер считает 30 % суммы доходов, в этих границах увеличивается сумма доходов бюджета.

   Наоборот, снижение налогов стимулирует развитие экономики. Это приводит к тому, что доходы государства увеличиваются не за счет расширения налоговой базы, а за счет увеличения налоговой ставки и налогового бремени.

   Теория  монетаризма, разработанная американским экономистом, профессором Чикагского университета М. Фридменом, приверженцем идей свободы рынка, предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулированием денег в обращении. К тому же в этой теории делается ставка на снижение налогов. Одновременно теория монетаризма одним из основных средств регулирования экономики считает изменение денежной массы и процентных банковских ставок. Таким образом, сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой позволяет стабилизировать функционирование механизма не только государственного, но и частного предприятия.

   Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло. В развитии кейнсианской теории тоже появились новые течения, стал возникать ее синтез с некоторыми направлениями неоклассической теории,

   В настоящее время не существует единственно  верной теории экономического регулирования. Во многих странах, правительства которых применяют методы регулирования на практике, происходит взаимодействие трех основных концепций: кейнсианской с различными вариациями, теории экономики предложения и монетаризма. И хотя неоклассические течения чаще используются в качестве теоретической основы для государственного регулирования, ученые уже не отделяют эти методы от кейнсианских, все больше обнаруживая в своих работах их взаимопроникновение.

   Современные налоговые теории в ходе поиска оптимальных границ действия налогов строят исследования на анализе конкретной налоговой системы, выявлении ее позитивных и негативных последствий и корректировке ее составляющих. И хотя практически невозможно определить эти границы, но вполне реально проследить тенденцию взаимосвязи между развитием экономики, долей налоговых поступлений в бюджет и структурой налогов. Ученые различных экономических течений предлагают теоретические методы и средства для использования в макроэкономическом управлении; необходимы их согласованность и направленность для решения наиболее важных задач в развитии общества. Иными словами, должен быть продуман и скорректирован набор экономических регуляторов для успешного достижения желаемого результата [7]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Налоговая система. Принципы построения налоговой системы 

   В теории финансов налоги рассматриваются  как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах. Налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.

        Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

     Любой экономический закон определяет основополагающие принципы функционирования экономических отношений, следовательно, он не может приспосабливаться к сиюминутным потребностям государства и общества в целом, зависеть от политических интересов и органов законодательной и исполнительной власти. Экономические законы отражают фундаментальные тенденции общественного развития, формирующиеся при создании и использовании стоимости. В этом проявляется объективность экономических законов. Система налогообложения должна строиться исходя из фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики. Налоговедение, постигая экономические закономерности, определяет организационно-правовые принципы функционирования налоговой системы, формирует конкретные  методики  исчисления  отдельных  налоговых  платежей. При этом следует подчеркнуть, что при проведении налоговых реформ законодатели обязаны учитывать требования объективных рыночных законов.

   Функционирование  национальной системы налогообложения обусловлено состоянием ее экономики и общественно-политической надстройки в переходный к рынку период. При этом особое место в создании системы налогообложения рыночного типа занимают принципы ее построения.

   Все государства развиваются в соответствии с внутринациональными законами хозяйствования, которые существенно различаются. Следовательно, и принципы построения налоговых систем у них разные. Промышленно развитые страны наиболее приближены к классическому варианту этих принципов; страны, вступающие на путь рыночных преобразований, воспринимают их, преодолевая определенные затруднения.

   Комплекс  принципиальных положений системы налогообложения разграничивается на две подсистемы:

  1. классические, или наднациональные, принципы, которые, при условии строгого их использования, обеспечивают оптимальность налоговой системы;
  2. организационно-экономические, или внутринациональные, принципы. На их основе создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики, сложившимся социальным условиям развития общества.

   С развитием национальных экономик меняются и их системы налогообложения, все больше приближаясь к классическим принципам. Вместе с тем национальные системы налогообложения не теряют своей индивидуальности. Определяемые наукой в настоящее время принципы налогообложения можно разделить на 2 сферы.

