Косвенные налоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании функций, механизма реализации косвенных налогов, для этого будет рассмотрен прогноз развития системы налогооблажения на близжайший год.

Реализация поставленной цели потребовала также решения следующих основных задач:

теоретического переосмысления сущности и функций налогов;

изучения социально-экономической природы косвенных налогов;

изучение российского опыта косвенного налогообложения;

анализа фискального значения и механизма взимания косвенных налогов на современном этапе;

поиска направлений реформирования и разработки предложений по совершенствованию косвенной формы налогообложения.

Объектом исследования служит система косвенных налогов в её институциональном состоянии. Предметом исследования являются денежные отношения, возникающие при взимании косвенных налогов, а также теоретические и практические аспекты функционирования механизма косвенного налогообложения.

Содержание

Введение
Система налогообложения в Российской Федерации
Понятие и принципы налогообложения
Характеристика косвенных налогов: сущность, назначение, организация взимания
Основные изменения в налогообложении: вступившие в силу и ожидаемые
Развитие системы налогообложения в Российской Федерации в 2009-2010 годах

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсач по ОТФ.docx

— 74.62 Кб (Скачать)

    Налог на добычу полезных ископаемых.

    В течение ряда последних лет надежным источником федерального бюджета и  бюджетов субъектов Российской Федерации  был налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который неизменно рос  более высокими темпами, чем налоговые  поступления в целом, и вышел  на второе место по значению в налоговой  системе Российской Федерации, что  в основном можно объяснить правилами  определения налоговой базы, поставившими величину налога в зависимость от стоимости добытых полезных ископаемых. С середины 2008 г. рост цен на полезные ископаемые прекратился, и началось их существенное падение, соответственно упали и размеры налоговых поступлений. Естественно, что налогоплательщики, особенно осуществляющие добычу полезных ископаемых на низкорентабельных или убыточных месторождениях, попали в сложную ситуацию, а суммы получаемых от них налогов резко снизились. Однако государство не отказалось от намерения дифференциального подхода к налогообложению природных ресурсов. С 2009 г. существенно расширен диапазон применения нулевой ставки НДПИ.

    Перспективное направление реформирования законодательства по НДПИ связывается с совершенствованием системы налогообложения в отраслях, где образуются значительные рентные  доходы. В то же время на ближайшие  три года намечается ряд мероприятий, которые продолжают уже начатые  в предыдущем году изменения налогообложения  затратных месторождений.

    Предполагается  дальнейшее стимулирование разработки месторождений с высоким уровнем  затрат, в частности введение "налоговых  каникул" при добыче нефти на новых  месторождениях, расположенных в  Черном и Охотском морях. Прорабатывается  внесение в налоговое законодательство изменений, касающихся характеристик  показателей, используемых при расчете  НДПИ, отражающих инфляционные процессы.

    Одновременно  с некоторым реформированием  существующего налогового механизма, как очевидно, приводящего к дифференциации и индивидуализации налоговых ставок, начинается работа по переходу к налогообложению  добавочного дохода нефтедобывающих отраслей. Поскольку сам механизм для России является абсолютно новым и сложным, ясно, что переход на новую систему в одночасье нецелесообразен, поэтому в ближайшей перспективе можно рассчитывать только на пилотный проект, связанный с внедрением налога на отдельных месторождениях.

    Действующая практика использования льгот при  налогообложении природных ресурсов показала, что налогоплательщики  используют налоговое законодательство для получения необоснованной налоговой  выгоды, поэтому в ближайшей перспективе  предлагается отменить нулевую ставку НДПИ с фактических потерь нефти  и при налогообложении добытой  нефти на устье скважины, создать  при этом соответствующую систему  учета нефти и попутного газа.

    Минфин  России отмечает, что за последние  два года при росте оптовых  цен на горючий природный газ  не менее чем в два раза ставка НДПИ не изменялась. При этом налоговое  бремя нефтедобытчиков значительно  превышает налоговое бремя организаций, занятых деятельностью по добыче газа. Внесение изменений в гл. 26 НК РФ с 2010 г. предполагает изъятие рентных  доходов отрасли при помощи индексирования ставки НДПИ на величину накопленной  инфляции.

