Косвенные налоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании функций, механизма реализации косвенных налогов, для этого будет рассмотрен прогноз развития системы налогооблажения на близжайший год.

Реализация поставленной цели потребовала также решения следующих основных задач:

теоретического переосмысления сущности и функций налогов;

изучения социально-экономической природы косвенных налогов;

изучение российского опыта косвенного налогообложения;

анализа фискального значения и механизма взимания косвенных налогов на современном этапе;

поиска направлений реформирования и разработки предложений по совершенствованию косвенной формы налогообложения.

Объектом исследования служит система косвенных налогов в её институциональном состоянии. Предметом исследования являются денежные отношения, возникающие при взимании косвенных налогов, а также теоретические и практические аспекты функционирования механизма косвенного налогообложения.

Содержание

Введение
Система налогообложения в Российской Федерации
Понятие и принципы налогообложения
Характеристика косвенных налогов: сущность, назначение, организация взимания
Основные изменения в налогообложении: вступившие в силу и ожидаемые
Развитие системы налогообложения в Российской Федерации в 2009-2010 годах

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсач по ОТФ.docx

— 74.62 Кб (Скачать)

Содержание 

         Введение

  1. Система налогообложения в Российской Федерации
    1. Понятие и принципы налогообложения
    2. Характеристика косвенных налогов: сущность, назначение, организация взимания
  2. Основные изменения в налогообложении: вступившие в силу и ожидаемые
  3. Развитие системы налогообложения в Российской Федерации в 2009-2010 годах

    Заключение

    Список  использованных источников 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

     В Российской Федерации продолжается процесс формирования новой налоговой  системы, адекватной условиям рыночной экономики. Задачи стимулирования реального  сектора экономики и соблюдения социальной справедливости в системе  налогообложения пока что реализуются  не в полной мере. Сложившаяся структура  налоговой системы постоянно  подвергается жесткой критике, причем в первую очередь со стороны тех  самых агентов рыночной экономики, чьим интересам она должна соответствовать. Основным предметом критики служит подчиненность системы налогообложения  преимущественно выполнению фискальной функции. Для этого ставка в налогообложении  сделана на косвенные налоги как  основной источник налоговых поступлений  в бюджетную систему. Оценивая сложившуюся  в нашей стране налоговую систему, нельзя не отметить, что она представляет собой сложный и противоречивый институт государственного управления экономикой, формировавшийся в годы рыночных преобразований.

      Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги —  основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции  налоговый механизм используется для  экономического воздействия государства  на общественное производство, его  динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса. В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

    Налоговая система в каждой стране является одной из стержневых основ экономической  системы. Она, с одной стороны, обеспечивает финансовую базу государства, а с  другой – выступает главным орудием  реализации ее экономической доктрины. Налоги – это объективное общественное явление, поэтому при построении налоговой системы необходимо выходить из реальностей социально-экономического состояния страны.

      Формирование  эффективной налоговой системы  для России – экономическая проблема общегосударственного значения.

      С принятием Государственной Думой  Налогового Кодекса РФ дискуссия о его завершенности и принципах построения не ослабевает. И это закономерно: современная отечественная система налогообложения формировалась на протяжении 90-х гг. посредством приспособления советской налоговой структуры к новым условиям хозяйствования, введения того или иного вида налога, способного, по мнению реформаторов, быстро пополнить доходы бюджета. В результате этих преобразований сложилась трехуровневая налоговая система с фискальным характером, не ориентированная на стабилизацию социальной ситуации в обществе и стимулирование развития отечественного производства или поощрение инвестиционной активности товаропроизводителей. Для этой системы характерны низкая эффективность и отторжение как хозяйствующими субъектами, так и гражданами не адекватной современному рыночному образу мышления функциональной направленности государственной налоговой политики.