   Первая  сфера включает всеобщие, или функциональные, принципы, которые так или иначе используются в налоговых системах всех стран, а именно:

  • принцип равномерности требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно тем доходам, которые они получают под покровительством этого правительства.
  • принцип определенности гласит, что точные сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику.
  • принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика.
  • принцип экономности означает необходимость сокращения издержек взимания налогов: расходы по сбору налогов должны быть минимальными.

   Вторая  сфера включает в себя экономические  и организационно-правовые принципы построения налоговой системы в  условиях общественно-политического и социально-экономического развития конкретной страны, а именно:

    • налоги должны быть по возможности минимальными;
    • минимальными или, точнее, минимально необходимы и затраты на их взимание;
    • налоги не могут препятствовать конкуренции;
    • налоги соответствуют структурной политике;
    • они нацелены на более справедливое распределение доходов;
    • максимально утверждается частная жизнь человека;
    • соблюдение коммерческой тайны;
    • налоговая система исключает двойное налогообложение;
    • величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.

   Налоговые системы, построенные и функционирующие  на основе вышеназванных принципов, способны стать мощным стимулом развития экономики.

   Особенно  важен в формировании национальной налоговой системы выбор видов налогов, методов управления ими.

   Научное обоснование и введение в общественную жизнь тех или иных налоговых форм и видов налогов, определение условий их сбора, зачисления в бюджеты различных уровней, установление мер налоговой ответственности при нарушении положений налогового законодательства — все это характеризует зрелость национальных налоговых систем.

     Именно с выбора налоговых форм начинается реализация внутреннего потенциала категории «налог». В рациональном налогообложении не должно быть ни одной налоговой формы, которая бы препятствовала накоплению богатства всеми участниками воспроизводства. В противном случае отдельные налоги в действительности будут представлять собой форму директивного изъятия из хозяйственного оборота финансовых расходов. Налоговая система должна быть свободной от малоэффективных налоговых форм, т.е. налогов, сбор которых требует затрат, значительно превышающих величину налоговых поступлений. Такие налоги только усложняют налогообложение, затрудняют налоговый контроль.

   Как бы ни были унифицированы национальные системы налогообложения, в них сохраняется экономическая специфика развития государства. Ее отражает реальный налоговый механизм, при формировании которого решаются следующие основные вопросы:

  1. соотношение налогов физических и юридических лиц;
  2. базисные показатели производства и домашнего хозяйства, служащие основой для возникновения налоговых обязательств;
  3. ставки налогов с каждого базисного показателя. 
             Что касается Республики Беларусь, то в ней имеются характерные для экономики республики внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие. В Налоговом кодексе Республики Беларусь законодательно развиты и расширены принципы, введены новые, касающиеся построения налоговой системы, учитывающие сложившиеся социально-экономические отношения в государстве. В частности, не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство и единую налоговую систему государства; не допускается вводить налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств, или затруднять законную деятельность  налогоплательщиков; не допускается устанавливать дополнительные налоги  или  повышенные либо дифференцированные ставки налогов  в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, гражданства физического лица. Известно, что налоговая система создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, целям и экономической политике.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Классификация налогов 
 

     Многообразие  существующих налогов вызывает необходимость  их классификации (разделения на виды) на определенной основе. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

     Классификация налогов - это группировка налогов  по различным признакам .

     Наиболее  существенное значение в современной  теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов:

     1) по способу взимания налогов;

     2) по субъекту-налогоплательщику;

     3) по органу, который устанавливает  и конкретизирует налоги;

     4) по порядку введения налога;

     5) по уровню бюджета, в который  зачисляется налоговый платеж;

     6) по целевой направленности введения  налога;

     7) по срокам уплаты налогов.

     1.По  способу взимания налогов. Согласно  данному основанию, различают  прямые и косвенные налоги.

     Прямые  налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, поэтому для последних размер налога точно известен.

     Прямые  налоги - это налоги на доходы физических и юридических лиц. К ним относятся: налог на прибыль предприятий  и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения .

     Среди прямых налогов выделяют:

     Реальные  прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог на операции с ценными бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.).

     Личные  прямые налоги уплачиваются с действительно  полученного дохода и отражают фактическую  платежеспособность. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.

Информация о работе Налоги в системе финансовых отношений