Налоги в системе финансовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы, тема которой является налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание, состоит в полном и глубоком изучении теоретической части данной темы, освоение и анализ полученного материала.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Обзор литературы……………………………………………………………..…5
2. Налоги как категория финансовых отношений, их сущность и содержание. Функции налогов…………………………………………………….17
3. Налоговая система. Принципы построения налоговой системы…………………………………………..........................................28
4. Классификация налогов…………………………………………………….33
5. Развитие налоговых отношений в условиях международной экономической интеграции……………………………………………………….…37
Выводы
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

налоги.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

      Введение в нашей стране НДС  предусматривало отмену налога  с оборота, ориентированного на  применение фиксированных розничных  и оптовых цен и их государственное  регулирование. Механизмы исчисления и уплаты НДС предусматривают определение добавленной стоимости в целом по предприятию с учетом внереализационных убытков и доходов. Выбранная форма налогообложения представляла тип товарного НДС, исчисляется методом прямого вычитания. В 2009 году белорусскому НДС исполнилось 17 лет. Следует отметить, что фискальный эффект достигнут.

      Д. В. Лещик [13] особое внимание уделяет проблеме определения уровня налоговой нагрузки. Он отмечает, что одной из главных задач всех налоговых реформ служит выбор оптимального уровня налоговой нагрузки. Налоговая нагрузка это относительный показатель. В основу методики положен принцип отнесения сумм налогов с конкретным финансово-экономическим показателем – объектом обложения налога или источником его уплаты. Именно такое соотнесение показателей дает возможность сопоставить совокупности налогов за отдельные временные промежутки или у отдельных хозяйствующих субъектов. При определении налоговой нагрузки на экономику наиболее часто используются показатель, характеризующий налоговое бремя как долю налогов и других обязательных платежей в ВВП. Такой подход не соответствует сущности налогообложения как процессу распределения вновь созданной стоимости.

      Существует несколько методик  расчета налоговой нагрузки на  предприятии. Для определения уровня налоговой нагрузки на отдельное предприятия наибольшее распространение получила методика, основанная на соотношении сумм налогов и сборов и выручки предприятия. При этом из поля зрения выпадает, что существует только один источник уплаты налогов – чистый доход. Следовательно, для определения уровня налоговой нагрузки на предприятие необходима методика, которая позволит определить долю обязательных платежей в чистом доходе. Выборка единой научно обоснованной методики позволит определить уровень налоговой нагрузки на макро- и микроуровне вне зависимости от условий хозяйственной дельности и изменений в экономики и политики.

      Т. Образкова [14] отмечает, что в налоговой системе Республики Беларусь налоги с физических лиц занимает существенное место и включает такие основные платежи, как подоходный налог, платежи за землю и налог на недвижимость. Основное место среди этих платежей занимает подоходный налог. За последние 8 лет применяемая в Республике Беларусь система подоходного налога неоднократно корректировалась. Наиболее существенные реформы были проведены в 1999г. (переход к налогообложению годового совокупного дохода и введение обязательного декларирования доходов населения) и в 2006 г. по всем элементам налога. Все приведенные преобразования были направлены на увеличения поступлений от подоходного налога и повышении его роли в общих доходах бюджета в основном за счет расширения налогооблагаемой базы и упрощения процедур уплаты и сбора налога. Также основное внимание уделялось соблюдению принципа прогрессивности подоходного налогообложения, суть которого в том, что высокие доходы должны облагаться налогом по более высоким ставкам, а низкооплачиваемые слои населения должны платить налог по относительно низким ставкам. Однако ожидаемых результатов это не принесло. Безусловно, основной причиной низкой бюджетной отдачи подоходного налога является типичный для всех стран с переходной экономикой первоначально невысокий уровень оплаты труда и тем более других денежных доходов населения, включаемых в налогооблагаемый оборот. Однако тот факт, что с ростом доходов населения, который отмечается уже с 2004 г., относительный уровень поступлений от подоходного налога не увеличиться, говорит о том, что есть и другие причины. Ранее в Республики Беларусь была установлена прогрессия налога с высоким уровнем ставок для высокодоходных групп населения.  При этом, согласно сложившейся ситуации в стране, доходы большей части населения облагались по минимальной ставке, а высокие предельные ставки для богатых слоев населения на практики не работали. Более того, в такой ситуации высокие предельные ставки налога для богатых на практике оборачиваются лишь дополнительным стимулом к сокрытию доходов и уклонению от уплаты налогов. По оценкам зарубежных экспертов, удельный вес теневой экономики в совокупной экономической деятельности в Беларуси хотя и меньше, чем в России (34%), Украины (44%) и некоторых других стран с переходной экономикой, но все-таки в среднем составляет не  менее 25%. 