      Среди наиболее известных авторов, внесших  значительный вклад в изучение вопросов косвенного налогообложения, правомерно выделить А. Вагнера, К. Викселя, С. Вобана, Д. Кейнса, А. Лаффера, Д. Локка, А. Маршалла, Р. Масгрейва, Л. Миллера, Дж. Милль, Ш. Монтескье, Ф. Нитти, В. Петти, А. Пигу, К. Pay, Д. Рикардо, Дж. Робинсона, П. Самуэльсона, Ж. Сей, А. Смита, Дж. Стиглица, А. Тюрго, М. Фридмана, Д. Хикса, Л. Штейна и др.

      Вопросы сущности и значения косвенных налогов  рассмотрены в трудах российских учёных-экономистов А. Александрова, А. Бирмана, М. Боголепова, Б. Болдырева, А. Буковицкого, Н. Бунге, С. Витте, Э. Вознесенского, Т.Володиной, П. Гензеля, И. Горлова, В. Дьяченко, С. Иловайского, И. Караваевой, И. Кулишера, В. Лебедева, П. Мигулина, В. Микеладзе, Д. Миропольского, И. Озерова, Е. Осокина, К. Плотникова, В. Пушкаревой, В. Родионовой, М. Романовского, Б. Сабанти, Э. Селигмана, М. Соболева, А. Соколова, Г. Соловея, В. Твердохлебова, А. Тривуса, Н. Тургенева, Т. Юткиной, И. Янжула и др.

      Вместе  с тем, несмотря на проводимые исследования проблем теории и практики косвенного налогообложения, анализ отечественной  и зарубежной научной литературы позволяет сделать вывод о  том, что многие вопросы, касающиеся функционирования косвенных налогов, их роли в регулировании развития экономики и социальной сферы, в  формировании доходной базы бюджетов разных уровней, нуждаются в дальнейшей разработке.

      Цель  курсовой работы заключается в исследовании функций, механизма реализации косвенных налогов, для этого будет рассмотрен прогноз развития системы налогооблажения на близжайший год.

      Реализация  поставленной цели потребовала также решения следующих основных задач:

теоретического  переосмысления сущности и функций  налогов;

изучения  социально-экономической природы  косвенных налогов;

изучение  российского опыта косвенного налогообложения;

анализа фискального значения и механизма  взимания косвенных налогов на современном  этапе;

поиска  направлений реформирования и разработки предложений по совершенствованию  косвенной формы налогообложения.

Объектом  исследования служит система косвенных налогов в её институциональном состоянии. Предметом исследования являются денежные отношения, возникающие при взимании косвенных налогов, а также теоретические и практические аспекты функционирования механизма косвенного налогообложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Система налогообложения  в Российской федерации
 
    1. Понятие и принципы налогообложения
 

     Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый  механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

    Прежде  всего, остановимся на необходимости налогов. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... " (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., том 21, стр.171). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

      Итак, налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством. Налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Общественное назначение налогов проявляются в их функциях. Их две - фискальная и экономическая.

      Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги ему нужны на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, для поддержки нуждающихся слоев населения, защиты окружающей среды. Часть денег идет на образование, здравоохранение.

      Экономическая функция налогов состоит в  воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также  социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции  могут играть поощрительную (предоставление налоговых льгот), ограничительную (повышение налоговых ставок) и  контролирующую роль.

    Налоги  выражают обязанности юридических  и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

    Денежные  средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

    Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно  определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, четырех  основополагающих, можно сказать, ставших  классическими принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

    1. Подданные государства должны  участвовать в покрытии расходов  правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

    2. Налог, который обязан уплачивать  каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому...

    3. Каждый налог должен взиматься  в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

    4. Каждый налог должен быть устроен  так, чтобы он извлекал из  кармана плательщика возможно  меньше сверх того, что поступает  в кассы государства.

    Принципы  Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики.

     Законодательство  по налогообложению должно разрабатываться  и совершенствоваться с учетом того, что налоговая система и механизм ее реализации должны быть самым тесным образом увязаны со стратегией экономических  реформ, способствовать достижению целей  и задач государственной социально-экономической  и финансово-бюджетной политики.

     Построение  справедливой и эффективной налоговой  системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости  и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Косвенные налоги