Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:51, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании функций, механизма реализации косвенных налогов, для этого будет рассмотрен прогноз развития системы налогооблажения на близжайший год.
Реализация поставленной цели потребовала также решения следующих основных задач:
теоретического переосмысления сущности и функций налогов;
изучения социально-экономической природы косвенных налогов;
изучение российского опыта косвенного налогообложения;
анализа фискального значения и механизма взимания косвенных налогов на современном этапе;
поиска направлений реформирования и разработки предложений по совершенствованию косвенной формы налогообложения.
Объектом исследования служит система косвенных налогов в её институциональном состоянии. Предметом исследования являются денежные отношения, возникающие при взимании косвенных налогов, а также теоретические и практические аспекты функционирования механизма косвенного налогообложения.
Введение
Система налогообложения в Российской Федерации
Понятие и принципы налогообложения
Характеристика косвенных налогов: сущность, назначение, организация взимания
Основные изменения в налогообложении: вступившие в силу и ожидаемые
Развитие системы налогообложения в Российской Федерации в 2009-2010 годах
Заключение
Список использованных источников
2. Основные изменения в налогообложении:
вступившие в силу и ожидаемые
В 2009 году меньше всего изменилось обложение косвенными налогами - это касается и ставок, и налогового механизма в целом, поэтому в перспективе намечен ряд мер по его совершенствованию.
Налог на добавленную стоимость.
Предполагаемого снижения ставки НДС в 2009 г. не произошло и в ближайшей перспективе не предвидится, однако некоторые изменения все-таки будут введены.
В 2009 году в федеральный бюджет России поступило 3,012 трлн рублей, что на 26% меньше, чем в 2008 году. Об этом говорится в прес-релизе Федеральной налоговой службы (ФНС). При этом, отмечается, что ФНС перевыполнила план на 15% и бюджет получил дополнительно 402 млрд рублей.
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%).
Так, поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2009 году составили 195 млрд рублей, что в 3,9 раза меньше, чем в 2008 году. Снижение поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2%.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2009 году составили 510 млрд рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 3 млрд рублей, или на 1%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2009 году составили 1 177 млрд рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 18%.
Налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 2009 году поступило в федеральный бюджет 982 млрд рублей, в том числе на добычу нефти - 888 млрд рублей. По сравнению с 2008 годом поступления НДПИ снизились в 1,6 раза, что обусловлено снижением цены на нефть (с 98,2 долларов в декабре 2007 года - ноябре 2008 года до 57,8 долларов в декабре 2008 года - ноябре 2009 года, или в 1,7 раза).
В 2009 году рост доходов был зафиксировал в 52 регионах, наибольший рост поступлений наблюдался в Приморском крае (на 45%), на Чукотке - на 39,2% и в Республике Алтай - на 36%.
Самая неблагоприятная ситуация с доходами сложилась в Тюменской области (падение на 22,5%), в Москве (-21,7%) и в Вологодской области (-21%).
Кроме того, в ряде республик Северного Кавказа также наблюдался рост налога на прибыль, например, в Ингушетии налоговые доходы выросли на 24%.
Расходы увеличились наиболее сильно в Ингушетии - на 70%, Дагестане - на 36%, в Адыгее - на 33,4%. Всего расходы выросли в 64 регионах, а сократились в 19.
Наибольший
удельный вес в расходах бюджетов
составили расходы на оплату труда,
доля которых в прошлом году составила
29,7%. На втором месте по доле находились
расходы на увеличение стоимости
основных средств, однако именно они
подверглись наибольшему
Директор департамента межбюджетных отношений Минфина Лариса Ерошкина сообщила, что показатели консолидированных бюджетов регионов в январе 2010 года остались примерно на том же уровне, что и в январе 2009 года. "Январь исполнен более-менее нормально, по февралю, возможно, будет другая картина, но мы оказали помощь и пока еще рано говорить о результатах", - сказала она.
Ерошкина добавила, что по поступлениям подоходного налога снижение в январе к январю не наблюдается. По налогу на прибыль есть небольшое снижение, но это связано с графиком платежей (ряд предприятий выплатили налог авансом в декабре 2009 года). По остальным поступлениям картина стабильна.
Сложная
ситуация, связанная с применением
нулевой ставки НДС, которая в
настоящее время зачастую используется
недобросовестными
Одновременно для добросовестных налогоплательщиков предполагается внести в НК РФ изменения, направленные на сокращение сроков и упрощение процедуры возмещения НДС при использовании нулевой ставки налога.
Предполагаются также внесение изменений в порядок оформления счетов-фактур и решение проблемы оформления счетов-фактур с отрицательными показателями для уточнения порядка предоставления налоговых вычетов по таким счетам-фактурам.
Акцизы.
Совершение акцизного налогообложения в перспективе связывается прежде всего с механизмом предотвращения ухода от их уплаты. Надо отметить, что у предпринимателей в наличии в настоящее время достаточное количество соответствующих легальных схем. В частности, зачастую используется так называемая спиртосодержащая схема, по которой налогоплательщики с целью получения налоговых вычетов в большем объеме в качестве сырья для производства алкогольной продукции используют не этиловый спирт, а спиртосодержащую продукцию. Эту проблему предполагается устранить следующим образом: в действующий порядок будут внесены изменения, которые продекларируют возможность получения налоговых вычетов только в том случае, если использованное для производства алкогольной продукции исходное сырье будет соответствовать ГОСТу и другой нормативной документации, регулирующей процесс производства конкретной алкогольной продукции. Кроме того, чтобы предотвратить существующие злоупотребления, связанные с возвратом алкогольной продукции производителю, предполагается предусмотреть восстановление полученных налоговых вычетов и уплату соответствующих сумм в бюджет в этом случае, а также и в случае утраты (недостачи) алкогольной продукции и в случае уничтожения налогоплательщиком произведенной им алкогольной продукции.
В
настоящее время гарантом правомерности
применения нулевой ставки акциза являются
банки, однако налоговое законодательство
не дает однозначного ответа на вопрос
о регламенте предоставления данной
гарантии, поэтому в случае нарушения
налогового законодательства, выявленного
в процессе налоговой проверки, банки
ответственности не несут. Предполагается,
что в ближайшей перспективе
будут четко установлены
Что касается ставок акцизов, то за последние годы налогоплательщики привыкли к механизму их индексации, - он отменен не будет. В то же время сложная ситуация с ценообразованием в сфере реализации нефтепродуктов вынуждает внести существенные коррективы. Предполагается, что ставки акцизов на нефтепродукты на 2009 - 2010 гг. индексироваться не будут, а в дальнейшей перспективе они будут снижаться, но только для тех производителей, которые реализуют бензин и дизельное топливо более высокого класса, нежели остальные. Прогноз для остальных ставок подакцизных товаров сделать пока невозможно, поскольку все будет зависеть от прогнозируемого индекса потребительских цен.
Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог.
Ставку
налога на доходы физических лиц в
ближайшей перспективе
Традицией
уже стало увеличение налоговых
вычетов по налогу на доходы физических
лиц. В определенной мере это можно
считать не столько антикризисной
мерой, сколько реализацией социальной
программы Правительства РФ, поэтому
ясно, что и в перспективе тенденция
продолжится, тем более что уровень
инфляции делает ряд налоговых вычетов
формальными - реальной выгоды налогоплательщикам
они практически не дают. Основные
перспективные изменения
Налог на прибыль.
Наиболее существенные преимущества с 2009 г. предоставлены налогоплательщикам по уплате налога на прибыль. Главное, что ставка налога снижена до 20%, причем за счет части, зачисляемой в федеральный бюджет, поэтому налогоплательщики могут также рассчитывать и на снижение региональной ставки на 4%, как было ранее. В то же время по налогу на прибыль остается еще масса нерешенных вопросов, провоцирующих налогоплательщиков на получение необоснованной налоговой выгоды и затрудняющих процесс налоговой проверки.
Решение крайне сложной проблемы налогообложения прибыли от операций с ценными бумагами в ближайшие три года выходит на первый план. Ввиду нестабильности финансовых рынков будет уточняться редакция ст. 280 "Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами" НК РФ в части определения рыночных цен ценных бумаг для расчета налога на прибыль организаций. В первую очередь намечается сократить - с 12 месяцев до 90 дней - срок, в течение которого цена на ценную бумагу будет считаться рыночной, относительно цены, сложившейся на торгах в прошлом.
Для
ценных бумаг, которые не обращаются
на организованном рынке, определение
рыночной цены по принципу соответствия
цене аналогичных ценных бумаг невозможно
и некорректно, поскольку в основном
каждая ценная бумага уникальна, что
создает высокие риски
Предполагается
изменение правил расчета налоговой
базы при налогообложении операций
по реализации ценных бумаг "стратегическими"
акционерами, как организациями, так
и физическими лицами. В настоящее
время в соответствии с принятой
учетной политикой в целях
налогообложения
С
2010 г. планируется внесение в налоговое
законодательство изменения, которое
касается переноса убытков на будущее
при реорганизации или
Важное
перспективное направление