Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:30, курс лекций
Звенья финансовой системы можно сгруппировать и по другому признаку: государственные (муниципальные) финансы и финансы частного сектора экономики. Государственные финансы - это государственный бюджет, муниципальные бюджеты, государственные специальные фонды, финансы государственных и муниципальных предприятий. Финансы частного сектора экономики - финансы час i пых корпораций и финансы домохозяйств.
Центральное место в финансовой системе занимают государственные и муниципальные финансы.
Социально-экономическая сущность финансов, их признаки.
Этапы развития финансов, основные концепции финансов.
Функции и принципы финансов
Финансовое планирование, прогнозирование и контроль.
Денежно- кредитная политика- как составная часть финансовой политики.
Финансовый механизм: понятие, типы.
Финансовая система РФ: понятие, структура.
Бюджетное устройство – бюджетная система: понятие,принципы.
Бюджетная классификация.
Государственный бюджет: понятие, функции и задачи
Состав и структура доходов федерального бюджета РФ.
Состав и структура расходов федерального бюджета РФ.
Дефицит бюджета: понятие и источники его покрытия.
Налоговая система РФ: роль, структура, и принципы построения.
Налоговая политика: сущность, цели и задачи
Государственный кредит, его сущность, особенности.
Консолидированный бюджет его роль в бюджетной системе.
Минфин РФ завершил разделение Стабизационного фонда на
Резервный фонд и Фонд национального благосостояния /версия 1/
Государственный долг и причины его возникновения.
Классификация долговых обязательств. Государственный и муниципальный долг
Управление государственным долгом.
Методы регулирования государственного долга
Финансовый контроль: сущность, принципы, задачи, объекты и субъекты.
Классификация финансового контроля.
Региональные финансы, сущность, состав, роль.
Муниципальные финансы: социально-экономическое значение.
Содержание финансового регулирование, его формы и методы
Сущность, виды и функции финансового рынка России.
Бюджетный федерализм: понятие, модели.
Межбюджетные отношения: понятие, принципы.,
Страхование как финансовая категория, ее особенности.
Рынок ценных бумаг и его роль в финансовой системе страны.
Валютный рынок, его функции и структура
Финансы коммерческих предприятий: сущность, функции, принципы
Финансы индивидуальных предпринимателей.
Роль Федерального Казначейства в управлении финансами и его задачи.
Финансовые инструменты: понятие, закономерности использования в РФ.
Внбюджетные фонды, цель их создания и экономическая сущность.
Государственные внебюджетные фонды, основные источники их формирования.
Пенсионный фонд РФ, направления использования средств фонда.
Основные задачи, реализуемые фондом социальногострахования.
Механизм функционирования фонда обязательного медицинского страхования.
Финансовая безопасность России
Международные финансовые организации и их роль в экономическом развитии РФ.
Структура мировых финансов, их роль в развитии международного сотрудничества.
Финансовая глобализация: сущность, объекты, особенности
Особенности функционирования финансовых систем
Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру:
I Централизованные финансы:
1. Государственный бюджет.
Размер и структура государственного бюджета характеризуют уровень социально- экономического развития страны. Основным источником формирования бюджета служат налоги с физических и юридических лиц. Остальная доходная часть бюджета пополняется за счет неналоговых источников. Собранные доходы используются на решение многочисленных задач, принятых на себя государством: развитие здравоохранения, образования, жилищного строительства, поддержку пожилых граждан и т.п.
Состоит из трех самостоятельных звеньев:
- федерального бюджета РФ;
- бюджетов национально-
государственных и
- бюджетов муниципальных образований.
Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся источники поступления средств и их количественные параметры. В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.
2. Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов.
Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства; привлекается через размещение государственных займов, денежно-вещевых лотерей и других ценных бумаг.
Государственный кредит- это также и внешние займы государства для покрытия дефицита бюджета.
3. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации социальных функций государства. Являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы (Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд).
4. Фонды
личного и имущественного
5. Фондовый рынок- вид финансовых отношений, возникающий в результате купли- продажи специфических финансовых активов (ценных бумаг).
