Лекции по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:30, курс лекций

Описание работы

Звенья финансовой системы можно сгруппировать и по другому признаку: государственные (муниципальные) финансы и финансы частного сектора экономики. Государственные финансы - это государственный бюджет, муниципальные бюджеты, государственные специальные фонды, финансы государственных и муниципальных предприятий. Финансы частного сектора экономики - финансы час i пых корпораций и финансы домохозяйств.
Центральное место в финансовой системе занимают государственные и муниципальные финансы.

Содержание

Социально-экономическая сущность финансов, их признаки.
Этапы развития финансов, основные концепции финансов.
Функции и принципы финансов
Финансовое планирование, прогнозирование и контроль.
Денежно- кредитная политика- как составная часть финансовой политики.
Финансовый механизм: понятие, типы.
Финансовая система РФ: понятие, структура.
Бюджетное устройство – бюджетная система: понятие,принципы.
Бюджетная классификация.
Государственный бюджет: понятие, функции и задачи
Состав и структура доходов федерального бюджета РФ.
Состав и структура расходов федерального бюджета РФ.
Дефицит бюджета: понятие и источники его покрытия.
Налоговая система РФ: роль, структура, и принципы построения.
Налоговая политика: сущность, цели и задачи
Государственный кредит, его сущность, особенности.
Консолидированный бюджет его роль в бюджетной системе.
Минфин РФ завершил разделение Стабизационного фонда на
Резервный фонд и Фонд национального благосостояния /версия 1/

Государственный долг и причины его возникновения.
Классификация долговых обязательств. Государственный и муниципальный долг
Управление государственным долгом.
Методы регулирования государственного долга
Финансовый контроль: сущность, принципы, задачи, объекты и субъекты.
Классификация финансового контроля.
Региональные финансы, сущность, состав, роль.
Муниципальные финансы: социально-экономическое значение.
Содержание финансового регулирование, его формы и методы
Сущность, виды и функции финансового рынка России.
Бюджетный федерализм: понятие, модели.
Межбюджетные отношения: понятие, принципы.,
Страхование как финансовая категория, ее особенности.
Рынок ценных бумаг и его роль в финансовой системе страны.
Валютный рынок, его функции и структура
Финансы коммерческих предприятий: сущность, функции, принципы
Финансы индивидуальных предпринимателей.
Роль Федерального Казначейства в управлении финансами и его задачи.
Финансовые инструменты: понятие, закономерности использования в РФ.
Внбюджетные фонды, цель их создания и экономическая сущность.
Государственные внебюджетные фонды, основные источники их формирования.
Пенсионный фонд РФ, направления использования средств фонда.
Основные задачи, реализуемые фондом социальногострахования.
Механизм функционирования фонда обязательного медицинского страхования.
Финансовая безопасность России
Международные финансовые организации и их роль в экономическом развитии РФ.
Структура мировых финансов, их роль в развитии международного сотрудничества.
Финансовая глобализация: сущность, объекты, особенности
Особенности функционирования финансовых систем

Работа содержит 1 файл

0289319_6014E_finansy.doc

— 358.00 Кб (Скачать)

Кредитование осуществляют государственные  банки или другие госучреждения  финансовой сферы. Следует разделять  на собственно государственный кредит и государственный долг. Государственный кредит- кредитные институты (банки) кредитуют различные секторы экономики. Госкредит предоставляется на началах возвратности и платности: через определенное время предоставленные взаймы средства возвращаются с процентами. Если государство выступает в роли заемщика, то кредитные ресурсы поступая в бюджет превращаются в финансовые ресурсы. Если государство выступает в качестве кредитора, то финансовые ресурсы (бюджетные средства) попадая к заемщику ,превращаются в кредитные ресурсы. Государственные займы – основная форма кредита, где государство выступает в роли должника. Государственные займы выпускаются в денежной форме, в виде облигаций или других обязательств. Государственный долг образуется, когда государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов. Развитые страны наиболее активно прибегают к госзаймам  в периоды экономических кризисов: когда правительство не в состоянии обеспечить поступления в казну налогов в размерах необходимых для финансирования своих расходов, госзаймы становятся 2 – м после налогов методом финансирования расходов бюджета.

 

19. Консолидированный бюджет его роль в бюджетной системе.

