Налоги как основной источник доходов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Экономическая сущность налоговых поступлений государственного бюджета.Основные виды налогов.Собираемость налогов в РФ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Экономическая сущность налоговых поступлений государственного бюджета……………………………………………………………………………6
Содержание доходной части бюджета………………………………...6
Сущность и функции налогов………………………………………...10

Глава 2. Основные виды налогов……………………………………………….16
Федеральные налоги…………………………………………………..16
Территориальные налоги……………………………………………...33
Собираемость налогов по Тамбовской области……………………..42

Глава 3. Собираемость налогов в РФ…………………………………………..44
Проблемы собираемости налогов…………………………………….44
Пути решения проблем собираемости налогов……………………...52

Заключение……………………………………………………………………….58

Список использованных источников…………………………………………...60

Приложение……………………………………………………………………....62

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по финансам.docx

— 97.91 Кб (Скачать)

Величина поступлений  налогов в бюджет зависит не только от своевременного и полного исполнения налогоплательщиком своей обязанности, но и, например, от использования налоговых  льгот, изменения налогооблагаемой базы под влиянием различных факторов (инфляции, курса национальной валюты, спроса, доходов населения). Собираемость налогов снижается под воздействием противоправных деяний налогоплательщиков, таких как осуществление предпринимательской  деятельности без постановки на налоговый  учет, сокрытие объекта налогообложения, использование различных схем уклонения от уплаты налогов. Только при полном учете факторов, влияющих на объем поступлений налогов в бюджет, может быть разработана адекватная система мер по повышению собираемости налогов. Обеспечение собираемости налогов с определенной степенью условности можно отнести к компетенции двух видов органов: налоговых и законодательных. Повышение собираемости налогов за счет деятельности налоговых органов реализуется путем проведения налоговых проверок, начисления пени, взыскания налогов в судебном порядке и т.д. Законодательные органы также могут оказывать существенное влияние на собираемость налогов путем совершенствования налогового законодательства, устранения пробелов, изменения налоговых ставок, определения перечня налоговых льгот, а также введения специальных налоговых режимов. Специальный налоговый режим – это основанная на принципах законности, экономической обоснованности, избирательности система мер налогового регулирования, предусматривающая замену для налогоплательщиков нескольких видов налогов одним и (или) освобождение от обязанности уплачивать отдельные налоги. Специальный налоговый режим создается для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности.

Налоговая политика является одной из важных составляющих государственной  политики и призвана, с учетом диктуемых  рынком условий, обеспечить сбалансированность государственных и частных интересов, стимулировать предпринимательство[2].

Налоговая система в полной мере зависит от проводимой в государстве  налоговой политики, ее законном оформлении, то есть отражении в актах высшей юридической силы норм, устанавливающих, изменяющих и прекращающих налоговую  обязанность. При этом одним из существенных условий налоговой политики является учет интересов всех сторон налогового правоотношения, а именно не только интересов государства, но и в  не меньшей степени интересов  налогоплательщиков.

В научной литературе за последнее время было уделено  большое внимание экономической  составляющей налоговой политики.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что бюджетно-налоговая  сфера является мощным инструментом государственного воздействия на экономику. Именно поэтому ее законодательное  совершенствование имеет особое значение и заслуживает углубленного теоретического анализа и исследования широкого круга смежных проблем.

С одной стороны, налоговая  политика призвана обеспечить необходимые  ресурсы для деятельности публичной  власти государства (расходы на военные, экономические и социальные программы); экономическое регулирование (т.е. налоги и расходы должны использоваться как рычаги управления хозяйственной  деятельностью и осуществления  определенных целей экономической  политики); выравнивание доходов (т.е. с  ее помощью перераспределяется национальный доход благодаря прогрессивной  системе налогообложения, а также  систем трансфертных платежей малоимущим, безработным, инвалидам и пр.). С  другой стороны, государство, осуществляя  свои основные функции, в то же время  вынуждено заботиться и о том, чтобы законодательно закрепленное налоговое бремя, его структура, степень прогрессивности не ослабляли  стимулов к сбережению, предпринимательской  и трудовой активности, являлись законно  оформленными и экономически целесообразными[1].

Понятие рыночной экономики  не предполагает устранения государства  от процессов управления и регулирования. Наоборот, государство должно осуществлять нормативное закрепление процессов  в налоговой сфере, создавать  необходимые условия для функционирования рыночных механизмов, при этом не вмешиваясь в производственно-финансовую деятельность хозяйствующих субъектов.

Налоги как стоимостная  категория имеют свои отличительные  признаки  и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение.

Развитие налоговых систем исторически определило основные его  функции – регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную.

