Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:30, курс лекций
Звенья финансовой системы можно сгруппировать и по другому признаку: государственные (муниципальные) финансы и финансы частного сектора экономики. Государственные финансы - это государственный бюджет, муниципальные бюджеты, государственные специальные фонды, финансы государственных и муниципальных предприятий. Финансы частного сектора экономики - финансы час i пых корпораций и финансы домохозяйств.
Центральное место в финансовой системе занимают государственные и муниципальные финансы.
Социально-экономическая сущность финансов, их признаки.
Этапы развития финансов, основные концепции финансов.
Функции и принципы финансов
Финансовое планирование, прогнозирование и контроль.
Денежно- кредитная политика- как составная часть финансовой политики.
Финансовый механизм: понятие, типы.
Финансовая система РФ: понятие, структура.
Бюджетное устройство – бюджетная система: понятие,принципы.
Бюджетная классификация.
Государственный бюджет: понятие, функции и задачи
Состав и структура доходов федерального бюджета РФ.
Состав и структура расходов федерального бюджета РФ.
Дефицит бюджета: понятие и источники его покрытия.
Налоговая система РФ: роль, структура, и принципы построения.
Налоговая политика: сущность, цели и задачи
Государственный кредит, его сущность, особенности.
Консолидированный бюджет его роль в бюджетной системе.
Минфин РФ завершил разделение Стабизационного фонда на
Резервный фонд и Фонд национального благосостояния /версия 1/
Государственный долг и причины его возникновения.
Классификация долговых обязательств. Государственный и муниципальный долг
Управление государственным долгом.
Методы регулирования государственного долга
Финансовый контроль: сущность, принципы, задачи, объекты и субъекты.
Классификация финансового контроля.
Региональные финансы, сущность, состав, роль.
Муниципальные финансы: социально-экономическое значение.
Содержание финансового регулирование, его формы и методы
Сущность, виды и функции финансового рынка России.
Бюджетный федерализм: понятие, модели.
Межбюджетные отношения: понятие, принципы.,
Страхование как финансовая категория, ее особенности.
Рынок ценных бумаг и его роль в финансовой системе страны.
Валютный рынок, его функции и структура
Финансы коммерческих предприятий: сущность, функции, принципы
Финансы индивидуальных предпринимателей.
Роль Федерального Казначейства в управлении финансами и его задачи.
Финансовые инструменты: понятие, закономерности использования в РФ.
Внбюджетные фонды, цель их создания и экономическая сущность.
Государственные внебюджетные фонды, основные источники их формирования.
Пенсионный фонд РФ, направления использования средств фонда.
Основные задачи, реализуемые фондом социальногострахования.
Механизм функционирования фонда обязательного медицинского страхования.
Финансовая безопасность России
Международные финансовые организации и их роль в экономическом развитии РФ.
Структура мировых финансов, их роль в развитии международного сотрудничества.
Финансовая глобализация: сущность, объекты, особенности
Особенности функционирования финансовых систем
1. Классическая . Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государственные расходы минимизированы. Система налогов строилась на косвенных и имущественных налогах. Органом управления было министерство финансов.
2. Регулирующая - обосновывает необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос и как следствие -рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки; государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики.
3. Планово - директивная финансовая политика применяется в странах с административно - командной системой. Основана на государственной собственности на средства производства. Целью является концентрация всех неиспользуемых населением, предприятиями и местными органами власти финансовых ресурсов в руках государства и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями государственного плана развития .
Перед финансовой политикой стоят следующие задачи:
5.Управление финансами: сущность, методы, инструменты.
Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования цели и задачи их деятельности.
В управлении финансами выделяют две группы методов:
1. К экономическим относятся:
- фискальная политика;
- финансовое планирование;
- координация финансовых ресурсов;
- финансовое регулирование.
Фискальная политика - это меры со стороны правительственных органов по изменению порядка налогообложения и структуры государственных расходов для воздействия на экономику с целью ускорения экономического роста.
Объектом финансового планирования является формирование и распределение доходов и накоплений, использование фондов денежных средств.
