Налоги как основной источник доходов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Экономическая сущность налоговых поступлений государственного бюджета.Основные виды налогов.Собираемость налогов в РФ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Экономическая сущность налоговых поступлений государственного бюджета……………………………………………………………………………6
Содержание доходной части бюджета………………………………...6
Сущность и функции налогов………………………………………...10

Глава 2. Основные виды налогов……………………………………………….16
Федеральные налоги…………………………………………………..16
Территориальные налоги……………………………………………...33
Собираемость налогов по Тамбовской области……………………..42

Глава 3. Собираемость налогов в РФ…………………………………………..44
Проблемы собираемости налогов…………………………………….44
Пути решения проблем собираемости налогов……………………...52

Заключение……………………………………………………………………….58

Список использованных источников…………………………………………...60

Приложение……………………………………………………………………....62

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по финансам.docx

— 97.91 Кб (Скачать)

Как часть единого процесса воспроизводства, специфическая форма  производственных отношений налоги формируют их общественное содержание; как часть распределительных  отношений общества – отражают закономерности производства; как участники перераспределительного процесса – обеспечивают государство  финансовыми ресурсами.

Материальная основа налогов  – реальная сумма денежных средств  общества, мобилизуемая государством. При перераспределении ВВП и  НД налоги обеспечивают органы государственной  властью новой стоимости в  денежной форме. Эта часть стоимости, присвоенная принудительно в  форме налогов со всего населения  страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Принудительное отчуждение – это  одностороннее движение стоимости (от налогоплательщика к государству) без эквивалентного обмена.

Централизованный фонд финансовых ресурсов, сформированный главным образом  за счет налогов, становится собственностью государства и используется для  военно-политических и социально-экономических  мероприятий[6].

Разнообразие налогов  и сборов в России требует их классификации, в основу которой положены различные  признаки. Классификация налогов  и сборов – это их систематизация, группировка по заранее установленным  признакам. Экономическое ее назначение в том, что она дает возможность  устанавливать связь бюджета  с предпринимателями и выявлять роль налоговых форм в хозяйственном регулировании. Она имеет также и практическое значение, обеспечивая возможность кодификации налогов и сборов с целью учета и контроля над налоговыми процедурами с использованием информационных технологий.

  1. В зависимости от характера использования налоги подразделяются на общие и целевые.

Общие налоги обезличиваются и поступают в общий доход  государства на финансирование общегосударственных  мероприятий.

Целевые налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют  внебюджетные фонды.

  1. В зависимости от механизма уплаты налоги и сборы делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются  в процессе накопления материальных благ непосредственно с дохода или  имущества. Отличительная особенность  этих налогов – относительно сложный  механизм расчета налоговой базы. Среди прямых налогов выделяют: (1) реальные, которыми облагается предполагаемый средний доход, полученный от объекта  обложения (транспортный налог) и (2) личные, уплачиваемые с действительного полученного дохода и отражающие фактическую платежеспособность налогоплательщика (налог на прибыль организаций).

Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, включаемые в  цену товара или тариф услуг. Владелец товара или услуг относит налоговую  сумма в цену или тариф, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству. Здесь связь между налогоплательщиком и государством опосредована товаром  или услугой. Оплата косвенных налогов  независимо от уровня дохода плательщика  приводит к тому, что, чем богаче плательщик, тем меньше долю своего дохода он отдает казне, т.е. эти налоги регрессивны по своей сути[8].

Поступление косвенных налогов  определяется размерами хозяйственных  оборотов и объемами применяемых ресурсов, следовательно, колеблется в зависимости от расширения или сужения деловой активности. Увеличивая цену товара, косвенное обложение вызывает устойчивую тенденцию к инфляции. Эти налоги неблагоприятны в социальном плане, поскольку увеличивают общее налоговое бремя населения, преимущественно малообеспеченных слоев. По объектам взимания косвенные налоги подразделяются: (1) на индивидуальные, облагаемые строго определенные группы товаров (акцизы) и (2) универсальные, облагаемые все товары, работы, услуги, за некоторыми исключениями (НДС).

Современная налоговая система  России в зависимости от трех уровней  бюджетной системы в соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 13, 14, 15) включает: (1) федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых; (2) региональные налоги и сборы: транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций; (3) местные налоги: земельный налог[11].

Функции налогов выражают их социально-экономическую сущность, раскрывают их внутреннее содержание и общественное назначение, позволяют  понять их взаимосвязь с другими  экономическими категориями и звеньями финансовой системы.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налогам присущи  четыре основные функции: фискальная, регулирующая, социальная и контрольная, каждая из которых отражает отдельную  сторону этой финансовой категории.

1. Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для  удовлетворения общественных потребностей. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства и обеспечиваются материальные условия государственного функционирования. Через фискальную функцию государством обеспечивается достижение баланса между доходами и расходами бюджетов, равномерное распределение налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы, повышение уровня социальной инфраструктуры в стране и в каждом отдельном регионе, выполнение функций и задач государства и  сохранение общей социальной стабильности. Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения. Следовательно, она в значительной степени обусловливает их регулирующую функцию.