Фондовый рынок обеспечивает перемещение капитала в отрасли с высоким уровнем дохода, служит мобилизации и эффективному использованию временно свободных денежных средств.
II. Децентрализованные финансы.
1. Финансы коммерческих предприятий и организаций обслуживают материальное производство, создание валового внутреннего продукта, его распределение внутри предприятий и перераспределение части этого продукта в бюджет и внебюджетные фонды.
2. Финансы посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов).
3. Финансы некоммерческих организаций.
III. Финансы домашних хозяйств- экономические отношения, возникающие при реальном обороте денег в секторе домашних хозяйств. Финансы домохозяйств являются материальной основой их жизни. Они предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.
принципы.
Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ регламентируются положениями Конституции РФ и Бюджетным кодексом РФ.
Кроме того, ежегодно принимаются: федеральный закон о федеральном бюджете РФ на соответствующий год; правовые акты местных представительных органов власти о бюджетах на очередной финансовый год; другие федеральные законы, законы субъектов федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.
Государственная бюджетная система РФ состоит из трех звеньев и включает:
1. федеральный бюджет;
2. бюджет субъектов РФ
3. местные бюджеты (городских, районных, поселковых, сельских).
Бюджетная система представляет собой совокупность отношений возникающих между различными субъектами в процессе:
Насчитывается: 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области.
Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации. Свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Федерации образует консолидированный бюджет РФ. Консолидированный бюджет используется для расчетов минимальных социальных финансовых норм и нормативов необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределении и использовании бюджетных средств.
В соответствии с действующим законодательством бюджетная система страны строится на принципах:
1. единства бюджетной системы РФ;
2. разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
3. самостоятельности бюджетов;
4. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
5. сбалансированности бюджета;
6. эффективности и
экономности использования
7. общего (совокупного) покрытия расходов;
8. гласности;
9. достоверности бюджета;
10. адресности и целевого характера бюджетных средств.
11.Бюджетная классификация.
Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.
Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:
- для составления, утверждения и исполнения бюджета;
- контроля за выделением и использованием бюджетных средств;
- обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;
- составления консолидированных бюджетов всех уровней.
Бюджетная классификация применяется для обеспечения сопоставления и систематизации по однородным признаками доходов и расходов бюджетов разных уровней.
Бюджетная классификация включает в себя:
Бюджетный процесс– деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета. Эта деятельность регламентируется: Конституцией РФ, бюджетным кодексом РФ, законом “Об основах бюджетного устройства и бюджетном процессе”; на нижестоящих уровнях – законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.
Бюджетный процесс охватывает 4 стадии:
1.Составление проекта
бюджета явл. исключительной
2. Рассмотрение и утверждение бюджета предполагает, что Правительство РФ представляет Госдуме федерального собрания РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Госдума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год в 4 чтениях.
3. Исполнение бюджета
начинается после утверждения
в установленном порядке. В
РФ установлено казначейское
исполнение бюджетов. Осуществление
бюджетных операций через
4. Составление отчета
об исполнении бюджета и его
утверждение – одна их форм
финансового контроля, осуществляемого
законодательными органами
Деятельность государственных органов от начала составления проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около 3,5 лет. Этот период называется бюджетный цикл.
Основными принципами бюджетного процесса являются:
12. Государственный бюджет: понятие, функции и задачи
Законодательное определение
бюджета- это форма образования
и расходования фондов денежных средств,
предназначенных для финансовог
С юридической, доктринальной
точки зрения, бюджет- с одной
стороны это основной финансовый
план образования, распределения и
использования публичных
Все бюджеты в РФ принимаются в форме годовых бюджетов – на один финансовый (бюджетный) год (с 1 января по 31 декабря).
Функции бюджета:
К основным задачам бюджета относят:
1. перераспределение ВВП,
2. государственное регулирование и стимулирование экономики,
3. финансовое обеспечение
бюджетной сферы и
4. Контроль за образованием
и использованием централизован
13.Состав и
структура доходов
Доходы бюджета –
это денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
Доходы бюджетов принято классифицировать по различным основаниям. Одной из основных выступает классификация видов доходов, выделяемых в зависимости от формы их образования: