Косвенные налоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании функций, механизма реализации косвенных налогов, для этого будет рассмотрен прогноз развития системы налогооблажения на близжайший год.

Реализация поставленной цели потребовала также решения следующих основных задач:

теоретического переосмысления сущности и функций налогов;

изучения социально-экономической природы косвенных налогов;

изучение российского опыта косвенного налогообложения;

анализа фискального значения и механизма взимания косвенных налогов на современном этапе;

поиска направлений реформирования и разработки предложений по совершенствованию косвенной формы налогообложения.

Объектом исследования служит система косвенных налогов в её институциональном состоянии. Предметом исследования являются денежные отношения, возникающие при взимании косвенных налогов, а также теоретические и практические аспекты функционирования механизма косвенного налогообложения.

Содержание

Введение
Система налогообложения в Российской Федерации
Понятие и принципы налогообложения
Характеристика косвенных налогов: сущность, назначение, организация взимания
Основные изменения в налогообложении: вступившие в силу и ожидаемые
Развитие системы налогообложения в Российской Федерации в 2009-2010 годах

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсач по ОТФ.docx

— 74.62 Кб (Скачать)

2. Основные изменения  в налогообложении:

вступившие в силу и ожидаемые

    В 2009 году меньше всего изменилось обложение  косвенными налогами - это касается и ставок, и налогового механизма  в целом, поэтому в перспективе  намечен ряд мер по его совершенствованию.

    Налог на добавленную стоимость.

    Предполагаемого снижения ставки НДС в 2009 г. не произошло  и в ближайшей перспективе  не предвидится, однако некоторые изменения  все-таки будут введены.

   В 2009 году в федеральный бюджет России поступило 3,012 трлн рублей, что на 26% меньше, чем в 2008 году. Об этом говорится в прес-релизе Федеральной налоговой службы (ФНС). При этом, отмечается, что ФНС перевыполнила план на 15% и бюджет получил дополнительно 402 млрд рублей.

   Основная  масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%).

   Так, поступления налога на прибыль организаций  в федеральный бюджет в 2009 году составили 195 млрд рублей, что в 3,9 раза меньше, чем в 2008 году. Снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2%.

   Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2009 году составили 510 млрд рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 3 млрд рублей, или на 1%.

   Поступления налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, в 2009 году составили 1 177 млрд рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 18%.

   Налога  на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 2009 году поступило в федеральный  бюджет 982 млрд рублей, в том числе на добычу нефти - 888 млрд рублей. По сравнению с 2008 годом поступления НДПИ снизились в 1,6 раза, что обусловлено снижением цены на нефть (с 98,2 долларов в декабре 2007 года - ноябре 2008 года до 57,8 долларов в декабре 2008 года - ноябре 2009 года, или в 1,7 раза).

   В 2009 году рост доходов был зафиксировал в 52 регионах, наибольший рост поступлений наблюдался в Приморском крае (на 45%), на Чукотке - на 39,2% и в Республике Алтай - на 36%.

   Самая неблагоприятная ситуация с доходами сложилась в Тюменской области (падение на 22,5%), в Москве (-21,7%) и  в Вологодской области (-21%).

   Кроме того, в ряде республик Северного  Кавказа также наблюдался рост налога на прибыль, например, в Ингушетии  налоговые доходы выросли на 24%.

   Расходы увеличились наиболее сильно в Ингушетии - на 70%, Дагестане - на 36%, в Адыгее - на 33,4%. Всего расходы выросли в 64 регионах, а сократились в 19.

   Наибольший  удельный вес в расходах бюджетов составили расходы на оплату труда, доля которых в прошлом году составила 29,7%. На втором месте по доле находились расходы на увеличение стоимости  основных средств, однако именно они  подверглись наибольшему сокращению в прошлом году.

   Директор  департамента межбюджетных отношений  Минфина Лариса Ерошкина сообщила, что показатели консолидированных  бюджетов регионов в январе 2010 года остались примерно на том же уровне, что и в январе 2009 года. "Январь исполнен более-менее нормально, по февралю, возможно, будет другая картина, но мы оказали помощь и пока еще  рано говорить о результатах", - сказала  она.

