Кредитование малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 07:43, курсовая работа

Описание работы

кредитование малого бизнеса

Содержание

Введение 3
1.Экономико-правовые основы кредитования малого бизнеса в России 4
1.1 Экономические основы кредитования малого бизнеса 4
1.2 Правовое обеспечение кредитования малого бизнеса 7
1.3 Основы оценки кредитования малого бизнеса 9
2. Методика кредитования малого бизнеса в коммерческом банке
(Краснокамское отделение Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России») 16
2.1 Краткая характеристика объекта исследования 16
2.2 Порядок кредитования субъекта малого бизнеса в Краснокамском филиале
Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России» 18
2.3 Технология совершения кредитных операций 19
Заключение 29
Приложения
1. Методика определения кредитоспособности клиента в
порядке предоставления кредитного продукта 30
2. Описание кредитных продуктов предоставляемым
субъектам малого и среднего бизнеса 34
3. Перечень документов, требуемых при предоставлении
кредитного продукта - юридическому лицу 59
4. Перечень документов, требуемых при предоставлении
кредитного продукта -индивидуальному предпринимателю 64
5. Порядок работы с залоговым обеспечением при
кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса 68
Список литературы 92

Работа содержит 1 файл

кредитование МБ(2007-2008).doc

— 595.50 Кб (Скачать)

    Специфика исторического развития малого бизнеса  в России;

    Многопрофильность малых предприятий;

    Недостаточная кадровая квалификация кадрового состава;

    Деформализация  хозяйственной среды малого бизнеса.

    Основными причинами, сдерживающими стремительный  рост объемов предоставления заемных  средств предприятиям малого бизнеса, являются следующие :

    Повышенный  риск кредитования малых предприятий;

    Высокие операционные расходы, связанные как  с проведением оценки

    кредитоспособности  потенциального заемщика, так и с  ведением

    самого  кредитного договора;

    Отсутствие  необходимого обеспечения под предлагаемые

    заимствования.

    Необходимость наличия инструментария оценки кредитоспособности предприятий сферы малого бизнеса  обусловлена тем обстоятельством, что для достижения большей эффективности (корректности) проводимого анализа  требуется учесть специфику, присущую подобным предприятиям. При этом немаловажным фактором является определение затрат на проведение подобного анализа - важными критериями должны являться как финансовые затраты (например, затраты на оценку стоимости обеспечения и его страхования), так и временные затраты. Последние в свою очередь обусловлены потребностью проведения анализа кредитоспособности каждого малого предприятия и последующего принятия решения в максимально сжатые сроки (что позволит значительно увеличить количество обрабатываемых заявок на предоставление кредита) с целью минимизации затрат (в частности, это позволит воздержаться от привлечения дополнительного штата кредитных экспертов).

    На  сегодняшний день ЦБ не только выделил  практику кредитования малого бизнеса в число приоритетных направлений денежно-кредитной политики, но и подготовил для банков конкретные рекомендации ведь до сих пор многие коммерческие банки сами разрабатывали методики работы с «малыми» заемщиками. Впрочем, анализ таких методик показывает, что в них много общего, хотя есть и различия.

    Оценку  финансового состояния клиента  «банки проводят на основании его  официальной отчетности, скорректированной  с учетом реальной деятельности. В  процессе анализа определяются: основное и вспомогательные направления в бизнесе клиента; история его развития; форма и структура собственности; уровень организации управления; зависимость компании от сезонности и степени специализации, портфель заказов и зависимость от поставщиков; перечень основных конкурентов; дебиторская и кредиторская задолженности; уровень обеспечения по кредиту, источник поручительства и др.» [23, с. 21]

    В целом практически все методики базируются на следующих основных принципах, кредитных взаимоотношений банков с малым бизнесом:

    - не предоставлять кредит, если предприятие находится в критической ситуации или средства необходимы для погашения другого кредита;

    - определять кредитоспособность заемщика только на основе анализа его реального финансового положения;

    - учитывать конкурентоспособность заемщика, репутацию, деловые и профессиональные качества руководства предприятия;

    - учитывать трудности предоставления малым предприятиям первоклассных поручителей, используя комбинированный залог;

    - оперативно решать вопрос о предоставлении кредита и при положительном решении постоянно следить за состоянием бизнеса клиента и сроками погашения ссуды.

    Наряду  с общими принципами банки используют и другие подходы, которые формируются  в процессе практической работы. Скажем, одни банки признают залогом только имущество или поручительства, другие кредитуют лишь по оборотам, третьи ориентируются на кредитную историю заемщика. Проблема формирования и учета кредитных историй выходит сегодня на первый план, тем более что доля стабильно работающих малых предприятий весьма существенно различается по регионам. Поскольку заемщик ищет наиболее приемлемые условия ссуды, в его «досье» часто несколько банков-кредиторов. И порой информация заемщика о банках полнее, нежели сведения кредитной организации о потенциальных и действительных клиентах.

    В этой ситуации банку приходится самому создавать кредитную историю  клиента, начиная работу с ним  с выдачи небольших займов на короткие сроки и постепенно увеличивая сумму  и срок. Если одновременно с этим «хороший» заемщик будет получать льготы в виде снижения ставки и уменьшения залогового обеспечения, малое предприятие будет «привязано» к своему банку.

    Уже сегодня кредитные отделы некоторых  банков проводят анализ финансового  состояния заемщика за длительный период. Какие ссуды брал раньше, как обслуживал и погашал долг, возникали ли конфликтные  ситуации - все это ложится в  основу объективной кредитной истории, выходящей за масштабы отношений с единственным банком.

    Возвратность  кредитов малыми предприятиями во многом зависит от эффективности использования  заемных средств. Трудности, с которыми сталкивается здесь малый бизнес, зависят от разных факторов: отсутствие опыта, разработка новых направлений, изменение конъюнктуры и прочих. Наши банки начинают использовать зарубежный опыт, когда банк-кредитор активно участвует в разработке бизнес-плана клиентов, консультирует его руководителей по широкому спектру финансовых проблем. В конце концов, именно кредитор заинтересован в том, чтобы вложенные им средства вернулись с прибылью.

    В качестве основных критериев при  определении финансового состояния  заемщика определены показатели финансового  результата, ликвидности, деловой активности, сведения о движении денежных потоков, характерные условия производственной деятельности (отраслевой признак, сезонный фактор) и другие. «Рекомендовано также создание четырех видов резервов:

    - на возможные потери по кредитным требованиям;

    - специальный;

    - по портфелю однородных кредитных требований;

    - общий — на возможные потери» [23, с. 23].

    Вид резерва определяется исходя из оценки кредитного риска, а его величина основывается на финансовом состоянии  заемщика и качестве обслуживания долга.

    Нельзя  забывать и о том, что в сфере  малого бизнеса как нигде требуется  дифференцированный подход к оценке кредитоспособности. Если торговой фирме  кредит нужен, как правило, для пополнения оборотных средств, то производственной или строительной на развитие или реализацию достаточно долгосрочного проекта.

 

2. Методика кредитования малого бизнеса в коммерческом банке (филиал «Пермский» ОАО «СКБ-БАНК») 

    2.1 Краткая характеристика  филиала Пермский ОАО «СКБ-банк»

    ОАО АКБ «СКБ-БАНК» (Содействия Коммерции  и Бизнесу) - активно развивающийся коммерческий банк с широкой сетью в регионах Российской Федерации. «СКБ-БАНК» стремится занимать лидирующие позиции на финансовом рынке не только Уральского региона, но других регионов России, предоставляя современные и качественные финансовые услуги корпоративным и частным клиентам, способствующие всестороннему развитию бизнеса, повышению благосостояния клиентов и росту доходов акционеров. Развитие взаимовыгодных партнерских отношений с клиентами - основа устойчивого развития «СКБ-БАНКА». Более того, банк входит в систему страхования вкладов с 2004 года и занимается реализацией федеральных инвестиционных проектов, в частности, сотрудничает с Уральским Фондом Поддержки Малого Предпринимательства.

    «СКБ-БАНК»  вошел в сотню крупнейших банков России по итогам 2007 года по версии Центра экономического анализа «Интерфакс».

    В рэнкинге «Интерфакс-100», СКБ-банк занимает 83 место. По итогам 2007 года прибыль до налогообложения составила 660,3 млн. рублей. Это позволило Банку войти в сотню крупнейших кредитных учреждений России.

    По  состоянию на 1 декабря 2007 года объем кредитов, выданных СКБ-банком юридическим лицам и представителям малого и среднего бизнеса, составил 10 миллиардов рублей. Кредитный портфель корпоративных клиентов за полгода вырос почти на 3,9 млрд. руб., показав динамику прироста за 2007 год в 53%. Кредитный портфель СКБ-банка также продемонстрировал устойчивый рост – на 30 декабря июля этого года он вырос более чем на 5,6 млрд. руб., достигнув объема 15 млрд. 886 млн. рублей.