        Е. Ф. Киреева [10] выступает за дальнейшую гармонизацию налоговой системы стран содружеств. Она отмечает, что обеспечить в полной мере функционирования одного рынка, а затем и организацию единого экономического пространства невозможно без проведения согласованной налоговой политики. Последние годы в государствах содружества происходят глубокие структурные изменения, обусловленные общим для них характером процесса формирования национальных экономик.

      Согласованная налоговая политика  государства формируется на базе  имеющегося экономического пространства государств, наделенного различными видами ресурсов. Она позволяет преодолеть негативные последствия, вызванные отменой внутренних барьеров и ограничений для торговли в пределах союза. Обеспечение согласованности национальной политики может быть осуществлен только при приоритете международного налогового права над национальным. Основным условием достижения этого является гармонизация национальной налоговой системы, что представляет собой разработку общего курса государств в данной сфере правоотношений на определенным этапе интеграционного взаимодействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Налоги как категория  финансовых отношений,  их сущность и  содержание. Функции  налогов 

        Современная наука называет налогом категорию, опосредующую процесс перераспределения доходов в государственный бюджет. Налоговые формы взаимоотношений  общества  с государством  нашли самые разные названия. Немецкие ученые рассматривали налог как поддержку, оказываемую государству её гражданами. В Англии до сих пор под налогом подразумевают долг, обязательство. Законодательство США определяет налог как  таксу, а Франции – как обязательный платеж. Принудительный характер  налоговой формы в российской практике некогда подчеркивал термин «подати» (принудительный платеж).

        Современное налоговое законодательство трактует налог и другие платежи исключительно в качестве средства, обеспечивающего доход бюджета. Налог, опосредуя экономические отношения между государством и плательщиками, призван не только обеспечить доходы, но и регулировать, воспроизводить, стимулировать экономику в целом.

        Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства (политических, экономических, внешнеэкономических, оборонных, социальных и др.), выполнение которых требует средств. Кроме налогов у государства нет иных методов мобилизации средств. Для покрытия расходов оно может использовать государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако это чревато тяжелыми экономическими последствиями для страны — инфляцией. Таким образом, на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80-90 % всех бюджетных поступлений (в развитых странах).

   Налоги, в качестве перераспределительной категории, являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Именно с появлением государства возникает такая финансовая категория, как налоги. С развитием государства и товарно-денежных отношений сформировалась группа более сложных категорий — государственные доходы и расходы, а на их основе — категории государственного бюджета. Финансовые отношения в этих звеньях финансовой системы носят характер перераспределения созданного в сфере производства прибавочного продукта и являются производными и зависимыми по отношению к финансам сферы материального производства.

   Что касается сущности налогов, то она связана с тем, что государство, выражая интересы общества в различных сферах деятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику. При этом для государственного регулирования социально-экономических процессов в качестве средства взаимодействия используется финансово-бюджетный механизм и его составная часть — налоги.

   В своем движении совокупный общественный продукт и национальный продукт проходят четыре фазы: производство, распределение (первичное и вторичное), обмен и потребление. Как уже отмечалось, налоги возникают и функционируют только на второй фазе — распределения, а точнее, перераспределения совокупного общественного продукта (СОП) и национального дохода (НД), отражая определенную сторону экономической деятельности, связанную с процессом изъятия перераспределяемой части стоимости СОП и НД в денежной форме в пользу государства.

   Налоги  же, а точнее налоговые отношения, являясь частью финансовых отношений, выражают лишь ту их сторону, которая связана с мобилизацией и формированием доходной базы бюджета.

