Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 07:43, курсовая работа
кредитование малого бизнеса
Введение 3
1.Экономико-правовые основы кредитования малого бизнеса в России 4
1.1 Экономические основы кредитования малого бизнеса 4
1.2 Правовое обеспечение кредитования малого бизнеса 7
1.3 Основы оценки кредитования малого бизнеса 9
2. Методика кредитования малого бизнеса в коммерческом банке
(Краснокамское отделение Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России») 16
2.1 Краткая характеристика объекта исследования 16
2.2 Порядок кредитования субъекта малого бизнеса в Краснокамском филиале
Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России» 18
2.3 Технология совершения кредитных операций 19
Заключение 29
Приложения
1. Методика определения кредитоспособности клиента в
порядке предоставления кредитного продукта 30
2. Описание кредитных продуктов предоставляемым
субъектам малого и среднего бизнеса 34
3. Перечень документов, требуемых при предоставлении
кредитного продукта - юридическому лицу 59
4. Перечень документов, требуемых при предоставлении
кредитного продукта -индивидуальному предпринимателю 64
5. Порядок работы с залоговым обеспечением при
кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса 68
Список литературы 92
Специфика исторического развития малого бизнеса в России;
Многопрофильность малых предприятий;
Недостаточная кадровая квалификация кадрового состава;
Деформализация хозяйственной среды малого бизнеса.
Основными причинами, сдерживающими стремительный рост объемов предоставления заемных средств предприятиям малого бизнеса, являются следующие :
Повышенный риск кредитования малых предприятий;
Высокие операционные расходы, связанные как с проведением оценки
кредитоспособности потенциального заемщика, так и с ведением
самого кредитного договора;
Отсутствие необходимого обеспечения под предлагаемые
заимствования.
Необходимость
наличия инструментария оценки кредитоспособности
предприятий сферы малого бизнеса
обусловлена тем
На сегодняшний день ЦБ не только выделил практику кредитования малого бизнеса в число приоритетных направлений денежно-кредитной политики, но и подготовил для банков конкретные рекомендации ведь до сих пор многие коммерческие банки сами разрабатывали методики работы с «малыми» заемщиками. Впрочем, анализ таких методик показывает, что в них много общего, хотя есть и различия.
Оценку финансового состояния клиента «банки проводят на основании его официальной отчетности, скорректированной с учетом реальной деятельности. В процессе анализа определяются: основное и вспомогательные направления в бизнесе клиента; история его развития; форма и структура собственности; уровень организации управления; зависимость компании от сезонности и степени специализации, портфель заказов и зависимость от поставщиков; перечень основных конкурентов; дебиторская и кредиторская задолженности; уровень обеспечения по кредиту, источник поручительства и др.» [23, с. 21]
В
целом практически все методики
базируются на следующих основных принципах,
кредитных взаимоотношений
- не предоставлять кредит, если предприятие находится в критической ситуации или средства необходимы для погашения другого кредита;
- определять кредитоспособность заемщика только на основе анализа его реального финансового положения;
- учитывать конкурентоспособность заемщика, репутацию, деловые и профессиональные качества руководства предприятия;
- учитывать трудности предоставления малым предприятиям первоклассных поручителей, используя комбинированный залог;
- оперативно решать вопрос о предоставлении кредита и при положительном решении постоянно следить за состоянием бизнеса клиента и сроками погашения ссуды.
Наряду с общими принципами банки используют и другие подходы, которые формируются в процессе практической работы. Скажем, одни банки признают залогом только имущество или поручительства, другие кредитуют лишь по оборотам, третьи ориентируются на кредитную историю заемщика. Проблема формирования и учета кредитных историй выходит сегодня на первый план, тем более что доля стабильно работающих малых предприятий весьма существенно различается по регионам. Поскольку заемщик ищет наиболее приемлемые условия ссуды, в его «досье» часто несколько банков-кредиторов. И порой информация заемщика о банках полнее, нежели сведения кредитной организации о потенциальных и действительных клиентах.