 

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы на соответствующей территории (бюджетов районов в городе и бюджетов города → консолидированный бюджет). К.б. используют для расчетов минимальных социальных финансовых норм и нормативов необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств. Показатели К.б. являются основанием для предоставления текущих субвенций из федерального бюджета. К.б. не утверждается каким-либо законодательным органом власти, поэтому не является юридическим документом. Выполняет функцию объединения бюджетных показателей (по отдельным территориям или стране в целом), и его величина в каждом отдельном случае определяется расчетным путем. Имеет широкое применение в процессе планирования  и анализа основных показателей и пропорций бюджетной системы. Например, удельный вес бюджета консолидированного РФ  в валовом продукте дает представление о масштабах бюджетного перераспределения; структура доходов и расходов свидетельствует  об основных источниках и субъектах  формирования доходной базы бюджетной системы; приоритетных направлениях государственных расходов… Источники доходов на разных уровнях консолидированного бюджета разный, например,  в доходах консолидированного бюджета РФ преобладает источник НДС, а в консолидированных бюджетах субъектов – налог на прибыль. Причина структурного расхождения являются: закрепленные за каждым уровнем бюджетной системы собственных доходных источников; действующие в тот или иной период пропорции распределения ставок между федеральными и региональными бюджетами при совместном использовании налоговых баз; отраслевая специализация и общий уровень соц.-экономического развития той или иной территории; распределение полномочий между уровнями бюджетной системы, в т.ч. законодательное установление перечня расходов, финансируемых исключительно за счет средств бюджетов соответствующего уровня и др.

20. Минфин РФ завершил разделение Стабизационного фонда на

Резервный фонд и Фонд национального  благосостояния /версия 1/

 

 

Резервный фонд заберет  себе львиную долю прежних ресурсов бывшего Стабфонда.

При этом объем Резервного фонда должен быть зафиксирован на уровне 10 процентов от ВВП 

План правительства  состоит в том, что после наполнения Резервного фонда "до краев", то есть вышеупомянутых 10 процентов, излишек будет уходить в Фонд национального благосостояния. Ранее его называли Фондом будущих поколений, но президент Владимир Путин распорядился данную структуру переименовать. Что и неудивительно - фонд будет работать скорее не на будущие поколения, а на прошлые. Главной его задачей станет финансирование выплат пенсий. Решение об этом назревало давно, так как Пенсионный фонд полностью справиться с выплатами уже не может. А по мере роста количества пенсионеров в стране проблема будет лишь усугубляться.

При этом инвестиции Фонда  будущих поколений допущены ровно  на тех же основаниях, что и у  Резервного фонда. Многочисленные предложения  вкладываться в акции иностранных  компаний были правительством заблокированы.

Стабилизационный фонд РФ был создан ещё в 2004 году по инициативе нынешнего главы Минфина Алексея  Кудрина. В течение трёх лет фонд успел накопить около $157 млрд и, как  посчитали в правительстве, со своей  задачей справился. Теперь настало время выпустить часть накопленных средств на насущные нужды государства.

Для этого Стабфонд поделили на две части: Резервный фонд, размер которого составляет 3, 069 трлн рублей (примерно три четверти средств Стабфонда), и Фонд национального благосостояния в 767,8 млрд. Резервный остается неприкосновенным запасом, каким, фактически, и являлся исчезнувший Стабфонд. Эти средства отложены страной на «крайний случай» – если цены на нефть вдруг обвалятся и федеральный бюджет понесёт серьёзные потери.

А вот Фонд национального  состояния пойдёт уже на текущие  траты – в основном на софинансирование пенсионных программ и покрытие дефицита пенсионного фонда. Правда, каким  образом будут инвестироваться  эти средства и кто ими будет  управлять, пока не ясно. Этот вопрос Минфин обещает решить только к концу 2008-го. Министерство должно выбрать те финансовые организации, в распоряжение которых передадут «национальное благосостояние» России, только в октябре, а пока роль управляющего органа будет выполнять Центробанк.

Пополнятся фонды будут  поочерёдно, причём в этом отношении  «национальное благосостояние»  оказалось второстепенной величиной  по сравнению с Резервным фондом. Дело в том, что последний будет  наполняться за счёт «нефтяных» поступлений, и только тогда, когда объём поступивших средств превысит 10% ВВП, разница отправится в Фонд национального благосостояния и далее на выплату пенсий.

21.Государственный  долг и причины его возникновения.

 

Задолженность правительственных  органов владельцам государственных ценных бумаг накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают все к новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничившись ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных средств. Выплата процентов по долгу и постепенное погашение основной суммы его называется обслуживанием долга (задолженности).

Внешний государственный  долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга  ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения  государство должно отдавать какие-нибудь ценные вещи, оказывать определённые услуги.

Внутренний долг государства  – долг своему населению – приводит, прежде всего, к перераспределению  доходов внутри страны. Утечки товаров  и услуг обычно не происходит, но возникают определённые изменения  в экономической жизни, последствия  которых могут быть весьма значительными. Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадёжных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей.

1. Выплата долгов за счёт золотовалютных резервов.