   Налоги  носят объективный характер, поскольку связаны непосредственно с объективной деятельностью и функционированием государства и отображают реально существующие финансовые отношения. Они являются одним из элементов системы финансовых отношений и находятся во взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями, обладают свойствами, присущими другим финансовым категориям. В то же время налоги имеют признаки, которые выделяют их. Такой особенностью налогов является то, что они, участвуя в перераспределительном процессе, обеспечивают государство финансовыми ресурсами. Источником налогов хозяйствующих субъектов выступает прибавочный продукт, созданный в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами, часть которого поступает хозяйствующему субъекту для расширенного воспроизводства.

     Выделяют следующие субъекты налоговых отношений: налогоплательщика и государства, между которыми возникает движение стоимости, а прямое безвозмездное движение стоимости в денежной форме и является объектом налоговых отношений.  Особенность в том, что налоговые отношения носят односторонний характер — от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, то есть плательщик конкретно за свой платеж ничего не получает. Налоги, функционируя в фазе распределения через разнообразные способы налогового изъятия, используемые и регламентируемые государством, оказывают решающее влияние на другие фазы движения СОП — на производство, обмен и потребление, ускоряя процессы общественного производства или замедляя их.

   Мобилизация части прибавочного продукта в денежной форме осуществляется государством принудительно в форме налоговых платежей, взимаемых как с хозяйствующих субъектов, так и с населения страны. Отчужденная и присвоенная принудительно часть новой стоимости превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Весь процесс, связанный с образованием государственного денежного фонда, выступает как содержание финансов.

   Таким образом, исследуя сущность налогов с учетом специфических черт, можно дать следующее определение налогов. Налоги это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.

   Финансовые  отношения между государством и  хозяйствующими субъектами и населением по формированию централизованного денежного фонда называются налоговыми отношениями.

   Подавляющая часть налоговых изъятий не возвращается плательщику, а расходуется властью на управление, военные цели и другие непроизводственные мероприятия. И лишь относительно небольшая доля поступлений налогов через систему расходов бюджета направляется на рост доходов определенных групп населения (пенсии, стипендии и др.).

   При этом следует иметь в виду, что  при принудительной уплате налогов владельцы капитала могут утратить часть своего капитала, а следовательно, существует вероятность ограничения развития производства. При значительных обложениях не исключено возникновение кризисной экономической ситуации в обществе.

   С другой стороны, наемные работники, заплатив налоги государству, сокращают свои потребительские расходы или сбережения. В результате государство, забрав у них часть заработанного дохода, при определенных условиях лишает большинство населения возможности увеличивать потребление. Отсюда вытекает важный для государства вывод: надо устанавливать такой уровень налогообложения, чтобы он был, с одной стороны, достаточным для выполнения государственных функций, а с другой — не оказывал отрицательного влияния на экономику и население.

   Мобилизация части прибавочного продукта в денежной форме осуществляется государством принудительно в форме налоговых платежей, взимаемых как с хозяйствующих субъектов, так и с населения страны. Отчужденная и присвоенная принудительно часть новой стоимости превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Весь процесс, связанный с образованием государственного денежного фонда, выступает как содержание финансов. Экономическое содержание налогов проявляется в их функциях. Функции любой экономической категории раскрывают ее сущность, внутреннее содержание и значение. Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. В числе налоговых функций обычно выделяют фискальную, стимулирующую, распределительную, регулирующую и контрольную.

        Из определения налогов вытекает, что им присущ обязательный и принудительный характер изъятия платежей в бюджет. Именно устойчивость делает налоги основой государственных доходов, позволяет с их помощью покрывать общественные потребности. Данная способность налога определялась как фискальная функция, которая долгое время была достаточной для выражения сути и назначения налога. Фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития.

   Фискальная  функция налогов отражает форму  принудительного лишения юридического или физического лица принадлежащей ему собственности в форме капитала или заработка. Она рассматривается как своеобразный вид эксплуатации со стороны государства. Ей присуще единственное свойство — максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доход государственного бюджета; оно позволяет бесперебойно обеспечивать доходную часть бюджета.

   Фискальную  роль налогов характеризуют, кроме  того, данные о суммах финансовых санкций, поступающих в бюджет, суммах расходов государства на содержание налоговых служб, а также данные о разнице между общей суммой налогов, утвержденной в бюджете, и их величиной в отчете об исполнении бюджета.

Информация о работе Налоги в системе финансовых отношений