Косвенные налоги: сущность, назначение и организация взимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение действующих косвенных налогов в Российской Федерации, выявление проблем исчисления, взимания и пути их решения.
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
1. Изучение теоретических аспектов налогообложения;
2. Анализ исчисления и взимания основных косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизы);
3. Рассмотрение проблем исчисления и взимания косвенных налогов и пути их решения.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические аспекты налогообложения

1. Экономическая сущность и функции налогов
6
2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации и место в ней косвенных налогов
9
2. Анализ исчисления и взимания основных косвенных налогов

1. Налог на добавленную стоимость
17
2. Акцизы
29
3. Проблемы исчисления и взимания косвенных налогов в Российской Федерации и пути их решения
36
Заключение 44
Список литературы 45
Приложение А. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации по видам 47
Приложение Б. Ставки налога на добавленную стоимость 48
Приложение В. Налоговые ставки на подакцизные товары

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Финансы..doc

— 279.00 Кб (Скачать)

     В связи с этим внесено дополнение и в порядок заполнения заявления  о ввозе товаров и уплате косвенных  налогов (Приложение 1 к Порядку, утвержденных Приказом Минфина России от 27.11.2006 № 153н). Если вывезенный ранее товар  снова ввозится, но в переработанном виде, то в данную графу включается только стоимость работ (услуг) по переработке перемещаемого товара.

     Ранее в абз. 3 п. 3 Порядка заполнения налоговой  декларации по косвенным налогам  при ввозе «белорусских» товаров  в Россию существовало некорректное выражение. Титульный лист и разд. 1.1. декларации предписывалось заполнять за истекший месяц, в котором налогоплательщики осуществили ввоз товаров в Россию. Это не совпадало с правилом, регламентированным Соглашением между государствами и общим порядком возникновения обязанности отчитаться по ввезенным товарам. Обязанность наступает в том отчетном месяце, когда ввезенные товары приняты на учет (п. 6 Положения, утвержденного Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004). Теперь такую неточность устранили (пп. «в» п.1 Приказа) [4].

     В связи с ростом среднего уровня цен  на потребительские товары и прогнозом  уровня инфляции в указанном периоде (2010 – 2012 гг.) предусматривается ежегодная  индексация специфических ставок акцизов на все подакцизные товары, за исключением табачной продукции (сигареты, папиросы), пива и спиртосодержащей продукции, по сравнению с предыдущим годом в среднем на 10%.

     По  сигаретам с фильтром индексация произведена на 20%, а по сигаретам  без фильтра и папиросам – на 28 – 30% [7].

     Кроме того, внесены поправки непосредственно  в порядок исчисления акцизов. Так, ст. 200 НК РФ дополнена положением, в  соответствии с которым при исчислении акциза на крепкую алкогольную продукцию (с объемной долей этилового спирта выше 25%) ограничивается право налогоплательщиков на налоговый вычет акциза, уплаченного при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья. С 2010 года, если производители такой алкогольной продукции используют в качестве сырья спиртосодержащую продукцию, сумма налогового вычета у них будет меньше суммы акциза, фактически уплаченной при приобретении спиртосодержащей продукции. В данном случае сумму вычета следует определять исхода из ставки акциза на этиловый спирт.

     Необходимость указанной поправки была вызвана следующим. В настоящее время одним из способов уклонения от уплаты акцизов на алкогольную продукцию является использование так называемой спиртосодержащей схемы. Суть этой схемы заключается в том, что производители алкогольной продукции в нарушение требований нормативно – технической документации используют в качестве основного сырья для производства крепкой алкогольной продукции не спирт этиловый, как это предусмотрено нормативно – технической документацией, а спиртосодержащую продукцию. При этом ст. 200 НК РФ установлено, что налогоплательщики акцизов имеют право уменьшить сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, на сумму акциза, уплаченную ими при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья.

     Как свидетельствуют результаты проверок проводившихся налоговыми органами, зачастую сумма акциза по спиртосодержащей продукции в бюджет вообще не уплачивается (то есть эта продукцию находилась в нелегальном обороте). Учитывая, что ставка акциза по крепкой алкогольной и спиртосодержащей продукции была установлена на одинаковом уровне, в результате акциз в бюджет вообще не поступал.

     Изменилась  и ставка на спиртосодержащую продукцию. Теперь она установлена на одинаковом уровне со ставкой акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9%. Дело в том, что спиртосодержащая продукция (например, висковый, кальвадосный и другие дистилляты) используются в качестве сырья при изготовлении слабоалкогольных напитков. Действующее в 2009 году соотношение ставок акциза на спиртосодержащую и слабоалкогольную продукцию привело к образованию так называемой отрицательной разницы между ставками акциза на спиртосодержащую продукцию и на алкогольную продукцию с содержанием спирта до 9% в расчете на одинаковую единицу измерения (1 л. безводного спирта).