   Ерошкина  добавила, что по поступлениям подоходного  налога снижение в январе к январю не наблюдается. По налогу на прибыль  есть небольшое снижение, но это  связано с графиком платежей (ряд  предприятий выплатили налог авансом в декабре 2009 года). По остальным поступлениям картина стабильна.

   Сложная ситуация, связанная с применением  нулевой ставки НДС, которая в  настоящее время зачастую используется недобросовестными налогоплательщиками  для ухода от уплаты НДС и получения  необоснованных налоговых вычетов, предполагает необходимость уточнения  перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой  ставки налога. В настоящее время  разработана и в ближайшей  перспективе будет введена Концепция  создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров, которая уже одобрена Распоряжением Правительства РФ от 07.03.2008 N 288-р.

    Одновременно  для добросовестных налогоплательщиков предполагается внести в НК РФ изменения, направленные на сокращение сроков и  упрощение процедуры возмещения НДС при использовании нулевой  ставки налога.

    Предполагаются  также внесение изменений в порядок  оформления счетов-фактур и решение  проблемы оформления счетов-фактур с  отрицательными показателями для уточнения  порядка предоставления налоговых  вычетов по таким счетам-фактурам.

    Акцизы.

    Совершение  акцизного налогообложения в  перспективе связывается прежде всего с механизмом предотвращения ухода от их уплаты. Надо отметить, что у предпринимателей в наличии в настоящее время достаточное количество соответствующих легальных схем. В частности, зачастую используется так называемая спиртосодержащая схема, по которой налогоплательщики с целью получения налоговых вычетов в большем объеме в качестве сырья для производства алкогольной продукции используют не этиловый спирт, а спиртосодержащую продукцию. Эту проблему предполагается устранить следующим образом: в действующий порядок будут внесены изменения, которые продекларируют возможность получения налоговых вычетов только в том случае, если использованное для производства алкогольной продукции исходное сырье будет соответствовать ГОСТу и другой нормативной документации, регулирующей процесс производства конкретной алкогольной продукции. Кроме того, чтобы предотвратить существующие злоупотребления, связанные с возвратом алкогольной продукции производителю, предполагается предусмотреть восстановление полученных налоговых вычетов и уплату соответствующих сумм в бюджет в этом случае, а также и в случае утраты (недостачи) алкогольной продукции и в случае уничтожения налогоплательщиком произведенной им алкогольной продукции.

    В настоящее время гарантом правомерности  применения нулевой ставки акциза являются банки, однако налоговое законодательство не дает однозначного ответа на вопрос о регламенте предоставления данной гарантии, поэтому в случае нарушения  налогового законодательства, выявленного  в процессе налоговой проверки, банки  ответственности не несут. Предполагается, что в ближайшей перспективе  будут четко установлены границы  ответственности банков за неправомерное  применение налогоплательщиками освобождения от уплаты акцизов, что, несомненно, должно привести к более взвешенному  подходу банков к предоставлению данной гарантии.

    Что касается ставок акцизов, то за последние  годы налогоплательщики привыкли к  механизму их индексации, - он отменен  не будет. В то же время сложная  ситуация с ценообразованием в сфере  реализации нефтепродуктов вынуждает  внести существенные коррективы. Предполагается, что ставки акцизов на нефтепродукты  на 2009 - 2010 гг. индексироваться не будут, а в дальнейшей перспективе они  будут снижаться, но только для тех  производителей, которые реализуют  бензин и дизельное топливо более  высокого класса, нежели остальные. Прогноз  для остальных ставок подакцизных товаров сделать пока невозможно, поскольку все будет зависеть от прогнозируемого индекса потребительских цен.

    Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог.

    Ставку  налога на доходы физических лиц в  ближайшей перспективе пересматривать не предполагается, хотя в Государственную  Думу и в другие компетентные органы неоднократно вносились предложения  о введении прогрессивной шкалы  налогообложения, что соответствует  мировой практике и принципу справедливости налогообложения. Однако уже начавшаяся тенденция "теневой" выплаты заработной платы такой подход делает пока нерациональным. По этой же причине предполагаемой с 2010 г. отмены единого социального  налога не произойдет, поскольку увеличение ставки отчислений в социальные фонды  в настоящее время для налогоплательщиков может стать непосильным бременем.

    Традицией уже стало увеличение налоговых  вычетов по налогу на доходы физических лиц. В определенной мере это можно  считать не столько антикризисной  мерой, сколько реализацией социальной программы Правительства РФ, поэтому  ясно, что и в перспективе тенденция  продолжится, тем более что уровень  инфляции делает ряд налоговых вычетов  формальными - реальной выгоды налогоплательщикам они практически не дают. Основные перспективные изменения предполагается внести в те статьи НК РФ, которые  регламентируют налогообложение операций с ценными бумагами, с финансовыми  инструментами срочных сделок, сделок РЕПО, осуществляемых физическими лицами, поскольку в настоящее время  из-за неурегулированности и неоднозначности толкования законов налогоплательщики - физические лица, получающие соответствующие доходы, необходимые суммы налога не платят.

    Налог на прибыль.

    Наиболее  существенные преимущества с 2009 г. предоставлены  налогоплательщикам по уплате налога на прибыль. Главное, что ставка налога снижена до 20%, причем за счет части, зачисляемой в федеральный бюджет, поэтому налогоплательщики могут также рассчитывать и на снижение региональной ставки на 4%, как было ранее. В то же время по налогу на прибыль остается еще масса нерешенных вопросов, провоцирующих налогоплательщиков на получение необоснованной налоговой выгоды и затрудняющих процесс налоговой проверки.

    Решение крайне сложной проблемы налогообложения  прибыли от операций с ценными  бумагами в ближайшие три года выходит на первый план. Ввиду нестабильности финансовых рынков будет уточняться редакция ст. 280 "Особенности определения  налоговой базы по операциям с  ценными бумагами" НК РФ в части  определения рыночных цен ценных бумаг для расчета налога на прибыль  организаций. В первую очередь намечается сократить - с 12 месяцев до 90 дней - срок, в течение которого цена на ценную бумагу будет считаться рыночной, относительно цены, сложившейся на торгах в прошлом.

    Для ценных бумаг, которые не обращаются на организованном рынке, определение  рыночной цены по принципу соответствия цене аналогичных ценных бумаг невозможно и некорректно, поскольку в основном каждая ценная бумага уникальна, что  создает высокие риски признания  такой цены необоснованной. Минфин России планирует возможность применения определения рыночной цены по методике, установленной федеральным органом  исполнительной власти в сфере финансовых рынков, что будет способствовать справедливому определению рыночной цены ценной бумаги в целях налогообложения  прибыли.

    Предполагается  изменение правил расчета налоговой  базы при налогообложении операций по реализации ценных бумаг "стратегическими" акционерами, как организациями, так  и физическими лицами. В настоящее  время в соответствии с принятой учетной политикой в целях  налогообложения налогоплательщик имеет право выбрать самостоятельно метод списания на расходы стоимости  выбывших ценных бумаг: ЛИФО, ФИФО или  по стоимости единицы. Нельзя не отметить, что метод ЛИФО (по стоимости последних по времени приобретений) в международной практике и в нашем бухгалтерском учете уже не применяется, а в условиях финансового кризиса способствует искажению реального результата, поэтому в ближайшей перспективе его планируют отменить.

    С 2010 г. планируется внесение в налоговое  законодательство изменения, которое  касается переноса убытков на будущее  при реорганизации или приобретении компаний. Проведение реорганизации  широко используется как механизм минимизации  налога на прибыль, причем не только у  нас в стране, но и за рубежом. При действующем порядке возможность  за счет присоединения убыточных  организаций направить на погашение  их убытка всю полученную прибыль  является стимулом, направленным на приобретение убыточного бизнеса. Предполагается установление ограничений как по возможности  использования прибыли на погашение  убытка, так и по срокам, в течение  которых этот убыток можно списывать  на финансовый результат последующих  налоговых периодов (в настоящее  время этот срок составляет 10 лет).

    Важное  перспективное направление совершенствования  налогового законодательства по налогу на прибыль связано с тем, что  начиная с 2010 г. предполагается установление отчетного периода по налогу равным налоговому периоду, то есть календарному году (вместо I квартала, полугодия, девяти месяцев). Эта мера значительно упростит расчет авансовых платежей по налогу на прибыль, поскольку он будет рассчитываться в соответствии с показателями предыдущего  года и не потребует ежемесячного или ежеквартального определения  налоговой базы; естественно, что  в конце налогового периода платежи  будут скорректированы в соответствии с реальным финансовым результатом.

Информация о работе Косвенные налоги