2. Регулирующая функция налогов означает, что налоги, являясь активным инструментом перераспределительного процесса, воздействуют на социально-экономические отношения в стране. Необходимость налогового регулирования порождена рыночными отношениями Изменяя налоговые элементы, государство получает возможность воздействовать на процесс производства, его отдельные этапы, т.е. управлять экономикой в целом. Регулирующая функция налогов способствует регулированию спроса и предложения, побуждению сбережения граждан, выравниванию доходов отдельных социальных групп, развитию малого и среднего предпринимательства, а также индивидуальной предпринимательской инициативы, регулированию экспортно-импортной деятельности и стимулированию научно-технического прогресса. Конечная цель налогового регулирования – уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан, создавая тем самым общий благоприятный налоговый климат.

  1. Социальная функция поддерживает общественное (социальное) равновесие путем сглаживания неравенства в доходах, прибылях, приводящее к отрицательным последствиям. Такое равновесие устанавливается между объектами макроэкономики – домашними хозяйствами (главными потребителями товаров и услуг) и фирмами (главными производителями, а также отраслями, рынками товаров, услуг, ресурсов). С этой целью государство во всем мире вводит прогрессивное налогообложение (т.е. более низкие ставки налогов с малых доходов физических и юридических лиц, и наоборот), освобождает от некоторых налогов отдельные категории субъектов (малоимущих, инвалидов, пенсионеров, многосемейных), устанавливает низкое обложение социально значимых товаров и услуг путем понижения ставок НДС или повышение косвенных налогов на предметы роскоши. В России используют кроме прогрессивной системы налогообложения все указанные сборы.
  2. Контрольная функция налогов создает условия для оценки пропорций в общественном производстве страны: между спросом и предложением, между доходами отдельных социальных групп, между темпами экономического роста регионов, между трудом и капиталом, а также между крупным, средним и малым бизнесом.

Главная цель государства  – создание налогового права и  финансового аппарата, способного контролировать четко и жестоко все стороны  хозяйственной жизни страны, используя  все функции налогов.

Указанные функции налогов  действуют в тесной взаимосвязи  и одновременно. Кроме них в  экономической литературе называют и такие функции, как производственную, распределительную, стимулирующую. Однако исследование доводов в пользу такой  научной позиции побуждает, что  предлагаемые функции вытекают из рассмотренных  четырех и по существу являются их подфункциями[11].

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные виды налогов 

2.1. Федеральные  налоги

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) был предложен в 1954 г. французским  экономистом М. Лоре. В Западной Европе он действует с конца 60-х годов. Тогда его ввели Германия, Дания, Франция, Швеция, Нидерланды, а в  начале 70-х – Бельгия, Англия, Италия, Люксембург, Норвегия. Широкому распространению  НДС способствовал ряд решений  ЕЭС (Европейское экономическое  сообщество), которые утвердили НДС  в качестве основного косвенного налога для стран – участниц ЕЭС. Одним из необходимых условий  вступления в эту влиятельную  европейскую организацию являлось наличие в стране-претенденте  функционирующей системы НДС. Поэтому  в настоящее время налог действует  во всех странах Восточной Европы, которые стремятся вступить в ЕЭС. Под функционирующей системой НДС понимают не только наличие законодательной базы по данному налогу, но и ее качество. Законодательство по НДС должно иметь систему вычетов, механизм возмещения налога и право на освобождение от его исчисления и уплаты для определенных категорий налогоплательщиков[8].

НДС занимает значительное место в системе доходов развитых стран. На его долю приходится в среднем  около 14% налоговых поступлений, а  среди косвенных налогов его  доля составляет от 30 до 50% всех косвенных  налогов (во Франции – около 80%). Основными  причинами роста популярности НДС  являются:

  • возможность вступление в Европейский Союз;
  • стремление увеличить государственные доходы за счет налогов на потребление – НДС способен значительно увеличить поступления в бюджет страны по сравнению с другими налогами;
  • НДС позволяет оперативно проводить налоговые операции с помощью технических средств и определенной системы документооборота;
  • высокая степень нейтральности налога.

НДС относится к группе налогов на потребление. В Российской Федерации он был введен в действие с 1 января 1992 г. в ходе налоговой  реформы. НДС является регулирующим федеральным налогом. Пропорции  его распределения по уровням  бюджетной системы устанавливаются  ежегодно Федеральным законом о  федеральном бюджете. В разные годы в федеральный бюджет поступало  от 75 до 85% величины собираемого НДС. С 2001 г. этот налог полностью поступает  в федеральный бюджет.

Для бюджета этот налог  имеет следующие преимущества:

  • стабильный источник доходов;
  • регулярный источник доходов;
  • сложен для плательщика с точки зрения уклонения от его уплаты.

Чрезвычайно велико фискальное значение НДС. На протяжении многих лет  НДС удерживает первое место в  налоговых доходах федерального бюджета.

С 1 января 2001 г. элементы налогообложения  по НДС установлены в главе 21 второй части НК РФ.

Плательщиками налога на добавленную  стоимость (НДС) признаются:

организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе. Налогоплательщики могут быть освобождены от обязанности начислять и уплачивать НДС при соблюдении следующих условий: за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

 

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

  1. Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав. При реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) без учета НДС.
  2. Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации.
  3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
  4. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ

С 2001 г. применяются три ставки НДС.

По ставке 0% производится налогообложение:

  • товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров;
  • услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
  • товаров (работ, услуг) в области космической деятельности;
  • драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство (при определенных пп.6 п.1 статьи 164 НК РФ условиях);
  • товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами;
  • построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов.

Информация о работе Налоги как основной источник доходов бюджета