Развитие  рыночной  экономики  регулируется   финансово-экономическими методами   -   путем   применения   отлаженной   системы    налогообложения, маневрирования  ссудным  капиталом  и  процентными  ставками,  выделения  из бюджета  капитальных  вложений  и   дотаций,   государственных   закупок   и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в  этом комплексе экономических методов занимают налоги. Изменяя налоговые ставки,  льготы,  штрафы,  условия  налогообложения, вводя  одни  и  отменяя  другие  налоги,  государство  создает  условия  для ускоренного  развития  определенных  отраслей  и  производств,  способствует решению актуальных для общества проблем.

С помощью налогов, льгот  и санкций государство стимулирует  технический прогресс, увеличение числа  рабочих мест, капитальные вложения  в  расширение производства и др.

С  помощью  налогов   государство   перераспределяет   часть   прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя  их  на  развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и  капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными  сроками  окупаемости  затрат:  железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. Распределительная функция  налоговой  системы  носит  ярко  выраженный социальный характер, соответствующим образом построенная  налоговая  система позволяет придать рыночной  экономике  социальную  направленность,  как  это сделано в Германии, Швеции, многих других  странах.  Это  достигается  путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления  значительной части  бюджетных  средств  на  социальные  нужды  населения,   полного   или частичного  освобождения  от  налогов  граждан,  нуждающихся  в   социальной защите.

Изъятие  части  доходов   предприятий   и   граждан   для   содержания государственного аппарата, обороны страны  и  той  части  непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников  доходов (многие  учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для  обеспечения должного уровня развития.

У казанное  разграничение  функций  налоговой  системы  носит  условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Российской налоговой  системе  в настоящее время присущ  преимущественно фискальный  характер,  что  затрудняет  реализацию  заложенного  в   налоге стимулирующего и регулирующего  начала.  Во  всех  государствах,  при  всех общественных  формациях  налоги  в  первую  очередь  выполняли   фискальную функцию. Однако это не означает, что  оставшиеся  функции  менее  важны.  С укреплением налоговой системы они будут одинаково значимы.

Легче всего собирать налоги с заработной платы и жалованья. Здесь налоги взимаются автоматически  в момент выплаты причитающихся  денег; никакой отсрочки в уплате налогов не предоставляется и  практически нет возможностей укрытия  от налогов. То же самое относится  к остальным социальным взносам (социальным налогам). Легко взимать  акцизы и налоги на добавленную стоимость, но, хотя они дают поступления немедленно, существует возможность искусственного завышения материальных издержек и  приуменьшения облагаемого прироста стоимости.

При нормальной организации  таможенной службы сбор таможенных пошлин также не связан с серьезными проблемами.

Наибольшие трудности  возникают при получении налогов  с корпораций (фирм) в связи с  разнообразными возможностями снижения облагаемой балансовой прибыли за счет искусственного завышения издержек и использования различных льгот, скидок, отсрочек, инвестиционных премий, необходимых отчислений в различные  фонды, разрешаемых государственными органами, ответственными за регулирование  экономики.

Существуют проблемы объективной  оценки стоимости земли и другой недвижимости при взимании налогов  с этого вида капитала.

Много трудностей и хлопот доставляет налоговым инстанциям налог  на личные доходы, получаемые не от наемного труда, т.е. на доходы предпринимателей, рантье, лиц свободных профессий. Окончательная сумма налога на эти  доходы определяется по итогам года, и  налог они часто вносят в течение  текущего года как бы авансом в  размере налогового платежа за прошедший  год. Окончательный перерасчет производится на основе налоговой декларации по итогам года, т.е. фактически эти налогоплательщики  получают отсрочку уплаты части налога и имеют возможность существенно  сократить его величину. Кроме  того, проверка правильности уплаты налогов  на личные доходы от предпринимательской  деятельности, прибыль корпораций и  на недвижимость требует содержания значительного штата финансовых инспекторов, а в ряде стран даже финансовой полиции (в России она  называется налоговой полицией)[2].

Неоднократно на уровне Правительства  Российской Федерации обсуждался вопрос о необходимости увеличения собираемости налогов в регионах страны. Отмечалось, что налоговики стали активнее действовать  на уровне регионов. В качестве одной  из первоочередных мер, необходимых  для повышения собираемости налогов  на местах, было  предложено наладить информационный обмен между регионами и федеральным центром.