В
этой ситуации банку приходится самому
создавать кредитную историю
клиента, начиная работу с ним
с выдачи небольших займов на короткие
сроки и постепенно увеличивая сумму
и срок. Если одновременно с этим
«хороший» заемщик будет
Уже сегодня кредитные отделы некоторых банков проводят анализ финансового состояния заемщика за длительный период. Какие ссуды брал раньше, как обслуживал и погашал долг, возникали ли конфликтные ситуации - все это ложится в основу объективной кредитной истории, выходящей за масштабы отношений с единственным банком.
Возвратность кредитов малыми предприятиями во многом зависит от эффективности использования заемных средств. Трудности, с которыми сталкивается здесь малый бизнес, зависят от разных факторов: отсутствие опыта, разработка новых направлений, изменение конъюнктуры и прочих. Наши банки начинают использовать зарубежный опыт, когда банк-кредитор активно участвует в разработке бизнес-плана клиентов, консультирует его руководителей по широкому спектру финансовых проблем. В конце концов, именно кредитор заинтересован в том, чтобы вложенные им средства вернулись с прибылью.
В
качестве основных критериев при
определении финансового
- на возможные потери по кредитным требованиям;
- специальный;
- по портфелю однородных кредитных требований;
- общий — на возможные потери» [23, с. 23].
Вид резерва определяется исходя из оценки кредитного риска, а его величина основывается на финансовом состоянии заемщика и качестве обслуживания долга.
Нельзя забывать и о том, что в сфере малого бизнеса как нигде требуется дифференцированный подход к оценке кредитоспособности. Если торговой фирме кредит нужен, как правило, для пополнения оборотных средств, то производственной или строительной на развитие или реализацию достаточно долгосрочного проекта.
2.
Методика кредитования
малого бизнеса в коммерческом
банке (филиал «Пермский»
ОАО «СКБ-БАНК»)
2.1 Краткая характеристика филиала Пермский ОАО «СКБ-банк»
ОАО АКБ «СКБ-БАНК» (Содействия Коммерции и Бизнесу) - активно развивающийся коммерческий банк с широкой сетью в регионах Российской Федерации. «СКБ-БАНК» стремится занимать лидирующие позиции на финансовом рынке не только Уральского региона, но других регионов России, предоставляя современные и качественные финансовые услуги корпоративным и частным клиентам, способствующие всестороннему развитию бизнеса, повышению благосостояния клиентов и росту доходов акционеров. Развитие взаимовыгодных партнерских отношений с клиентами - основа устойчивого развития «СКБ-БАНКА». Более того, банк входит в систему страхования вкладов с 2004 года и занимается реализацией федеральных инвестиционных проектов, в частности, сотрудничает с Уральским Фондом Поддержки Малого Предпринимательства.
«СКБ-БАНК» вошел в сотню крупнейших банков России по итогам 2007 года по версии Центра экономического анализа «Интерфакс».
В рэнкинге «Интерфакс-100», СКБ-банк занимает 83 место. По итогам 2007 года прибыль до налогообложения составила 660,3 млн. рублей. Это позволило Банку войти в сотню крупнейших кредитных учреждений России.
По состоянию на 1 декабря 2007 года объем кредитов, выданных СКБ-банком юридическим лицам и представителям малого и среднего бизнеса, составил 10 миллиардов рублей. Кредитный портфель корпоративных клиентов за полгода вырос почти на 3,9 млрд. руб., показав динамику прироста за 2007 год в 53%. Кредитный портфель СКБ-банка также продемонстрировал устойчивый рост – на 30 декабря июля этого года он вырос более чем на 5,6 млрд. руб., достигнув объема 15 млрд. 886 млн. рублей.
В настоящее время по всей России работает 80 подразделений Банка. За последние года были открыты филиалы: в Перми, Челябинске, Таганроге, Сургуте, Новосибирске, Самаре, Волгограде, Свердловской, Волгоградской областях Пермском крае и других областях.. Целью столь широкой региональной экспансии является создание устойчивой конкурентоспособной филиальной сети «СКБ-БАНКа», обеспечивающей прибыльность за счет расширения региональной клиентской базы, увеличения объемов продаж банковских продуктов и повышения качества их предоставления.