     Неправомерная замена товаров, используемых в качестве сырья, стала причиной завышения  суммы акциза, подлежащей вычетам, то есть возмещаемой из бюджета [13].

     Попытки собирать больше налога с бедных граждан были бы очень дороги с административной и экономической точки зрения. Но реальность такова, что правительство проявляет недостаточную настойчивость во взимании налогов с очень состоятельных граждан. Существуют огромные возможности роста доходов государства за счет налогообложения богатых слове граждан.

     При выборе форм косвенного налогообложения  товаров, будь то импортные и экспортные пошлины или акцизные сборы на местные товары, чтобы минимизировать затраты на обеспечение максимальных доходов, нужно придерживаться определенных общих экономических и административных принципов:

     1). Товар должен импортироваться  или производиться относительно  небольшим числом лицензированных  фирм, что облегчает контроль  за уклонением от налогов;

     2). Эластичность спроса товара по цене должна быть низкой, чтобы рост потребительских цен, вызванный ростом налогов, не подорвал совокупного спроса;

     3). Товар должен иметь высокую эластичность спроса по доходу, то есть чем выше доход, тем больше налоговых поступлений;

     4). В целях справедливости налогообложения следует облагать налогами такие товары, как автомобили, импортные деликатесы и тому подобные, которые преимущественно потребляются высокодоходным группами населения, и в то же время освободить от налогообложения товары массового потребления, такие как основные продукты питания, простая одежда и домашняя утварь, даже если они удовлетворяют  трем первым критериям [17].

     Использование косвенных налогов в отечественной  системе налогообложения особенно негативно сказывается на жизненном уровне населения в условиях преимущественно монопольного ценообразования. Это обуславливает инфляционный характер налоговой системы, поскольку она стимулирует «вздувание цен». Производители товаров в таких условиях стремятся переложить все бремя налогового давления на конечных потребителей товаров – население. В развитых странах запада доля косвенных налогов в налогообложении снижается, а в России она возрастает. В США их доля составляет около 20%, а в России – более 70%, что указывает на желание увеличить налоговые поступления наиболее легким способом. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      Налоги  – необходимый элемент механизма  государственного регулирования рыночной экономики, без которого немыслимо  ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества.

     Именно  в налоговой системе и налоговой политике заложена и возможности использования их в целях развития и совершенствования федеративных отношений, а также местного самоуправления, что относится к числу первостепенных задач, стоящих сегодня перед государством.

     Целью работы было изучение действующих косвенных налогов в Российской Федерации таких как налог на добавленную стоимость и акцизы. В работе выявлены проблемы исчисления и взимания, и приведены пути их решения.

     В работе были решены следующие задачи: изучение теоретических аспектов налогообложения; анализ исчисления и взимания основных косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизы); рассмотрение проблем исчисления и взимания косвенных налогов и пути их решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Омега – Л., 2009.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. – М.: ИНФРА – М, 2009.
  3. Федеральный закон № 308 «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 02.12.2009.
  4. Аканьшина И.М. Комментарий к Приказу Минфина России от 31.07.2009 № 83н «О внесение изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 153н «Об утверждении формы налоговой декларации по косвенным налогам (налог на добавленную стоимость и акцизом) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь  и порядка ее заполнения»//Нормативные акты для бухгалтера. 2009. № 20.
  5. Белых В.С. Налоговое право России. Краткий учебный курс. – М.: НОРМА, 2004. – 143с.
  6. Вылкова Е., Романовский М. Налоговое планирование. – СПб.: Питер, 2004. – 634 с.
  7. Гончаренко Л.И. Практикум по федеральным налогам и сборам с организаций: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007. – 280 с.
  8. Иванова С.А. Налог и налогообложение: учебное пособие. Тамбов: Изд – во Тамб.гос.техн.ун – та, 2005. – 80с.
  9. Казак А.Ю. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. – Екатеринбург, 2001. – 111 с.
  10. Качур О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007. – 304с.
  11. Лозовой А.М. Налоги и налогообложение. 2 – е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288с.
  12. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. – 2 – е изд. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 543 с.
  13. Нечипорчук Н.А. Изменения в правилах исчисления акцизов с 2010 года// Российский налоговый курьер. 2009. № 24.
  14. Нечипорчук Н.А. Нюансы исчисления и уплаты акцизов// Налоговый вестник. 2009. № 11.
  15. Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – 5 – е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – Издат, 2005. – 720 с.
  16. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 512 с.
  17. Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.: Юрайт – Издат, 2006. – 543 с.
  18. Самсонова Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. Краткий курс. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 302 с.
  19. Трошин А.Н., Мазурина Т.Ю., Фомкина В.И. Финансы и кредит: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 408 с.
  20. Годовой налоговый отчет – 2009// Российский налоговый курьер.
  21. www.minfin.ru
  22. www.nalog.ru
  23. www.gks.ru
  24. www.cbr.ru
  25. Консультант Плюс
 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Поступление налогов, сборов и  иных обязательных платежей в федеральный  бюджет Российской Федерации  по видам [21, 22, 23, 24]

