Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 11:19, курсовая работа
Целью работы является изучение действующих косвенных налогов в Российской Федерации, выявление проблем исчисления, взимания и пути их решения.
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
1. Изучение теоретических аспектов налогообложения;
2. Анализ исчисления и взимания основных косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизы);
3. Рассмотрение проблем исчисления и взимания косвенных налогов и пути их решения.
Введение 4
1. Теоретические аспекты налогообложения
1. Экономическая сущность и функции налогов
6
2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации и место в ней косвенных налогов
9
2. Анализ исчисления и взимания основных косвенных налогов
1. Налог на добавленную стоимость
17
2. Акцизы
29
3. Проблемы исчисления и взимания косвенных налогов в Российской Федерации и пути их решения
36
Заключение 44
Список литературы 45
Приложение А. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации по видам 47
Приложение Б. Ставки налога на добавленную стоимость 48
Приложение В. Налоговые ставки на подакцизные товары
Если
сумма налоговых вычетов в
каком – либо налоговом периоде
превышает сумму акциза, исчисленную
по реализованным подакцизным
Налоговые вычеты акцизов производятся на основании соответствующих документов (Приложение).
В гл. 22 «Акцизы» НК РФ внесены существенные поправки, вступающие в силу с 2010 года. В результате не только повышены ставки акцизов практически по всем видам подакцизных товаров, но и изменен порядок исчисления и уплаты акцизов. Рассмотрим, в связи с чем были приняты эти новые нормы.
Федеральный закон от 28.11.2009 № 282 – ФЗ «О внесении изменений в главу 22 и главы 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» разработан и принят во исполнение. Основных направлений налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (одобрены Правительством РФ 25 мая 2009 года). Данный закон предусматривает индексацию ставок акцизов на 2010 – 2012 гг., а также внесение ряда изменений, направленных на уточнение действующего порядка налогообложения акцизами, с целью повышения его эффективности [13].
Существенная поправка внесена в п. 3 ст. 182 НК РФ. Согласно новой редакции этого пункта получение подакцизных товаров путем смешения признается процессом производства только если в результате смешения создается товар, в отношении которого Налоговым кодексом установлена более высокая ставка акциза. До 2009 года к производству приравнивались любые виды смешения товаров, включая и те, в результате которых получался подакцизный товар, облагаемый по той же ставке акциза, что и товар, использованный в качестве сырья.
Изменение коснулось также ст. 187.1 НК РФ. В ней уточнено понятие марки (наименования) табачных изделий. Согласно новой редакции под маркой (наименование) понимается ассортиментная позиция табачных изделий, отличающаяся от других марок (наименований) одним или несколькими из следующих признаков – индивидуализированным обозначением (названием), присвоенным производителем или лицензиаром, рецептурой, размерами, наличием или отсутствием фильтра, упаковкой. В редакции, действующей до 2009 года, понятие «марка табачных изделий» предполагало, что она марка от другой должна была отличаться всей совокупностью перечисленных признаков [20].
Новая
формулировка позволяет производителю
устанавливать различные максимальные
розничные цены на табачные изделия одного
наименования, отличающиеся друг от друга
хотя бы по одному показателю.
Анализ акцизов показал, что поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2007 году 105,7 млрд. рублей и выросли относительно 2006 года на 16,7%. Поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию в федеральный бюджет Российской Федерации в 2007 году составили 4,3 млрд. рублей, что на 5,3% больше, чем в 2006 году. В федеральный бюджет в 2007 году мобилизовано акцизов на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, 49,3 млрд. рублей, что на 39,1% больше поступлений 2006 года. Поступления акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и моторные масла) в федеральный бюджет в 2007 году составили 52,1 млрд. рублей, что на 4% больше, чем в 2006 году.
Поступления по сводной группе акцизов составили в 2008 году 125,2 млрд. рублей и выросли относительно 2007 года на 15,1%.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2009 году 81,7 млрд. рублей и снизились относительно 2008 года на 35%. Снижение поступлений по сводной группе акцизов в федеральный бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.
На диаграмме видна основная масса администрируемых Федеральной налоговой службой России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями акцизов.
Из диаграммы видно, что удельный вес акцизов:
С
самого начала построения налоговой
системы России был взят фискальный
ориентир. Налоговая система стала
приобретать конфискационный
Основной целью российской налоговой системы была определена, прежде всего, ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только преобладанием монетаристского подхода к ее построению в его одностороннем понимании без учета конкретных российских условий, но и требованиями международных финансово – кредитных организаций, которые для предоставления кредитов поставили условия – стабилизация рубля и сокращение бюджетного дефицита.
Основной недостаток налоговой системы России состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов – предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия, испытывая заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения.
Налоговая
политика России строится пока исходя
из принципа – «чем больше ставка, тем
лучше для государства и
Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества – предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе.
Наша
налоговая система построена
так, что налоговые платежи
Одним из наиболее существенных недостатков действующей налоговой системы является то, что она почти не стимулирует формирования в экономике наиболее важных пропорций развития. Ядром такой пропорциональности является соотношение темпов роста производительности труда и фонда потребления, как на макро -, так и на микроуровне.
Пока
же налоговая система России не ориентирована
на косвенное поддержание
Все
еще актуальной остается задача обеспечить
формирования такой системы налогообложения,
которая способствовала бы развитию
экономики, формированию полноценных
субъектов рынка с
Пути оптимизации налоговой системы России заключается в укреплении налоговой системы, ее совершенствование. Нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов. Основная задача этого этапа – обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита федерального бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой степенью надежности финансировать экономическое развитие страны.
Основные
направления совершенствования
налоговой системы России в этом
общем контексте видятся
На данный момент целесообразно:
В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной (с изменением некоторых акцентов) системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную (для обеспечения потребностей государства), но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции.
Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования.
Одним из первых изменений стало расширение понятия «товар» в целях применения положений в данной области взаимоотношений. Так, исчисление и уплата НДС (акцизов), а также заполнение декларации осуществляется российскими налогоплательщиками при ввозе белорусских товаров на территорию России. Теперь к импортируемым товарам относятся не только приобретенные готовые товары, но и те, которые изготовлены для налогоплательщика на территории Беларуси, а также продукты переработки (пп. «а» п. 1 Приказа Минфина России от 31.07.2009 №83н). Такая норма добавлена на основании абз. 1 ст. 4 Протокола между Правительством Российской Федерации и правительством Республики Беларусь от 23.03.2007 о порядке взимания косвенных налогов.
Информация о работе Косвенные налоги: сущность, назначение и организация взимания