Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:30, курс лекций
Звенья финансовой системы можно сгруппировать и по другому признаку: государственные (муниципальные) финансы и финансы частного сектора экономики. Государственные финансы - это государственный бюджет, муниципальные бюджеты, государственные специальные фонды, финансы государственных и муниципальных предприятий. Финансы частного сектора экономики - финансы час i пых корпораций и финансы домохозяйств.
Центральное место в финансовой системе занимают государственные и муниципальные финансы.
Социально-экономическая сущность финансов, их признаки.
Этапы развития финансов, основные концепции финансов.
Функции и принципы финансов
Финансовое планирование, прогнозирование и контроль.
Денежно- кредитная политика- как составная часть финансовой политики.
Финансовый механизм: понятие, типы.
Финансовая система РФ: понятие, структура.
Бюджетное устройство – бюджетная система: понятие,принципы.
Бюджетная классификация.
Государственный бюджет: понятие, функции и задачи
Состав и структура доходов федерального бюджета РФ.
Состав и структура расходов федерального бюджета РФ.
Дефицит бюджета: понятие и источники его покрытия.
Налоговая система РФ: роль, структура, и принципы построения.
Налоговая политика: сущность, цели и задачи
Государственный кредит, его сущность, особенности.
Консолидированный бюджет его роль в бюджетной системе.
Минфин РФ завершил разделение Стабизационного фонда на
Резервный фонд и Фонд национального благосостояния /версия 1/
Государственный долг и причины его возникновения.
Классификация долговых обязательств. Государственный и муниципальный долг
Управление государственным долгом.
Методы регулирования государственного долга
Финансовый контроль: сущность, принципы, задачи, объекты и субъекты.
Классификация финансового контроля.
Региональные финансы, сущность, состав, роль.
Муниципальные финансы: социально-экономическое значение.
Содержание финансового регулирование, его формы и методы
Сущность, виды и функции финансового рынка России.
Бюджетный федерализм: понятие, модели.
Межбюджетные отношения: понятие, принципы.,
Страхование как финансовая категория, ее особенности.
Рынок ценных бумаг и его роль в финансовой системе страны.
Валютный рынок, его функции и структура
Финансы коммерческих предприятий: сущность, функции, принципы
Финансы индивидуальных предпринимателей.
Роль Федерального Казначейства в управлении финансами и его задачи.
Финансовые инструменты: понятие, закономерности использования в РФ.
Внбюджетные фонды, цель их создания и экономическая сущность.
Государственные внебюджетные фонды, основные источники их формирования.
Пенсионный фонд РФ, направления использования средств фонда.
Основные задачи, реализуемые фондом социальногострахования.
Механизм функционирования фонда обязательного медицинского страхования.
Финансовая безопасность России
Международные финансовые организации и их роль в экономическом развитии РФ.
Структура мировых финансов, их роль в развитии международного сотрудничества.
Финансовая глобализация: сущность, объекты, особенности
Особенности функционирования финансовых систем
- сокращение государственных расходов.
- использование источников валюты для погашения и обслуживания внешней задолженности.
- контроль за заимствованиями на региональном уровне.
- контроль за заимствованиями субъектов хозяйствования.
Реформирование системы управления государственным долгом РФ должно предусматривать четкое определение функций органов государственной власти в области управления долгом и определять порядок их взаимодействия.
Основным результатом реформирования системы управления государственного долга должно явиться улучшение репутации РФ на международных рынках, существенное уменьшения рисков, связанных с заимствованиями и управлением государственным долгом, выход России на качественный уровень заимствований и управлением государственным долгом, соответствующим международным критериям.
24.Финансовый контроль: сущность, принципы, задачи, объекты и
субъекты.
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ - это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государство, организации, учреждения, предприятия) с применением особых методов (Сергеев Л.И.).
Важнейшими принципами финансового контроля являются:
– независимость;
– гласность;
– превентивность (предупредительный характер);
– действенность;
– регулярность;
– объективность;
– всеохватывающий характер.
