Лекции по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:30, курс лекций

Описание работы

Звенья финансовой системы можно сгруппировать и по другому признаку: государственные (муниципальные) финансы и финансы частного сектора экономики. Государственные финансы - это государственный бюджет, муниципальные бюджеты, государственные специальные фонды, финансы государственных и муниципальных предприятий. Финансы частного сектора экономики - финансы час i пых корпораций и финансы домохозяйств.
Центральное место в финансовой системе занимают государственные и муниципальные финансы.

Содержание

Социально-экономическая сущность финансов, их признаки.
Этапы развития финансов, основные концепции финансов.
Функции и принципы финансов
Финансовое планирование, прогнозирование и контроль.
Денежно- кредитная политика- как составная часть финансовой политики.
Финансовый механизм: понятие, типы.
Финансовая система РФ: понятие, структура.
Бюджетное устройство – бюджетная система: понятие,принципы.
Бюджетная классификация.
Государственный бюджет: понятие, функции и задачи
Состав и структура доходов федерального бюджета РФ.
Состав и структура расходов федерального бюджета РФ.
Дефицит бюджета: понятие и источники его покрытия.
Налоговая система РФ: роль, структура, и принципы построения.
Налоговая политика: сущность, цели и задачи
Государственный кредит, его сущность, особенности.
Консолидированный бюджет его роль в бюджетной системе.
Минфин РФ завершил разделение Стабизационного фонда на
Резервный фонд и Фонд национального благосостояния /версия 1/

Государственный долг и причины его возникновения.
Классификация долговых обязательств. Государственный и муниципальный долг
Управление государственным долгом.
Методы регулирования государственного долга
Финансовый контроль: сущность, принципы, задачи, объекты и субъекты.
Классификация финансового контроля.
Региональные финансы, сущность, состав, роль.
Муниципальные финансы: социально-экономическое значение.
Содержание финансового регулирование, его формы и методы
Сущность, виды и функции финансового рынка России.
Бюджетный федерализм: понятие, модели.
Межбюджетные отношения: понятие, принципы.,
Страхование как финансовая категория, ее особенности.
Рынок ценных бумаг и его роль в финансовой системе страны.
Валютный рынок, его функции и структура
Финансы коммерческих предприятий: сущность, функции, принципы
Финансы индивидуальных предпринимателей.
Роль Федерального Казначейства в управлении финансами и его задачи.
Финансовые инструменты: понятие, закономерности использования в РФ.
Внбюджетные фонды, цель их создания и экономическая сущность.
Государственные внебюджетные фонды, основные источники их формирования.
Пенсионный фонд РФ, направления использования средств фонда.
Основные задачи, реализуемые фондом социальногострахования.
Механизм функционирования фонда обязательного медицинского страхования.
Финансовая безопасность России
Международные финансовые организации и их роль в экономическом развитии РФ.
Структура мировых финансов, их роль в развитии международного сотрудничества.
Финансовая глобализация: сущность, объекты, особенности
Особенности функционирования финансовых систем

Работа содержит 1 файл

0289319_6014E_finansy.doc

— 358.00 Кб (Скачать)
  • Прямые налоги (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и прочие доходы на прибыль или доход);
  • Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда (ЕСН, взносы от несчастных случаев и т.д.);
  • Налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизы, платежи и лицензионные сборы);
  • Налоги на имущество (налоги на имущество физических лиц, на имущество предприятий и т.д.).

2.  Неналоговые доходы  включают:

  • Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления;
  • Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • Доходы в виде финансовой помощи, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  • Иные неналоговые доходы.

3.  Безвозмездные перечисления  включают поступления от:

  • Нерезидентов;
  • Других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисляемые по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);
  • Государственных внебюджетных фондов;
  • Государственных предприятий и учреждений;
  • Международных организаций.

 

14.Состав  и структура расходов федерального  бюджета РФ.

 

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Классификация видов  расходов бюджета:

1.По степени  предсказуемости:

- запланированные;

- незапланированные.

2. По экономическому  содержанию:

Текущие расходы  связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление, текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти.

3. По уровню  бюджетной системы:

3.1. расходы  федерального бюджета:

- обеспечение деятельности  органов государственной власти и органов исполнительной власти;

- функционирование федеральной  судебной системы;

- осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах;

- национальная оборона  и обеспечение безопасности государства,  обеспечение конверсии оборонных отраслей промышленности;

- ликвидация последствий  чрезвычайных ситуаций и стихийных  бедствий федерального масштаба;

- обслуживание и погашение  государственного долга;

- финансовая поддержка  субъектов РФ и т.д.

3.2.Расходы  бюджетов субъектов РФ:

- государственная поддержка отраслей промышленности (за исключение атомной энергетики),

- обеспечение правоохранительной  деятельности;

- обеспечение противопожарной  безопасности;

- обеспечение социальной  защиты населения;

- развитие рыночной  инфраструктуры;

- обеспечение средств массовой информации;

- обеспечение охраны  окружающей природной среды, охраны  и воспроизводства природных  ресурсов, обеспечение гидрометеорологической  деятельности и т.д.

