Лекции по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:30, курс лекций

Описание работы

Звенья финансовой системы можно сгруппировать и по другому признаку: государственные (муниципальные) финансы и финансы частного сектора экономики. Государственные финансы - это государственный бюджет, муниципальные бюджеты, государственные специальные фонды, финансы государственных и муниципальных предприятий. Финансы частного сектора экономики - финансы час i пых корпораций и финансы домохозяйств.
Центральное место в финансовой системе занимают государственные и муниципальные финансы.

Содержание

Социально-экономическая сущность финансов, их признаки.
Этапы развития финансов, основные концепции финансов.
Функции и принципы финансов
Финансовое планирование, прогнозирование и контроль.
Денежно- кредитная политика- как составная часть финансовой политики.
Финансовый механизм: понятие, типы.
Финансовая система РФ: понятие, структура.
Бюджетное устройство – бюджетная система: понятие,принципы.
Бюджетная классификация.
Государственный бюджет: понятие, функции и задачи
Состав и структура доходов федерального бюджета РФ.
Состав и структура расходов федерального бюджета РФ.
Дефицит бюджета: понятие и источники его покрытия.
Налоговая система РФ: роль, структура, и принципы построения.
Налоговая политика: сущность, цели и задачи
Государственный кредит, его сущность, особенности.
Консолидированный бюджет его роль в бюджетной системе.
Минфин РФ завершил разделение Стабизационного фонда на
Резервный фонд и Фонд национального благосостояния /версия 1/

Государственный долг и причины его возникновения.
Классификация долговых обязательств. Государственный и муниципальный долг
Управление государственным долгом.
Методы регулирования государственного долга
Финансовый контроль: сущность, принципы, задачи, объекты и субъекты.
Классификация финансового контроля.
Региональные финансы, сущность, состав, роль.
Муниципальные финансы: социально-экономическое значение.
Содержание финансового регулирование, его формы и методы
Сущность, виды и функции финансового рынка России.
Бюджетный федерализм: понятие, модели.
Межбюджетные отношения: понятие, принципы.,
Страхование как финансовая категория, ее особенности.
Рынок ценных бумаг и его роль в финансовой системе страны.
Валютный рынок, его функции и структура
Финансы коммерческих предприятий: сущность, функции, принципы
Финансы индивидуальных предпринимателей.
Роль Федерального Казначейства в управлении финансами и его задачи.
Финансовые инструменты: понятие, закономерности использования в РФ.
Внбюджетные фонды, цель их создания и экономическая сущность.
Государственные внебюджетные фонды, основные источники их формирования.
Пенсионный фонд РФ, направления использования средств фонда.
Основные задачи, реализуемые фондом социальногострахования.
Механизм функционирования фонда обязательного медицинского страхования.
Финансовая безопасность России
Международные финансовые организации и их роль в экономическом развитии РФ.
Структура мировых финансов, их роль в развитии международного сотрудничества.
Финансовая глобализация: сущность, объекты, особенности
Особенности функционирования финансовых систем

Работа содержит 1 файл

0289319_6014E_finansy.doc

— 358.00 Кб (Скачать)

Звенья финансовой системы  можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру:

I  Централизованные финансы:

 1. Государственный бюджет.

Размер и структура  государственного бюджета характеризуют  уровень социально- экономического развития страны. Основным источником формирования бюджета служат налоги с физических и юридических лиц. Остальная доходная часть бюджета пополняется за счет неналоговых источников. Собранные доходы используются на решение многочисленных задач, принятых на себя государством: развитие здравоохранения, образования, жилищного строительства, поддержку пожилых граждан и т.п.

Состоит из трех самостоятельных  звеньев:

- федерального бюджета  РФ;

- бюджетов национально-  государственных и административно-  территориальных образований;

- бюджетов муниципальных образований.

Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся источники  поступления средств и их количественные параметры. В расходной части  определяются направления, сферы, в  которых расходуются деньги, их количественные параметры.

2. Государственный  кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов.

Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства; привлекается через размещение государственных  займов, денежно-вещевых лотерей  и других ценных бумаг.

Государственный кредит- это также и внешние займы  государства для покрытия дефицита бюджета.

3. Государственные  внебюджетные фонды предназначены для реализации социальных функций государства. Являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы (Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд).

4. Фонды  личного и имущественного страхования  предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая (а также способствуют проведению мероприятий по предупреждению несчастных случаев).

5. Фондовый  рынок- вид финансовых отношений, возникающий в результате купли- продажи специфических финансовых активов (ценных бумаг).

Фондовый рынок обеспечивает перемещение капитала в отрасли  с высоким уровнем дохода, служит мобилизации и эффективному использованию  временно свободных денежных средств.

II. Децентрализованные финансы.

1. Финансы  коммерческих предприятий и организаций обслуживают материальное производство, создание валового внутреннего продукта, его распределение внутри предприятий и перераспределение части этого продукта в бюджет и внебюджетные фонды.

2. Финансы  посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов).

3. Финансы  некоммерческих организаций.

III. Финансы домашних хозяйств- экономические отношения, возникающие при реальном обороте денег в секторе домашних хозяйств. Финансы домохозяйств являются материальной основой их жизни. Они предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.

 

    1. Бюджетное устройство – бюджетная система: понятие,

принципы.

 

Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ регламентируются положениями Конституции РФ и Бюджетным кодексом РФ.

Кроме того, ежегодно принимаются: федеральный закон о федеральном бюджете РФ на соответствующий год; правовые акты местных представительных органов власти о бюджетах на очередной финансовый год; другие федеральные законы, законы субъектов федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.

Государственная бюджетная  система РФ состоит из трех звеньев  и включает:

1. федеральный бюджет;

2.  бюджет субъектов  РФ

3. местные бюджеты  (городских, районных, поселковых, сельских).

Бюджетная система представляет собой совокупность отношений возникающих  между различными субъектами в процессе:

  1. Формирования  и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и  бюджетов внебюджетных фондов , осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования гос и муниципального долга.
  2. Составление и рассмотрение проектов бюджетов системы , их утверждение и исполнения, контроля за их исполнением.

Насчитывается: 21 республиканский  бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области. 

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации. Свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Федерации образует консолидированный бюджет РФ. Консолидированный бюджет используется для расчетов минимальных социальных финансовых норм и нормативов необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределении и использовании бюджетных средств.

В соответствии с действующим законодательством бюджетная система страны строится на принципах:

1.  единства бюджетной  системы РФ;

2. разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы РФ;

3.  самостоятельности  бюджетов;

4. полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5.  сбалансированности  бюджета;

6. эффективности и  экономности использования бюджетных средств;

7.  общего (совокупного)  покрытия расходов;

8.  гласности;

9.  достоверности бюджета;

10. адресности и целевого  характера бюджетных средств.

 

11.Бюджетная  классификация.

 

Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

- для составления,  утверждения и исполнения бюджета;

- контроля за выделением  и использованием бюджетных средств;

- обеспечения сопоставимости  показателей бюджетов всех уровней;

- составления консолидированных  бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация применяется для обеспечения сопоставления и систематизации по однородным признаками доходов и расходов бюджетов разных уровней.

Бюджетная классификация  включает в себя:

  1. классификацию доходов бюджетов- группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ определяющая источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
  2. функциональную классификацию расходов бюджетов- группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, отражающая направления бюджетных средств на выполнение основных функции государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами гос власти РФ и органами гос власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных гос полномочий, передаваемых на иные уровни власти.
  3. экономическую классификацию расходов бюджетов- группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию, которая состоит из 5 уровней: группа, подгруппа, предметная статья, подстатья, элемент расходов.
  4. классификацию источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов- группировка заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.
  5. классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ- группировка долговых обязательств правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
  6. классификацию государственного внешнего долга и классификацию внешних активов РФ-  группировка государственных внешних долговых обязательств РФ, внешнего долга субъектов РФ, а так же внешнего долга международных фин. Организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм перед РФ.
  7. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета -группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета (орган гос власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям бюджетных средств, а так же наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации).