Одной из важнейших причин низкой собираемости налогов является слабая налоговая дисциплина налогоплательщиков, вызванная множеством причин. Среди них можно назвать, в первую очередь, чрезмерное налоговое бремя, которое влияет на желание налогоплательщика всеми законными, а чаще всего незаконными способами сделать наиболее низкой уплачиваемую им сумму налогов и отчислений в государственные  внебюджетные фонды. Немаловажное значение имеет также неспособность налоговых органов наладить всеобщий и действенный контроль за налоговым процессом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Пути решения  проблем собираемости налогов

С позиции фиска введение специальных налоговых режимов  направлено на повышение собираемости налогов как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. В краткосрочной перспективе  эффект от введения специальных налоговых  режимов связан с возможностью осуществления  налогового контроля и наличием объективных  критериев для начисления налогов, особенно в рамках системы налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход. В долгосрочной перспективе  росту налоговых поступлений  способствует увеличение налогооблагаемой базы. Это увеличение становиться  возможным в силу того, что упрощение  налогообложения, снижение налоговой  нагрузки для отдельных видов  деятельности стимулирует предпринимательскую  активность. Таким образом, специальный  налоговый режим необходим для  обеспечения оптимального баланса  интересов между государством и  налогоплательщиком. Введение специальных  налоговых режимов позволяет  оказывать стимулирующее воздействие  на развитие отдельных отраслей и видов деятельности[15].

Период кардинальных изменений  налоговой системы подходит к  концу.

На современном этапе  реформирования налоговой системы  приоритетное внимание уделяется решению  проблем повышения эффективности  налогового администрирования, в том  числе налогового контроля как главной  его составляющей.

В перспективах реформирования налоговой системы РФ в качестве основной меры, предлагаемой к реализации в 2007 – 2009 гг. является разработка законопроекта  о налоговой амнистии.

Президент предлагает следующие  меры по совершенствованию налоговой  системы, к которым относятся  следующие:

  1. Целесообразно рассмотреть возможность дальнейшего снижения налогового бремени
  2. Необходимо дифференцировать ставки акцизов на бензин, исходя из его качества, имея ввиду установление более низкой ставки на высококачественный бензин и более высокой ставки на бензин низкого качества.

В Послании Президента отвергается  недавно прозвучавшая идея о восстановлении прогрессивной шкалы подоходного  налога. Однако для частичного повышения  налоговой нагрузки на богатое население  должен быть реформирован налог на недвижимость.

На первый план постепенно выходит задача сохранения стабильности налоговой системы как фактора  легализации бизнеса и увеличения массы налоговых платежей. Вносимые в законодательство о налогах  и сборах отдельные изменения  все в большей степени должны быть направлены на повышение ясности  законодательства и на однозначность  его применения налогоплательщиками[4].

Стабильность налоговой  системы подразумевает и неизменность основополагающих налоговых институтов и правил уплаты налогов в течение  длительного периода времени, что  предполагает отказ от каких-либо революционных  изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только не возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений, вводимых без обоснованного экономического расчета, не ориентированных на долгосрочную и среднесрочную перспективы  развития.

Реформирование налоговой  системы должно происходить постепенно на основе длительного и тщательного  анализа ситуации с поступлением налогов. Любые кардинальные изменения  в налоговой системе Российской Федерации, особенно те изменения, которые  ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые  поступления в бюджет, но и приведут к потерям источников дохода, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в «теневую» экономику.

Стабильность налоговой  системы во многом определяется в  федеративном государстве тем, насколько  строго соблюдаются пределы компетенции  центра и регионов при принятии мер  в области налоговой политики.

Значение фактора стабильности налоговой системы, а также особенности  государственного строительства России как Федерации обусловили необходимость  реализации конституционного принципа единства налоговой системы. Данный принцип основывается на стабильности и преемственности налоговой  политики государства, единстве экономического и налогового пространства, четком разграничении полномочий федерального центра и регионов. Современная налоговая  система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Эффективность налоговой реформы сегодня в решающей степени зависит от способности государства обеспечить увеличение темпов роста производства, осуществить серьезные преобразования в деле укрепления финансовой системы и расчетов в народном хозяйстве, оказать реальную помощь в становлении и развитии малого бизнеса. Сколько бы ни предоставлялось налоговых льгот и привилегий малому бизнесу, на практике это не дает значительного эффекта. Ведь воспользоваться ими малый бизнес не может, поскольку сегодня нет экономических условий для создания широкой сети так называемых малых предприятий. Успех всей экономической реформы зависит в первую очередь от быстрейшей финансовой стабилизации, привлечения вкладов населения в процессы инвестирования, проводимых реформ, требующих обеспечения властных полномочий финансовыми ресурсами. Налоговый кодекс РФ позволяет более четко разграничить полномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и взиманию налогов. Можно сказать, что с 2005 г. налоговые отношения в России вышли на качественно иной уровень развития, что позволило устранить многие недостатки существующей налоговой системы.

Информация о работе Налоги как основной источник доходов бюджета