2.К административным методам следует отнести:
- систему амортизационных отчислений;
- систему финансовых санкций.
- финансовый менеджмент.
Выделяют следующие функциональ
1. Целью фин. планирования
является обеспечение фин.
2. Основной целью фин.
прогнозирования является
3. Оперативное управление
представляет собой процесс
4. Финансовый контроль
это совокупность действий и
операций, осуществляемых специальными
уполномоченными органами с
6. Финансовое планирование, прогнозирование и контроль.
Финансовое плпнирование.
Объектами финансового
планирования является финансовая деятельность
хозяйствующих субъектов и
Планирование характеризуется:
- экстенсивностью (охватывает
широкий круг социально-
- интенсивностью (подразумевает
применение совершенной
- эффективностью (означает,
что в итоге необходимо
МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
- автоматический (данные этого года переносятся на следующий с умножением на коэффициент инфляции);
- статистический (складываются расходы за предыдущие года и делится на количество предыдущих лет);
- метод нулевой базы
(все позиции должны
Финансовое планирование на уровне государства.
Сводный финансовый баланс государства состоит из доходной и расходной частей.
Коммерческое предприятие.
Финансовый план для коммерческого предприятия - это баланс доходов и расходов.
Бюджетное предприятие.
Для бюджетных организаций финансовый план - это смета.
Главное различие сметы от баланса в том, что в смете очень детально отражается расходная часть, тогда как доходы отражаются в разрезе источников. Для составления сметы в качестве исходных данных используют контрольные цифры и экономические нормативы. Контрольные цифры состоят из показателей, отражающих специфику деятельности и являются ориентирами.
По всем разделам сметы приводятся плановые и отчетные данные текущего года, которые позволяют сопоставить их с показателями планируемого года.
Финансовое планирование для органов государственной власти и управления. Это бюджеты различных уровней, которые делятся на доходную и расходную части.
Финансовый контроль.
Объектом контрольной функции являются финансовые показатели деятельности организаций или предприятий и в зависимости от субъекта (контролирующего органа) финансовый контроль делится:
-общегосударственный
контроль (вневедомственный). Осуществляют
органы государственной власти
и управления и контролю
-ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств. Они осуществляют проверку финансово - хозяйственной деятельности подведомственных учреждений;
-внутрихозяйственный
финансовый контроль
-общественный финансовый
контроль осуществляется на
- независимый финансовый контроль осуществляется независимыми аудиторскими фирмами;
Государственный федеральный контроль осуществляется высшими органами федерального управления: Государственная дума Совет Федерации.
7. Денежно- кредитная политика- как составная часть финансовой политики.
- политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения кредитных операций, повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении);
- политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении).
Основными методами денежно- кредитной политики являются:
- изменение ставки учетного процента;
- операции на открытом рынке;
- изменение норм обязательных
резервов банков; а также специальные
методы по регулированию
Субъектом денежно- кредитной политики является центральный банк. По закону он выполняет установки правительства, но не является правительственным институтом, а имеет определенную степень самостоятельности. Такие права ему даны на основе принципа разделения властей. Правительство не в праве требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денег.
В основном ЦБ РФ использует методы косвенного воздействия на денежно- кредитную сферу и сопряженные области экономики. Однако при проведении определенного круга операций ЦБ РФ вправе и прямо вмешиваться в те или иные процессы. Например, прямым вмешательством в рассматриваемую сферу можно считать регулирование денежной эмиссии и ограничение динамики кредитования.
8. Финансовый механизм: понятие, типы.
Финансовый механизм- это система установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений, посредством которых осуществляется образование и использование финансовых ресурсов.
Финансовый механизм состоит из совокупности организационных форм финансовых отношений и методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методов финансового планирования, форм управления финансами и финансовой системой, финансового законодательства (в том числе системы законодательных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т.д.)
Выделяют два типа финансовых механизмов:
2. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила поведения в такой сфере финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, например при организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов.
9.Финансовая система РФ: понятие, структура.
Финансовая система – это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включены все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение.