Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 07:43, курсовая работа
кредитование малого бизнеса
Введение 3
1.Экономико-правовые основы кредитования малого бизнеса в России 4
1.1 Экономические основы кредитования малого бизнеса 4
1.2 Правовое обеспечение кредитования малого бизнеса 7
1.3 Основы оценки кредитования малого бизнеса 9
2. Методика кредитования малого бизнеса в коммерческом банке
(Краснокамское отделение Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России») 16
2.1 Краткая характеристика объекта исследования 16
2.2 Порядок кредитования субъекта малого бизнеса в Краснокамском филиале
Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России» 18
2.3 Технология совершения кредитных операций 19
Заключение 29
Приложения
1. Методика определения кредитоспособности клиента в
порядке предоставления кредитного продукта 30
2. Описание кредитных продуктов предоставляемым
субъектам малого и среднего бизнеса 34
3. Перечень документов, требуемых при предоставлении
кредитного продукта - юридическому лицу 59
4. Перечень документов, требуемых при предоставлении
кредитного продукта -индивидуальному предпринимателю 64
5. Порядок работы с залоговым обеспечением при
кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса 68
Список литературы 92
Содержание 2
Введение 3
1.Экономико-правовые
основы кредитования малого
1.1
Экономические основы
1.2
Правовое обеспечение
1.3 Основы оценки кредитования малого бизнеса 9
2. Методика кредитования малого бизнеса в коммерческом банке
(Краснокамское отделение Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России») 16
2.1
Краткая характеристика
2.2 Порядок кредитования субъекта малого бизнеса в Краснокамском филиале
Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России» 18
2.3
Технология совершения
Заключение 29
Приложения
1. Методика определения кредитоспособности клиента в
порядке предоставления кредитного продукта 30
2. Описание
кредитных продуктов
субъектам малого и среднего бизнеса 34
3. Перечень документов, требуемых при предоставлении
кредитного продукта - юридическому лицу 59
4. Перечень документов, требуемых при предоставлении
кредитного продукта -индивидуальному предпринимателю 64
5. Порядок работы с залоговым обеспечением при
кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса 68
Список литературы 92
Кредитование малого бизнеса в настоящее время является стремительно развивающимся направлением банковской деятельности в нашей стране. Динамичное развитие малого бизнеса способствует появлению и становлению среднего класса, ведь средний класс — это гарантия стабильности в обществе. Следовательно, в обществе должны быть созданы условия для развития. В первую очередь, это финансирование, которое предоставляют банки. Если еще год-два тому назад факт получения банковского кредита малым предприятием или частным предпринимателем становился легендой, то сегодня в финансово-кредитных учреждениях России разработаны программы, призванные помогать именно субъектам этого сегмента экономики. Причем банки учитывают все стороны деятельности и особенности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.
В Перми появились первые реальные программы кредитования малого бизнеса. Эксперты считают, что этот сегмент огромен, спрос не насыщен, а в ближайшее время рынок ожидает активный рост. Только за последние два года портфели банков, работающих на рынке кредитования малого бизнеса, возросли в несколько раз. В настоящее время в Пермском крае, как и по всей России, велика доля малых предпринимателей, которые никогда не привлекали банковские займы. Рынок не насыщен, даже несмотря на активный приход банков в этот сегмент, на сегодня не более 10 — 15 % от числа владельцев частных фирм пользовались банковскими кредитами в Пермском крае.
Исходя
из специфики малого бизнеса, а также
с учетом его значимости для экономики
весьма актуальной выглядит проблема
повышения эффективности
Целью данного исследования является изучение существующих методов кредитования субъектов малого бизнеса в Краснокамском отделении Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России».
Теоретической базой работы являются нормативные материалы, научные источники, статьи из периодики, электронные источники данных. Практическая база — материалы Краснокамского отдления Западно –Уральского банка ОАО «Сбербанк России».
Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Вместе с тем банкиры используют свою классификацию клиентов. К примеру, ориентируются на выручку (допустим, не более $ 5 млн. в год) или на годовой оборот (менее $ 10 млн.). Численность же малого предприятия с точки зрения кредитной организации вполне может превышать законодательные нормы.
Малый бизнес играет весьма значительную роль в экономике развитых стран: осуществляют значительные закупки для производственных нужд, повышают эластичность и конъюнктуру рынков, обеспечивают занятость трудоспособного населения и способствуют формированию конкурентной среды. Этому способствует лучшая адаптация к изменению структуры рынка, более высокая налоговая дисциплина, низкий уровень затрат, высокая инновационная активность предприятий малого бизнеса. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Помимо этого малый бизнес выполняет такие функции, как расширение производства товаров и услуг на база имеющегося оборудования без дополнительных крупных капиталовложений, сглаживание диспропорций в развитии регионов, вовлечение средств населения в деловой оборот.
По информации, полученной из открытых источников, опросов руководителей отделов кредитования банков, кредитных экспертов, информации из органов статистики сформировалась следующая ситуация. На начало 2006 года доля малого бизнеса в экономике Пермского края характеризуется следующими цифрами: 19 % объема выручки, 17 % количества предприятий, 7 % занятых, 5 % инвестиций в основной капитал и 3 % налоговых поступлений в консолидированный бюджет. Количество субъектов малого предпринимательства на 1 января 2006 года составило более 70 тыс., в том числе 10,7 тыс. малых предприятий и 60,5 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП).
Наиболее привлекательной для малого бизнеса является сфера торговли. В этом виде деятельности сосредоточено более 40 % предприятий. Значительное развитие малый бизнес (кроме ИП) получил в строительном комплексе и промышленности (около 20 % от общего числа малого бизнеса в обеих отраслях).
В российской экономике аналогично наметились положительные тенденции, внушающие надежду на улучшение общей среды деятельности субъектов малого бизнеса. За последние годы вклад малого бизнеса в экономику России значительно увеличился. Рынок кредитования малого бизнеса развивается одновременно с самими бизнесом.
Рис. 1.1 Сферы деятельности малого предпринимательства на территории России на начало 2006 г., %
За 2005 год количество малых предприятий увеличилось на 26,2 тыс. - до 980 тыс. организаций. Половина из них относится к сегменту оптовой и розничной торговли, 14,5 % - предприятия, занимающиеся операциями с недвижимостью , 12,7 % - предприятия обрабатывающего сектора и 10,6 % - строительные организации. В 2005 году оборот малых предприятий составил 9,6 трлн. рублей, а оборот в расчете на душу населения достиг 67,3 тыс. рублей.
В региональной структуре банковского кредитования распределение кредитов, выданных малым предприятиям, примерно совпадает с территориальными распределениями самих малых предприятий по стране. Более четверти всех кредитов, выданных малым предприятиям, приходится на Москву, по 20 % - на Южный и Уральский федеральные округа.
По подсчетам Минэкономразвития, потребность малых предприятий в кредитных ресурсах оценивается в $ 30 млрд. ежегодно, а удовлетворяется всего лишь на 10 - 15 %. За последние годы объем кредитования малого и среднего бизнеса увеличился в два раза, всего на начало 2006 года 752 российских банка выдали кредитов представителям этой категории бизнеса на 123 млрд. рублей.
Сегодня программы кредитования малого бизнеса есть практически у каждого банка. Возможность банка работать в секторе малых компаний определяется наличием соответствующей стратегии, региональной филиальной сети, приемлемыми продуктами, а также гибкой кредитной процедурой. В отличие от кредитования крупных клиентов, где лидерами являются государственные банки (Сбербанк, Внешторгбанк, Газпромбанк), основная доля кредитования и инвестирования в малый бизнес приходится на коммерческие банки, в том числе и региональные. Они же несут наибольшие риски и оказывают малым предприятиям большинство финансовых и информационных услуг. По оценкам экспертов, крупным банкам пока еще не выгодно работать с малым бизнесом, так как существующие процедуры кредитования этой категории бизнеса не всегда позволяют оперативно, с минимальными затратами проводить большое число мелких сделок и обеспечивать приемлемое качество кредитного портфеля. И это несмотря на то, что просроченная задолженность по такого рода кредитам, ее реальный уровень, а не тот, что указывается в отчетности ЦБ, невелик и составляет 2 - 4 % от всего портфеля.
Основным источником пополнения оборотных средств и источником инновационного развития представителей малого бизнеса, должны служить собственные средства. Однако собственные финансовые возможности для дальнейшего развития имеют далеко не все, поэтому представителям малого бизнеса приходится привлекать заемные источники финансирования у банков и кредитных кооперативов. Более того, на развитие малого бизнеса в городах и районах Пермского края влияет наличие инфраструктуры поддержки предпринимательства и активного воздействия государства. В Пермском крае действуют различные общественные организации, более 20 специализированных кредитно-финансовых организаций, 18 фондов поддержки малого предпринимательства, а также консалтинговые структуры.
Все
это предполагает, что малый бизнес
должен представлять немалый интерес
как предмет приложения кредитных
ресурсов, а также потребитель
различных розничных услуг
1.2 Правовое обеспечение кредитования малого бизнеса
В параграфе приводится краткий обзор действующего законодательства и правоприменительной практики в области кредитования малого бизнеса.
Состояние законодательства о кредитовании малого бизнеса
Специальное законодательство.
В настоящее время существует Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» № 88 от 14.06.1995 г., который регулирует взаимоотношения между заемщиком (субъектом малого бизнеса) и банком при льготном кредитовании, а также об обществах взаимного кредитования (6, 1995).
Согласно ст. 11 о льготном кредитовании субъектов малого предпринимательства: кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. При этом кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.