    Как известно, в настоящее время полезные ископаемые, не относящиеся к углеводородному  сырью, облагались НДПИ при помощи механизма  использования адвалорных ставок, хотя предполагался переход в 2008 - 2009 гг. к использованию специфических  ставок. Несмотря на то что указанные задачи не были выполнены, все-таки намечается их реализация, но уже в трехлетней перспективе, в первую очередь в отношении каменного угля, торфа и солей, что, безусловно, создаст более справедливые условия деятельности для соответствующих отраслей.

    К налогам на природные ресурсы  кроме НДПИ относится также и  водный налог, ставки которого не пересматривались с момента введения в действие в 2004 г. гл. 25.2 НК РФ, то есть эти ставки рассчитывались исходя из экономических  условий 2003 г. По расчетам специалистов, ставки водного налога обеспечивают поступление сумм налога, соответствующих  менее чем 30% затрат, необходимых  для оптимального содержания и развития водохозяйственного комплекса. Естественно, что заниженные ставки налога не способствуют рациональному водопользованию, предопределяют необходимость государственных дотаций из бюджета, целесообразность предоставления которых экономически необоснованна, поэтому готовится федеральный закон, предусматривающий индексацию ставок налога начиная с 2010 г. Кроме того, намечается пересмотр плательщиков налога с целью приведения в единообразный вид ряда понятий налогового законодательства и Водного кодекса Российской Федерации.

    Специальные налоговые режимы.

    В условиях финансовой нестабильности положение  мелких и средних предпринимателей резко ухудшается, поэтому Правительство  РФ вводит ряд стимулирующих этот бизнес мер, в том числе и налогового характера. В то же время необходимо отметить тот факт, что специальные  налоговые режимы - это исключение из общих правил налогообложения, поэтому  расширение области их применения нецелесообразно.

    В отличие от предыдущих лет, изменения  упрощенной системы налогообложения  в перспективе несколько ограничат  круг потенциальных налогоплательщиков за счет организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торгово-посреднической деятельностью, и некоммерческих организаций, поскольку именно в этих сферах деятельности чаще всего отмечались злоупотребления  полученными преимуществами при  помощи различных налоговых схем.

    Перспективный налоговый режим, основанный на патентной  форме уплаты налога, за годы его  применения практически не получил  распространения. Для исправления  сложившегося положения предполагается расширить права субъектов Российской Федерации в части установления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может  применяться патент, но в пределах перечня, данного в НК РФ, и в  части определения потенциально возможного годового дохода по видам  деятельности, что должно принести определенный эффект.

    Единый  налог на вмененный доход для  отдельных видов деятельности (ЕНВД) получил широкое распространение  за счет обязательного его применения на территории субъектов Российской Федерации, где приняты соответствующие  законы, - а это практически все  субъекты Российской Федерации. Такой  налоговый режим не просто упрощает процедуру расчета и уплаты налогов, но и дает существенную материальную выгоду. Справедливым является то, что  с 2009 г. принято решение ограничить сферу применения ЕНВД теми налогоплательщиками, среднесписочная численность работников у которых за предшествующий календарный  год не превысила 100 человек. В то же время организация с численностью работников около 100 человек далеко не всегда является микробизнесом - все зависит от объема ее деятельности. Поэтому в ближайшей перспективе намечается еще одно ограничение для перехода на уплату ЕНВД - выручка от реализации товаров (работ, услуг) не должна будет превышать 60 млн руб., установленных законодательством о развитии малого и среднего предпринимательства для микропредприятий. Предполагается также внести изменения в порядок расчета базовой доходности по видам деятельности, с тем чтобы указанные показатели базировались на отраслевых расчетах базовой доходности, проводимых в порядке, установленном Правительством РФ; кроме того, указанные показатели предполагается индексировать не реже, чем раз в три года.

    3. Развитие системы налогообложения в Российской Федерации в 2010 году 

     К настоящему времени формирование российской налоговой системы в целом  закончено. Самое главное - создана  законодательная основа налоговых  отношений. Правительством одобрены Основные направления налоговой политики, которыми каких-либо глобальных изменений  в налоговой сфере не запланировано. Однако социально-экономические преобразования в стране, включение России в мировые  экономические процессы "требуют" поправок в налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль законодательства в 2010 году будет развиваться еще достаточно динамично.

   Какие же  меры налоговой политики могут  быть предприняты для развития отечественного бизнеса?