    В настоящее время по всей России работает 80 подразделений Банка. За последние года были открыты филиалы: в Перми, Челябинске, Таганроге, Сургуте, Новосибирске, Самаре, Волгограде, Свердловской, Волгоградской областях Пермском крае и других областях.. Целью столь широкой региональной экспансии является создание устойчивой конкурентоспособной филиальной сети «СКБ-БАНКа», обеспечивающей прибыльность за счет расширения региональной клиентской базы, увеличения объемов продаж банковских продуктов и повышения качества их предоставления.

    Как было написано ранее, Банк имеет широкую  филиальную сеть по стране, а 30 декабря 2006 года филиал банка появился и  в Перми. В данный момент в Перми  открылись и работают наряду с  Главным офисом филиала дополнительные офисы Мотовилихинский, Садовый, Молодежный, Балатовский.

    Приход  на пермский рынок нового крупного банка связан с большой перспективой в работе с крупными предприятиями  города и края, а также в сфере  малого и среднего бизнеса крупнейшего  города западного Урала. Пермь привлекает финансовых аналитиков политической стабильностью и положительной динамикой развития по многим направлениям. Этот фактор стал решающим и для руководства ОАО «СКБ-БАНКа».

    При определении приоритетных зон присутствия  Банк в первую очередь ориентируется на высокий экономический потенциал региона, позволяющий обеспечить высокий объем реализации продуктов Банка. Также, по мнению управляющего персонала головного офиса, при выборе региона важны факт присутствия потенциального клиента и его заинтересованность в услугах Банка. В этом смысле Пермская область привлекла «СКБ-БАНК». В Перми хорошо развиты предприятия торговли и сервиса. Кроме того, среди корпоративных клиентов уже есть местные компании.

    На  федеральном уровне «СКБ-БАНК» с  первых дней позиционировал себя как универсальное кредитное учреждение, ориентированное на самые различные потребности клиентов. Банк и сегодня предлагает продукты интересные как физическим лицам, так и представителям малого и среднего бизнеса. Это та сфера деятельности, на которой будет специализироваться и филиал «Пермский».

    На  сегодняшний день филиал «Пермский» готов предложить клиентам одни из самых выгодных условий по вкладам в регионе, обслуживание международных кредитных карт VISA, Union Card, расчетно-кассовое обслуживание в полном объеме. В перечень услуг для частных клиентов входят также денежные переводы Western Union, Contact, Unistrim, автокредитование, потребительское кредитование, продажа дорожных чеков. Корпоративные продукты филиала в первую очередь ориентированы на предприятия малого и среднего бизнеса: расчетно-кассовое обслуживание, расчетное обслуживание внешнеторговой деятельности, зарплатные программы по перечислению заработной платы сотрудников компании на пластиковые карты с кредитными лимитами, овердрафты, лизинг. К тому же пермских филиал не ограничивается работой в Перми – уже сейчас открыт Дополнительный офис в городе Соликамске и в перспективе открытие других представительств на территории Пермского края.

    Согласно  инвестиционному проекту филиал «Пермский» Банка должен выйти на текущую окупаемость через один год с момента его открытия, а полная окупаемость планируется к окончанию 2007 года. 

    2.2 Порядок кредитования субъекта малого бизнеса в филиале «Пермский» ОАО «СКБ-банк»

    За  весь период существования филиала было выдано более 40 кредитов субъектам малого бизнеса. Размер среднего кредита — 4 млн. руб., а среднего срока, на который выдается кредит - 12 месяцев. В среднем в филиал поступает от 20 до 30 заявок от потенциальных заемщиков, из них рассматриваются только 10, а положительное решение о выдаче кредита получают только 2-3 заемщика, то есть 25 %.

    Банк  осуществляет кредитование субъектов  малого и среднего бизнеса согласно следующим условиям кредитования:

    Не  смотря на то, что существуют различные формы кредитования (единовременный кредит, кредитная линия, овердрафт, вексельное кредитование),  в ОАО «СКБ-банк» используется только один вид кредита - единовременный кредит.

          При определении  суммы кредита сотрудники банка производят анализ финансового состояния заемщика, обороты по расчетному счету, анализируются различные виды залогового обеспечения. Размер выдаваемых кредитов вирируется в диапазоне от  30 тысяч до  30 млн. руб. Сроки кредитования: от 1-го месяца до 3-х лет.

    При кредитовании малого бизнеса, к заемщику предъявляются следующие требования: осуществление деятельности не менее 6 месяцев, наличие расчетного счета в данном банке, устойчивое финансовое состояние. Обороты за год для заемщиков категории малого бизнеса должны составлять до 30 млн. рублей, для среднего бизнеса - до 60 млн. рублей.

Информация о работе Кредитование малого бизнеса