2. Консолидация внешнего  долга, которая означает превращение  краткосрочной и среднесрочной  задолженности в долгосрочную, т.е.  перенос предстоящих в скором  времени платежей на отдалённое будущее.

3. Сокращение внешнего долга путём конверсии – превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции.

4. Обращение страны  должника, попавшей в тяжёлое  положение, к международным банкам  – региональным, Всемирному банку.

 

 

22. Классификация долговых обязательств. Государственный и

муниципальный долг

 

В БК РФ приводится классификация долговых обязательств, в зависимости от срока их погашения:

- на краткосрочные  ( до года)

- среднесрочные (свыше  1 года до 5 лет)

- долгосрочные (свыше  5 лет до 30 лет) 

По форме долговые обязательства делятся на:

-- кредитные соглашения  и договоры, заключенные от имени  РФ с банками, иностранными  государствами международными финансовыми  организациями;

-- госзаймы, осуществляемые  путем выпуска ценных бумаг;

-- договора и соглашения  о получении РФ бюджетных ссуд и кредитов от бюджетов других уровней;

-- договоры о предоставлении  РФ гарантий;

-- соглашения и договора  о пролонгации и реструктуризации (прекращение долговых обязательств  с заменой этих обязательств  другими обязательствами) долговых обязательств прошлых лет.  

Государственный долг – сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам ( включая начисленные по ним проценты). Государственные займы – основная форма кредита, где государство выступает в качестве должника. Госзаймы выпускаются в денежной форме, в виде облигаций или других обязательств. Госдолг РФ полностью обеспечивается всем имуществом, находящимся в собственности РФ и составляющим государственную казну. В соответствии с БК РФ «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими лицами, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права». Различают внутренний и внешний долг. В состав внутреннего госдолга включаются долговые ценные бумаги. Государственные федеральные ценные бумаги:

-- ГКО ( государственные  краткосрочные облигации)

-- ОФЗ (облигации федерального  займа)

--ОГСЗ (облигации государственного  сберегательного займа) 

-- ОВВЗ ( облигации внутреннего государственного валютного займа).

Внешний долг делится на 2 части:

-- перешедшие «по наследству»  от СССР (около 100 млрд. долл.). Это  долги по кредитам Парижского  клуба, Лондонского клуба, странам  СЭВ, по межправительственным  соглашениям. 

-- задолженность, образовавшаяся после 1991 года. Это долги по кредитам МФВ, по еврооблигациям, по кредитам Всемирного банка, по товарным и целевым кредитам иностранных банков и фирм.

Виды госдолга:

1) капитальный (вся  сумма непогашенных долговых  обязательств) и 

2) текущий (расходы по выплате доходов кредиторам и по погашению обязательств, срок выплаты по которым наступил)

Муниципальный долг – это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Муниципальные долговые обязательства погашаются в сроки , которые определяются условиями заимствования и не могут превышать 10 лет. Муниципальный долг складывается из:

-- основной суммы долга  по муниципальным ценным бумагам

-- основного долга  по кредитам

-- основного долга  по бюджетным ссудам и бюджетным  кредитам от бюджетов других уровней

-- объема обязательств  по гарантиям.  

 

23. Управление государственным   долгом.

 

Управление государственным  долгом должно быть системным и требует  специальной стратегической программы.

Под управлением  государственным  долгом  понимается деятельность органов власти РФ по обеспечению своевременного и полного обслуживания и погашения государственным долга ,минимизация в среднесрочной  перспективе возникающих при этом расходов  федерального бюджета, включая деятельность  по оптимизации размера структуры и состава государственным долга ,исключающих  необходимость его реструктуризации.

Основные цели управления государственным долгом являются:

- поддержка объема государственным долга на экономически безопасном уровне;

- обеспечение исполнения  обязательств государства в полном объеме;

- оптимизация стоимости  обслуживания государственного  долга РФ.

Мерами регулирования  государственного долга является контроль за его размерами, установление предельных величин задолженности, рационализация его состава  и структуры, форм и методов обслуживания и др.

Методы регулирования  государственного долга:

-обеспечение баланса  между налоговыми и неналоговыми  доходами бюджета, эмиссионной  деятельностью и размерами государственного  долга, его динамикой ,т.е стабилизации и возможности  уменьшения государственного долга, прежде всего внешнего.

- определение и использование  стабилизационных инструментов  с целью управления динамикой  долга.

-возможности рефинансирования  задолженности государства.

-меры по реструктуризации государственного долга.

- уменьшение расходов  по обслуживанию государственного  долга с учетом инфляционного  обесценения основной суммы долга  и затрат на его обслуживание.

Информация о работе Лекции по "Финансам"