Основные задачи фин.контроля:
Органы контроля (субъекты):
Счетная палата, ГРУ, Центробанк, Министерство финансов, Федеральное казначейство, Федеральная служба по фин. надзору, Федеральная Налоговая служба, Федеральная таможенная служба,
Органы исполнительной и контрольно – ревизионные, органы Федеральной исполнительной. власти и иные органы осуществляющие контроль за поступлением и расходованием федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в т.ч. в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйствования.
25.Классификация финансового контроля.
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ - это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государство, организации, учреждения, предприятия) с применением особых методов (Сергеев Л.И.).
Классификация финансового
Практика показывает, что самым эффективным видом финансового контроля является предварительный. В основном он применяется на этапах рассмотрения и принятия бюджетов, финансовых планов, заключения договоров и сделок.
4. по формам проведения;
5. по методам проведения.
В свою очередь государственный финанс
- общегосударственным, т.е. осуществляемым органами государственной власти и государственного управления общей компетенции, а также специальными контрольными органами;
- ведомственным, т.е.
26. Региональные финансы, сущность, состав, роль.
Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются региональные финансы. Региональные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территории.
Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.
Контрольная функция проявляется лишь в процессах использования хозяйствующими субъектами государственных средств.
Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.
Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства.
Главным звеном региональной финансовой системы является бюджет - годовой финансовый план расходов региона и источников их покрытия. Сбалансированный региональный бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованию жить по средствам.
Доходы регионального бюджета формируются за счет закрепленных и регулирующих источников доходов. Основу закрепленных доходов региональных бюджетов составляют налоги республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных округов, местные налоги. Постоянно увеличивающиеся расходы региональных бюджетов при недостаточном росте объема закрепленных доходов вызвали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществляется, главным образом, за счет регулирующих источников, то есть средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов. Последние охватывают широкую группу налогов, субсидий, специальных фондов (например, подоходный налог с населения - до 80 %, прибыль предприятий - 30 %), акцизы. НДС - 9.09 - 20 %).
Нужно отметить, что значительная часть федерального и регионального бюджетов формируется за счет налоговых поступлений. Налоги — обязательные платежи предприятий и отдельных лиц в государственный или местный бюджеты. Более половины налоговых поступлений концентрируется в федеральном бюджете. Это происходит за счет высокой доли централизации косвенных налогов (около 80 %). Прямые же налоги концентрируются на региональном уровне - это подоходный налог с физических лиц (13 %), налог на прибыль предприятий (28 %), платежи за пользование природными ресурсами, налог на имущество (2 % от среднегодовой стоимости имущества) и т. д.
27. Муниципальные
финансы: социально-
Муниципальные финансы представляют собой денежные средства, которые обеспечивают осуществления большинства функций муниципальных образований.
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов предусмотренных налоговом законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящейся в муниципальной собственности. И доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящихся в ведении органов местного самоуправления.
В местный бюджет поступают ассигнования: на финансирование осуществления отдельных гос полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований , а также другие не налоговые доходы.
Муниципальные финансы обеспечивают выполнение следующих функций власти:
1. Осуществление муниципальной
власти в узком смысле (принятие
правовых актов и
2. Защита интересов граждан на уровне органов местного самоуправления.
3. Соц. поддержка
4. Оказание группам граждан, имеющих льготы, безвозмездные услуги, финансируемые за счет местного бюджета.
Использование муниципальных финансов осуществляется при соблюдении следующих условий:
Необходимость в использовании муниципальных финансов наступает в следующих случаях:
Очень важным и эффективным рычагом воздействия на экономику являются финансы, которыми обладает государство. Финансы (лат. fmancia — наличность, доход) — совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия и государство. На уровне физических и юридических лиц — на предприятиях и в домашних хозяйствах — образуются первичные финансы.