№ п/п   2007 год 2008 год 2009 год

(по  предварительным  данным)

Млрд. рублей % Млрд. рублей % Млрд. рублей %
1 2 3 4 5 6 7 8
  Всего 3699,6 100,00 4036,5 100,00 2975,6 100,00
1 Налог на прибыль  организаций 641,3 17,33 761,1 18,86 195,4 6,57
2 Единый социальный налог 405,0 10,95 506,8 12,56 509,8 17,13
3 Налог на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 1390,4 37,58 998,4 24,73 1176,6 39,54
4 Налог на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь 34,3 0,93 40,3 0,99 30,6 1,03
5 Акцизы 105,7 2,86 125,2 3,10 81,7 2,75
6 Налог на добычу полезных ископаемых 1122,9 30,35 1604,7 39,75 981,5 32,98
 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Ставки  налога на добавленную стоимость [2]

Налоговая ставка 0% Налоговая ставка 10% Налоговая ставка 18%
1.Товаров,  вывезенных в таможенном режиме  экспорта, а также товаров, помещенных  под таможенный режим свободной  таможенной зоны, при условии  представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ;

2.Работ  (услуг), непосредственно связанных  с производством и реализацией  товаров, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ;

3.Работ  (услуг), непосредственно связанных  с перевозкой или транспортировкой  товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;

4.Услуг  по перевозке пассажиров и  багажа при условии, что пункт  отправления или пункт назначения  пассажиров и багажа расположены  за пределами территории Российской  Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

5.Работ  (услуг), выполняемых (оказываемых)  непосредственно в космическом  пространстве, а также комплекса  подготовительных наземных работ  (услуг), технологически обусловленного  и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;

6.Драгоценных  металлов налогоплательщиками, осуществляющими  их добычу или производство  из лома и отходов, содержащих  драгоценные металлы, Государственному  фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;

7.Товаров  (работ, услуг) для официального  пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно – технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;

8.Припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов;

9.Выполняемых  российскими перевозчиками на  железнодорожном транспорте работ  (услуг) по перевозке или   транспортировке экспортируемых  за пределы территории Российской  Федерации продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации, а также связанных с такой же перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке;

10.Построенных  судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

1.Продовольственные  товары:
  • Скота и птицы в живом весе;
  • Мяса и мясопродуктов;
  • Молока и молокопродуктов;
  • Яйца и яйцепродуктов;
  • Масла растительного;
  • Маргарина;
  • Сахара, включая сахар – сырец;
  • Соли;
  • Зерна, комбиркормов, кормовых смесей, зерновых отходов;
  • Маслосемян и продуктов их переработки;
  • Хлеба и хлебобулочных изделий;
  • Крупы;
  • Муки;
  • Макаронных изделий;
  • Рыбы живой;
  • Море – и рыбопродуктов;
  • Продуктов детского и диабетического питания;
  • Овощей.

2.Товаров  для детей:

  • Трикотажные изделия для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп;
  • Швейных изделий;
  • Обуви;
  • Кроватей детских;
  • Матрацев детских;
  • Колясок;
  • Тетрадей школьных;
  • Игрушек;
  • Пластилина;
  • Пеналов;
  • Счетных палочек;
  • Счет школьных;
  • Дневников школьных;
  • Тетрадей для рисования;
  • Альбомов для рисования;
  • Альбомов для черчения;
  • Папок для тетрадей;
  • Обложек для учебников, дневников, тетрадей;
  • Касс цифр и букв;
  • Подгузников.

3.Периодических  печатных изданий, за исключением  периодических печатных изданий  рекламного или эротического  характера.

4.Медицинских  товаров отечественного и зарубежного  производства.

Налогообложение производится по налоговой ставке 18% в случаях, не указанных в первом и во втором столбцах.

Информация о работе Косвенные налоги: сущность, назначение и организация взимания