Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:59, курс лекций
Тема 1. Основы организации финансов предприятий
План
1. Сущность финансов организации
2. Особенности организации финансов различных отраслей
3. Финансы организаций малого бизнеса
Социально-экономические:
Государственная политика по поддержке сельского хозяйства отражена в одобренных Правительством Российской Федерации документах: «Стратегия социально-экономического развития России на 2001- 2010 годы» и «Основные направления агропродовольственной политики Правительства российской Федерации на 2001 – 2010 годы».
Особенности планирования, учета и калькулирования издержек производства в сельском хозяйстве.
Сельскохозяйственный
год охватывает периоды, относящиеся
к двум календарным годам. При
определении себестоимости
При планировании себестоимости продукции рассчитывают следующие показатели: себестоимость всей продукции, себестоимость единицы продукции, затраты на 1 руб. валовой (товарной) продукции.
Плановую
себестоимость единицы
Учет затрат в сельскохозяйственном производстве осуществляется на основе первичных документов, оформленных в установленном соответствующими положениями порядке.
В арендных и кооперативных предприятиях, а также крестьянских хозяйствах основными первичными документами учета могут быть чековая книжка, лицевой счет, книга доходов и расходов, декларация доходов и расходов.
Прибыль сельскохозяйственных предприятий.
В
практике различают общую (балансовую)
прибыль
На общую (балансовую) прибыль, кроме реализации продукции, также влияют внереализационные доходы и поступления, расходы и потери.
Основной и оборотный капитал сельскохозяйственных организаций.
Структура основных производственных фондов
Структура основных производственных фондов зависит прежде всего от особенностей данной отрасли. Поэтому с учетом специализации разные сельскохозяйственные организации, предприятия, объединения имеют и разную структуру таких фондов.
Структура основных фондов зависит также от технического уровня. Чем выше уровень механизации процессов, тем выше и удельный вес машин и оборудования. Чем рациональнее организованы внутрихозяйственные подразделения, особенно при централизации использования транспорта, тем ниже и удельный вес транспортных средств.
Одной из основных особенностей структуры основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения по сравнению с основными производственными фондами промышленно-производственного назначения является то, что в них наряду со средствами труда, присущими и другим отраслям, функционируют также специфические средства труда – разные виды животных и многолетних насаждений. Удельный вес этих средств в структуре основных производственных фондов особенно велик в межхозяйственных животноводческих организациях, а также в совхозах – заводах и других организациях агропромышленного типа. Стоимость специфических основных производственных фондов (животных, многолетних насаждений) до определенного момента, зависящего от физиологических процессов, не только не уменьшается в процессе использования, но даже возрастает.
Эта
специфика накладывает
Любое сельскохозяйственное производство систематически нуждается в денежных средствах для капитального ремонта и модернизации действующего оборудования, производственных помещений, машин и т.д. В этих целях создается амортизационный фонд, который используется как для полного возобновления средств труда (реновация), так и для частичного (капитальный ремонт, модернизация).
Амортизация не начисляется на продуктивный скот и в том случае, если основные фонды находятся на консервации.
Оборотные средства и пути их оборачиваемости. Одна из функции организации финансов сельскохозяйственных предприятий – регулирование движения оборотных средств, которые совершают непрерывный кругооборот, последовательно переходя из денежной формы в товарную, из товарной в производственную, затем опять в товарную и денежную. созданный продукт.
В соответствии со сложившейся системой учета оборотные фонды сельскохозяйственных организаций подразделяются на следующие группы:
Фонды обращения включают готовую продукцию, товары отгруженные, но неоплаченные, материалы в пути, средства в расчетах (задолженность, числящаяся за разными организациями и отдельными лицами, прочие виды задолженности по основной деятельности); денежные средства, находящиеся в кассе, на расчетных и текущих счетах, в аккредитивных и лимитированных чеках.
Оборотные средства в сельском хозяйстве по сравнению с оборотными средствами в промышленности имеют важную особенность. Такие составные их элементы, как семена, а в ряде случаев и посадочный материал, корма, органические удобрения и другие, постоянно возобновляются в процессе кругооборота за счет собственного производства. Поскольку данные виды оборотных средств не поступают в реализацию и остаются в сфере производства на следующий производственный цикл, то это влияет на их величину и продолжительность оборота.
В
зависимости от особенностей отдельных
элементов оборотных фондов по каждому
из них устанавливается
5.Особенности финансов транспорта.
Специфика организации финансов транспорта основана на особенностях его экономики и организации производства и управления, обусловленных производственным процессом.
Транспорт как отрасль экономики имеет следующие особенности:
Формула кругооборота транспорта такова:
РС
Д – Т
СП
где: РС – рабочая сила;
СП – средства производства.
Она показывает особенности саморегулирования транспорта: отсутствие готового продукта в виде вещественного товара Т, совпадение во времени акта производства и потребления продукции, отсутствие в составе средств производства сырья.
Продукция транспорта, т.е. полезный эффект перемещения товаров и людей, имеет подобно промышленности товарную стоимость, в процессе реализации которой создается прибавочный продукт трудом работников транспорта. Поэтому чем больше объем перевозок, объективно необходимых обществу, тем выше доля транспорта в национальном доходе, идущем на потребление и накопление для расширенного производства.
Транспорт – составная часть всех стадий производства продукции предприятий отраслей экономики. Это крупная многоотраслевая сфера, включающая все виды грузового и пассажирского транспорта: железнодорожного, автомобильного, трубопроводного, морского, внутреннего водного, воздушного.
Распределение грузооборота и
грузовых перевозок по видам
магистрального транспорта
Таблица 12.1. Грузооборот и перевозки грузов транспортом общего пользования России в 2004 году.¹
Виды транспорта | Грузооборот, млрд. т. км | Перевозки грузов, млн.т. | ||
Всего | в % к итогу | Всего | в % к итогу | |
Железнодорожный | 1 802 | 41,23 | 1 221 | 42,56 |
Автомобильный | 28 | 0,64 | 494 | 17,22 |
Трубопроводный | 2 413 | 55,20 | 1 024 | 35,69 |
Морской | 47 | 1,08 | 18 | 0,63 |
Внутренний водный | 78 | 1,78 | 111 | 3,87 |
Воздушный | 3 | 0,07 | 0,90 | 0,03 |
Всего | 4 371 | 100 | 2 868,90 | 100 |