Бюджетный процесс– деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета. Эта деятельность регламентируется: Конституцией РФ, бюджетным кодексом РФ, законом “Об основах бюджетного устройства и бюджетном процессе”; на нижестоящих уровнях – законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Бюджетный процесс охватывает 4 стадии:

1.Составление проекта  бюджета явл. исключительной прерогативой  Правительства РФ, соответствующих  органов исполнительной власти  субъектов федерации и органов  местного самоуправления.

2. Рассмотрение и утверждение бюджета предполагает, что Правительство РФ представляет Госдуме федерального собрания РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Госдума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год в 4 чтениях.

3. Исполнение бюджета  начинается после утверждения  в установленном порядке. В  РФ установлено казначейское  исполнение бюджетов. Осуществление  бюджетных операций через счета  Казначейства позволяет обеспечить  полный учет и контроль каждого  этапа исполнения бюджета.

4. Составление отчета  об исполнении бюджета и его  утверждение – одна их форм  финансового контроля, осуществляемого  законодательными органами власти. Контроль осуществляет Счетная  палата РФ. Отчет об исполнении  бюджета на основании отчетов главных распорядителей  готовит орган исполняющий бюджет. Ответственным за составление отчета об исполнении бюджета является Мин Фин. РФ.

Деятельность государственных  органов от начала составления проекта  бюджета до утверждения отчета о  его исполнении длится около 3,5 лет. Этот период называется бюджетный цикл.

Основными принципами  бюджетного процесса являются:

  1. принцип правильности исполнения федерального бюджета
  2. принцип полноты и своевременности
  3. принцип финансирования расходов связанных с предоставлением бюджетных ссуд
  4. принцип финансирования расходов по утвержденным обязательствам.

 

12. Государственный бюджет: понятие,  функции и задачи

 

Законодательное определение  бюджета- это форма образования  и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С юридической, доктринальной  точки зрения, бюджет- с одной  стороны это основной финансовый план образования, распределения и  использования публичных финансов, с другой- он принимается в особой процедуре представительным органом государственной власти в форме закона.

Все бюджеты в РФ принимаются  в форме годовых бюджетов –  на один финансовый (бюджетный) год (с 1 января по 31 декабря).

Функции бюджета:

  1. Распределительно- перераспределительная- через бюджет осуществляется формирование государственных финансов и их распределение (использование).
  2. Аналитическая- состоит в классификации и систематизации действующих потребностей и возможностей общества и государства.
  3. Общетеоретическая- назначение бюджета- способствовать развитию экономической (финансовой) и юридической (бюджетное право) науки и науки об обществе, государстве и экономике вообще (например, способствовать развитию науки государственного управления, общей теории финансов и т.д.)
  4. Контрольная- бюджет позволяет осуществить мониторинг и контроль над объемами потребностей и возможностей общества и государства.
  5. Критическая- в процессе бюджетных отношений выявляются недостатки и пробелы в действующем законодательстве и сфере бюджетной деятельности, несоответствие правовых норм реалиям экономической действительности, задачам государственного регулирования экономики и интересам государства в целом.

К основным задачам бюджета относят:

1. перераспределение  ВВП,

2. государственное регулирование и стимулирование экономики,

3. финансовое обеспечение  бюджетной сферы и осуществление  социальной политики государства.

4. Контроль за образованием  и использованием централизованных фондов денежных средств.

 

 

13.Состав и  структура доходов федерального  бюджета РФ.

 

Доходы бюджета –  это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  в распоряжение органов гос. власти соответствующего уровня.

Доходы бюджетов принято  классифицировать по различным основаниям. Одной из основных выступает классификация видов доходов, выделяемых в зависимости от формы их образования:

  1. Налоговые доходы:

Информация о работе Лекции по "Финансам"