Как было написано ранее, Банк имеет широкую филиальную сеть по стране, а 30 декабря 2006 года филиал банка появился и в Перми. В данный момент в Перми открылись и работают наряду с Главным офисом филиала дополнительные офисы Мотовилихинский, Садовый, Молодежный, Балатовский.
Приход на пермский рынок нового крупного банка связан с большой перспективой в работе с крупными предприятиями города и края, а также в сфере малого и среднего бизнеса крупнейшего города западного Урала. Пермь привлекает финансовых аналитиков политической стабильностью и положительной динамикой развития по многим направлениям. Этот фактор стал решающим и для руководства ОАО «СКБ-БАНКа».
При определении приоритетных зон присутствия Банк в первую очередь ориентируется на высокий экономический потенциал региона, позволяющий обеспечить высокий объем реализации продуктов Банка. Также, по мнению управляющего персонала головного офиса, при выборе региона важны факт присутствия потенциального клиента и его заинтересованность в услугах Банка. В этом смысле Пермская область привлекла «СКБ-БАНК». В Перми хорошо развиты предприятия торговли и сервиса. Кроме того, среди корпоративных клиентов уже есть местные компании.
На федеральном уровне «СКБ-БАНК» с первых дней позиционировал себя как универсальное кредитное учреждение, ориентированное на самые различные потребности клиентов. Банк и сегодня предлагает продукты интересные как физическим лицам, так и представителям малого и среднего бизнеса. Это та сфера деятельности, на которой будет специализироваться и филиал «Пермский».
На сегодняшний день филиал «Пермский» готов предложить клиентам одни из самых выгодных условий по вкладам в регионе, обслуживание международных кредитных карт VISA, Union Card, расчетно-кассовое обслуживание в полном объеме. В перечень услуг для частных клиентов входят также денежные переводы Western Union, Contact, Unistrim, автокредитование, потребительское кредитование, продажа дорожных чеков. Корпоративные продукты филиала в первую очередь ориентированы на предприятия малого и среднего бизнеса: расчетно-кассовое обслуживание, расчетное обслуживание внешнеторговой деятельности, зарплатные программы по перечислению заработной платы сотрудников компании на пластиковые карты с кредитными лимитами, овердрафты, лизинг. К тому же пермских филиал не ограничивается работой в Перми – уже сейчас открыт Дополнительный офис в городе Соликамске и в перспективе открытие других представительств на территории Пермского края.
Согласно
инвестиционному проекту филиал
«Пермский» Банка должен выйти на текущую
окупаемость через один год с момента
его открытия, а полная окупаемость планируется
к окончанию 2007 года.
2.2 Порядок кредитования субъекта малого бизнеса в филиале «Пермский» ОАО «СКБ-банк»
За весь период существования филиала было выдано более 40 кредитов субъектам малого бизнеса. Размер среднего кредита — 4 млн. руб., а среднего срока, на который выдается кредит - 12 месяцев. В среднем в филиал поступает от 20 до 30 заявок от потенциальных заемщиков, из них рассматриваются только 10, а положительное решение о выдаче кредита получают только 2-3 заемщика, то есть 25 %.
Банк осуществляет кредитование субъектов малого и среднего бизнеса согласно следующим условиям кредитования:
Не смотря на то, что существуют различные формы кредитования (единовременный кредит, кредитная линия, овердрафт, вексельное кредитование), в ОАО «СКБ-банк» используется только один вид кредита - единовременный кредит.
При определении суммы кредита сотрудники банка производят анализ финансового состояния заемщика, обороты по расчетному счету, анализируются различные виды залогового обеспечения. Размер выдаваемых кредитов вирируется в диапазоне от 30 тысяч до 30 млн. руб. Сроки кредитования: от 1-го месяца до 3-х лет.
При кредитовании малого бизнеса, к заемщику предъявляются следующие требования: осуществление деятельности не менее 6 месяцев, наличие расчетного счета в данном банке, устойчивое финансовое состояние. Обороты за год для заемщиков категории малого бизнеса должны составлять до 30 млн. рублей, для среднего бизнеса - до 60 млн. рублей.