  В этом направлении предлагается стимулировать  создание холдингов на территории страны. В частности, устанавливается нулевая  ставка налога на прибыль организаций  при получении дивидендов российскими  лицами. Речь идет о стратегическом участии российской организации  в российской или иностранной  организации, выплачивающей дивиденды. Одним из условий является владение не менее чем 50 %-ной долей в  уставном капитале компании, выплачивающей  дивиденды, при том, что такая  компания не находится в списке государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения (оффшорные  зоны). Соответствующий закон уже принят Государственной Думой. 
Предлагается внедрить широко используемый в зарубежных странах институт консолидированной налоговой отчетности при исчислении группой компаний своих обязательств по налогу на прибыль организаций. Это позволит суммировать финансовый результат в целях налогообложения различным налогоплательщикам, входящим в состав холдинга или группы компаний. Распределение налога на прибыль между бюджетами субъектов РФ будет осуществляться по аналогии с правилами распределения между бюджетами налога, исчисленного в отношении обособленных подразделений.

  С 2007 года вступили в силу положения Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ, которые направлены на совершенствование налогового администрирования. Вместе с тем, одним из наиболее актуальных является налоговое администрирование НДС. Для предотвращения неправомерного возмещения НДС из бюджета необходимо закрепление дополнительных требований к регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Поскольку значительная доля организаций регистрируется без намерения осуществлять реальную хозяйственную деятельность, следующим уровнем должны стать требования, предъявляемые к лицам, представившим заявления о регистрации в качестве налогоплательщиков НДС.  Иными словами, предполагается отдельная система регистрации в качестве налогоплательщиков НДС лиц, выручка которых превышает некоторую законодательно установленную величину (от 4 до 20 миллионов рублей в год). При регистрации новой компании необходимо установить срок, в течение которого налогоплательщик должен достигнуть этот объем выручки для того, чтобы регистрация в качестве налогоплательщика НДС стала для него обязательной.

   В рамках указанной системы будут  присваиваться отдельные идентификационные  номера налогоплательщиков НДС, в обязательном порядке указываемые на счете-фактуре. 
Особое значение приобретает активизация отношений с зарубежными налоговыми и финансовыми органами стран, с которыми заключены соглашения об избегании двойного налогообложения, по эффективному обмену информацией в области косвенных налогов.

   Незавершенной остается глава Налогового кодекса  о налоге на недвижимость. Премьер-министр России Владимир Путин заявил о введении налога на недвижимость в 2010 году. Новый налог должен будет заменить существующие земельный и имущественный налоги. Глава правительства подчеркнул, что речь идет не о повышении налоговых ставок, а о перераспределении налоговой нагрузки. По словам Владимира Путина, более высокие, рыночно обоснованные налоги будут взиматься с владельцев дорогостоящего жилья. Премьер Владимир Путин проигнорировал заявления профильных федеральных чиновников о невозможности введения налога на недвижимость в ближайшие годы. Он поручил поддержать региональные бюджеты за счет «более высоких налогов с тех, кто является собственниками огромных квартир, дорогостоящих особняков и больших участков земли». При этом глава правительства потребовал уже в 2010 году подготовить условия для введения нового налога на недвижимость. Эксперты считают, что это невозможно и инициатива премьера напоминает попытку произвести популистский эффект. Между тем изначально планировалось ввести налог на недвижимость с 2009 года. Позже представители Минфина из-за неготовности кадастра объектов недвижимости перенесли этот срок на 2011 год. При этом внедрение нового налога по всей стране займет не менее пяти-шести лет.

   Будет ли изменен единый социальный налог? В Правительстве внесли существенные корректировки в тот вариант реформирования ЕСН, который разработали в Минфине. Окончательное решение - заменить социальный налог прямыми страховыми выплатами в Пенсионный фонд, ФОМС и ФСС. При этом в кабинете министров не скрывают, что налоговая нагрузка на бизнес увеличится.

   С 1 января 2010 года единый социальный налог (ЕСН) заменяется страховыми взносами. Закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" одобрил Совет Федерации на 251-м заседании18 июля.

   Для работодателей база для начисления страховых взносов на каждого  работника устанавливается в  сумме, не превышающей 415 тыс. рублей нарастающим  итогом с начала расчетного периода. При этом сумма будет подлежать  ежегодной индексации с учетом роста  средней зарплаты по стране.

   Ставка  страховых взносов устанавливается  в размере 26%, из них 20% идут в Пенсионный фонд, 2,9% - в Фонд социального страхования, 3,1% - в фонды обязательного медицинского  страхования.

Информация о работе Косвенные налоги