3.3.Расходы местных бюджетов:

- содержание органов  местного самоуправления;

- формирование и управление  муниципальной собственностью;

- содержание муниципальных  органов охраны общественного  порядка;

- муниципальное дорожное  строительство и содержание дорог  местного значения.        -И т.д.

 

15 . Дефицит бюджета: понятие и  источники его покрытия.

 

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами.

Процессом финансирования дефицита бюджета можно управлять  с помощью выбора тех или иных источников финансирования, маневрируя условиями выпуска государственных  ценных бумаг, соотношением внутренних и внешних займов, создавая благоприятные условия для сохранения внутренних сбережений населения, индексируя ценные бумаги и вклады, ограничивая расходы по обслуживанию государственного долга и т.д.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на текущий год. На уровне Федерации такими источниками являются:

- внутренние кредиты,  полученные Российской Федерацией  от кредитных организаций в  национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- внешние – государственные  займы, осуществляемые в иностранной  валюте; путем выпуска ценных  бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Основным источником финансирования дефицита государственного бюджета служат государственные  займы. Если расходы растут намного  быстрее, чем доходы, значимость заемных средств, как источника финансирования, возрастает. При этом погашение ранее выпущенных займов может осуществляться за счет выпуска новых займов, т.е. за счет рефинансирования. Происходит рефинансирование государственного долга.

В мировой практике выделяют два традиционных способа покрытия бюджетного дефицита: это государственные  займы и ужесточение налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий  увеличение денежной массы в обращении, - это собственное производство денег.

Главные причины  бюджетного дефицита в нашей стране: 1. Снижение эффективности общественного  производства, усугубленное низкой результативностью  внешнеэкономических связей. 2. Несовершенство финансовой системы страны. 3. Консерватизм структур финансовой системы, их ориентированность на административно-командные методы управления экономикой. 4. Нерациональность бюджетного механизма, не позволяющего государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы. 5. Неэффективные структуры бюджетных расходов, усиленное стремление жить не по средствам, осуществляется крупное государственное инвестирование и расходы.

 

16. Налоговая система РФ: роль, структура,  и принципы 

построения.

 

Налоговая система –  это совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей плюс свод регулирующих налогообложение законов, структура и функции гос. налоговых органов. Налоговая система вкл. в себя не только перечень взимаемых налогов и ставки к ним, но и сами законы, устанавливающие данные налоги, и органы, занимающиеся начислением и контролем за исполнением установленного законодательства. Структура налоговой системы РФ в соответствии с Налоговым Кодексом РФ выглядит следующим образом:

  1. Федеральные налоги и сборы (НДС, акцизы на отд виды товаров (услуг), налог на прибыль, налог на доходы от капитала, НДФЛ, ЕСН, гос пошлина, таможенная пошлина и сборы, лесной налог, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные сборы)
  2. Региональные налоги и сборы (налог на имущество, налог на недвижимость, дорожный, транспортный, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы)
  3. Местные налоги и сборы (земельный налог, налог на имущество физ,лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарении, местные лицензионные сборы)

Существует девять основных принципов налогообложения, которые  направлены на равноправное и беспристрастное  взимание налогов согласно установленным  налоговым ставкам:

  1. принцип всеобщности – каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы
  2. принцип равенства – все субъекты являются равноправными перед налоговым законодательством
  3. принцип справедливости – должен присутствовать учет фактической возможности субъекта платить данный налог
  4. принцип соразмерности – предполагает сбалансированности интересов налогоплательщика и гос казны.
  5. принцип отрицания обратной силы налогового законодательства – вновь принятые налоговые законы не распространяются на отношения, возникшие до его принятия
  6. принцип однократности – один объект может облагаться одним видом налога в один налоговый период только один раз
  7. принцип льготности – предполагает наличие льготных ставок или условий налогообложения для отдельных групп налогоплательщика
  8. принцип равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства в установленном законом порядке
  9. принцип недискриминационности – предполагает отсутствие каких бы то ни было различий по половому, национальному, идеологическому и другому признаку между налогоплательщиками. 

 

17. Налоговая политика: сущность, цели  и задачи

 

Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов.

Можно выделить три типа налоговой политики.

Первый тип  – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

Второй тип – политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

При сильной экономике  все указанные типы налоговой  политики успешно сочетаются. Для  России характерен первый тип налоговой  политики в сочетании с третьим.

Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств  через налоговую систему.

Задачи налоговой  политики сводятся к:

1.обеспечению государства  финансовыми ресурсами; 

2.созданию условий для регулирования  хозяйства страны в целом; 

3.сглаживанию возникающего в  процессе рыночных отношений  неравенства в уровнях доходов населения.

 

18. Государственный кредит, его сущность, особенности.

 

Государственный кредит – экономические отношения между государством ( в лице его органов власти и управления) и юридическими лицами и физическим лицами, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Если государство выступает заемщиком, то кредиторами являются банки, правительственные учреждения, корпорации, страховые компании. Если государство – в роли кредитора, то заемщиками являются местные органы самоуправления, предприятия, субъекты внешнего мира.

Информация о работе Лекции по "Финансам"